Информационной Системы в компании
Отчет. Методика SAT в первую очередь обратила внимание на то, как организована компания изнутри. Она позволила выявить следующие проблемы и пути их решения:
· процесс получения и выполнения заказа имеет низкую эффективность и отсутствие контроля исполнения — необходима автоматизация;
· менеджеры компании тратят огромное количество времени на бумажную работу — необходима автоматизация документооборота (как минимум возможность автоматического создания документов).
· отсутствие оперативной информации в нужное время и требуемой форме, как для менеджеров компании, так и для ее руководства — создание общего информационного поля в виде Информационной Системы с возможностью получать отчеты различного вида;
· отсутствие контроля над персоналом — создание механизма внутренней коммуникации сотрудников и контроля исполнения поручений;
Таким образом, методика внедрения информационной системы SAT определила потребность в комплексной системе автоматизации деятельности компании и создания единой Информационной Системы, которая бы позволила решить все перечисленные проблемы и повысить эффективность деятельности компании в целом.
Предполагается, что данная Информационная Система должна затронуть деятельность всех сотрудников компании, работа с ней должна выглядеть следующим образом (рис. 6.30).
Выбор информационной системы. Определив основные требования к необходимой Информационной Системе, компания стоит перед выбором конкретного продукта и его поставщика.
Варианты, которые рассматривает компания, представлены в таблице ниже.
Таблица 6.13
Потенциальные ИС
|
Решение | Плюсы | Минусы |
Изготовить Программное Обеспечение на заказ. | 1. Удовлетворение всех требований. 2. Относительно невысокая стоимость. | 1. Высок риск (так как система разрабатывается с нуля, а не модернизируется). 2. Зависимость от конкретного поставщика. |
Реализация системы на платформе еРР1С: Предприятие 8.0. (https://www.softb.ru/) | 1. Знакомый всем бренд. 2. Возможна смена поставщика в процессе доработки и внедрения системы. | 1. Очень высокая стоимость. 2. Невозможность реализации всех требований. |
Компания Лестэр ИТ – «Информационно-Расчетная Система Перевозки (ИРС Перевозки)». | 1. Готовый продукт под конкретную отрасль, прошедший тестирование в компаниях данной отрасли. | 1. Высокая стоимость. 2. Невозможность реализации всех требований. |
Для обоснования выбора продукта воспользуемся мультикритериальным взвешенным выбором.
Таблица 6.14
Таблица оценки предложений
Критерии выбора | Баллы | Коэф. от 1 до 5 | Взвешенные баллы | ||||
«на заказ» | 1С | Лестэр ИТ | «на заказ» | 1С | Лестэр ИТ | ||
Общая оценка компании | |||||||
Стабильность компании | |||||||
Качество подхода к продажам | |||||||
Отзывы и рекомендации | |||||||
Опыт в данной отрасли | |||||||
Способность предоставить искомую услугу | |||||||
Релевантность предложения | |||||||
Удобство использования | |||||||
Сроки | |||||||
Технологическая ценность предложения | |||||||
Финансовая оценка | |||||||
Оценка стоимости предложенного решения | |||||||
Оценка стоимости эксплуатации | |||||||
Общие баллы |
|
Таким образом, выбор упал на изготовление Информационной Системы «на заказ», что и логично, так как руководство компании исходило в первую очередь из важности соответствия разрабатываемой ИС всем поставленным требованиям, во вторую из стоимости ее разработки и внедрения.
План действий и план обучения. На данном этапе уже определились, что необходимо внедрять Информационную систему, определили основные требования к ней, теперь необходимо составить план действий. Он состоит из следующих разделов:
Ø Служебная информация,
Ø Этапы проекта и задачи,
Ø Ресурсы, выделяемые для реализации проекта,
Ø Управление и методы контроля (руководство проекта и показатели изменений),
Ø Ключевые факторы успеха (наиболее важные факторы, от которых зависит успешность реализации проекта и наиболее серьезные риски),
Ø Показатели достижения цели,
Ø Бюджет проекта.
План действий будет выглядеть следующим образом, представленным в табл. 6.15.
