Дилемма человеческого страдания




Веря тому, что мы думаем

 

Наблюдая за взрослыми день за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем и даже год за годом, в один прекрасный день я прозрел: «Боже мой! Взрослые верят тому, о чём думают! Вот почему они страдают! Вот почему попадают в конфликты! Вот почему их поведение такое странное и непонятное - потому что они и в самом деле верят мыслям в своей голове!» Для маленького ребёнка это было действительно очень странным понятием. Это было совершенно чуждой идей для меня. Конечно же в моей голове тоже были мысли, но будучи ребёнком, я не ходил кругами по постоянно крутящимся в уме комментариям, как это делают взрослые. По сути, я был слишком занят: я развлекался, или слушал, или был очарован или изумлён каким-нибудь проявлением жизни. Вот что я осознал: взрослые проводят слишком много времени думая. И что для меня казалось ещё более важным и более странным – они действительно верят тому, о чём думают. Верят мыслям в своей голове.

Вдруг я понял, что же именно происходило когда взрослые общались друг с другом: на самом деле в общении участвовали именно их мысли; и каждый человек верил, будто то, что он думал, было правдой на самом деле. Проблема заключалась в том, что у разных взрослых были различные идеи о том, что именно, по их мнению, являлось правдой. И поэтому, в их общении было негласное стремление — попытка победить друг друга, отстояв свои собственные мысли и убеждения.

Я наблюдал, как взрослые верят своим мыслям и это буквально поразило меня: «Да они безумны! Теперь я понимаю их поведение: они безумны. Верить мыслям в своей голове - это безумие.» Странно, но это открытие стало для меня настоящим облегчением. Даже если этот странный мир взрослых и не имел для меня особого смысла, хотя бы начать понимать его было большим облегчением.

Делясь этим опытом в течении нескольких лет, я узнал, что многие помнят похожее детское откровение о безумии мира взрослых. Однако, вместо того, чтобы ощутить облегчение, многие дети начинали задаваться вопросом: может быть это со мной что-то неправильно? Ведь это весьма пугающее переживание для ребёнка: предположить, что взрослые, от которых зависит наше выживание, которые заботятся о нас и любят нас, могут быть в действительности безумными.

Дилемма человеческого страдания

 

По какой-то, в самом деле непонятной причине, мир взрослых не вызвал во мне страха. Напротив, я ощутил большое облегчение от того, что наконец-то хотя бы начал понимать почему они делают то, что делают. Сам того не сознавая, я сделал первый шаг к пониманию одной из величайших дилемм человечества: причине страдания людей. Этим же вопросом задавался Будда более 2,500 лет назад: в чём источник страданий человека?

Любой из нас смотря на мир, видит его невообразимую красоту и тайну. Существует много всего, чем мы восхищаемся и что ценим, но мы не можем по-настоящему смотреть на человеческий мир и не признавать, что наряду с прекрасным, есть также множество страданий и неудовлетворённости. Много насилия, ненависти, невежества и жадности. Кажется что мы люди, очень склонны к страданию. Почему это так? Создаётся впечатление, что мы держимся за него, словно это нечто драгоценное. Почему это так?

Взрослея рядом с собаками и кошками я обратил внимание на то, что собака могла быть расстроена тобой – могла быть обиженной и разочарованной, её чувства могли быть задеты, но через минуту или иногда даже через секунду, собака буквально сбрасывала с себя это. Она могла начать страдать и тут же вернуться обратно к своему естественному состоянию счастья. Я удивлялся: «Почему людям так сложно отбросить свои страдания? В чём причина того, что мы держимся за страдание, если нас оно так тяготит?» Каким-то образом жизнь многих людей определяется событиями, принесшими им страдания. И многие страдают от событий, произошедших давным-давно. Эти события больше не происходят в настоящем, тем не менее они до сих пор живы в чувствах, и страдание до сих пор переживается. Почему так происходит?

Это детское откровение, хотя я и не знал насколько оно было важным в то время, стало началом моего понимания источника страданий. Стало совершенно ясно, что одной из главных причин нашего страдания является вера в то, что мы думаем; что мысли приходят незванно в наше сознание, носятся там кругами и мы соединяемся с ними. Мы отождествляемся с ними, хватаем и держим их. Это детское откровение было гораздо важнее, чем я понял. У меня ушло много лет, возможно даже пара десятилетий, чтобы действительно осознать, что то, что ошарашило меня в детстве, и есть корень нашего страдания. Вера в мысли в наших головах – одна из основных причин страдания.

Почему мы делаем это? Почему мы верим мыслям в своей голове? Мы же не верим мыслям в чьей-то чужой голове, когда человек говорит ими с нами. Читая книгу — что является ничем иным, как записью чьих-то чужих мыслей – мы можем принять их или отбросить. Но почему же мы так склонны хвататься за мысли, которые возникают в нашем собственном уме, держаться за них и отождествляться с ними? Кажется мы не способны их отбросить, даже если они причиняют нам сильную боль и страдания.

Обратная сторона речи

Мы запрограммированы верить своим мыслям. В основном, это программирование начинается с нашим обучением и с самого естественного процесса, через который проходим мы все – с обучения речи. Для ребёнка речь – это величайшее открытие. Так удивительно иметь способность называть вещи своими именами! Очень полезное умение: указать на что-то и сказать: «я хочу вот это!», «я хочу пить воду», «я хочу есть», «я хочу, чтобы поменяли мой подгузник». Это замечательный прорыв, когда мы открываем для себя речь и начинаем её использовать.

Одна из самых мощных деталей речи, которую мы постигаем, когда маленькие – это наше имя; когда мы осознаём, что у нас есть имя. Помню этот момент осознания в моей жизни. Я просто повторял и повторял мысленно своё имя, потому что это было так весело. Это было великим открытием. «О! Вот кто Я есть!»

По мере того как мы взрослеем, большинство из нас несколько ослепляются речью. Речь становится весьма полезной в передаче замечательных вещей, мощным инструментом для обмена опытом и движения по жизни. С возрастом она становится для нас путём выражения творческого потенциала и знаний. Но, как и у много другого, у речи есть обратная сторона. У мысли тоже есть обратная сторона. Обратная сторона мысли — это та сфера, где мы не обучены. Никто не говорил нам, что верить мыслям в своей голове – это может быть очень опасным занятием. Мы научились как раз обратному. Взрослея мы и в самом деле были запрограммированы нашими родителями, миром вокруг нас и друг другом. Запрограммированы как компьютеры. Мы научились мыслить в абсолютных терминах. Нечто происходит или одним путём или другим, или верно или ошибочно, или чёрное или белое. Это программирование определяет то, как мы мыслим и как воспринимаем мир. Синее ли это? Красное? Большое? Высокое?

Великий духовный учитель Кришнамурти однажды сказал: «когда вы научите ребёнка, что птица называется «птица», он больше никогда не увидит птицу». То, что они увидят – слово «птица». Вот то, что все будут видеть и чувствовать, глядя в небо, видя там это странное, крылатое создание, летящее в высоте. Забудут, что то, чем в действительности является это создание – великая тайна. Они забудут, что на самом деле и понятия не имеют что же это такое. Забудут, что эта парящая в небе штука выходит за пределы всех слов, что она является выражением безмерности жизни. Нечто летящее в небе — это действительно что-то необыкновенное и чудесное. Но как только мы именуем существо, мы думаем, будто знаем что это такое. Мы видим «птицу» и практически обесцениваем её. «Птица», «кошка», «собака», «человек», «чашка», «стул», «дом», «лес» — всему этому были даны названия, и всё это теряет частицу своей естественной природы, как только мы именуем его. Конечно, нам нужно знать все эти названия и понятия, образованные вокруг них, но если мы начинаем верить, будто названия и понятия — и есть их сущность, это путь как мы начинаем одурманиваться миром идей.

Обратная сторона способности мыслить и использовать речь заключается в следующем: если оставить их без присмотра или использовать неразумно, это может привести нас к страданиям и ненужным конфликтам друг с другом. Потому что, в конечном итоге это именно то, что делают мысли: они обособляют. Они классифицируют. Именуют. Разделяют. Объясняют. Но в то же время, мысль и речь имеют очень полезную сторону, поэтому крайне необходимо их развивать. Эволюция усердно потрудилась, чтобы удостовериться, что у нас появилась эта способность мыслить связно и рационально, или другими словами, мыслить таким образом, который гарантирует наше выживание. Но если оглянуться в прошлое, на мир, мы видим, что те самые вещи, которые эволюционировали, чтобы помочь нам выживать, стали для нас также и некой формой лишения свободы. Мы попали в ловушку мира снов. Мира, в котором мы живем в основном посредством разума.

Это мир сна, на который указывают многие древние духовные учения. Когда множество святых старцев и мудрецов говорят: «Твой мир — это сон. Ты живёшь в иллюзии», они имеют ввиду этот самый мир разума и то, как мы верим своим мыслям о реальности. Когда мы видим мир через наши мысли, мы перестаём ощущать жизнь такой, какая она есть в действительности, и перестаём ощущать других теми, кто они есть на самом деле. Когда у меня есть мысль о тебе – это нечто, что я сотворил. Я обратил тебя в идею. В определённом смысле, если у меня есть идея о тебе, в которую я верю, тем самым я принижаю тебя. Я превратил тебя в нечто очень маленькое. Таким вот образом живёт человечество, вот что мы делаем друг с другом.

Чтобы по-настоящему понять причину страдания, нашу возможность выйти из него и обрести свободу от него, нам нужно очень внимательно посмотреть на корень страдания человека: когда мы верим в то, что думаем, когда мы принимаем наше мышление за реальность, мы будем страдать. Это не вполне очевидно, пока не рассмотришь получше: как только мы начинаем верить нашим мыслям, в то же мгновение мы начинаем жить в мире снов, где ум создаёт концепцию всего окружающего мира. Концепцию, которая в действительности не существует нигде, кроме как в самом уме. В этот момент мы начинаем ощущать изоляцию, где мы больше не чувствуем по-человечески полного единство друг с другом, но обнаруживаем, как мы больше и больше удаляемся в мир собственного разума, в мир нами же и сотворённый.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: