Объем учебной нагрузки. Трудности освоения программного
материала диктуют введение специальных предметов Коррекци-
онного лингвистического цикла, раздела Коррекционной подготов-
ки, увеличения количества часов на изучение трудных тем.
Нагрузка учащихся в I отделении школы регулируется за счет
увеличения количества лет обучения, по сравнению со школой
общего назначения, в зависимости от тяжести основного дефекта,
использования специальных коррекционных методов обучения,
организации учебного материала, жесткой этапности в форми-
ровании умений и навыков. Важным средством предупреждения
перегрузок в I и 11 отделениях является пропедевтическая на-
правленность всего процесса обучения, его индивидуализация,
достигаемая за счет тщательного изучения структуры дефекта и
осуществляемая как на специфических уроках и занятиях, так и
в ходе изучения предметов общеобразовательного цикла. <...>
Специфика обучения в I отделении школы для детей с тяжелы-
ми нарушениями речи обусловливает необходимость вычленения
следующих курсов.
1. Общеобразовательный курс включает в себя набор основных
учебных предметов школы общего назначения и призван обеспе-
чить соответствующий стандартам общего образования началь-
ной и основной школ уровень знаний, умений, навыков и сведе-
пий об окружающем мире, его социальном, естественно-научном
устройстве, нравственных ценностях.
В области методики эти предметы адаптируются и преобразу-
ются, приобретая коррекционно-развивающую направленность
и связи с особенностями речевого и личностного развития уча-
щихся на разных этапах обучения.
Особо выделяется Коррекционный лингвистический курс, ко-
горый включает в себя как специальные предметы («Произноше-
ние», «Развитие» речи»), так и общеобразовательные, адаптиро-
шшные для учащихся с речевой патологией («Обучение грамоте»,
«Чтение», «Родной язык» и т. п.). Целью этого курса является фор-
мирование полноценной речевой деятельности как одной из важ-
нейших предпосылок успешного обучения и средства успешной
адаптации личности в обществе.
|
2. Трудовая подготовка включает в себя курсы «Ручной труд»,
шиятия в мастерских: «Швейное дело», «Столярное дело» и др.;
«Черчение», «Производительный труд». Выбор курса зависит от
материальной базы, которой располагает школа, и от потребнос-
тей региона. В основной школе для уроков труда класс делится на
подгруппы по 3—5 человек.
3. Коррекционная подготовка включает два раздела: «Коррек-
ционные курсы» и «Логопедические занятия». «Коррекционные
курсы» представлены уроками «Логоритмики» в подготовитель-
ном и 1 классе.
«Логопедические занятия» проводятся вне сетки уроков. Их
цель — преодоление речевых трудностей, препятствующих усво-
ению материала на уроках «Лингвистического» и «Общеобразова-
юльного» курсов. Эти занятия проводятся:
• в начальной школе с одним учеником в течение 15 минут,
с подгруппой (2—4 ученика) в течение 20-25 минут;
• в основной школе с одним учеником 15 минут, с подгруп-
пой (2—5 учеников) 30—40 минут.
Частота посещений логопедических занятий детьми 2—3 раза
и неделю. Поэтому и суммарная нагрузка на ученика, которая
вошла в базисный план из раздела «Логопедические занятия» —
1 академический час.
В базисном плане отводится время для организации Факуль-
тативов коррекционной направленности, основными задачами
которых являются коррекция речи и сопутствующих нарушений,
двигательных функций, в том числе, мелкой моторики, познава-
тельной деятельности, памяти, внимания, логического мышле-
ния, межличностного общения и т. п.
|
Часы, отведенные на «Обязательные занятия по выбору», могут
быть использованы:
а) для увеличения количества часов, отводимых на базовые
предметы;
б) для организации обучения по дополнительным предметам,
по выбору учебного заведения;
в) для организации подгрупповой работы по базовым пред-
метам;
г) в национальных школах для изучения русского языка как
государственного, а в русских школах, расположенных в
национальных образованиях, для изучения национального
языка. Изучение более двух языков в I отделении школы для
детей с тяжелыми нарушениями речи не рекомендуется.