Таблица 6.15
План действий | |||
Имя компании | ООО «АВС» | ||
Дата последнего обновления | 05.04.2011 | ||
Вид деятельности / Процесс | Комплексная автоматизация деятельности компании | ||
Цель | Повышение эффективности деятельности компании | ||
Заголовок плана действий | Повышение эффективности деятельности компании за счет автоматизации ее деятельности | ||
Ответственное лицо | Чернов О. П. ‑ администратор | ||
Задачи | Ответственный | Срок | |
Предварительное обследование | Написание технического задания | Внешняя организация | 30.06.20xx |
Выбор потенциальных исполнителей | Администратор | 15.07.20xx | |
Консультации | Администратор | 24.07.20xx | |
Выбор партнеров | Ген. Директор | 31.07.20xx | |
Реализация | |||
Исполнение | Внешняя организация | август - сентябрь 20xx | |
Тестирование | Внешняя организация | 31.09. 20xx |
|
Продолжение табл. 6.15
Задачи | Ответственный | Срок | |
Использование | |||
Обучение | Внешняя организация | Октябрь 20xx | |
Процедуры функционирования | Администратор | Октябрь 20xx | |
Схема управления | Администратор | Октябрь 20xx | |
Ресурсы | |||
Генеральный директор настроен на изменение ситуации с информационными технологиями в компании. Он готов вложить деньги в программное обеспечение. Однако никто в компании не обладает необходимыми знаниями, соответственно, необходимо будет прибегать к помощи внешних организаций. Изначально планируется написать Техническое Задание с привлечением сторонней организации, для того чтобы более отчетливо представлять желаемый результат. Среди сотрудников компании для этого будет задействован только администратор, который будет связующим звеном между сотрудниками компании, обладающими знаниями о протекающих внутри процессах, и внешней организацией. Впоследствии, он будет отвечать за поиск необходимой Информационной Системы, отвечающей максимально Техническому Заданию и за процесс ее внедрения. | |||
Управление и методы контроля | |||
Комитет проекта: Генеральный директор, Администратор и представитель сторонней организации в качестве исполнителя. Предполагается, что администратор будет предоставлять отчет о проделанной работе директору раз в неделю. Более того, предполагаются общие заседания всех сотрудников компании для оглашения происходящих в будущем изменений и выявления их отношения к ним. | |||
Ключевые факторы успеха | |||
Ориентация на знания всех сотрудников компании. К сожалению, администратор знаком далеко не со всеми тонкостями исполнения цепочки поставок и других процессов, происходящих в компании. Его главная цель ‑ грамотно организовать поток информации от сотрудников компании к сторонней организации, автоматизирующей деятельность. Более того, необходимо отслеживать отношение сотрудников к происходящим изменениям. Внедряемая система должна быть удобна в первую очередь тем сотрудникам, которые будут работать с ней каждый день. |
Окончание табл. 6.15
Показатели достижения цели | |||
Показатели | Текущее состояние | Цель через один год | Цель через три года |
Хранение большого объема информации (накапливаемая база знаний) | Все знания хранятся в голове одного человека или на одном бумажном носителе | Сделать необходимую информацию общедоступной | Использовать базу знаний для планирования деятельности |
Количество необходимых управленческих отчетов | На данный момент они в штучном экземпляре, создаются на заказ и за определенный промежуток времени | Получать стандартные отчеты автоматически и за разные срезы времени | Разработать расширенный набор отчетов с фильтрацией по различным параметрам |
Скорость и точность выполнения расчета стоимости заказа | Просчитывается сотрудниками вручную | Использование тарификатора услуг для подсчета стоимости заказа | Интеграция со сторонними компонентами, для импорта расценок партнеров. |
Быстрый распределенный доступ к информации | На данный момент чтоб получить доступ к информации необходимо найти человека, который ею владеет | Информация в общественном доступе по локальной сети в Информационной системе | Модифицировать Информационную Систему таким образом, чтоб она была максимально удобной для пользователя |
структурность и наглядность информации | В лучшем случае информация хранится в Excel файлах | Структурное хранение информации, быстрый поиск | Нахождение оптимального механизма структуризации данных |
Бюджет | Бюджет: | 621 400 рублей |
Оценка экономической эффективности внедрения. Задачей представленной работы является разработка проекта внедрения ИС в компании. И, соответственно, встает необходимость оценки целесообразности создания единого информационного пространства и автоматизации деятельности компании, сравнив эффективность его работы до внедрения системы с эффективностью работы после внедрения/
Эффект от внедрения ИС можно разделить на две составляющие: материальную и нематериальную. К нематериальной составляющей эффекта от внедрения системы относятся следующие показатели:
· снижение трудозатрат на прием и исполнение заявок на перевозку грузов,
· повышение качества труда менеджеров по перевозкам за счет сокращения рутинных операций,
· повышение степени достоверности информации,
· снижение трудозатрат получения различного рода отчетов,
· повышение качества анализа ситуации в компании, принципиально новые аналитические возможности.
Расчет материальной составляющей эффекта внедрения представляет собой оценку экономической эффективности внедрения системы. Эффективность системы оценивается как соотношение затрат на ее покупку, внедрение, поддержку и выгоды от ее использования. В представленном проекте внедрения системы выгода представляет собой устранение необходимости найма дополнительных сотрудников компании, а, следовательно, и дополнительных расходов на заработную плату. Для расчета экономической эффективности будут применены следующие показатели:
1. Норма прибыли на инвестиции или прибыльность инвестиций (sample rate of return (SRR), profitability of investments) рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему инвестиций, выраженное в процентах (6.1):
SRR = (NP1 - NP2) / TIC, (6.1)
где SRR — норма прибыли от инвестиций;
NP1, NP2 — чистая прибыль с учетом и без учета внедрения ИС;
TIC — инвестиции (капитальные затраты) на разработку и внедрения ИС.
2. Срок окупаемости инвестиций или срок возврата капиталовложений (pay-back period (PBP)) относится к числу наиболее часто используемых показателей эффективности, поскольку потенциального инвестора всегда волнует срок возврата своих средств (6.2):
PBP = TIC / (NP1 – NP2), (6.2)
где PBP — срок возврата капитальных вложений;
NP1, NP2 — чистая прибыль с учетом и без учета внедрения ИС;
TIC — инвестиции (капитальные затраты) на разработку и внедрение.
3. Годовой экономический эффект (экономическая прибыль), являющаяся основным показателем экономической эффективности ИС, рассчитывается как разница между результатами инвестиционного проекта и затратами на его реализацию (6.3):
Э = Эгод – TIC, (6.3)
где Эгод — годовая экономия (прибыль), вызванная информационным средством;
TIC — инвестиции (капитальные затраты) на разработку и внедрение.
Так как срок разработки и внедрения требуемой ИС составит 5 месяцев, то факт изменения ценности денег во времени не учитывается.
Рассмотрим более подробно эти величины:
1. В структуре капитальных затрат (TIC) определяют затраты на приобретение системы (k п) и затраты на внедрение (k в):
TIC = k п + k в (6.4)
k в = k пр + k со + k тс + k лс + k по + k оп + k во (6.5)
Таблица 6.16