Глава 2. Требования к содержанию послесреднего образования c ориентиром на результаты обучения




4. Содержание образовательных программ послесреднего образования предусматривает изучение интегрированных в модули образовательных программ технического и профессионального образования с включением отдельных модулей или дисциплин образовательных программ бакалавриата.

Интегрированные образовательные программы послесреднего образования разрабатываются организациями образования послесреднего образования на основе объединения соответствующих содержательных аспектов образовательных программ, необходимых для выполнения конкретной деятельности и формирования профессиональной компетентности. Виды интегрированных образовательных программ: междисциплинарные, межуровневые, межвузовские и международные.

Образовательная программа послесреднего образования содержит:

1) освоение базовых и профессиональных модулей;

2) выполнение лабораторно-практических работ по базовым и профессиональным модулям;

3) прохождение производственного обучения и профессиональной практики;

4) выполнение курсового и дипломного проектирования (работы);

5) прохождение промежуточной и итоговой аттестации.

Реализация образовательных программ послесреднего образования обеспечивается:

1) наличием библиотечного фонда учебной литературы и учебно-методических пособий, в том числе цифровыми образовательными ресурсами по модулям (дисциплинам), самостоятельным работам обучающегося, курсовым и дипломным работам (проектам);

2) инженерно-педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее образование, с производственным стажем. Допускается привлечение квалифицированных специалистов с производства, имеющих базовое высшее, соответствующее профилю специальности.

5. Воспитательные компоненты образовательных программ направлены на привитие национальных ценностей, формирование патриотизма и гражданственности, развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся.

6. Интегрированные образовательные программы послесреднего образования структурируются на основе компетентностного подхода с применением кредитно-модульной технологии.

7. Базовые и профессиональные модули включают модули обязательного компонента и компонента по выбору.

Перечень модулей обязательного компонента определяется типовым учебным планом или моделью учебного плана настоящего стандарта.

Перечень модулей компонента по выбору определяется организацией послесреднего образования самостоятельно.

Объем обязательного компонента базовых и профессиональных модулей составляет не менее 70% от общего объема времени, отведенного на их изучение.

Объем компонента по выбору базовых и профессиональных модулей составляет не более 30% и дает возможность:

1) расширения основных видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу послесреднего образования;

2) углубления подготовки обучающегося, определяемой содержанием обязательного компонента;

3) получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможности продолжения на следующем уровне образование по соответствующей специальности.

8. Компонент по выбору учитывает специфику социально-экономического развития конкретного региона и потребности рынка труда, а также индивидуальные интересы самого обучающегося.

Компонент по выбору формируется по предложениям работодателей и партнеров организации послесреднего образования, предметно-цикловых комиссий.

9. Базовые модули включают содержание общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Профессиональные модули включают содержание общепрофессиональных, специальных дисциплин, производственного обучения и профессиональной практики.

10. При планировании учебного процесса типовые учебные планы разрабатываются на основе модели учебного плана послесреднего образования, приведенного в приложении к настоящему стандарту.

11. Организация образовательной деятельности осуществляется посредством планирования учебного процесса, содержания образования, выбора способов проведения учебных занятий, самостоятельной работы обучающихся, форм итогового контроля их учебных достижений.

12. Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе учебных программ и планов.

Учебные программы и планы подразделяются на типовые, рабочие и индивидуальные.

13. Типовые учебные программы и планы разрабатываются по конкретным специальностям послесреднего образования на основе настоящего стандарта.

В типовых учебных планах определяется трудоемкость обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (профессиональной практики, промежуточной и итоговой аттестации, написания дипломной работы (проекта)) в кредитах и часах, а компонент по выбору указывается общим количеством кредитов и часов.

14. Типовые учебные планы соответствуют модели учебного плана послесреднего образования, приведенного в приложении к настоящему стандарту и отличаются в случае подготовки:

1) специалистов из числа лиц с особыми образовательными потребностями;

2) специалистов по военным, медицинским специальностям и специальностям культуры и искусства.

15. Рабочие учебные планы разрабатываются организацией послесреднего образования по определенному профилю, специальности и квалификациям на каждую учебную группу, с указанием формы и срока обучения на основе настоящего стандарта и типового учебного плана.

Рабочий учебный план состоит из графика учебного процесса, сводных данных по бюджету времени, пояснительной записки и плана-сетки, регламентирующей перечень последовательность и объем учебных дисциплин и (или) модулей, формы контроля, распределение часов (кредитов) теоретического обучения и профессиональной практики по семестрам.

Рабочий учебный план разрабатывается на весь период обучения и утверждается руководителем организации послесреднего образования.

Рабочий учебный план служит основой для расчета трудоемкости учебной работы обучающегося и преподавателя.

Рабочие учебные планы и учебные программы организаций послесреднего образования отличаются от типовых учебных планов и программ в следующих случаях:

1) работы в экспериментальном режиме;

2) подготовки специалистов из числа лиц с особыми образовательными потребностями.

16. При разработке и реализации рабочих учебных планов и программ на основе типовых учебных планов и программ организации послесреднего образования:

1) изменяют до 50 % объема учебного времени, отводимого на освоение базовых и профессиональных модулей и до 60 % производственного обучения, и профессиональной практики с сохранением общего количества часов на обучение;

2) выбирают различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса;

3) в соответствии с потребностями работодателей изменяют содержание учебных программ до 50% по базовым и профессиональным модулю, производственному обучению и профессиональной практике. Вводят дополнительные профессиональные модули по требованию работодателей с сохранением общего количества часов на обязательное обучение;

4) выбирают формы, порядок и периодичность проведения текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации обучающихся.

17. В дополнение к рабочим учебным планам организацией послесреднего образования разрабатывается каталог элективных дисциплин и (или) модулей.

18. На основе типовых или рабочих учебных планов и каталога элективных дисциплин и (или) модулей по специальности обучающимся с помощью эдвайзера составляется индивидуальный учебный план.

Индивидуальный учебный план определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого обучающегося.

В индивидуальный учебный план включаются дисциплины и (или) модули обязательного компонента и виды учебной деятельности (профессиональная практика, промежуточная и итоговая аттестация, написание и защита дипломной работы (проекта), дисциплины и (или) модули компонента по выбору.

Индивидуальный учебный план для лиц с особыми образовательными потребностями разрабатывается с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

На основе рабочих учебных планов для лиц с особыми образовательными потребностями с помощью тьютора составляется индивидуальный учебный план.

19. Форма, структура, порядок разработки и утверждения каталога элективных дисциплин и (или) модулей, индивидуального учебного плана определяются организацией послесреднего образования самостоятельно.

20. Рабочие учебные программы (силлабусы) разрабатываются по всем дисциплинам и (или) модулям учебного плана. При этом по дисциплинам и (или) модулям обязательного компонента их разработка осуществляется на основе типовых учебных программ при их наличии.

Форма, структура, порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ (силлабусов) определяются организацией послесреднего образования самостоятельно.

21. По завершении каждой дисциплины и (или) модуля проводится процедура оценки уровня учебных достижений в форме экзамена или дифференцированного зачета.

Оценка результатов выполнения всех видов профессиональных практик, курсовых работ (проектов) проводится в форме защиты отчетов (работ).

22. По завершению образовательной программы послесреднего образования проводится итоговая аттестация в форме защиты дипломных работ (проектов) и (или) сдачи экзаменов.

Объем учебного времени на ее проведение составляет не более двух недель.

Для специальностей сферы искусства и культуры предусмотрено выполнение творческих заданий.

Для обучающихся, освоивших рабочую квалификацию и не продолжающих обучение по уровню послесреднего образования проводится итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена с получением диплома соответствующего уровня.

23. В типовых учебных программах и планах итоговая аттестация обучающихся предусматривается по завершению каждого уровня квалификации. В случае освоения образовательной программы послесреднего образования квалификационный экзамен для уровня квалифицированных рабочих кадров проводится в рамках промежуточной аттестации, объем учебного времени итоговой аттестации отводится на профессиональную практику.

По итогам промежуточной аттестации обучающимся присваивается достигнутый уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категория) по конкретной квалификации.

Квалификационные экзамены проводятся на производственных площадках, в лабораториях, мастерских или учебных центрах, оснащенных необходимым оборудованием по каждой квалификации.

24. Производственное обучение осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебных полигонах, предприятиях (организациях) работодателей под руководством мастера производственного обучения и (или) наставника.

Профессиональная практика подразделяется на учебную, производственную и преддипломную.

Учебная практика осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебных полигонах и на производстве.

Профессиональная практика проводится на предприятиях (организациях), на рабочих местах, предоставляемых работодателями на договорной основе, и направлена на формирование профессиональных компетенций.

В период прохождения профессиональной практики предусматривается овладение обучающимися одной или несколькими родственными квалификациями со сдачей квалификационного экзамена.

По завершении профессиональной практики обучающимся присваивается достигнутый уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категория).

Сроки и содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными планами и рабочими учебными программами.

По усмотрению организации послесреднего образования профессиональная практика интегрируется в профессиональные модули.

25. Образовательные программы послесреднего образования включают консультации и факультативные занятия, направленные на обеспечение индивидуальных запросов обучаемых.

26. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как один из видов учебной работы по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам и (или) модулям, и выполняются в пределах учебного времени, отводимого на их изучение. Количество курсовых работ (проектов) в семестре составляет не более одного. Дополнительно допускается планировать одну курсовую работу (проект) за весь период обучения.

27.Организация образования послесреднего образования осуществляет образовательную деятельность в соответствии с полученной лицензией и на протяжении всего периода времени ее действительности соблюдает квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающие соответствие им, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 июня 2015года № 391 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов под № 11716).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: