падает и гаснет луч солнца — темнеет лес — наступает тишина




солнце — золотисто-багровый луч
озеро — красная вода
небо — лиловое

темно-розовые облака
Проанализировав предложенные опорные конструкции, уча-
щиеся переходят к определению основной мысли текста. В ходе
беседы формулируется основная мысль, которая записывается и
затем используется в качестве заключения («В любое время суток
лесное озеро прекрасно и удивительно»).

Используя имеющиеся материалы, учащиеся записывают текст.
II этап — конструирование текста по предложенным опорным
конструкциям

На II этапе задачи усложняются, поскольку учащимся не предос-
тавляется образцовый текст, а даются лишь зрительные опоры (вер-
бальные и невербальные). В ходе работы шестиклассники должны
применить умения анализировать картину, пользуясь предложенны-
ми опорными конструкциями, определять тему, основную мысль,
содержание будущего высказывания. При этом особое внимание уде-
ляется анализу микротем, предполагающих использование эмоцио-
нально окрашенной лексики, преимущественно важной в описании.

На данном этапе у учащихся формируется представление о струк-
туре текста-описания (начало, основная часть, концовка). Школь-
никам даются образцы зачина и концовки. В качестве заключения
предлагается использовать собственную оценку изображенного
на картине.

III этап — составление текста по самостоятельно подобран-
ным опорным конструкциям

Задача III этапа — закрепить сформированные умения и навы-
ки на более сложном материале.

В отличие от начальных этапов, когда в качестве невербальной
опоры используется упрощенный картинный материал, позво-
ляющий подчеркнуть определенные параметры текста, на данном
этапе обучение ведется по авторским картинам в рамках про-
граммных требований. В частности, могут использоваться такие
картины, как «Февраль. Подмосковье» Г.Г. Нисского, «Зимний
вечер» Н.П. Крымоваидр.

В результате проведенного обучения у учащихся расширяются
сведения о тексте и формируются умения:

• ориентироваться в условиях сообщения, анализируя картину;

• планировать содержание и языковое оформление будущего
текста с опорой на картину, определяя его тему и основную
мысль, распределяя материал по частям текста, формулируя
тематические предложения и составляя план на их основе,
выделяя опорные лексико-грамматические конструкции;

• реализовывать программу текста в письменной речи, раз-
вертывая тематические предложения в абзацы с использо-
ванием отобранных опорных конструкций.

Обобщенно рекомендации по реализации предлагаемой мето-
дики можно представить следующим образом.

I. Использование обобщенной модели позволяет расчленить
деятельность учащихся на отдельные операции, последовательное
выполнение которых приводит к созданию письменного текста.

II. Применение обобщенной модели в обучении построению
письменного текста проходит три этапа:

1) анализ готовых образцов высказывания;

2) конструирование текста по предложенным опорным конст-
рукциям;

3) составление текста по самостоятельно подобранным опор
ным конструкциям.

III. Методическими средствами формирования навыков сот
дания текста являются:

1) невербальные (картины) и вербальные (тексты-образцы)
содержательные опоры;

2) смысловые опоры;

3) опорные конструкции, отражающие взаимосвязь между
частями текста;

4) вопросы учителя, определяющие и направляющие деятель-
ность учащихся по применению обобщенной модели и соз-
данию текста;

5) серии заданий, направленных на формирование у учащихся
пооперационного способа деятельности по созданию текста.

Комбинация указанных методических средств на каждом из
этапов определяется конкретными задачами обучения.

Формы организации работы над текстом определяются специ-
фикой реализации обобщенной модели деятельности учащихся
на каждом из этапов.

В результате обучения формируется умение анализировать свой
и чужой текст, повышается активность, самостоятельность, заин-
тересованность учащихся в процессе работы, а также появляется
положительное отношение учащихся к письменным работам.

Таким образом, предлагаемая методика обучения построению
письменного текста учащихся специальной (коррекционной)
школы V вида ориентирована на формирование умений тексто-
образования и учитывает структуру речевого дефекта учащихся.
Применение зрительных невербальных опор является действен-
ным средством, помогающим коррекции имеющихся нарушений
связной речи и активному усвоению материала. Моделирование
деятельности учащихся по созданию связных письменных вы-
сказываний в плане работы над содержанием и структурой тек-
ста и вычленения операций его порождения облегчает процесс
создания письменного варианта. Как показал анализ результатов
обучения, использование предлагаемой методики способствует
устранению выявленных ошибок, типичных для школьников
с недоразвитием речи и касающихся цельности, связности и язы-
кового оформления текста.


