3. Содержание образовательной программы высшего образования состоит из дисциплин трех циклов – общеобразовательных дисциплин (далее – ООД), базовые дисциплины (далее – БД) и профилирующие дисциплины (далее – ПД) и приведена в приложениях 1 и 2 к настоящему ГОСО.
Цикл ООД включает дисциплины обязательного компонента (далее – ОК), вузовского компонента (далее – ВК) и(или) компонента по выбору (далее – КВ). Циклы БД и ПД включают дисциплины ВК и КВ.
В ВСУЗах циклы ООД, БД, ПД состоят из дисциплин обязательного и вузовского компонентов, структура которых приведена в приложению 3 к настоящему ГОСО.
4. В перечне цикла ООД не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента, содержание которых определяется типовыми учебными программами. Исключение составляют сокращенные образовательные программы высшего образований с ускоренным сроком обучения на базе технического и профессионального, послесреднего или высшего образования.
5. ВК и КВ определяются ВУЗом самостоятельно и учитывают потребности рынка труда, ожидания работодателей и индивидуальные интересы обучающегося.
В ВСУЗах вузовский компонент учитывает специфику требований ВСУЗ к квалификационным характеристикам, квалификационным требованиям, сложившиеся научные школы в конкретном ВСУЗ.
6. Объем цикла ООД составляет не более 23% от общего объема образовательной программы высшего образования или 56 академических кредитов. Из них 51 академических кредита отводится на дисциплины обязательного компонента: Современная история Казахстана, Философия, Казахский (русский) язык, Иностранный язык, Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке), Физическая культура, Модуль социально-политических знаний (политология, социология, культурология, психология).
|
При этом обучающиеся ВУЗов всех специальностей и (или) направлении подготовки кадров на уровне бакалавриата сдают государственный экзамен по дисциплине "Современная история Казахстана" по ее завершению, в том же академическом периоде.
Дисциплины обязательного компонента цикла ООД:
1) направлены на формирование мировоззренческой, гражданской и нравственной позиций будущего специалиста, конкурентоспособного на основе владения информационно-коммуникационными технологиями, выстраивания программ коммуникации на государственном, русском и иностранном языках, ориентации на здоровый образ жизни, самосовершенствование и профессиональный успех;
2) формируют систему общих компетенций, обеспечивающих социально-культурное развитие личности будущего специалиста на основе сформированности его мировоззренческой, гражданской и нравственной позиций;
3) развивают способности к межличностному социальному и профессиональному общению на государственном, русском и иностранном языках;
4) способствуют развитию информационной грамотности через овладение и использование современных информационно-коммуникационных технологий во всех сферах своей жизни и деятельности;
5) формируют навыки саморазвития и образования в течение всей жизни;
6) формируют личность, способную к мобильности в современном мире, критическому мышлению и физическому самосовершенствованию.
7. По завершению изучения обязательных дисциплин цикла ООД обучающийся будет способен:
|
1) оценивать окружающую действительность на основе мировоззренческих позиций, сформированных знанием основ философии, которые обеспечивают научное осмысление и изучение природного и социального мира методами научного и философского познания;
2) интерпретировать содержание и специфические особенности мифологического, религиозного и научного мировоззрения;
3) аргументировать собственную оценку всему происходящему в социальной и производственной сферах;
4) проявлять гражданскую позицию на основе глубокого понимания и научного анализа основных этапов, закономерностей и своеобразия исторического развития Казахстана;
5) использовать методы и приемы исторического описания для анализа причин и следствий событий современной истории Казахстана;
6) давать оценку ситуациям в различных сферах межличностной, социальной и профессиональной коммуникации с учетом базового знания социологии, политологии, культурологи и психологии;
7) синтезировать знания данных наук как современного продукта интегративных процессов;
8) использовать научные методы и приемы исследования конкретной науки, а также всего социально-политического кластера;
9) вырабатывать собственную нравственную и гражданскую позицию;
10) оперировать общественными, деловыми, культурными, правовыми и этическими нормами казахстанского общества;
11) демонстрировать личностную и профессиональную конкурентоспособность;
12) применять на практике знания в области общественно-гуманитарных наук, имеющего мировое признание;
|
13) осуществлять выбор методологии и анализа;
14) обобщать результаты исследования;
15) синтезировать новое знание и презентовать его в виде гуманитарной общественно значимой продукции;
16) вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на казахском, русском и иностранном языках для решения задач межличностного, межкультурного и производственного (профессионального) общения;
17) осуществлять использование языковых и речевых средств на основе системы грамматического знания; анализировать информацию в соответствии с ситуацией общения;
18) оценивать действия и поступки участников коммуникации.