Единая основа учебных планов всех ступеней — осуществле-
ние принципа преемственности, во-первых, между начальной и
основной школой, во-вторых, между специальной и школой об-
щего типа. Вместе с тем, каждая из ступеней, решая общие зада-
чи, имеет свои специфические функции, связанные с речевыми и
возрастными особенностями учащихся.
Школа I ступени обеспечивает коррекцию различных прояв-
лений речевого дефекта <...> и обусловленных ими отклонений
в психическом развитии ребенка, первоначальное становление
его личности, выявление и целостное развитие его способностей,
формирование у школьника умения и желания учиться.
В школе I ступени учащиеся приобретают навыки фонетичес-
ки правильной разговорной речи, расширяют лексический запас,
учатся грамматически правильно оформлять высказывания, обу-
чаются чтению и письму, счету, овладевают элементами творчес-
кого мышления, культурой поведения, основами здорового обра-
за жизни. <...>
|
Школа II ступени закладывает фундамент общеобразователь-
ной подготовки, достаточной для продолжения образования, раз-
вивает полноценные навыки устной разговорной и письменной
литературной форм речи, необходимых выпускнику для его пол-
ноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает раз-
витие личности учащегося, глубокое усвоение основ наук и фор-
мирование научного мировоззрения.
В основной школе также продолжается работа по развитию и
совершенствованию речевой деятельности. Основное внимание
уделяется письменной литературной форме речи (чтение, пись-
мо, пересказ литературного источника, ответы на вопросы с опо-
рой на текст и т. п.) как основному средству обучения в школе и
получению информации в дальнейшей жизни. Поэтому обучение
родному языку носит коррекционный характер. Выделяются уро-
ки «Развития речи», на которых языковые умения и навыки авто-
матизируются в условиях устной или письменной коммуникации.
И качестве логопедической поддержки выступают «Индивидуаль-
ные логопедические занятия», в ходе которых основное внимание
уделяется преодолению индивидуальных трудностей, препятству-
ющих успешному усвоению учебного материала (нарушения сло-
говой структуры, ограниченности словарного запаса, трудностей
в грамматическом оформлении высказывания, недостатков в чте-
нии, самостоятельной письменной речи и т. д.).
Перечень общеобразовательных курсов соответствует учебно-
му плану общеобразовательной школы общего типа. <...>
Школа II отделения наряду с общеобразовательной подготов-
кой учащихся в соответствии со стандартами школы общего на-
шачения обеспечивает коррекцию их речевых дефектов и обус-
ловленных ими отклонений в психическом развитии ребенка,
способствует первоначальному становлению его личности, выяв-
лению и целостному развитию его способностей. <...>
Содержание образовательных областей
Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи является цен-
ювым учреждением, поэтому уровень базовых знаний, умений
и навыков учащихся по предметам Общеобразовательного цикла
лолжен соответствовать аналогичной ступени школы общего на-
жачения. Однако специфичность обучения в школе для детей
г 1яжелыми нарушениями речи состоит в единстве учебного и
коррекционного процессов, что находит свое отражение в кор-
рекционной направленности процесса обучения по всем предме-
там Общеобразовательного цикла. <...>
Ядром процесса обучения в отделении является Коррекцион-
ный лингвистический курс. Он включает в себя несколько пред-
метов, тесно связанных между собой. Целью Коррекционного
лингвистического курса, с одной стороны, является преодоление
речевого недоразвития и предупреждение нарушений чтения и
письма, т. е. создание языковой и речевой базы для процесса обу-
чения, и, с другой стороны, формирование знаний о родном язы-
ке п умения применять изученные правила в собственной речевой
лен гельности для удовлетворения своих потребностей.
