логопедических занятиях в старших классах[††]
Проблема организации индивидуальных логопедических заня-
тий в старших классах стоит очень остро. Это связано с тем, что
до настоящего времени не изучены особенности проявления ре-
чевого недоразвития у учащихся средней школы. Внешне картина
состояния речевой деятельности учеников относительно благо-
получная, поскольку бытовое общение достигает у них практиче-
ски нормативного уровня. Однако состояние учебных навыков,
обеспечиваемое уровнем сформированности языкового анализа и
навыками продуцирования речевого высказывания, не соответст-
вует требованиям общеобразовательной школы: большое количе-
ство орфографических ошибок в диктантах, которое увеличивает-
ся в самостоятельных письменных работах; наличие устойчивых
дисграфических ошибок; низкая техника чтения; неумение само-
стоятельно работать с текстом; низкий уровень владения связной
речью. Эти недостатки имеют устойчивый характер и препятству-
ют успешному освоению программы учащимися по всем предме-
там. Учителя речевой школы вынуждены искать вспомогательные
средства, облегчающие подросткам усвоение программного ма-
териала. На индивидуальных занятиях логопеды вынуждены за-
ниматься репетиторством по предметам лингвистического цикла,
чтобы обеспечить темпы выполнения программы.
Однако отсутствие целенаправленной работы по коррекции
первичного речевого дефекта в старшем звене приводит к отсут-
ствию динамики в формировании речевой деятельности. Нескор-
ригированные дефекты препятствуют полноценному усвоению
программного материала. Таким образом, учащиеся и учителя ре-
чевой школы попадают в порочный круг.
|
Как свидетельствует опыт изучения речевой недостаточности
у учащихся 5—10 классов, лингвистическая структура речевого
дефекта остается неизменной на протяжении всех лет обучения
детей с ОНР: недостаточность звуковой стороны речи, непол-
ноценность лексико-грамматической стороны и, безусловно,
несформированность связной речи. В отличие от начальной
школы неполноценность языковой и речевой деятельности про-
является на уровне письменной речи: при записи, продуцирова-
нии самостоятельных письменных высказываний и в процессе
чтения. Основная проблема учащихся старшего звена речевой
школы — становление дискурса — связного высказывания мо-
нологического или диалогического характера, используемого
в коммуникативных целях.
Недостаточность речевой и языковой сферы и в начальной, и
в средней школе обусловлена неполноценностью предпосылок,
обеспечивающих их функционирование и, прежде всего, несо-
вершенством процессов речевого и языкового анализа, синтеза,
обобщения, классификации и т. д. Эти процессы в современной
логопедии обозначаются как языковая речемыслительная де-
ятельность.
Опыт организации обучения детей с тяжелой речевой патоло-
гией в старших классах позволяет нам выделить следующие на-
правления работы на индивидуальных логопедических занятиях.
1. Совершенствование навыка языкового анализа
• Дифференциация оппозиционных фонем на материале са-
мостоятельных письменных высказываний.
• Совершенствование навыка выявления тонких дифферен-
цировок внутри одной фонемы (выявление фонем в функ-
ционально сильных и функционально слабых позициях).
|
• Развитие навыка морфемного анализа.
• Формирование лингвистических эталонов (морфем, слов,
грамматических форм и конструкций) и умения выделять
их в текстах различной протяженности.
• Совершенствование навыка членения текста (дискурса) на
смысловые отрезки (предложения, абзацы, строфы).
2. Развитие предпосылок, обеспечивающих речевую деятель-
ность
• Формирование навыка установления контекстных связей.
• Совершенствование навыка вербального прогнозирования.
• Работа над психологическими процессами, обеспечиваю-
щими речевую деятельность: памятью, вниманием, про-
странственной ориентировкой, произвольной регуляцией.
3. Формирование лингвистической базы для общеобразова-
тельной подготовки
• Совершенствование слоговой структуры (в том числе на
базе терминологической лексики).
• Формирование навыка практического словоупотребления
частей речи, изучаемых в курсе русского языка (причастий,
деепричастий, производных предлогов и др.).
• Практическое освоение грамматических структур, изучае-
мых в курсе русского языка (аффиксы, обороты, типы пред-
ложений).
4. Совершенствование коммуникативных навыков детей
• Развитие различных форм коммуникации.
• Формирование умений, необходимых для осуществления
эффективного взаимодействия: уметь вступать в контакт,
прерывать контакт, поддерживать контакт и др.
• Освоение стереотипных форм коммуникации, обеспечива-
ющих взаимодействие в различных коммуникативных ситу-
ациях.
• Совершенствование паралингвистических и экстралинг-
вистических средств общения: просодики, жестов, мимики
и др.
|
Перечисленные направления являются общими для всей сис-
темы работы на индивидуальных логопедических занятиях на про-
тяжении всего процесса обучения, за исключением 1—2 классов.
Специфичными для среднего звена обучения являются содержа-
ние и уровень лингвистического материала, на котором отраба-
тываются речеязыковые умения и навыки. Направлений работы
на индивидуальных логопедических занятиях с учащимися-под-
ростками может быть и больше. Основная задача индивидуаль-
ных занятий — преодоление речевой недостаточности и создание
предпосылок для успешного процесса обучения и социальной
адаптации ребенка, что возможно только при условии обеспече-
ния взаимосвязи с другими сторонами образовательного и воспи-
тательного процесса.
РАЗДЕЛ 3. Формирование правильного
произношения
Одной из основных задач школы для детей с тяжелыми нару-
шениями речи является воспитание у учащихся четкой, внятной
и выразительной речи.
Система работы по коррекции произносительной стороны речи
строится в соответствии с типичными проявлениями недоразви-
тия фонетико-фонематического и слогового компонентов рече-
вой системы. При этом обязательна индивидуализация обучения,
связанная с необходимостью учета клинической формы речевой
патологии, выявления патогенетических факторов, лежащих в его
основе, что позволяет наметить адекватные пути коррекционной
Работы.
Целостная система формирования произношения школьников
с тяжелыми нарушениями речи реализуется в следующих направ-
лениях, разрабатываемых параллельно (Г.А. Каше):
1) формирование навыков звукопроизношения и развитие
фонематического восприятия, что предполагает практиче-
ское овладение учащимися акустико-артикуляционными
характеристиками звука, распознавание и реализацию в их
речи системы противопоставленных друг другу фонем;
2) развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова,
в результате которой учащиеся овладевают произношением
слов, различных по слоговому составу, у них формируются
навыки мелодико-интонационного оформления речи, а так-
же накапливается определенный объем правильно произно-
симых слов и предложений, что необходимо для последую-
щего обучения грамоте;
3) развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слова на
предварительно отработанном (в плане восприятия и воспро-
изведения) материале проводится в подготовительном классе,
а в дальнейшем переносится на уроки обучения грамоте.
Указанные направления реализуются при определении со-
держания и структуры уроков произношения. На уроках произ-
ношения в первом-втором классах и на индивидуальных логопе-
пимеских занятиях проводится работа по развитию подвижности
И четкости движений артикуляционного аппарата, уточнению
правильно произносимых звуков, автоматизации поставленных
туков и их дифференциации по разным признакам, развитию
жуко-слоговой структуры слова и формированию умений звуко-
елогового анализа (А. К. Маркова, О.А. Токарева), а также коррек-
ция просодической стороны речи (А.В. Ястребова).
Работа над каждым разделом осуществляется поэтапно, с ис-
пользованием коррекционных методов и приемов, с привлечени-
ем специально отобранного языкового материала и средств обу-
чения, адекватных задачам и содержанию уроков произношения
(С.В. Чиркина, Е.Н. Российская).
Г. А. Каше