Языковые обобщения, как известно из психологии речи, со-
ставляют основу самостоятельной речевой деятельности. В обыч-
ных условиях речевого развития они возникают, развиваются и
закрепляются благодаря широкой практике общения. Их полно-
ценное формирование обеспечивается слаженностью, взаимо-
действием в развитии восприятия, понимания и продуцирования
речи с совершенствованием познавательных процессов.
Так как у учащихся, поступивших в специальную школу, язы-
ковые обобщения или не сформированы или сформированы
частично и функционируют на очень низком уровне, предстоит
большая работа по их развитию. Поэтому наряду с созданием ус-
ловий для максимального обогащения речевой практики в форме
диалогической и монологической речи (обучение диалогу, расска-
зыванию, живому общению в устной форме или опосредованно-
му общению посредством чтения) программа выделяет несколько
линий работы, предназначенных для последовательного образо-
вания у учащихся фонетических, лексических и грамматических
обобщений. По существу эти линии работы тоже дают практику
общения, но в таких формах, когда специально подбирается и ор-
ганизуется языковой материал (звуков, слов или грамматических
форм и конструкций), когда преднамеренно в особой последова-
тельности используются языковые и речевые упражнения для вы-
работки прочных навыков.
Каждое из названных направлений работы находит свое от-
ражение в разделах школьной программы. Содержание каждого
раздела разработано на основе своих принципов отбора и систе-
матизации материала. Особенности каждого раздела находят от-
ражение в методике проведения занятий. Например, выделение
занятий по обучению правильному произношению позволяет
установить определенную последовательность отработки звуков
(фонем), их автоматизации и дифференциации по различным
нкустико-артикуляционным признакам, формирования в особом
Порядке фонематических представлений, навыков фонематичес-
кого анализа, усвоения слоговой структуры и т. д.
|
В этой работе используются специальные приемы и способы
образования у детей звуковых обобщений и на этой основе за-
крепляются произносительные навыки. Методические приемы
учитывают своеобразие звукового оформления речи при ее недо-
развитии и тенденции, проявляющиеся в ходе усвоения произно-
сительных навыков (смешениефонем, нарушение звуко-слоговой
структуры и др.).
Формирование лексических понятий также предполагает спе-
циальный отбор материала, но уже на основе не фонетическо-
ю, а функционального, содержательно-смыслового принципа.
Например, организуется работа над лексико-грамматическими
разрядами слов (формирование понятий о частях речи), словами
родового значения (посуда, игрушка, обувь и т. п.), производной
лексикой (однокоренные слова, слова с суффиксами и приставка-
ми и соответствующие им понятия).
Специальная работа развертывается по усвоению грамматичес-
ких закономерностей. Постепенно у детей формируются понятия
of) общих и частных грамматических категориях, отрабатываются
способы выражения логико-грамматических значений и отноше-
ний в языке.
О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова
Стандарт общего образования обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи*(проект)
<...> Школы (школы-интернаты, классы) для детей с тяжелыми
нарушениями речи дают своим воспитанникам общее образование
и объеме основной школы общего назначения. Основу образова-
тельного процесса составляет единство обучения, развития и кор-
рекции. Наряду с общеобразовательной подготовкой целями шко-
ны (школы-интерната, класса) для детей с тяжелыми нарушениями
речи являются: преодоление речевого недоразвития и связанных
|
___________
* Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Проект / Под ред. Е.Е. Чепурных и др. — М.,
1999-С.282-301.
с ним особенностей психического развития, воспитание личности,
способной активно участвовать в общественной жизни и реализо-
вывать свои познавательные и социальные потребности. <...>
Понятие «тяжелые нарушения речи» объединяет различные
виды речевой патологии, требующие дифференцированных под-
ходов к их коррекции и выбору методов обучения.
Основной контингент школы для детей с тяжелыми наруше-
ниями речи составляют дети, страдающие общим недоразвитием
речи и тяжелым фонетико-фонематическим недоразвитием. <...>
Особую группу среди учащихся школы для детей с тяжелыми
нарушениями речи составляют дети с тяжелыми формами заика-
ния, ринолалии и дисфонии, не осложненных общим недоразви-
тием речи. <...>
Многообразие клинических форм речевых нарушений, свое-
образие их проявлений детерминируют организацию многовари-
антного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. <...>
Дифференциация учащихся с тяжелыми нарушениями речи с уче-
том специфики овладения ими учебным материалом.
|
Приему в 1 (подготовительный) класс специальной школы
(школы-интерната, класса) подлежат дети в основном в возрас-
те 7—8 лет, имеющие тяжелые нарушения речи. В зависимости от
структуры дефекта создается два отделения.
