Медицинская отчетность представляет собой государственную общеобязательную программу обобщения сведений, накопленных в процессе ведения медицинского учета. Без правильно организованного учета невозможно составление достоверных сведений государственной медицинской статистической отчетности. Анализ данных учета и отчетности позволяет изучить деятельность ЛПУ на основе данных медицинского учета, выявить достижения и недочеты в работе и понять их причины.
Учет деятельности ЛПУ осуществляется на основе медицинской документации, содержащей большое количество характеристик. Медицинская документация представляет собой набор документов, предназначенных для записи данных о состоянии здоровья населения и отдельных лиц, отражающих характер, объем и качество оказываемой медицинской помощи, для ее организации и управления службами здравоохранения.
Существуют 13 групп медицинской документации:
- Медицинская учетная документация, используемая в стационарах.
- Медицинская учетная документация, используемая в поликлиниках (амбулаториях).
- Медицинская учетная документация, используемая в стационарах и поликлиниках (амбулаториях).
- Медицинская учетная документация для других типов лечебно-профилактических учреждений.
- Медицинская учетная документация для учреждений судебно-медицинской экспертизы.
- Медицинская учетная документация для лаборатории в составе лечебно-профилактических учреждений.
- Медицинская документация, используемая при комплектовании и медицинском освидетельствовании доноров.
- Медицинская документация, используемая при заготовке крови и ее компонентов.
- Медицинская документация, используемая в экспедиции.
- Медицинская документация, используемая в резус лаборатории (клинической лаборатории).
- Медицинская документация, используемая в лаборатории стандартных сывороток.
- Документация, используемая в отделении по изготовлению сухой плазмы и высушиванию препаратов крови лиофильным методом.
- Документация, используемая в отделе технического контроля
Медицинская отчетность
|
На основании первичной медицинской документации складывается медицинская отчетность - система документов установленной формы, представляемых учреждениями и органами, органами управления, организациями здравоохранения вышестоящим органам управления здравоохранения.
Медицинская отчетность характеризует здоровье населения, объем и качество получаемой медицинской помощи, ресурсы учреждений здравоохранения и эффективность их использования. Медицинская отчетность является стержневой частью медицинской статистики, имеет высокое значение для:
- обеспечения планирования и регулирования деятельности учреждений здравоохранения;
- оценки эффективности мероприятий проводимых органами управления здравоохранения.
Годовой медицинский отчет представляет собой в сжатом виде сводку данных:
- об объеме и характере работы учреждения;
- условия, в которых протекала деятельность учреждений за отчетный период.
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В УЧРЕЖД. ЗО
Основные учетные документы в ПК: 1.Мед-ая карта амбулаторного больного № 025/у, юношеская 025/ю
2.Стат.талон для регистрации заключ. диагнозов №025/2у
3.Талон на прием к врачу 025/4у
4.Контрольная карта Д 030/у
|
5.Книга записи вызова врача на дом 109/у
6.Список лиц, подлежащих ежегод. профосмот.048/у
7.Журнал проф. прививок 53/у
8.Книга регистрации б/л 036/у
9.Книга регистрации больных по госпиталю. 34
10.Врачебное свидетельство о смерти 106/у
12.Извещение неэпидемич. заболеваний 089/у 090/у
В стационаре:
1.История болезни 003/у
2.Журнал приемов больных и отказов в госпитализации 001/у 3.Операционный журнал 008/у
4.ЛИСТОК ежедневого учета больных и коечного фонда 007/у.
5.Карта выбывшего из стационара 066/у Кроме того:
1.Справка по уходу за больным ребенком 138/у
2.Справка по утрате трудоспособности 095/у
3.Справка о бытовых травмах и абортах 095/1у, для студентов и школьников 095/у
4.ОтчетоВУТ16ВН
5.Справка, обратившимся за помощью в алкогольном опьянении 094/у.
Врачи-статистики составляют гос. отчеты, рассчет показателей и их анализ. В отчете выделяют отделы:
-штаты (занятые и штатные должности) по специальностям и должностным категориям.
-деятельность ПК
-деятельность стационара
-работа вспомогательных отделений и кабинетов
-санитарно-просветительная работа.
План и программа статистического исследования. Выборочное исследование и порядок его проведения.
СТАТИСТИКА - это общественная наука, изучающая количественную характеристику массовых общественных явлений, событий в их неразрывной связи с качественным содержанием для выявления общих закономерностей.
Статистическое исследование начинается с определения темы, цели и задач, которые ставит перед собой исследователь и включает в себя четыре последовательных этапа:
I. Составление плана и программы исследования.
|
II. Сбор статистического материала (статистическое наблюдение).
III. Разработка собранного статистического материала.
IV. Анализ полученных данных.
I этап. Составление плана и программы статистического исследования.
План исследования предусматривает формулировку темы, целей и задач, методики исследования и последовательности его проведения, определение объёма, времени и места исследования, сил и средств для его проведения.