19) использовать в личной деятельности различные виды информационно-коммуникационных технологий: интернет-ресурсы, облачные и мобильные сервисы по поиску, хранению, обработке, защите и распространению информации;
20) выстраивать личную образовательную траекторию в течение всей жизни для саморазвития и карьерного роста, ориентироваться на здоровый образ жизни для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности посредством методов и средств физической культуры.
8. Дисциплины ВК и (или) КВ цикла ООД составляют не менее 5 академических кредитов, которые направлены на формирование у обучающихся компетенций в области экономики и права, основы антикоррупционной культуры, экологии и безопасности жизнедеятельности, а также навыков предпринимательства, лидерства, восприимчивости инноваций.
9. ВУЗы разрабатывают интегрированные программы по дисциплинам цикла ООД, имеющие междисциплинарный характер.
10. Для ВСУЗов объем цикла ООД составляет не более 23% от общего объема образовательной программы высшего образования или 56 академических кредитов. Из них не более 51 академических кредита отводится на дисциплины обязательного компонента: Современная история Казахстана, Философия, Казахский (русский) язык, Иностранный язык, Информационно-коммуникационные технологии (на английском языке), Физическая подготовка, Модуль социально-политических знаний (социология, политология, культурология, психология).
В ВСУЗах допускается перенести дисциплину "Физическая подготовка" в цикл БД или дополнительные виды обучения, а выделяемые на нее кредиты перенести в ВК цикла ООД.
В ВСУЗах дисциплины ВК цикла ООД составляют не менее 5 академических кредитов.
11. Цикл БД включает изучение учебных дисциплин и прохождение профессиональной практики и составляет не менее 47% от общего объема образовательной программы высшего образования или не менее 112 академических кредитов.
Для ВСУЗов цикл БД составляет не более 47% от общего объема образовательной программы высшего образования или не более 112 академических кредитов. В цикл БД входят все виды практик (профессиональная практика, учебная практика, войсковая стажировка, боевая подготовка и другие), которые в общем объеме составляют не более 30% от объема цикла БД.
12. Цикл ПД включает учебные дисциплины и виды профессиональных практик, объем которых составляет не менее 25% от общего объема образовательной программы высшего образования или не менее 60 академических кредитов.
В ВСУЗах объем дисциплин цикла ПД составляет не менее 25% от общего объема образовательной программы высшего образования или не менее 60 академических кредитов.
13. Программы дисциплин и модулей циклов БД и ПД имеют междисциплинарный и мультидисциплинарный характер, обеспечивающий подготовку кадров на стыке ряда областей знаний.
14. Итоговая аттестация составляет 12 академических кредитов или не более 5% от общего объема образовательной программы высшего образования и проводится в форме написания и защиты дипломной работы (проекта) или подготовки и сдачи комплексного экзамена.
При этом программа комплексного экзамена отражает интегрированные знания и ключевые компетенции, формулируемые рынком труда в соответствии с образовательной программой высшего образования.
Обучающиеся вместо дипломной работы (проекта) может сдавать два комплексных экзамена по следующим основаниям:
1) длительное лечение в стационаре по состоянию здоровья;
2) воспитание ребенка в возрасте до 2-х лет;
3) уход за больными родителями.
При этом обучающийся пишет заявление на имя руководителя ВУЗа и представляет соответствующий документ.
Другие случаи замены дипломной работы (проекта) на сдачу дополнительных комплексных экзаменов не допускаются.
15. Формы проведения итоговой аттестации определяются ВУЗом самостоятельно.
В ВСУЗах итоговая аттестация проводится в форме защиты дипломной работы (проекта), подготовки и сдачи комплексного экзамена и(или) экзамена по дисциплине "Физическая подготовка", либо в форме сдачи комплексного государственного экзамена, государственных экзаменов по двум базовым и(или) профилирующим дисциплинам, и(или) экзамена по дисциплине "Физическая подготовка".
В ВСУЗах формы проведения итоговой аттестации определяются Правилами текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утверждаемых государственными органами, в ведении которых находятся ВСУЗы.