I отделение — для детей с ОНР, страдающих алалией, афази-
ей, ринолалией, дизартрией, а также для детей с нарушениями
чтения и письма вследствие ОНР, ФФН или фонематического
недоразвития.
II отделение — для детей с тяжелой степенью заикания, рино-
лалии, дисфонии при нормальном общем речевом развитии.
Основанием для направления ребенка в школу данного типа
является заключение централизованной психолого-медико-педа-
гогической комиссии, в котором определяется возможность обу-
чения по программам I или II отделений и вариант обучения.
В случае перевода ребенка с тяжелым речевым нарушением
из другого типа школ (общеобразовательной, вспомогательной и
др.) зачисление осуществляется:
• в I отделение — до 12 лет;
• во II отделение — без ограничений.
Школы (школы-интернаты, классы) для детей с тяжелыми на-
рушениями речи могут иметь две ступени обучения: начальную и
основную, и иметь в своем составе либо одно отделение, либо оба
одновременно. В соответствии с этим создается организационно-
административная структура конкретного образовательного уч-
рождения для детей с тяжелыми нарушениями речи. При необхо-
димости и наличии возможности при школе может быть открыто
/юшкольное отделение.
В начальной школе I отделения предусмотрено два варианта
обучения в зависимости от уровня развития речи на момент нача-
ла школьного обучения:
• подготовительный, 1 —4 классы — для детей с ОН Р I II уровня,
• 1—4 классы для детей с ОНР III уровня и для детей с ОНР
II уровня, прошедших дошкольную логопедическую подго-
товку.
Узкая специализация школы и сложность выявления структу-
ры дефекта в случаях грубого речевого недоразвития детермини-
руют необходимость использования многоступенчатой и много-
кратной диагностики.
В случаях, когда решение вопроса о дифференциации первич-
ности речевого дефекта или задержки психического развития при
интеллектуальных пограничных нарушениях, не может быть ре-
шен однозначно в рамках медико-психолого-педагогической ко-
миссии, все сомнения трактуются в пользу ребенка. Ему дается
возможность диагностического обучения в школе для детей
с тяжелыми нарушениями речи до 1 года, в ходе которого реша-
ется вопрос о первичных и вторичных компонентах в структуре
дефекта и о профиле дальнейшего обучения.
В школе II отделения классы формируются в соответствии
с основным дефектом: классы для заикающихся, классы для детей
с ринолалией и т. п.
Для детей, имеющих сложный дефект, в структуре которо-
го имеются речевые нарушения, при наличии соответствующих
специалистов, технических условий и медицинского заключе-
ния организуется индивидуальное обучение по индивидуальным
программам с полной или частичной интеграцией ребенка в уче-
нический коллектив. Степень интеграции, ее формы и продол-
жительность определяются врачом, психологом, учителем-лого-
педом, дефектологом и методическим советом школы.
Ежегодно в начале учебного года проводится обследование
учащихся логопедом, в ходе которого анализируется структура ре-
чевого дефекта и сопутствующих ему нарушений. По результатам
обследования составляется программа индивидуальных логопе-
дических занятий, а также осуществляется выбор рациональных
методов и приемов обучения каждого ребенка и всего класса в це-
лом. Это позволяет достигнуть единства индивидуального и фрон-
тального подходов в обучении.
В ходе коррекционной работы у части детей нормализуется ре-
чевая деятельность и они могут продолжать свое обучение в школе
общего назначения. Перевод в школу общего назначения осу-
ществляется:
• в I отделении — в течение обучения или по окончании на-
чальной школы;
• во II отделении — без ограничения возраста.
В ходе обучения также выявляются учащиеся, имеющие интел-
лектуальную недостаточность или задержку психического разви-
тия в качестве первичного дефекта. Эти дети должны продолжить
свое обучение в других типах специальных (специализированных)
школ (школ-интернатов, классов). Основанием для перевода яв-
ляется решение централизованной психолого-педагогической и
медико-педагогической комиссии, а также согласие родителей
или лиц, их заменяющих. Возрастное ограничение для перевода
ребенка в другой тип специализированного заведения —12 лет.
Базисный план основного образования учащихся