Рабочий план (приложение к программе) представляет собой механизм реализации программы исследования и включает перечень основных мероприятий: порядок подбора, обучения и организации работы непосредственных исполнителей; разработку нормативно-методических документов; определение необходимого объема и видов ресурсного обеспечения исследования (кадры, финансы, материально-технические, информационные ресурсы и др.); определение сроков и ответственных за отдельные этапы исследования. Рабочий план представляется в форме сетевого графика.
Программа исследования является перечнем вопросов, на которые следует получить ответы при проведении данного исследования. Эти вопросы включаются в специальные статистические (регистрационные) бланки. В качестве статистических бланков могут быть использованы формы, утверждённые Министерством здравоохранения РФ.
Программа включает: тему исследования, цель, задачи, сформулированные гипотезы, название объекта и единиц наблюдения, описание статистических методов формирования выборочной совокупности, сбора, хранения, обработки и анализа данных, перечень используемого статистического инструментария, глоссарий терминов.
На I первом этапе составляются макеты таблиц.
Составление плана - перечень организационных мероприятий:
а)Место проведения исследования (место сосредоточения единиц наблюдения)
б)Определение срока проведения исследования
в)Определение вида, метода, объема исследов.
-по виду: единовременное и текущее
-по методу: -непосредственная(пальпация,пробы)
-отчетный (информация из документа)
-опросный (интервью)
-экспериментальный
-корреспонденсткий(корреспон. лично в руки)
-саморегистрирующий (сам берет документ из пункта сбора)
-по объему: сплошные и выборочные
г) Силы и средства
д) Под чьим руководством
11.Статистическое наблюдение и сбор материала
1.Программа сбора материала
2.Программа разработки материала. Состоит из макетов (таблиц):
-простая таблица (одно подлежащее и 1 сказуем)
-групповая табл. (1 подлежащее 2 и более сказуемых, не связанных м/д собой) (Пол/возраст)
-комбинационная таблица (1 подл. 2 и более связанных сказуемых)
3.Разборка и сводка материала
4. Анализ материала
5. Выводы, рекомендации, внедрение в практику.
Выборочное исследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Свое название оно получилось благодаря использованию специально процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования(генеральной сов-ти) небольшой части(выборочная сов-ть),которая очень точно отражает основные параметры целого.
Структура: 1. Единица наблюдения-непосредственный источник информации в исследовании, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группы лиц, организация, документ и т.д. в зависимости от целей и объекта исследования.
2.Генеральная сов-ть(N)-сов-ть единиц, из которой производится отбор некоторой их части для статистического иссл-ия.
3.Выборочная сов-ть(n)-сов-т единиц, которая отобрана из генеральной сов-ти и подвергнута наблюдению.
Типы выборок: Выборки делятся на 2 типа: вероятностные и невероятностные.
Вероятностные выборки: 1.Случайная выборка(простой случайный отбор) – такая выборка предполагает однородность генеральной сов-ти, одинаковую вероятность доступности этих элементов, наличие списка всех элементов. При отборе элементов используется таблица случайных чисел.
2.Механическая(систематическая) выборка – разновидность случайной выборки, упорядоченная по какому-либо признаку(алфавитный порядок. Номер телефона, дата рождения). Первый элемент отбирается случайно, затем, с шагом «n» отбирается каждый «к»-ый элемент. Размер генеральной сов-ти при этом N=n*k.
3.Стратифицированная(районная) выборка – применяется в случае неоднородности генеральной сов-ти. Генеральная сов-ть разбивается на группы(страты). В каждой страте отбор осущ-ся случайным или механ-м способом.
4.Серийная(гнездовая или кластерная) выборка – при серийной выборе единицами отбора выступают не сами объекты, а группы(кластеры или гнезда). Группы отбираются случайным образом. Объекты внутри группы обследуются сплошняком.
Невероятные выборки: отбор в такой выборе осущ-ся не по принципам случайности, а по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.д.
1. Квотная выборка – изначально выделается некоторое кол-во групп объектов(н-р, мужчины в возрасте 20-30лет, 31-45лет и 46-60лет; лица с доходом до 30тыщ.р, с доходом от 30 до 60тыщ и с доходом свыше 60 тыщ). Для каждой группы задается кол-во объектов, которые должны быть обследованы. Кол-во объектов, которые должны попасть в каждую группу, задается, чаще всего, либо пропорционально заранее известной доле группы в генеральной сов-ти, либо одинаковым для каждой группы. Внутри групп объекты отбираются произвольно. Квотные выборки используются в маркетинговых исследования часто.
2.Метод снежного кома – у каждого респондента, начиная с 1го, просят контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого шага, выборка фор-ся ч участиесамих объектов исследования. Метод часто применяется,когда необходимо найти и опросить труднодоступные группы(группы, имеющие высокий доход).
3. Стизийная выборка – опрашиваются наиболее доступыне респонденты. Типичные примеры – опросы в газетах, журналах, анкеты, отданные на заполнение, большинство интернет-опросов. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен и определяется только одним параметром – активностью респондентов.
4. Выборка типичных случаев – отбираются единицы генеральной сов-ти, обладающие средним(типичным) значением признака. При этом возникает проблема выбора признака и определения его типичного значения.
Использование выборочного метода связано с проблемой обеспечения достоверности информации. Достовнрность при выборочных иссл-х включает 2 требования:количественная достаточность данных и их качество(репрезентабельность), т.е. соот структуры выборки структуре генеральной сов-ти. Вопрос в другом, доверять полученным в ходе исследования данным или нет.
Этапы статистического исследования. План, программы, таблицы, графики.
1 этап - разработка дизайна исследования. На данном этапе разрабатываются программа и рабочий план исследования.
Программа включает: тему исследования, цель, задачи, сформулированные гипотезы, название объекта и единиц наблюдения, описание статистических методов формирования выборочной совокупности, сбора, хранения, обработки и анализа данных, перечень используемого статистического инструментария, глоссарий терминов.
Рабочий план (приложение к программе) представляет собой механизм реализации программы исследования и включает перечень основных мероприятий: порядок подбора, обучения и организации работы непосредственных исполнителей; разработку нормативно-методических документов; определение необходимого объема и видов ресурсного обеспечения исследования (кадры, финансы, материально-технические, информационные ресурсы и др.); определение сроков и ответственных за отдельные этапы исследования. Рабочий план представляется в форме сетевого графика.
Единица наблюдения - первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими изучению.
Различают следующие учетные признаки единицы наблюдения:
- вербальные - имеющие описательный характер и выраженные словесно;
- количественные - выраженные некоторыми числами;
- факторные - оказывающие влияние на результативные признаки;
- результативные - зависящие от факторных признаков. Статистическая совокупность бывает двух видов:
- генеральная совокупность - это множество качественно однородных единиц наблюдения, объединенных одним или группой признаков;
- выборочная совокупность (выборка) - это любое подмножество единиц наблюдения генеральной совокупности.
В зависимости от объема единиц наблюдения принято различать сплошное и выборочное исследование. При сплошном исследовании изучают все единицы генеральной совокупности, при выборочном - только ее часть (выборку).
В понятие статистический инструментарий включены: карты, анкеты, макеты таблиц, компьютерные программы контроля входящей информации, формирования и обработки информационных баз данных и др., в которые заносят изучаемые данные.
На первом этапе статистического исследования разрабатывают макеты таблиц. Различают следующие виды таблиц: простые, групповые и комбинационные.
Макет простой таблицы
Таблица. Распределение детей по группам здоровья (% к итогу)
Макет групповой таблицы
Таблица. Распределение детей по группам здоровья, полу и возрасту (% к итогу)
Макет комбинационной таблицы
Таблица. Распределение детей по группам здоровья, возрасту и полу (% к итогу)
2 этап - сбор информации и формирование баз данных. Основными источниками информации о состоянии здоровья населения являются:
- данные государственного и ведомственного статистического наблюдения;
- данные специально проводимых выборочных исследований;
- электронные персонифицированные базы данных органов управления здравоохранением, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), страховых медицинских организаций.
База данных (БД) - структурированный и хранимый на электронных носителях массив данных, которым управляют с помощью специального программного обеспечения - системы управления базами данных (СУБД).
После составления плана и программы исследования приступают к сбору статистического материала (статистическое наблюдение). Для обеспечения однородности статистического материала при сборе его определяется единица наблюдения (счётная единица или единица регистрации). Примеры единиц наблюдения:
1. При изучении заболеваемости студентов медицинской академии острыми респираторными заболеваниями за данный год единицей наблюдения будет считаться каждое обращение в медицинское учреждение по поводу острого респираторного заболевания студентов медицинской академии в данном году.
2. При изучении объёма медицинской помощи, получаемой в течение данного года работником Н-ского завода, единицей наблюдения будет работник Н-ского завода.
Сбор материала может быть единовременным (например, перепись населения) или текущим (например, регистрация диагнозов в «Карте выбывшего из стационара» - форма № 66 по мере выписки больных).
По объёму статистическое наблюдение может быть сплошным, если регистрируются все единицы наблюдения, входящие в изучаемую группу (совокупность), и выборочным, если регистрируется только часть их.
3 этап - обработка, анализ и визуализация данных. Обработка данных - это процесс подготовки, группировки данных, расчета и анализа статистических показателей с использованием методов математической статистики.
В процессе обработки данных выделяют следующие последовательные этапы (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Основные этапы обработки данных
4 этап - выработка управленческих решений, внедрение их в практику и оценка эффективности. Управленческие решения в здравоохранении могут быть выражены при помощи следующих организационно-правовых форм:
- подготовка проектов нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти;
- подготовка проектов приказов руководителей органов управления и организации здравоохранения;
- разработка методических рекомендаций и инструкций;
- разработка комплексных или целевых медико-социальных программ и др.
Результаты медико-социальных исследований используются для выработки управленческих решений. Технология принятия таких решений представлена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Технология принятия управленческого решения