16. Целью итоговой аттестации является оценка результатов обучения и ключевых компетенций, достигнутых по завершению изучения образовательной программы высшего образования.
17. Дополнительные виды обучения включают военную подготовку и другие виды учебной деятельности, определяемые студентом самостоятельно.
В ВСУЗах дополнительные виды обучения определяется ВСУЗами самостоятельно.
18. Военная подготовка обеспечивается в пределах государственного образовательного заказа или на платной основе.
Освоение других дополнительных видов обучения обеспечивается на платной основе, за исключением ВСУЗов.
19. ВУЗы, внедряющие программы трехъязычного образования, осуществляют планирование и организацию образовательной деятельности на трех языках: языке обучения, втором и английском языках.
При этом предусматривается 50% учебных дисциплин преподавать на языке обучения (государственный или русский), 20% учебных дисциплин – на втором языке (русский или государственный соответственно) и 30% учебных дисциплин на английском языке.
ВСУЗы, внедряющие программы трехъязычного образования, осуществляют обучение на трех языках: государственном, русском и английском языках. ВСУЗы, внедряющие программы двуязычного образования, осуществляют обучение на двух языках: государственном и русском. Процентное соотношение дисциплин, преподаваемых на разных языках, определяется ВСУЗом самостоятельно.
20. ВУЗы, внедряющие элементы дуальной системы обучения, осуществляют планирование и организацию образовательной деятельности на основе сочетания теоретического обучения с практической подготовкой на производстве.
При этом необходимо до 40% учебного материала дисциплины осваивать непосредственно на производстве (технологический процесс, процесс творческой деятельности, финансово-экономические процессы, психолого-педагогический процесс и другие).
21. ВУЗы самостоятельно разрабатывают образовательные программы высшего образования в соответствии с требованиями ГОСО, отражающие результаты обучения, на основании которых разрабатываются учебные планы (рабочие учебные планы, индивидуальные учебные планы студентов) и рабочие учебные программы по дисциплинам (силлабусы).
Образовательные программы высшего образования разрабатываются по принципу модульного обучения, за исключением ВСУЗов.
22. Подготовка кадров с высшим образованием осуществляется на базе общеобразовательных учебных программ общего среднего образования, технического и профессионального образования, послесреднего образования, а также высшего образования - при получении второго высшего образования.
На базе образовательных программ технического и профессионального образования, послесреднего образования на "входе" в случае совпадения профиля образовательной программы высшего образования с образовательной программой технического и профессионального образования или послесреднего образования результаты обучения предыдущего уровня формального образования признаются автоматически и срок обучения сокращается.
В случае несовпадения профиля образовательной программы обучение осуществляется по полной программе высшего образования.
В случае соответствия результатов обучения в качестве пререквизитов перезачитываются отдельные дисциплины предыдущего уровня формального образования, а также результаты обучения неформального образования соответствующего уровня.
23. Планирование содержания образования, способа организации и проведения учебного процесса осуществляется ВУЗом самостоятельно на основе кредитной технологии обучения.
24. Профиль образовательной программы высшего образования, представляющий ее специфические черты, обозначает принадлежность к соответствующей области образования, характеристику сферы изучения, уровни подготовки, результатов обучения, основных видов профессиональной деятельности и определяется в соответствии с Классификатором, следующим областям:
1) "Педагогические науки" - высшее педагогическое образование;
2) "Искусство и гуманитарные науки" - высшее искусствоведческое образование или высшее гуманитарное образование;
3) "Социальные науки, журналистика и информация" - высшее образование в области социальных наук или высшее образование в области PR;
4) "Бизнес, управление и право" - высшее экономическое образование или высшее юридическое образование;
5) "Естественные науки, математика и статистика" - высшее естественнонаучное образование или высшее математическое образование;
6) "Информационно-коммуникационные технологии" - высшее образование в области ИКТ;
7) "Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли" - высшее инженерное образование;
8) "Сельское хозяйство и биоресурсы" - высшее сельскохозяйственное образование;
9) "Ветеринария" - высшее ветеринарное образование;
10) "Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)" - высшее медицинское образование;
11) "Услуги" - высшее образование в области услуг;
12) "Национальная безопасность и военное дело" - высшее образование в сфере национальной безопасности и военного дела.
Наименования присуждаемых степеней по областям и уровням образования определяются согласно приложению 3 к настоящему ГОСО.