Двигательные рефлексы новорожденных.




Двигательные рефлексы:

а) хватательный рефлекс Робинсона – состоит в схватывании и прочном

удерживании предмета (пальца, карандаша) при его прикосновении к ладони ребенка. Иногда ребенок схватывает предмет с такой силой, что его можно приподнять над опорой.

Рефлекс Робинсона исчезает на 2-ом – 4-ом месяцах жизни.

б) рефлекс обхватывания Моро, проявляется в виде отведения рук в стороны и разгибания пальцев с последующим возвращением рук в исходное положение. Рефлекс Моро возникает, если ребенка, находящегося на руках у врача, вначале опустить на 20 см, а затем поднять до исходного уровня. Этот рефлекс также можно вызвать, если произвести удар по кровати, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 – 20 см от обеих сторон головы. В этом случае движение рук также носит характер обхватывания.

Рефлекс Моро исчезает после 4-го месяца жизни.

в) подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) – проявляется в виде тыльного разгибания большого пальца и подошвенного сгибания (иногда веерообразно расходящихся) остальных пальцев, возникающих в результате штрихового раздражения кожи подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам.

Рефлекс Бабинского исчезает после 12 месяцев жизни.

г) коленный сгибательный рефлекс проявляется в виде сгибания ноги в коленном суставе, возникающего при ударе по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки. На 2-ом месяце жизни коленный сгибательный рефлекс сменяется разгибательным рефлексом, то есть становится таким же, как у взрослых.

д) хоботковый рефлекс - проявляется выпячиванием губ (вытягиванием их вперед) в виде хоботка в результате сокращения круговой мышцы рта при легком ударе пальцем по губам ребенка.

Этот рефлекс исчезает к концу 6-го месяца жизни.

е) рефлекс ползания Бауэра - ребенка кладут на живот так, чтобы голова и туловище были расположены по средней линии. Рефлекс ползания Бауэра проявляется в том, что новорожденный в положении на животе на несколько мгновений поднимает голову и совершает ползающие спонтанные движения. Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то движения становятся более активными: в процесс ползания включаются руки и ребенок начинает активно отталкиваться ногами от препятствия.

Рефлекс ползания Бауэра исчезает к 4-му месяцу жизни.

ж) поисковый рефлекс - возникает при поглаживании кожи в области угла рта и проявляется в виде опускания нижней губы, отклонения языка и поворота головы в сторону раздражения. Движение головы во время поискового рефлекса направлены на поиск материнской груди. Этот рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.

Поисковый рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни.


46. Развитие выпрямительных рефлексов у детей первого года жизни (удержание головы, сидение, стояние).

Так, коленный сгибательный рефлекс преобразуется в разгибательный рефлекс на 2-м месяце жизни; хватательный рефлекс Робинсона исчезает на 2-4-м месяце; рефлекс обхватывания Моро, рефлекс ползанья Бауэра и рефлекс Кернига исчезают после 4-х месяцев, а подошвенный рефлекс Бабинского и поисковый рефлекс – в конце первого года жизни.

Ряд рефлексов в грудном возрасте формируется вновь. Они являются тоническими.

К ним относится туловище-выпрямительный рефлекс - выпрямление головы при соприкосновении стоп ребенка с опорой. Этот рефлекс проявляется с конца 1-го – начала 2-го месяца жизни.

Рефлекс Ландау верхний: ребенок в положении на животе поднимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на плоскость руками, и удерживается в этой позе. Данный рефлекс возникает со 2-го – 4-го месяца жизни.

Рефлекс Ландау нижний: в положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги. Этот рефлекс формируется на 5-6-м месяце жизни.

В течение 1-го года жизни ребенка происходит интенсивное развитие структур и функций ЦНС.

Лабиринтный тонический рефлекс - вызывается изменением положения головы в пространстве. У ребенка, лежащего на спине, повышается тонус разгибателей шеи, спины и ног. Если ребенка перевернуть на живот, то повышается тонус сгибателей шеи, спины и ног.


