Предложение для анализа:
Когда мы подходили к дому, который был целью нашего путешествия, уже холодало и на небе зажигались первые звезды.
1. Повествовательное
2. Невосклицательное
3. Сложное
3.2.Усложненное полипредикативное
3.2.2.2. части предложения (3) уже холодало и (4) на небе зажигались первые звезды связаны сочинительной связью; тип сложносочиненного предложения – соединительный
3.2.2.3.
а) части предложения (3+4) [уже холодало и на небе зажигались первые звезды] и (1) когда мы подходили к дому связаны подчинительной связью; (1) – придаточное обстоятельства времени;
б) части предложения (1) когда мы подходили к дому и(2) который был целью нашего путешествия связаны подчинительной связью;(2) – субстантивно-определительное придаточное
3.2.2.3.1. Соподчинение придаточных – последовательное
Ключи к тесту
а) Часть I
А, 2Б
Части II - III
Главные предложения с сочинительной связью между ними – уже холодало; на небе зажигались первые звезды,
придаточное времени – когда мы подходили к дому,
придаточное субстантивно-определительное – который был целью нашего путешествия,
последовательное подчинение.
б) Часть I
А | Б | В | |
Ö | |||
Ö |
Часть II
(1)Когда (2)мы (3)подходили (4)к (5)дому, (6)который (7)был (8)целью (9)нашего (10)путешествия, (11)уже (12)холодало (13)и (14)на (15)небе (16)зажигались (17)первые (18)звезды.
Номер первого слова | Номер последнего слова | Номер первого слова после разрыва** | Номер последнего слова (после разрыва)** | |
Первая часть | ||||
Вторая часть | ||||
Третья часть | ||||
Четвертая часть | ||||
Пятая часть | ||||
Шестая часть | ||||
Седьмая часть | ||||
Восьмая часть | ||||
Девятая часть | ||||
Десятая часть |
Часть III
|
(1)Когда мы подходили к дому, (2)который был целью нашего путешествия, (3)уже холодало и (4)на небе зажигались первые звезды.
Номера частей предложения | |||||||||||
Отношения | |||||||||||
Бессоюзное перечисление | |||||||||||
Бессоюзное сопоставление | |||||||||||
Бессоюзная обсуловленность | |||||||||||
Бессоюзное объяснение | |||||||||||
Сочинение (соединительное) | Ö | Ö | |||||||||
Сочинение (разделительное) | |||||||||||
Сочинение (противительное) | |||||||||||
Сочинение (градационное) | |||||||||||
Придаточное изъяснительное и главное | |||||||||||
Придаточное определительное и главное | Ö | Ö | |||||||||
Придаточное обстоятельства места и главное | |||||||||||
Придаточное обстоятельства времени и главное | Ö | Ö | Ö | ||||||||
Придаточное обстоятельства образа действия, меры и степени и главное | |||||||||||
Придаточное обстоятельства причины и главное | |||||||||||
Придаточное обстоятельства следствия и главное | |||||||||||
Придаточное обстоятельства цели и главное | |||||||||||
Придаточное обстоятельства условия и главное | |||||||||||
Придаточное обстоятельства уступки и главное | |||||||||||
Придаточное обстоятельства сравнения и главное | |||||||||||
Придаточное обстоятельства сопоставления и главное | |||||||||||
Придаточное обстоятельства присоединения и главное | |||||||||||
Однородные придаточные | |||||||||||
Неоднородные придаточные с параллельным одночленным подчинением | |||||||||||
Неоднородные придаточные с параллельным разночленным подчинением | |||||||||||
Неоднородные придаточные с последовательным подчинением | Ö | Ö | Ö | Ö | |||||||
|
Литература
1. Современный русский литературный язык / Под ред. В.Г.Костомарова и В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – С.517-595
2. Современный русский литературный язык/ П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. – М.: Высш.шк., 2001. – С.158-188
|
3. Современный русский язык/ В.А.Белошапкова, Е.А.Земская, И.Г.Милославский, М.В.Панов. – М.: Высш.школа, 1981. – С.133-239
4. Краткая русская грамматика/под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.: Русский язык, 1989. – С. 24-145
5. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.
6. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. Л., 1971
7. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1969
8. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976
9. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970.
10. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1991
11. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. М., 1994
12. Виноградов В.В. Из истории русского синтаксиса. М., 1958
13. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977
14. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М., 1972
15. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973
16. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979
17. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. Л., 1991
18. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.
19. Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного анализа. М., 1980.
20. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.
21. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956
22. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., 1972
23. Щерба Л.В. Теория русского письма. Л, 1983.
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МАТЕРИАЛЫДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ | |
Занятие 1. Фонетический анализ слова……………….…………………… | |
Занятие 2. Словообразовательный анализ слова…….……………………. | |
Занятие 3. Морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений……………….…….. | |
Занятие 4. Морфологический анализ глаголов, служебных частей речи, междометий………………………………………………………………….. | |
Занятие 5. Синтаксический анализ словосочетания и предложения…….. | |
Занятие 6. Анализ слова как лексической единицы………………………. | |
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ТЕСТЫ | |
Фонетический анализ слова………………………………………………… | |
Словообразовательный анализ слова………………………………………. | |
Морфологический анализ слова……………………………………………. | |
Синтаксический анализ словосочетания…………………………………... | |
Синтаксический анализ простого предложения…………………………... | |
Синтаксический анализ сложного предложения (для предложений, состоящих из двух частей)………………………………………………….. | |
Синтаксический анализ сложного предложения (усложненное полипредикативное предложение)…………………………………………. | |
Анализ слова как лексической единицы…………………………………… | |
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. МАТРИЦЫДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ | |
Фонетический анализ слова………………………………………………... | |
Словообразовательный анализ слова………………………………………. | |
Морфологический анализ слова……………………………………………. | |
Синтаксический анализ словосочетания…………………………………... | |
Синтаксический анализ простого предложения…………………………... | |
Синтаксический анализ сложного предложения (для предложений, состоящих из двух частей)………………………………………………….. | |
Синтаксический анализ сложного предложения (усложненное полипредикативное предложение)…………………………………………. | |
Анализ слова как лексической единицы…………………………………... | |
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ОБРАЗЦЫАНАЛИЗА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ……………………………………………………………………... |
[1] Пункты, отмеченные знаком *, не обязательны для выполнения
[2] Пункты, отмеченные знаком **, выполняются только при наличии в разбираемой языковой единице соответствующего явления
[3] При анализе междометий нужно указать только их частеречную принадлежность.
[4] При необходимости правильный ответ может маркироваться знаком Ö в тексте теста или записываться на чистом бланке в численно-буквенной форме, например 1Б-2В-3А и т.д.
[5] Слова для анализа подбираются преподавателем
[6] В зависимости от точки зрения исследователя
[7] Члены предложения нумеруются в порядке от начала предложения к его концу. Например, В библиотеке студенты и преподаватели серьезно изучали и бегло просматривали газеты, журналы и книги: первое подлежащее – студенты, второе подлежащее – преподавателя, первое сказуемое – изучали, второе сказуемое – просматривали, первое дополнение – газеты, второе дополнение – журналы, третье дополнение – книги, первое обстоятельство – в библиотеке, второе обстоятельство – серьезно, третье обстоятельство – бегло.
[8] Преподавателям не рекомендуется давать для анализа предложения, содержащие более 3 однородных членов
[9] В случае, если часть предложения разделена не принадлежащими ему компонентами, следует указать номера первого слова и последнего слова как до разрыва предложения, так и после него.