 

Литература

1. Азарова В.П. Развитие речи в V-VI классах школы для детей с тя-
желыми нарушениями речи // Специальная школа / Под ред. проф.
А.И. Дьячкова. - М., 1965. — Вып. 2.

2. Алексеева В. И. Особенности развития мышления учащихся 1 -3 клас-
сов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы воспита-
ния и обучения при аномальном развитии речи / Под ред. J1. И. Беляко-
вой. - М„ 1989.

3. Алмазова А.А. Обучение построению текста учащихся специальной
(коррекционной) школы V вида. — М., 2004.

4. Алмазова А.А. Особенности речевого развития учащихся среднего
звена специальной (коррекционной) школы V вида // Онтогенез речевой
деятельности: норма и патология. Монографический сборник / Под ред.
Л.И. Беляковой. - М., 2005.

5. Алтухова Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся школы для
детей с тяжелыми нарушениями речи //Дефектология. — 1994. — № 5.

6. Бабина Г.В. Особенности понимания глагольной лексики с от-
влеченным значением учащимися с речевой патологией //Дефекто-
логия. - 1989. — № 5.

7. Бабина Г.В. Пути оптимизации формирования лексических на-
выков учащихся старших классов школы для детей с тяжелыми нару-
шениями речи // Проблемы воспитания и обучения при аномальном
развитии речи / Под ред. Л. И. Беляковой. — М., 1989.

8. Бабина Г.В. Системный подход в формировании грамматического
строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
// Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред.
Л. И. Беляковой,- М., 1985.

9. Бабина Г.В. Особенности усвоения глагольной лексики учащимися
старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи //Де-
фектология. — 1988. — № 1.

10. Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тя-
желыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и
патология. Монографический сборник / Под ред. Л.И. Беляковой. — М.,
2005.

11. Бабина Г.В., Едакова М.Н. Языковой развитие учащихся с тяже-
лыми нарушениями речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и
патология. Монографический сборник/Под ред. Л. И. Беляковой. — М.,
2005.

12. Берестень И.И. Из опыта работы по развитию речи в младших клас-
сах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Специальная шко-
ла / Под ред. проф. А.И. Дьячкова. — 1965. — Вып. 2.

13. Бессонова Т.П. Уроки русского языка в школе для детей с тяжелыми
нарушениями речи // Специальная школа / Под ред. проф. А.И. Дьячко-
ва. - 1965. — Вып. 3.


14. Бессонова Т.П. Подготовка учащихся к усвоению правил правопи-
сания и грамматики на уроках развития речи //Дефектология. — 1973.
— № 3.

15. Бессонова Т.П., Спирова Л.Ф. К вопросу организации и методики
проведения самоподготовки в школе-интернате для детей с тяжелыми
нарушениями речи //Дефектология. — 1987. — № 4.

16. Васильева Т.Н. Особенности встречного порождения высказыва-
ния в процессе чтения текста учащимися с нарушениями речи // Онтоге-
нез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сбор-
ник / Под ред. J1.H. Беляковой. - М., 2005.

17. Вержбицкая Т.Н., Токарева Л.А. К. вопросу об усвоении правопи-
сания звонких-глухих согласных в корне слов учащимися с тяжелыми
нарушениями речи //Дефектология. — 1981. — № 6.

18. Воробьева В.К. О некоторых особенностях построения фразы
в устной речи детей-алаликов // Очерки по патологии речи и голоса /
Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1967.

19. Воробьева В.К. О принципах логопедической работы над форми-
рованием связной контекстной речи у моторных алаликов // Вопросы
логопедии / Под ред. Ф.А. Самсонова, С.Н. Шаховской. — М.,1979.