47. Первые условные рефлексы у новорожденных детей, их особенности.

Наиболее ранней формой индивидуального приспособления новорожденных являются натуральные условные рефлексы. Самые первые из них вырабатываются уже на 2-й неделе жизни ребенка при строгом режиме кормления.

К ним относится натуральный условный рефлекс на время, который проявляется в виде закономерного повышения количества лейкоцитов в крови (за 30 минут до кормления), усиления газообмена, последующего пробуждения и беспокойства ребенка (за несколько минут до приема пищи).

Почти одновременно (к концу 2-й недели жизни) вырабатывается натуральный условный сосательный рефлекс на «положение для кормления» (рефлекс Бехтерева-Щелованова), проявляющийся в виде поисковых движений головы, сосательных движений и приоткрывании рта. Условным сигналом, вызывающим этот рефлекс, служит комплекс раздражений проприорецепторов, кожно-тактильных и вестибулярных рецепторов, которые возникают во время придания телу ребенка «положения для кормления», а безусловным подкреплением является кормление. Таким образом, условный сосательный рефлекс на «положение для кормления» вызывается главным образом раздражением висцерорецепторов и проприорецепторов.

Значительно позднее у детей начинают вырабатываться условные рефлексы на раздражения экстерорецепторов.

К концу 1-го месяца жизни вырабатываются условные рефлексы на обонятельные, вкусовые и звуковые раздражения. В начале 2-го месяца возникают условные рефлексы на кожно-тактильные раздражения.

Лишь с конца третьего месяца вырабатываются условные рефлексы на зрительные раздражения, что делает поведение ребенка более адекватным конкретным жизненным обстоятельствам. Ребенок реагирует «комплексом оживления» на лицо близкого человека, на вид ванны с водой, кричит и отворачивается, когда к его лицу подносят намыленную руку для умывания.

Через 3 месяца после рождения условные рефлексы вырабатываются на раздражения всех анализаторов.

Выработка условных рефлексов у новорожденных требует большого количества сочетаний условного и безусловного раздражений. Чем старше ребенок в периоде грудного возраста, тем меньше количество сочетаний требуется для образования временной связи и тем раньше наступает ее упрочнение. Условные рефлексы у новорожденных неустойчивы, вырабатываются медленно (с большим трудом). Условные рефлексы у детей грудного возраста вырабатываются быстрее (легче) и становятся более прочными.

Искусственные условные рефлексы начинают вырабатываться позднее натуральных.

В возрасте от 3-х до 6-ти месяцев устанавливается взаимодействие кожно-тактильного, двигательного и зрительного анализаторов, на основе которого формируются направленные движения рук и начальные представления о форме и свойстве предметов (игрушек, одежды).

Существенной чертой условнорефлекторной деятельности ребенка в первом полугодии жизни нужно считать то, что наиболее действенными для него являются комплексные раздражители. При этом наиболее эффективными являются комплексы раздражителей, которые одновременно действуют на несколько видов рецепторов. Например, одновременное раздражение проприо-, вестибуло- и тактильных рецепторов вызывает условный рефлекс на «положение для кормления».

Наряду с выработкой условных рефлексов, важную роль в нервно-психичесокм развитии ребенка играет импринтинг – врожденная форма поведения, обусловленная запечатлеванием в мозгу существенной для организма новорожденного информации. Импринтинг определяет последующее поведение человека на всю последующую жизнь.

В отличие от условных рефлексов импринтинг не требует выработки и не нуждается в подкреплении. Импринтинг не уничтожается последующим жизненным опытом.

В отличие от безусловных рефлексов и инстинктов импринтинг проявляется только в «критический» период постнатального онтогенеза. Если этот «критический» период упущен, импринтинг не проявится. «Критический» период у детей сдвинут на более поздние сроки по сравнению с «критическими» периодами у животных и колеблется в пределах от 6 недель до 6 месяцев.

