занятий в системе коррекции речевых нарушений[**]
<...> В ходе обучения в школе для детей с тяжелыми нарушени-
ями речи выделяются три основных направления помощи детям в
усвоении программного материала:
1) проведение всех уроков с использованием специальных ме-
тодов и приемов, направленных на восполнение пробелов
в формировании полноценной речевой деятельности;
2) проведение специальных логопедических занятий;
3) соблюдение речевого режима.
В данной статье мы остановимся только на специальных ло-
гопедических занятиях, отметив ряд типичных ошибок, которые
допускают логопеды во время их планирования и проведения, что
снижает эффективность работы по устранению дефектов устной
и письменной речи. Приведем примеры этих типичных недостат-
ков в проведении индивидуальных логопедических занятий:
1) отсутствует система в занятиях;
2) часы логопедических занятий часто используются для до-
полнительных занятий по программе уроков чтения, русс-
кого языка и даже математики.
С целью повышения результативности учебно-воспитательно-
го процесса и решения основной коррекционной задачи — вос-
полнения пробелов в формировании полноценной речевой де-
ятельности при организации логопедических занятий необходимо
придерживаться следующих принципиальных положений:
1) следует относиться к логопедическим занятиям как к важ-
нейшему звену в коррекции речи учащихся (тем более, что
на эти занятия отводится немалое количество часов);
2) учитель-логопед должен владеть современными методами
дифференциальной диагностики;
3) правильная комплектация групп основывается на дифферен-
циальной диагностике структуры и формы речевого дефекта;
|
4) соблюдение требований по количеству детей в группе и про-
должительности индивидуальных и групповых занятий;
5) грамотное ведение речевых карт, помогающее выявить ос-
новные направления работы логопеда;
6) основным направлением работы должно стать формирова-
ние предпосылок к усвоению программного материала, а не дуб-
лирование урока.
Приведем небольшую иллюстрацию к последнему положению.
Одной из сложнейших тем по курсу русского языка для уча-
щихся данного типа школы оказывается тема «Правописание
парных звонких и глухих согласных», несмотря на то, что и на
уроках произношения, и на уроках грамоты мы готовим детей
к ее усвоению.
Задумаемся, какие звенья должны быть сформированы, чтобы
ученики могли успешно освоить этот сложный материал. Мы на-
считали примерно 5 таких звеньев, необходимо научить:
• четко различать звонкие и глухие согласные и постоянно
тренировать детей в этом;
• находить значимую часть слова, понимать его значение;
• подбирать гнездо однокоренных слов;
• выделять одинаковую (общую) часть в однокоренных
словах;
• среди однокоренных слов находить слова проверяемые и
проверочные.
Такую предварительную работу необходимо провести с детьми
на логопедических занятиях до изучения правила на уроках русс-
кого языка.
Содержание логопедических занятий определяется разнооб-
разными проявлениями речевой недостаточности детей и органи-
чески связано с прохождением программы по русскому языку и
развитию речи.
Таким образом, работа, проводимая с детьми на логопедичес-
ких занятиях, должна быть направлена на:
|
• коррекцию дефектов произношения;
• формирование полноценных фонематических процес-
сов;
• формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового
состава слова;
• формирование навыков правильного воспроизведения слов
сложной слоговой структуры;
• формирование навыков ритмико-мелодического и интона-
ционного оформления высказывания;
• обогащение словарного запаса как путем накопления но-
вых слов, являющихся различными частями речи, так и за
счет умения активно пользоваться различными способами
словообразования; формирование умения адекватного упо-
требления слов в самостоятельной речи;
• развитие и совершенствование грамматического оформле-
ния связной речи путем овладения детьми словосочетания-
ми, связью слов в предложении, моделями различных син-
таксических конструкций;
• формирование умений и навыков построения связного вы-
сказывания. Особое внимание, необходимо обратить на
формирование учебного высказывания с использованием
учебной терминологии по типу рассуждения и доказатель-
ства, начиная с 1 класса.
Приведем примеры учебных высказываний:
• Эти схемы (слов) похожи тем, что в них одинаковое коли-
чество слогов, одинаковое количество звуков. Отличаются
они тем, что в первой схеме первый звук глухой, а во вто-
рой — первый звук — звонкий.
• Все слова я распределю на три группы: в первой группе сло-
ва односложные, во второй — двусложные, в третьей — трех-
сложные.
• Это не рассказ, потому что мы не можем представить собы-
тие... А это рассказ, потому что...
Направленность на формирование учебного высказывания
способствует повышению речевой активности учащихся на уро-
ках любого цикла.
|
Особое внимание необходимо обратить на содержание заня-
тий в 1 классе. Для того, чтобы предупредить нарушения чтения и
письма в последующем, практически все индивидуальные занятия
должны быть направлены на совершенствование и/или восполне-
ние пробелов в формировании звуковой стороны речи. Необхо-
димо так подготовить детей, чтобы у них не появились ошибки
в письме на замены и смешения, пропуски букв. Это возможно
только в том случае, если логопедические занятия будут прово-
диться целенаправленно и систематически. В этом и заключается
система работы. Безусловно, на индивидуальных логопедических
занятиях с первоклассниками мы должны работать над всеми
компонентами речи. Но бессмысленно менять на каждом занятии
коррекционную задачу, переходя от формирования звуковой сто-
роны речи на одном занятии к формированию связной речи на
следующем и к коррекции грамматического строя на третьем. Гло-
бальной задачей на этом году обучения, как мы говорили выше,
является формирование звуковой стороны речи, и формирование
смысловой стороны должно ее обслуживать и подчиняться ей.
На последующих годах обучения акценты на индивидуальных
логопедических занятиях будут иными.
О.Е Грибова