20. Воробьева В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроиз-
ведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной ала-
лией // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под
ред. Л.И. Беляковой,- М., 1985

21. Воробьева В. К. О некоторых приемах обучения связной речи учащих-
ся с моторной алалией // Изучение и коррекция речевых расстройств / Под
ред.Л.Г. Парамоновой,Л.С. Волковой, РИ. Лалаевой. — Л., 1986.

22. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с систем-
ным недоразвитием речи: Учеб. пособие. — М., 2006.

23. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред.
С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. — М., 1968.

24. Глухое В.П. Особенности процесса воображения у детей с тяже-
лыми нарушениями речи // Коррекционное обучение детей с наруше-
ниями речевой деятельности / Отв. ред. В.И. Селиверстов. — М., 1983.

25. Грибова О.Е. Особенности формирования грамматического строя
речи у учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи (I от-
деление) в процессе специального обучения // Коррекционно-разви-
вающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями
речи, — М., 1987.

26. Грибова О.Е. Коррекционная работа с учащимися старших
классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефек-
тология. - 1989. — № 5.

27. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой
патологией //Дефектология. — 1995. — № 6.

28. Грибова О.Е. К проблеме анализа феномена устойчивой формы об-
щего недоразвития речи // Онтогенез речевой деятельности: норма и пато-
логия. Монографический сборник / Под ред. Л.И. Беляковой. — М., 2005.

29. Грибова О.Е., Бессонова Т.П., ИпатоваН.Л. и др. Формирование грам-
матического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тя-
желыми нарушениями речи/Под ред. О.Е. Грибовой. — М., 1992.

30. Грибова О.Е., Клячко А.А. Методы и приемы совместной работы
учителя и воспитателя по формированию грамматического строя речи
у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи //Дефекто-
логия. — 1986. — № 4.

31. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных
этапах формирования речи у моторных алаликов// Нарушения речи и голо-
са у детей / Под ред. С.С.Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М., 1975.

32. Гуменная Г.С. Развитие мнестических процессов у детей, страдаю-
щих моторной алалией // Речевые расстройства удетей и методы их уст-
ранения / Под ред. С.С. Ляпидевского, Ф.А. Самсонова, С.Н. Шахов-
ской. - М„ 1978

33. Гуменная Г.С., Чиркова Э.Б. Особенности усвоения предикативных
связей учащимися с недоразвитием речи // Онтогенез речевой дея-
тельности: норма и патология. Монографический сборник / Под ред.
Л.И. Беляковой. - М„ 2005.

34. Гуровец Г.В., Давидович Л. Р., ПересторонинаЛ.П. Динамика речевых
нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алали-
ей // Речевые расстройства у детей и методы их устранения / Под ред.
С.С. Ляпидевского, Ф.А. Самсонова, С.Н. Шаховской. — М., 1978.

35. Давидович Л.Р. К. вопросу об особенностях мышления при мо-
торной алалии на поздних этапах речевого развития. // Расстройства
речи и методы их устранения / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Ша-
ховской. - М., 1975.

36. Давидович Л. Р. Нарушения контекстной речи у старшеклассников
школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Нарушения речи и
глосса у детей и взрослых. - М., 1979.

37. Давидович Л.Р. Развитие лексики учащихся с моторной алалией
в процессе обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями
речи // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / Под ред.
В.И. Селиверстова. — М., 1982.

38. Давидович Л.Р. Особенности формирования речи и письма у уча-
щихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. // Недоразвитие и
утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред. Л.И. Беляковой. — М.,
1985.

39. Демина И.И. Состояние звуковой стороны речи у учащихся 1 от-
деления школы для детей с тяжелыми нарушениям речи.// Дефектоло-
гия. - 1982. -№ 1.

40. Евзекова И.Л., Рожкова И.Б. Обучение грамоте детей с недостат-
ками речи // Специальная школа / Под ред. A.M. Дьячкова. — 1961. —
Вып. 5.

41. Есечко Л.Б. Формирование правильного слогового состава в
произношении детей с ОНР в приготовительном классе //Дефекто-
логия. - 1974. — № 3.

 

42. Захаров А.Ю. Коррекционно-речевая работа на уроках трудового
обучения в 4—5 классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
//Дефектология. — 1986. — № 4.

