Возрастные периоды развития плода и ребенка.




В соответствии с классификацией возрастных периодов онтогенеза, предложенной А.В. Нагорным, жизненный цикл индивидуального развития организма подразделяется на два больших периода: пренатальный и постнатальный. Постнатальное развитие в свою очередь подразделяется на три периода: 1) период роста, который характеризуется постепенным увеличением массы тела и формированием специфических морфофункциональных особенностей организма (до возникновения взрослого половозрелого состояния); 2) период зрелости или взрослого состояния, который характеризуется отсутствием морфогенетических изменений и роста, а также наличием детородной функции или функции размножения; 3) период старости, или инволюционный период, характеризуется уменьшением размеров и массы тела, постепенным ослаблением физиологических функций и, наконец, затуханием жизненного процесса, завершающегося смертью.

Развитие организма человека от момента оплодотворения яйцеклетки до взрослого состояния является необычайно сложным и длительным процессом. В соответствии с этим сложна и возрастная периодизация развивающегося организма человека, которая отражена в классификации Н.П. Гундобина:

I. Антенатальный (внутриутробный) онтогенез

1. Эмбриональный период (начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и продолжается 8 недель)

2. Фетальный период (начинается с 9-й недели и длится 32 недели)

II. Постнатальный (внеутробный) онтогенез

1. Период новорожденности (неонатальный период, от рождения до 1 месяца)

2. Период грудного возраста (от 1 месяца до 1 года)

3. Ясельный период (от 1 года до 3 лет)

4. Дошкольный период (от 3 до 7 лет)

5. Младший школьный период (у мальчиков – от 7 до 13 лет, у девочек – от 7 до 11

лет)

6. Подростковый возраст (пубертатный период): у мальчиков – от 13 до 17 лет, у

девочек – от 11 до 15 лет.

В процессе эмбрионального развития переломные этапы (или критические периоды)

совпадают с переходом одного типа питания к другому.

Эмбриональный период продолжается от момента образования зиготы до завершения

формирования плаценты. В нем выделяют герминальный, или собственно зародышевый период, длящийся с момента оплодотворения яйцеклетки до имплантации зародыша в слизистую оболочку матки (1-я неделя), во время которого питание происходит преимущественно за счет энергетических запасов протоплазмы самой зиготы. Следующий период – собственно эмбриональный – продолжается в течение 5 недель. В этом периоде выделяют фазу собственно гистотрофной формы питания (за счет секрета слизистой матки и материалов ферментативного гидролиза трофобластом эндометрия), которая продолжается до 21-го дня антенатального развития, то есть до возникновения деятельности сердца и системы кровообращения. Вторая фаза называется фазой желточного кровообращения, когда эмбрион развивается за счет материалов, содержащихся в желточном мешке. За этой фазой следует эмбриофетальный период, который продолжается две недели и по существу представляет переломный этап антенатального онтогенеза. В течение эмбриофетального периода плод устанавливает связь с матерью через плацентарное кровообращение.

Фетальный период начинается с 9-й недели и завершается на 40-й неделе. В течение этого периода плод получает питательные вещества в основном из материнской крови (гемотрофное питание) и в меньшей степени – из околоплодных вод (амниотрофное питание). При этом гемотрофное питание обеспечивается деятельностью сердечно-сосудистой, дыхательной и скелетно-мышечной систем плода, а амниотрофное питание – деятельностью его пищеварительной системы.

Преобразования, возникающие в организме матери (изменения обмена веществ, пролиферация эндометрия, необходимая для имплантации бластоцита, а также образование физиологически полноценной плаценты), обеспечивают создание специфических условий среды и тех форм питания, которые необходимы для реализации наследственно обусловленных периодов антенатального развития организма человека. Если на переломном этапе внутриутробного онтогенеза (в эмбриофетальный период), на организм беременной женщины будут действовать стрессовые факторы, то может нарушиться образование физиологически полноценной плаценты и последующее нормальное развитие плода.

На развитие плода пагубное влияние оказывают заболевания матери (инфекции, диабет, тиреотоксикоз), вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков и наркотиков), прием ряда лекарственных препаратов (снотворных, некоторых антибиотиков и сульфаниламидов, аспирина). Особенно тяжелые нарушения наблюдаются при действии этих факторов в первые 3 месяца беременности, когда происходит основной органогенез и формируется плацентарное кровообращение, что может привести к возникновению уродств и нарушению развития ЦНС плода.