(тандарты «Коррекционного лингвистического курса» совпадают
I соответствующими стандартами курса «Родного языка» школы
общего назначения на уровне окончания обучения в начальной и
основной школе, хотя на промежуточных этапах совпадение мо-
жет отсутствовать.
В методическом плане обучение языку и речи в школе для
детей с тяжелыми нарушениями речи условно можно назвать
«дробным», особенно на начальном этапе. На I ступени обучения
предусмотрено, наряду с общеобразовательными предметами,
имеющими коррекционную направленность: «Обучение грамоте»,
«Чтение», введение специализированных предметов: «Произно-
шение», «Развитие речи (Окружающий мир)», основной задачей
которых является коррекция механизмов речевого недоразвития,
подготавливая практическую базу для формирования общеобра-
зовательных навыков в области родного языка.
Курс «Произношение» имеет целью воспитание у школьников
четкой, правильной речи на основе усвоения слов постепенно ус-
ложняющейся звуко-слоговой структуры, развитие фонематичес-
кого восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава
слова для овладения грамотой. Все эти направления работы взаи-
мосвязаны, работа по ним идет параллельно.
Обучение грамоте неразрывно связано с формированием произ-
ношения. В курсе обучение грамоте школьники усваивают сначала
звуковой, затем звуко-буквенный и слоговой состав слова. <...>
Курс «Обучение грамоте» предполагает овладение обучающи-
мися сознательным правильным плавным слоговым чтением, по-
ниманием прочитанного, правильной интонацией, а также пер-
воначальным навыком письма.
Курс «Чтение и развитие речи» — продолжение курса «Обуче-
ние грамоте». <...>
К концу обучения на I ступени все обучающиеся должны чи-
тать текст правильно, осознанно, целыми словами, выразитель-
но. Исключение могут составлять редко употребительные слова
сложной слоговой структуры.
Задачей начального курса «Грамматика и правописание» явля-
ется закрепление практически усвоенных обучающимися грам-
матических закономерностей родного языка в предшествующих
курсах «Развитие речи», «Произношение» и Обучение грамоте»,
а также их обобщение и теоретическое изучение на элементарном
уровне.
Основными разделами курса являются: «Звуки и буквы», «Сло-
во», «Предложение», «Связная речь». <...>
В процессе изучения курса «Фонетика, грамматика и правопи-
сание» у учащихся преодолевается неосознанное дотеоретическое
отношение к языку. У них развивается умение анализировать язы-
ковой материал, сопоставлять, группировать языковые явления,
выделять главное, что способствует интеллектуальному и речево-
му развитию детей. Условно можно выделить 5 этапов, в рамках
которых решаются эти задачи и, в соответствии с этим, распреде-
ляется количество часов внутри курса между предметами.
Iэтап — добукварный. Задачи: восполнить грубые пробелы в
речевом развитии, т. е. дать детям средства для учебного и меж-
личностного общения, сформировать элементарные навыки язы-
кового анализа преимущественно на уровне фонетико-фонемати-
ческих обобщений, создать психофизиологические предпосылки
для обучения грамоте, сформировать психологическую готов-
ность к обучению.
IIэтап — букварный и послебукварный (1—2 классы). Задачи:
осуществить обучение школьников первоначальным навыкам чте-
ния и письма, совершенствовать их речемыслительную деятель-
ность и сформировать фонетически и грамматически правильную
устную речь, предупредить нарушения письменной речи. На этом
этапе происходит первичное знакомство с правилами орфогра-
фии на основе сопоставления форм слова, т.е., на уровне фонети-
ко-морфемных обобщенных представлений.
IIIэтап — первоначальное знакомство с системой правил род-
ного языка. Основой является морфологический и элементарный
синтаксический анализ и синтез, на базе которого формируются
языковые обобщения и осуществляется практическая классифи-
кация языковых явлений (3—4) классы. На этом этапе учащиеся
знакомятся с законами построения письменных текстов и учатся
самостоятельно создавать их.
IVэтап — систематическое изучение законов родного языка,
совершенствование языковых и речевых навыков (5—9 классы).
На основе морфолого-синтаксического анализа и синтеза у уча-
щихся формируются умения строить развернутое устное или пись-
менное высказывание, а также понимать фактологию и смысл
прочитанного или услышанного текста. Ряд тем, повышенной для
детей с речевой патологией сложности, дается обзорно, при усло-
вии достижения стандартов школы общего назначения.
Уэтап — повторения и обобщения (9— Юклассы). Его цель — сис-
тематизация имеющихся у детей знаний о родном языке и совер-
шенствование навыка их применения для решения усложненных
коммуникативно ориентированных заданий.
Курс «Развитие речи (Окружающий мир)» имеет многоцелевую
направленность: совершенствование лексической и формирова-
ние грамматической системы языка, совершенствование навыка
понимания и продуцирования связной речи, создание базы для
освоения письменной формы связной речи: литературной, науч-
но-популярной, публицистической и др. <...>
К концу обучения в школе I ступени учащиеся должны владеть
следующими языковыми и речевыми умениями и навыками.
Языковые умения и навыки: различать оттенки значений слов
и адекватно использовать их в самостоятельной речи; выде-
лять в тексте незнакомые слова и выражения; анализировать зна-
чение слова, исходя из контекста или морфемного состава (под
руководством учителя); грамматически правильно оформлять
словосочетания по типу согласования, управления и примыкания
(типичные случаи); составлять простые и сложные предложения
(наиболее распространенные конструкции); анализировать текст:
выделять части текста, составлять план текста.
Речевые умения и навыки: составлять высказывание в соответ-
ствии с собственным замыслом; отбирать лексические и грамма-
тические средства для более точного выражения мысли; слушать
чужое высказывание и исправлять его в соответствии с нормами
языка и точностью передачи содержания, активно вести беседу на
заданную тему: задавать вопросы и отвечать на них.
На уроках развития речи в школе I и II ступеней у учащихся
формируются речевые умения и навыки как основа полноценной
речевой деятельности. В процессе специально организованных
ситуаций у учащихся формируется потребность в использова-
нии знаний, полученных на уроках русского языка и литерату-
ры, в ходе формирования коммуникативного высказывания.
<...> На уроках «Литература» ученики познают окружающий их
мир, психологию человеческого общения через призму художес-
твенной литературы, у них формируются нравственные критерии
оценки общества и себя в этом обществе. Подростки знакомятся
с образцами текстов различных жанров, учатся анализировать об-
разный строй языка, проводить смысловой анализ высказывания
большого объема.
К концу обучения в основной школе I отделения уровень тео-
ретических знаний учащихся должен в основном соответствовать
стандартам школы общего назначения. Исключение составляет
ряд тем, относящихся к редко употребительным явлениям родно-
го языка. Например, в рамках курса «Русский язык» следующие
темы: причастия и причастные обороты, деепричастия и деепри-
частные обороты, производные предлоги и т. п. изучаются обзор-
но на ограниченном материале. В рамках курса «Литература» так-
же обзорно изучаются произведения, насыщенные трудностями
языкового анализа: устаревшей иноязычной или терминологи-
ческой лексикой, сложными и протяженными синтаксическими
конструкциями, инверсией и т.п.
Уровень речевых знаний, умений и навыков оказывает-
ся несколько ниже, чем в школе общего назначения, хотя их
роль в дальнейшей жизни ученика более значима.
В школе II отделения курс «Язык и литература» включен в пе-
речень Общеобразовательных курсов и полностью соответствует
в области стандартов стандартам школы общего назначения по
годам обучения.
Стандарты в области Трудовой подготовки варьируются в зави-
симости от специализации школы. <...>
В разделе «Коррекционная подготовка», основным содержа-
нием которого является формирование полноценной комму-
никативной деятельности учащихся и формирование навыков
саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля, выделяются
«Коррекционные курсы», включающие два подраздела: «Лого-
ритмика» и «Развитие речи» и логопедические занятия. <...>