43. Захаров А.Ю. Развитие языковых средств общения в процессе тру-
дового обучения детей с речевой патологией (4—5 классы) //Дефектоло-
гия. - 1991. -№ 5.

44. ЗикеевА.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных
(коррекционных) школ: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведе-
ний. - М., 2002.

45. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекцион-
ных) образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. — М., 2002.

46. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелы-
ми нарушениями произношения. — М., 1984.

47. Ивошкувене Р. В. Развитие речи на уроках ручного труда в пригото-
вительном классе I отделения школы для детей с тяжелыми нарушения-
ми речи //Дефектология. — 1975. — № 1.

48. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селивер-
стова. - М„ 1981, 1987.

49. Идее Р.Е. Эмоциональные интонации в речевой деятельности
школьников с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой дея-
тельности: норма и патология. Монографический сборник / Под ред.
J1. И. Беляковой. - М., 2005.

50. Каше Г.А. Начальное обучение грамоте учащихся приготовитель-
ных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи //Дефек-
тология. - 1973. — № 6; 1974. - № 1.

51. Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недораз-
витием речи. — М., 1962.

52. Кириченко Е.И. Динамика речевого и интеллектуального развития
у детей и подростков с общим недоразвитием речи // Материалы конфе-
ренции по детской психиатрии. — М., 1970.

53. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия: Учеб. пособие к спецкур-
су. - М., 2001.

54. Колповская И.К. Катамнестическое изучение учащихся, окончив-
ших I отделение школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Де-
фектология. — 1980. — № 6.

55. Колповская И.К. Нарушения синтаксического строя речи в
письменной речи детей алаликов. — Известия АПН РСФСР. — 1965. —
Вып.З.

56. Колповская И.К. Своеобразие лексических значений в само-
стоятельной письменной речи детей-алаликов // Новые исследова-
ния в педагогических науках. Известия АПН РСФСР. Вып. 129. —
М., 1963.

57. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для де-
тей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1982.

 

 

58. Кроткова Л.А. Усвоение словосочетаний существительных с при-
лагательными на уроках развития речи в младших классах школы для де-
тей с тяжелыми нарушениями речи // Вопросы логопедии / Под ред.
Ф. А. Самсонова и С. Н. Шаховской. — М., 1978.

59. Кроткова Л.А. Работа над беспредложными глагольными словосо-
четаниями на уроках развития речи в младших классах школы для детей
с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные проблемы логопедии /
Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1980.

60. Кроткова Л А., Сопкова ВВ. Состояние грамматических навыков
учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи первого года
обучения // Расстройства речи и методы их устранения. — М., 1975.

61. Кроткова Л.А., Юсимова Г.А. Формирование грамматических
обобщений при усвоении множественного числа имен существительных
в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
// Речевые расстройства у детей и методы их устранения / Под ред.
С.С. Ляпидевского, Ф.А. Самсонова, С.Н. Шаховской. — М., 1978.

62. Крылова Н.Л. Использование чтения как коррекционного средст-
ва в работе над речью // Специальная школа. — 1967. — Вып. 4.

63. Крылова Н.Л. Работа по преодолению аграмматизма у учащихся
с речевым недоразвитием на уроках произношения // Дефектология.

- 1974,-№6.

64. Лалаева Р.И., Германовска А. Особенности симультанного анализа
и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи //Де-
фектология. - 2000. — № 4.

65. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. —
М., 1961.

66. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). — М.,
1951.

67. Маевская С.И. К вопросу о специфике воспитательной работы
в школе для детей с недостатками речи// Вопросы дефектологии / Под
ред. Х.С. Замского, И.И. Красных, С.С. Ляпидевского. — М., 1964.

68. Маевская С.И. Система коррекционно-воспитательной работы в
специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи // Очерки
по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1967.

Вып. 3.

69. Маевская С.И. Основные положения методики сенсорного воспи-
тания детей с тяжелыми нарушениями речи // Расстройства речи и голо-
са в детском возрасте: Сб. трудов. — М., 1973.

70. Маевская С.И. Основные задачи сенсорного воспитания детей с
тяжелыми нарушениями речи // Нарушения речи и голоса у детей / Под
ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М., 1975.

71. Мастюкова Е.М. Исследование внутренней речи у детей школьно-
го возраста с различными речевыми нарушениями // Невропатология и
психиатрия, т. XXXI (71), вып. 10. — 1971.

72. Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием
речи //Дефектология. — 1972. — № 5.

73. Мастюкова Е.М. О нарушении гностической функции у учащихся
с тяжелыми нарушениями речи //Дефектология — 1976. — № 1.

74. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта
при моторной алалии //Дефектология. — 1981. — № 6.

75. Мастюкова Е.М. Психическое развитие школьников, страдающих
моторной алалией // Преодоление речевых нарушений удетей и взрос-
лых. - М., 1981.

76. Методы обследования речи детей / Под ред. Г.В. Чиркиной. —
М„ 2002.

77. Молочник Т.Я., Токарева О.А. Состояние словарного запаса у уча-
щихся старших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи
// Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи /
Под ред. J1.И. Беляковой. — М., 1989.

78. Никашина Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя уде-
тей с общим недоразвитием речи // Тезисы докладов 4 научной сессии по
вопросам дефектологии. — М., 1962.

79. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. —
М., 1968.

80. Парасун В.В. Причины неуспеваемости по русскому языку уча-
щихся младших классов, имеющих тяжелые нарушения речи // Дефек-
тология. — 1983. — № 6.

81. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.

82. Семенова А. И., Савченко М.А. О своеобразии письменной речи уча-
щихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Дефектоло-
гия. - 1986. -№ 3.

83. Смирнова И. А. Коррекционная направленность преподавания
природоведения в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи
// Методы изучения и преодоления речевых расстройств / Под. ред.
Г.А. Волковой. — СПб, 1994.

84. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи удетей с моторо-
ной алалией. — Киев, 1981.

85. Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школе
для детей с тяжелыми нарушениями речи. Материалы по формированию
речи. - М., 1964.

86. Современные подходы к коррекционно-образовательному про-
цессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Сост. и науч.
ред. О.Е. Грибова — М., 2003.

87. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостат-
ками речи. — М., 1957.

88. Спирова Л.Ф. Об отборе в специальную школу для детей с наруше-
ниями речи //Дефектология. — 1969. — № 5.

89. Спирова Л.Ф. Усвоение детьми с общим недоразвитием речи сло-
восочетаний, составленных по способу падежно-предложного управле-
ния/Дефектология. — 1973. — № 6.

90. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелы-
ми нарушениями речи. — М., 1980.

91. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики обучения русскому
языку детей с нарушениями речи (Обучение грамоте). — М., 1962.

92. Тишина Л.А. Формирование терминологической лексики у млад-
ших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Онтогенез речевой
деятельности: норма и патология. Монографический сборник. — М.,
2005.

93. Токарева О.А. Расстройства письма у детей с тяжелыми наруше-
ниями речи (при нарушении речедвигательного анализатора) // Очерки
по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. — Вып. 3. —
М„ 1967.

94. Токарева О.А. Расстройства письма у разных групп аномаль-
ных детей и принципы работы по их устранению // Патология речи:
уч. записки МГПИ им. В.И. Ленина / Под ред. С.С. Ляпидевского. —
Т. 406.-М., 1971.

95. Токарева О.А. Формирование произношения у учащихся подготови-
тельного класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Акту-
альные проблемы логопедии / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1980.

96. Токарева О.А., Грибова О.Е. Формирование предложных конструк-
ций у учащихся младших классов школы для детей с тяжелыми наруше-
ниями речи //Актуальные проблемы логопедии / Под ред.В.И. Селивер-
стова. - М„ 1980.

97. Токарева О.А., Фомина И.Н. Изучение морфемного состава слова
в 6-7-х классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Кор-
рекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей
с нарушениями речи. — М., 1987.

98. Токарева О.А., Шуть И.Н. Первоначальный период обучения гра-
моте детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы
теории и практики / Под ред. Л.И. Беляковой. — М., 1985.

99. Усанова О Н. Логопедическая работа по формированию произно-
шения при моторной алалии // Вопросы логопедии. — М., 1978.

100. Фалько С.Н. Правовое воспитание старшеклассников специаль-
ной коррекционной общеобразовательной школы V вида //Дефектоло-
гия. - 2002. — № 5.

101. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой
сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи // Дефек-
тология. - 1994 — № 2.

102. Фотекова Т.А. Остаточные явления общего недоразвития речи
у старшеклассников // Проблемы детской речи. Мат. Всеросс. конф.
С.-Петербург, 24-26 ноября 1999 г. - СПб., 1999.

103. Чиркина Г.В. Особенности понимания текста учащимися с тяже-
лыми нарушениями речи // Матер. 7-й науч. сессии по дефектологии.
Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспита-
нии и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физиче-
ского развития. — М., 1975.

104. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. —
М„ 1973.

105. Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи
детей с алалией // Расстройства речи и методы их устранения / Под ред.
С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. — М., 1975.

105. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грам-
матического строя речи детей, страдающих моторной алалией // Патоло-
гия речи: уч. записки МГПИ им. В.И. Ленина / Под ред. С.С. Ляпидев-
ского. - Т. 406. - М„ 1971.

106. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред.
Р.Е.Левиной. - М„ 1961.

107. Яковлев С. Б. Симптоматика аграмматической дисграфии у школь-
ников с тяжелыми нарушениями речи // Речевые и нервно-психические
нарушения у детей и взрослых / Под ред. Г.А. Волковой, Ю. Г. Демьянова,
Л.И. Петровой. - Л., 1987.

108. Яковлев С.Б. Система логопедической работы по коррекции аг-
рамматической дисграфии у учащихся школы для детей с тяжелыми на-
рушениями речи // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции /
Под ред. Р.И. Лалаевой. — СПб, 1993.

Учебники и учебные пособия по русскому языку
для специальной (коррекционной) школы V вида

1. Бессонова Т.П., Саенкова Н.А. Учебник для 3 класса школ для детей
с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1995.

2. Вятлева Ю.Е. Пакет диагностических заданий по русскому языку для
выявления актуального уровня знаний, умений и навыков учащихся началь-
ных классов специальных общеобразовательных школ V вида. — М., 2001.

3. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Стандарт общего образования обу-
чающихся с тяжелыми нарушениями речи (проект) // Государственный
стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья. Проект / Под ред. Е.Е. Чепурных и др. — М., 1999.

4. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Развитие речи: Учебник для подгото-
вительного класса. — М., 1994.

5. Крылова Н.Л., Писарева И.Б., Ефремова Л.Г. Формирование произ-
ношения у детей с тяжелыми нарушениями речи: подгот. класс.: I отде-
ление: пособие для учителя. — М., 1993.

6. Крылова Н.Л., Писарева И. Б., Ипатова Н.Л. Букварь для подготови-
тельного — 1 классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
(1 отделение). - М„ 1993; М„ 2004.

7. Программы специальных общеобразовательных школ для детей
с тяжелыми нарушениями речи (1 отделение). — М., 1987.

8. Программы специальных общеобразовательных школ для детей
с тяжелыми нарушениями речи: подготовительный, 1—4 классы. I отде-
ление: Проект. — М.: ИКП РАО, 1992.

9. Чиркина Г.В. Рекомендации об организации и содержании инди-
видуальных логопедических занятий в специальной школе для детей с
тяжелыми нарушениями речи. — М., 1982.

7. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков. Учебник
для специальных коррекционных школ V вида: 1 класс. — М., 2003.

8. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков. Учебник
для специальных коррекционных школ V вида: 2 класс. — М., 2003.

9. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Мир звуков. Альбом-пособие для
учителя- логопеда к учебнику «Произношение. Мир звуков» для специ-
альных (коррекционных) школ Vвида: 1—2 классы. — М, 2003.

10. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Посо-
бие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида.
2 класс. - М„ 2003.

12. Чиркина Г. В., Комкова Н.Ф. Русский язык: Учебник для 2 клас-
са специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежде-
ний У вида (I отделение). — М., 2000.