Период новорожденности продолжается в течение 1-го месяца после рождения ребенка и подразделяется на ранний и поздний неонатальные периоды. Ранний неонатальный период (или период острой адаптации) продолжается одну неделю и характеризуется бурным преобразованием физиологических функций, связанным с приспособлением организма к совершенно новым, внеутробным условиям жизни. В этот период формируется легочное (воздушное) дыхание, начинает функционировать малый круг кровообращения, изменяются показатели гомеостаза, происходит переход на энтеральное питание (грудным молоком), появляется экскреторная деятельность почек, изменяются процессы терморегуляции. В период острой адаптации организм новорожденного обладает повышенной чувствительностью (низкой резистентностью) к действию стрессовых факторов окружающей среды. Заболеваемость и смертность детей в этом периоде значительно выше, чем в любом другом периоде детства.

Для периода грудного возраста характерно питание ребенка грудным молоком (лактотрофная форма питания). С 5-6-го месяца дети получают прикорм (смешанное питание) и к концу грудного возраста (к концу 1-го года жизни) переходят на дефинитивное питание, свойственное взрослым. Самой существенной особенностью организма ребенка в период грудного возраста является высокий уровень энергетических затрат на единицу веса тела и соответствующий ему высокий уровень деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и выделительной систем. Высокий уровень энерготрат у детей в раннем возрасте играет существенную роль в механизме поддержания постоянства температуры тела. Однако, основное значение высокого уровня катаболических процессов и энергетических затрат заключается в усилении процессов избыточного анаболизма, обеспечивающего рост детского организма. Высокие энергетические затраты в раннем возрасте обусловлены наличием постоянной тонической активности скелетных мышц, которая обеспечивает не только поддержание постоянной температуры тела, но и рост и развитие детского организма. В условиях сниженной температуры внешней среды, при достаточно высоком мышечном тонусе, гомеостаз у детей раннего возраста характеризуется гипероксией. Степень насыщения крови кислородом приближается к 100% и сочетается с высоким уровнем напряжения кислорода в крови, составляющим 120-130 мм рт. ст.

В возрасте 2,5-3-х месяцев ребенок впервые закрепляет первую антигравитационную реакцию, характеризующуюся способностью удерживать голову в вертикальном направлении. В 3-х месячном возрасте исчезает гипертонус сгибательных мышц верхних конечностей, начинает снижаться уровень их тонической активности, появляются первые признаки урежения дыхания и сердечного ритма, обусловленные появлением тонуса блуждающего нерва. В этом же возрасте при электроэнцефалографическом обследовании детей обнаруживаются признаки медленного ортодоксального сна.

В возрасте от 3-х до 6-ти месяцев ребенок делает попытки реализовать вторую антигравитационную реакцию – позу сидения.

Третья антигравитационная реакция – реализация позы стояния, а также появление способности ходить, отмечается у ребенка в возрасте 11-12 месяцев, что является признаком завершения периода грудного возраста.

В грудном возрасте происходит быстрый рост тела, интенсивное развитие функций мозга и связанное с ним нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка.


2. Объем крови, Относительная плотность, вязкость и величина гематокрита у взрослых и новорожденных. Причины различий.

Наличие постоянной гипоксии у плода обусловливает у него относительно большую массу циркулирующей крови.

Количество крови у новорожденных составляет около 0,5 л, а у взрослых – 4-6 л (в среднем 5 л). Однако, количество крови, приходящееся на единицу массы тела, у новорожденных значительно больше, чем у взрослых. По отношению к массе тела количество крови у новорожденных составляет в среднем 15%, у детей 1-го года – 11%, а у детей в 7-8 лет уже соответствует норме взрослых людей – 6-8%. Относительно больший, чем у взрослых, объем крови у детей обусловлен более высоким уровнем обмена веществ.

Относительная вязкость крови у новорожденных в 2-3 раза выше, чем у взрослых, и составляет 10-15 ед. В течение первой недели после рождения вязкость крови начинает снижаться и к концу 1-го месяца жизни становится такой же, как у взрослых – 4,5 ед. (то есть в 4,5 раза больше вязкости воды). Высокая вязкость крови у новорожденных объясняется физиологическим эритроцитозом (повышенным содержанием эритроцитов в крови).

Гематокрит у новорожденных в первый день жизни значительно выше, чем у взрослых, и составляет 54 об%. К концу 1-й недели жизни его величина понижается до 52 об%, а к концу 1-го месяца – до 42 об%. У годовалого ребенка на долю форменных элементов приходится 35 об%, в 11-15 лет – 39 об%. Нормальные величины гематокрита для взрослых людей (40-45 об%) устанавливаются у детей по завершению пубертатного периода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: