Метод стандартизации (прямой) состоит из 5 этапов.





1 этап - расчет общих и специальных (по каждой группе - половой, возрастной и .) интенсивных показателей (или средних величин) для двух сравниваемых совокупностей.

2 этап - выбор и расчет стандарта.

3 этап - расчет «ожидаемых величин» для каждой группы стандарта, этап - определение стандартизованных показателей.

4 этап - сравнение групп по общим интенсивным (или средним) и стандартизированным показателям. Выводы.

например: Заболеваемость гепатитом в цехе А и в цехе Б одного химического завода в 2002г.

Последовательность расчета:

1. На I этапе стандартизации требуется определить, как часто среди ра­бочих мужчин и женщин цеха Аи цеха Бвстречаются лица, страдающие гепатитом. Для этого вычисляют специальные интенсивные показатели, т. е.

 

 

 

 

Пол Цех А Цех Б 1 этап II этап Пкэтап
число рабо­чих из них боль­ных число рабо­чих из них боль­ных %бо гепа льных ТИТОМ стандарт (графа 1+графа 3) «ожидаемое число» больных в группе стандарта
А Б А Б
М 2,0 2,3 4,4 5,06
Ж 5,0 10,0 11,5 23,0
Итого 4,4 5,5 450 . 15,9 28,06
IV этап: 3,5% 6,2%

 

процент больных гепатитом мужчин и женщин отдельно.

В нашем примере: 1/50 х 100%=2% и т.д. по каждой паре цифр включительно строку Итого.

2. II этап. Выбор и расчет стандарта. За стандарт следует принимать тот со­став совокупностей, в котором отразились бы все особенности состава сравни­ваемых групп.

В нашем примере: за такой стандарт принята суммарная численность работавших в цехах М и Б (графа 1 + графа 3). Стандартом для группы мужчин будет 220 (50 + 170), а для женщин 230 (200+30). Общее число рабочих' в двух цехах составит 450.

3. III этап. Определение «ожидаемых чисел». Смысл этого этапа заключает­ся в том, что новое число работающих (стандарт) при неизменных показателях в сравниваемых совокупностях должно дать новое число явления (больных в каждой группе стандарта).

В нашем примере: в цехе А мужчин, больных гепатитом, 2%. Сколько было бы больных мужчин среди 220 человек при данном уровне заболеваемости? Составим пропорцию и про­изведем расчет: ма= 220х2%/100%= 4,4 мж=230х5°/о/100%=11,5 и т.д. кроме строки Итого.

4. IV этап. Определение стандартизованных показателей. Просуммировав абсолютные «ожидаемые» числа относят к общей численности стандарта, ука­занной в итоговой строке. Это отношение выражают в процентах й" получают стандартизованные показатели.

В нашем примере: так, в цехе А сумма «ожидаемых» чисел больных составит: 4,4 + 11,5 = 15,9. Стандартизованный показатель заболеваемости в цехе А равен: 15,9/450x100%- 3,5%. В цехе Б- 5,06 + 23= 28,06%

5. V этап. Сравнение уровней интенсивных и стандартизованных показате­лей изучаемого явления в сравниваемых совокупностях. Обращается внимание на пропорцию интенсивных и отдельно стандартизованных показателей, если пропорция изменилась, то значит устранённые различия влияли на интенсив­ные показатели.

В нашем примере: при сравнении общих интенсивных показателей результаты получились противоположными (А>Б) в связи с тем, что на общие интенсивные показатели оказал влия­ние разный состав рабочих по полу в этих цехах. Произошло это от того, что у женщин зна­чительно выше заболеваемость гепатитом, чем у мужчин, а в цехе А преобладали женщины, тогда как в цехе Б — мужчины.

Наиболее важным и сложным объектом стандартизации являются медицинские услуги. Необходимость стандартизации медицинских услуг определяется потребностями здравоохранения, медицинского страхования и является основой для планирования деятельности медицинских учреждений, органов здравоохранения, фондов обязательного медицинского страхования, а также для оценки результатов оказания медицинской помощи (качества, экономических показателей, расчета подушевых нормативов и т.д.).

Медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Медицинскую услугу определяют как:

  • простую - неделимая услуга, выполняемая по формуле: "пациент" + + "специалист" = "один элемент профилактики, диагностики или лечения";
  • сложную - набор простых медицинских услуг, который требует для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т.д., отвечающий формуле: "пациент" + "комплекс простых услуг" = "этап профилактики, диагностики или лечения";
  • комплексную - набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения (стационарный, реабилитационный и т.д.) по формуле: "пациент" + "простые + комплексные услуги" = "проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения".

По функциональному назначению медицинские услуги определяются как:

  • лечебно-диагностические - направленные на установление диагноза или лечение заболевания, включая оказание помощи при физиологических родах и в неонатологии при отсутствии патологии со стороны новорожденного;
  • профилактические - диспансеризация, вакцинация, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санпросветработа;
  • восстановительно-реабилитационные - связанные с социальной и медицинской реабилитацией больных;
  • транспортные - перевозка больных с использованием службы "скорой помощи" и "санавиации", оказание неотложной медицинской помощи в процессе транспортирования.

По условиям оказания медицинские услуги подразделяются на:

  • помощь в амбулаторно-поликлинических условиях;
  • помощь в процессе транспортирования ("скорая помощь", "санавиация");
  • помощь в условиях стационара.

Представленная классификационная структура является открытой и может дополняться на конкретных этапах разработки нормативных документов.

Стандартизация медицинских услуг осуществляется на основе функционального подхода, что позволяет нормировать требования к ним на различных стадиях и этапах предоставления.

Функциональные подходы реализуются по принципу "от общего к частному", т.е. стандартизируются общие нормы, правила и требования для однородных по функциональному назначению групп услуг, что реализуется в виде базовых стандартов.

Требования к определенным услугам регламентируются функциональными стандартами, представляющими собой совокупность нескольких базовых стандартов. При этом функциональные стандарты конкретизируют выбор требований, установленных в базовых стандартах.

В качестве примера функционального подхода в области стандартизации медицинских услуг к базовым относятся: "Классификатор нозологических форм (болезней)" - "Классификатор медицинских услуг" - "Классификатор манипуляций и процедур", а к функциональным: "Стандарты минимально необходимых наборов манипуляций и процедур для диагностики и лечения соответствующих нозологических форм" и т.д.

В процессе стандартизации медицинских услуг предусматривается формирование требований к условиям их выполнения, медицинским технологиям (протоколы ведения пациентов) и результатам (исходам), позволяющих объективизировать оценку качества оказания медицинской помощи. При этом нормативные документы могут содержать как минимально необходимый, так и рекомендуемый уровень требований.

В последние годы в здравоохранении широкое развитие получила стандартизация. При всем многообразии стандартов за основу можно принять определение стандарта, как ожидаемого качества, утвержденной модели, которая является основой процесса оценки.

Классификация стандартов проводится по обязательности их выполнения, уровню управления здравоохранением, объектам стандартизации и т.д.

В зависимости от объектов стандартизации выделяют следующие виды медицинских стандартов:

- стандарты на ресурсы здравоохранения;

- стандарты организации медицинских служб и учреждений;

- технологические стандарты;

- медико-экономические стандарты;

- комплексные стандарты.

В настоящее время действует следующая группировка медицинских стандартов:

- диагностические стандарты, определяющие необходимые и достаточные виды диагностических мероприятий по конкретным нозологическим единицам с целью постановки диагноза и контроля за ходом лечения данного заболевания в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) данного вида;

- лечебно-технологические стандарты, определяющие перечень необходимых мероприятий, методов лечения данной нозологической формы в различных условиях (амбулатория, неотложная, стационарная) и в различные периоды болезни (обострение, ремиссия, реконвалесценция и т.д.);

- научно-медицинские стандарты, определяющие порядок разработки и внедрения новых способов диагностики и лечения, а также применения и испытания новых лекарственных препаратов и медицинской техники;

- лечебно-экономические стандарты, определяющие механизм ценообразования в системе медицинского страхования для лиц, учреждений и их подразделений и основывающиеся на диагностических и лечебно-технологических стандартах;

- медико-технологические стандарты, определяющие условия выполнения лечебно-диагностических мероприятий, приготовления лекарственных средств, лечебного питания, средств ухода, медицинской техники;

- стандарты качества лечения, определяющие соответствие проводимой диагностической и лечебной работы в каждом конкретном случае, установленным лечебно-диагностическим стандартам и позволяющие оценить результаты лечения в целом по соответствующим нозологическим формам на основании статистических данных;

- профессиональные стандарты, определяющие профессиональные качества медицинского и аптекарского персонала (сумму умений и навыков) конкретного медицинского работника, позволяющую ему выполнить соответствующие диагностические и лечебные манипуляции (услуги).





Читайте также:
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.051 с.