Учебное издание

РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Учебное пособие для студентов средних специальных и высших
учебных заведении, обучающихся по специальности «Логопедия»

Зав. редакцией К.М. Шевченко
Редактор О. В. Павлова
Зав. художественной редакцией И.А. Пшеничников
Художник обложки М.Л. Уранова
Компьютерная верстка Е.В. Горяинов
Корректор Т. Я. Кокорева

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.010192.08.09 от 28.08.2009 г.
Подписано в печать 04.06.08.
Формат 60x88/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 23,03.
Тираж 3 000 экз. (1-й завод 1—500 экз.). Заказ №

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.
119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел. 430-04-92, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.
E-mail:
vlados@dol.ru
https://www.vlados.ru

ООО «Великолукская городская типография».
182100, Псковская обл., г. Великие Луки, ул. Полиграфистов, 78/12.
Тел./факс (811-53) 3-62-95.
E-mail:
zakaz@veltip.ru


[*] В данном пособии рассматриваются особенности обучения русскому
языку в I отделении специальной (коррекционной) школы V вида.

[†] Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Леви-
ной. - М„ 1961.-С. 7-19.

[‡] Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми
нарушениями речи. — М., 1980.— С. 11 — 138.

[§] Чиркина Г.В. Рекомендации об организации и содержании индивиду-
альных логопедических занятий в специальной школе для детей с тяжелы-
ми нарушениями речи. — М., 1982. — С. 1 — 10.

[**] Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу
в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Сост. и науч. ред.
О.Е. Грибова. - М„ 2003. - С. 102-105.

[††] Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу
и школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. / Сост. и научн. ред.
О.Е. Грибова. - М„ 2003. - С. 105-107.

[‡‡] Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие
для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида.
2 класс. - М„ 2003. - С. 28-32.

[§§] Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Посо
бие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида.
2 класс. - М„ 2003. - С. 38-46.

[***] Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Леви-
ной.-М., 1961. — С. 103—111.

[†††] Новые исследования в педагогических науках. Известия АПН РСФСР.
Вып. 129. - М., 1963 - С. 238-242.

[‡‡‡] Речевые расстройства у детей и методы их устранения. / Под ред. С.С. Ля
пидевского, Ф.А. Самсонова, С.Н. Шаховской. — М., 1978. — С. 54—61.

[§§§] Актуальные проблемы логопедии / Отв. ред. В.И. Селиверстов. — М.,
1980.-С. 52-60.

[****] Актуальные проблемы логопедии / Отв. ред. В.И. Селиверстов. — М.,
1980.-с. 47-52.

[††††] Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / Под ред. В.И. Се
ливерстова. — М., 1982. С. 27—37.

[‡‡‡‡] Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред.
Л.И. Беляковой. - М., 1985. - С. 62-70.

[§§§§] Грибова О.Е., Бессонова Т.П., Ипатова H.J1. и др. Формирование грам-
матического строя речи учащихся начальных классов школы для детей
с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1992. — С. 5—11.

[*****] Грибова О.Е., Бессонова Т.П., Ипатова Н.Л. и др. Формирование
грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для де-
тей с тяжелыми нарушениями речи. — М., 1992. — С. 11-34.

[†††††] Нарушения речи. Методы изучения и коррекции / Под ред. Р.И. Jin
лаевой. - СПб., 1993. - С. 89-95.

[‡‡‡‡‡] Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Лепи
ной. - М„ 1961.-С. 227-237.

[§§§§§] Вопросы логопедии. / Под ред. Ф.А. Самсонова и С.Н. Шаховской.
М„ 1979.-С. 37-43.

[******] Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред.
Л.И. Беляковой. - М„ 1985. - С. 88-96.

[††††††] Специальная школа / Под ред. проф. А.И. Дьячкова. — М., 1965,
выи. 2.-С. 86-91.

[‡‡‡‡‡‡] Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / Под ред.
Л.И. Беляковой. - М„ 1985. - С. 95-101.

[§§§§§§] Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспита-
ния детей с нарушениями речи. / Под ред. — М., 1987 — С. 58—65.

[*******] Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи /
Отв. ред. Л.И. Белякова. - М„ 1989. - С. 89-100.

[†††††††] Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи /
Отв. ред. Л.И. Белякова. - М„ 1989. - С. 101-108.

[‡‡‡‡‡‡‡] Алмазова А.А. Обучение построению текста учащихся специальной
(коррекционной) школы V вида. — М., 2004. — С. 40-97.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: