Глава 1. Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования (далее – стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 5-1) статьи 5 и статьи 56 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяет требования к содержанию образования, максимальному объему учебной нагрузки, к уровню подготовки обучающихся и сроку обучения по образовательным программам послесреднего образования.
2. В настоящем стандарте применяются следующие термины и определения:
1) академический период – период теоретического обучения при кредитной технологии обучения, устанавливаемый самостоятельно организацией послесреднего образования в одной из трех форм: семестр, триместр, квартал;
2) академический час – время контактной работы обучающегося с преподавателем по расписанию на всех видах учебных занятий;
3) критерии оценки – показатели для принятия решения по оцениванию результатов обучения на соответствие предъявленным требованиям к компетентности;
4) базовая компетенция – способность управлять собой и собственной деятельностью, склонность к самомотивации и самоорганизации;
5) базовый модуль – независимый, самодостаточный раздел образовательной программы или период обучения, направленный на приобретение обучающимися способности управлять собой и собственной деятельностью, склонности к самомотивации и самоорганизации;
6) квалификация – уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной профессии и специальности;
7) дипломная работа (проект) – самостоятельная творческая работа студентов, представляющая собой обобщение результатов освоения обучающимся образовательной программы послесреднего образования и выполняемая ими на выпускном курсе;
|
8) индивидуальный учебный план - учебный план обучающегося, способствующий реализации индивидуальных образовательных потребностей и академического права обучающихся на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения, в том числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы;
9) профессиональный модуль - независимый, самодостаточный раздел образовательной программы или период обучения, направленный на приобретение обучающимися способности решать совокупность профессиональных задач на основе компетенций;
10) профессиональная компетенция – способность специалиста решать совокупность профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность;
11) кредит – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося (преподавателя);
12) кредитная технология обучения - обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин и (или) модулей с накоплением кредитов;
13) модуль – независимый, самодостаточный раздел образовательной программы или период обучения;
14) модульное обучение – способ организации учебного процесса на основе освоения модульных образовательных программ;
15) обязательный компонент – перечень учебных дисциплин и (или) модулей и соответствующих минимальных объемов кредитов, установленных типовым учебным планом и изучаемых обучающимся в обязательном порядке по программе обучения;
|
16) модель учебного плана – форма представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания послесреднего образования;
17) рабочая учебная программа (силлабус) – документ, разрабатываемый организацией образования для конкретной дисциплины и (или) модуля рабочего учебного плана;
18) рабочий учебный план – документ, разрабатываемый организацией послесреднего образования на основе типового учебного плана или настоящего стандарта, регламентирующий перечень, последовательность изучения и объем учебных дисциплин и (или) модулей, формы контроля;
19) срок обучения – срок освоения образовательной программы по конкретной форме обучения (очное, вечернее, заочное);
20) компонент по выбору – перечень учебных дисциплин и (или) модулей и соответствующих минимальных объемов кредитов (или академических часов), предлагаемых организацией послесреднего образования, самостоятельно выбираемых обучающимся в любом академическом периоде с учетом их пререквизитов и постреквизитов;
21) транскрипт – документ, содержащий перечень освоенных дисциплин и (или) модулей за соответствующий период обучения с указанием кредитов и оценок в буквенном и цифровом выражении;
22) тьютор – специалист, выполняющий функции наставника лиц с особыми образовательными потребностями, создающий условия для индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий), обеспечивающий уровень подготовки обучающихся;
|
23) типовая учебная программа – документ, определяющий содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению по конкретной дисциплине и (или) модулю типового учебного плана;
24) типовой учебный план – документ, разработанный на основе настоящего стандарта, регламентирующий объем (трудоемкость) учебного времени по модулям, профессиональных практик, иных видов учебной деятельности обучающихся, формы контроля, сроки обучения в зависимости от специальностей и квалификаций;
25) эдвайзер – преподаватель, выполняющий функции академического наставника обучающегося по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы послесреднего по кредитной технологии в период обучения;
26) каталог элективных дисциплин и (или) модулей – перечень дисциплин и (или) модулей компонента по выбору, содержащий их краткое описание.
3. Подготовка кадров с послесредним образованием осуществляется в соответствии с настоящим стандартом, а также с:
1) учебно-программной документацией – моделью учебного плана настоящего стандарта, типовыми и рабочими учебными программами и планами, индивидуальными планами обучения;
2) интегрированными образовательными программами послесреднего образования.