Различают три формы импринтинга у детей:

1) запечатлевание образов и объектов (родителей, братьев, сестер, вида пищи);

2) реакция следования – «слепое» (автоматическое) следование новорожденного

за родителями;

Моторным эквивалентом реакции следования животных у ребенка является улыбка и

появление комплекса оживления уже на 2-м месяце жизни.

3) усвоение поведенческих актов, которое проявляется в повторении действий

родителей – так называемое имитационное поведение.

У детей первых месяцев жизни ведущими факторами, определяющими возникновение

привязанности к матери, являются чувство комфорта и ощущение безопасности, существенное значение для которых имеют кормление матерью своего ребенка, гигиенический уход, интонация голоса и звуки речи, обязательные при общении с ребенком грудного возраста.

Таким образом, импринтинг играет важную роль в формировании привязанности детей к родителям и, в первую очередь, к матери.


48. Развитие второй сигнальной системы у детей.

Исследуя становление второсигнальной (в частности речевой) функции у ребенка, Иванов-Смоленский наметил четыре этапа в развитии взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Это — связи Н-Н первых месяцев постнатальной жизни (непосредственный раздражитель – непосредственная реакция) – рефлекторно- исследовательская деятельность в пределах исключительно первой сигнальной системы; связи С-Н (словесный раздражитель – непосредственная реакция) – связи, появляющиеся к концу первого года (после 8-месячного возраста); связи Н-С (непосредственный раздражитель – словесная реакция), стабилизирующиеся к 1,5-2-летнему возрасту (при словарном запасе ребенка до 200 слов и более); и, наконец, связи С-С (словесный раздражитель – словесная реакция), полностью закрепляющиеся к концу 3-го года жизни, когда ребенок уже свободно говорит, имея активный словарный запас 500-1500 слов. К этому времени у ребенка вырабатываются условные рефлексы на отношения величин (больше – меньше, ярче, громче, тяжелее и т.д.). Слово приобретает для него предметное значение, и появляются первые предметные обобщения.

Вообще первые предметно-речевые ассоциации возникают уже к концу первого года жизни на стадии С-Н, когда какое-либо слово начинает обозначать определенный предмет (и только этот предмет), т.е. слово выступает как интегратор первого порядка. К концу второго года жизни возникают первые обобщения, когда слово обозначает уже не отдельный предмет, а относится ко всем предметам этого класса (например, не конкретная кукла, а кукла вообще), т.е. слово превращается в интегратор второго порядка (для этого необходимо, чтобы слово ассоциировалось с достаточно большим числом однородных объектов – не менее 15). На четвертом году жизни возникают еще более общие понятия, обозначающие название класса предметов (например, “игрушки”), т.е. формируются интеграторы третьего порядка. К 5 годам обобщение достигает еще более высокого уровня, и формируются интеграторы четвертого порядка (например, слово “вещи” включает в себя и игрушки, и мебель, и посуду, и одежду и т.д.). По мере взросления и расширения опыта ребенка растет и уровень интеграции, расширяющейся по мере развития способности к обобщению и абстрагированию от конкретных образов.

В раннем возрасте быстро увеличивается пассивный словарь, а к 3-м годам развивается активная речь, но при этом все же количество понимаемых слов существенно больше количества активно используемых. Кроме того, к 3-м годам удлиняются фразы: если в 1,5-годовалом возрасте они простые и состоят из 2-3 слов, то к 3-м годам они удлиняются и усложняются синтаксически, приобретая характер сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Речевое развитие в основном завершается в дошкольном возрасте. К 7 годам язык становится не только средством общения и мышления ребенка, но и предметом его изучения (чтение, письмо), т.е. язык становится “родным”. Ребенок развивает звуковую сторону речи, т.е. дифференцирует правильно и неправильно произносимые другими слова.

В связи с развитием речи развивается и мышление от наглядно-действенного, через наглядно-образное к словесному, хотя все же в дошкольный период преобладает наглядно-образное мышление (или репрезентативный интеллект, по Ж. Пиаже)


49. Особенности ЭЭГ у детей раннего возраста.

Возрастные особенности электроэнцефалограммы у детей в состоянии бодрствования

Электроэнцефалограмма – это запись суммарной электрической активности мозга, зарегистрированной с поверхности головы, которая отражает функциональное состояние нейронов (преимущественно коры) головного мозга.

В зависимости от частоты и амплитуды электрических волн на ЭЭГ-ме взрослого человека различают 4 вида ритмов:

1) альфа-ритм представляет собой синхронизированные колебания электрической активности коры головного мозга с частотой 8-13 Гц. Этот ритм доминирует на ЭЭГ-ме взрослого человека, находящегося в состоянии физического и умственного покоя, когда на него не действуют световые, звуковые и тактильные раздражители (человек в расслабленном состоянии лежит или сидит в темноте с закрытыми глазами).

Альфа-ритм преобладает у 90% здоровых людей старше 9 лет. Лучше всего альфа-ритм выражен в затылочных областях коры головного мозга. В передних (лобной и центральной) областях мозга альфа-ритм сочетается с бета-ритмом.

Вариантом альфа-ритма являются «сонные веретена», которые появляются при засыпании или в дремотном состоянии и представляют собой регулярные чередования нарастания и снижения амплитуды альфа-волн.

2) бета-ритм представляет собой нерегулярные электрические волны низкой амплитуды с частотой 14-30 Гц, которые регистрируются в состоянии активного бодрствования. Бета-ритм возникает также при действии на человека, находящегося в состоянии покоя, сенсорных раздражителей (света, сильного звука). Смена альфа-ритма на бета-ритм называется реакцией десинхронизации ЭЭГ, которая связана с восходящими активирующими влияниями ретикулярной формации ствола мозга на кору больших полушарий.

Бета-ритм регистрируется также в фазу быстрого (парадоксального) сна (в REM фазу), сопровождающуюся сновидениями, быстрыми движениями глазных яблок, повышением мышечного тонуса и двигательной активности, повышением частоты дыхательного и сердечного ритмов, уровня АД.

Бета-ритм отражает высокий уровень функциональной активности головного мозга.

3) тета-ритм имеет частоту 3-8 Гц.

Тета-ритм на ЭЭГ регистрируется при возникновении отрицательных эмоций. Он

играет важную роль в механизмах памяти и внимания.

Тета-ритм всегда выявляется в процессе развития фазы медленного сна (SS),

сопровождающуюся снижением мышечного тонуса и двигательной активности, понижением частоты дыхательного и сердечного ритма, уровня АД.

4) дельта-ритм представлен высокоамплитудными электрическим волнами с частотой 0,5-3 Гц, которые регистрируются во время глубокого медленноволнового ортодоксального) сна. Появление дельта-ритма у бодрствующего взрослого человека свидетельствует о снижении функциональной активности мозга.

У бодрствующих новорожденных ЭЭГ-ма характеризуется непрерывными низкоамплитудными колебаниями электрической активности. Преобладают волны с частотой 1-2 Гц и 4-8 Гц, то есть волны дельта- и тета-ритмов. Действие достаточно сильных раздражителей (свет, звук, прикосновение) вызывает реакцию десинхронизации (реакцию активации).

У детей грудного и ясельного возраста на ЭЭг-ме обнаруживаются волны тета- и альфа-ритмов с преобладанием тета-ритма (7-8 Гц). Амплитуда волн возрастает. Среди волн альфа- и тета-ритмов встречаются и низкоамплитудные волны бета-ритма (с частотой 18-25 Гц). Усложнение частотного спектра ЭЭГ отражает развитие функций коры и ее связей с нижележащими структурами мозга.

У детей дошкольного возраста (3-7 лет) доминируют альфа- и тета-ритмы.

У детей в возрасте 7-9 лет на ЭЭГ-ме преобладает альфа-ритм. Однако, тета-ритм составляет существенную часть от общего количества колебаний – около 25%.

В возрасте 10-12 лет завершается формирование механизмов, генерирующих альфа-ритм, который становится доминирующим. Его частота становится такой же как у взрослых людей (9-12 Гц). На долю тета-ритма приходится только 10% от общего числа колебаний.

К 16-18 годам ЭЭГ по всем параметрам приобретает черты взрослого человека.


50. Особенности рефракции глаза у детей первого года жизни. Ее изменения с возрастом.

Светопреломляющие свойства глаза у детей

Глаза подавляющего большинства (90%) новорожденных детей характеризуются небольшой дальнозоркостью (гиперметропией). Дальнозоркость (1-4 диоптрии) обусловлена относительно небольшим размером глазных яблок, их шарообразной формой и короткой переднезадней осью глаза. Поэтому, несмотря на то, что роговица и хрусталик у новорожденных более выпуклы, чем у взрослых, задний фокус оптической системы глаза находится за сетчаткой, а на сетчатке формируется нечеткое изображение. Увеличение размеров глазных яблок и в особенности их переднезадних осей с возрастом уменьшает гиперметропию и поэтому у большинства детей к 8-12 годам глаза становятся эмметропическими.

Однако, у 30-40% детей в результате чрезмерного увеличения переднезадних осей глазных яблок развивается миопия (близорукость), так как задний фокус оптической системы находится перед сетчаткой, а на сетчатке формируется нечеткое изображение. В этих случаях детям приходится носить очки с рассеивающими (двояковогнутыми) линзами.

Причины близорукости многообразны.

Развитию миопии у детей дошкольного и школьного возраста способствует длительное напряжение аккомодации, возникающее при недостаточном освещении и продолжительном рассматривании близко расположенных мелких предметов. Чрезмерному увеличению переднезадних размеров глазного яблока, связанному с увеличением кровенаполнения глаза и повышением внутриглазного давления, способствует также длительное чтение сидя с большим наклоном головы.

Кроме того, предрасположенность к миопии передается по наследству. В частности, наследуется недостаточная жесткость склеры.

Для профилактики миопии детей следует приучать держать рассматриваемые предметы (особенно книгу при чтении) на расстоянии 35-40 см от глаз.

Острота зрения у детей изменяется с возрастом. У новорожденных и детей первых пяти месяцев жизни она очень низкая. В 6 месяцев острота зрения составляет 0,1-0,3, в 1 год – 0,3-0,6, в 3 года – 0,6-1,0, в 5 лет – 0,8-1 и в 8-15 лет – 0,9-1,0, то есть становится такой же, как у подавляющего большинства взрослых людей


51. Развитие звуковой чувствительности у ребенка.

Развитие периферических и подкорковых отделов слухового анализатора в основном завершается к моменту рождения. Однако, миелинизация таламо-кортикальных путей слухового анализатора происходит очень медленно и заканчивается только к 4-м годам жизни. Созревание коркового отдела анализатора – 41-го поля височной области коры происходит в возрасте 7-ми лет.

Ухо новорожденного в целом морфологически развито. Наружный слуховой проход узкий и короткий. Он сформирован хрящевой тканью. Окостенение стенок слухового прохода завершается к 10-ти годам. Среднее ухо у новорожденного безвоздушно. Оно заполнено слизистой жидкостью. В течение месяца среднее ухо постепенно освобождается от слизистой жидкости и через слуховую трубу заполняется воздухом, чему способствуют дыхательные и глотательные движения.

Однако, восприятие звуков возможно еще в период внутриутробного развития. В последние месяцы антенатального периода сильные звуковые раздражения могут вызвать шевеление плода и учащение сердечного ритма. У новорожденных в ответ на действие сильного звука происходит общее вздрагивание, сокращение мимических мышц, закрывание глаз, открывание рта, вытягивание губ, урежение дыхательного и сердечного ритмов.

Новорожденные поворачивают голову в сторону источника звука. Условный защитный мигательный рефлекс на звук вырабатывается в конце 1-го месяца жизни. У новорожденных слух (восприятие высоты тона и громкости звука) снижен. Он повышается к концу 2-го – началу 3-го месяца жизни. С первых дней жизни самые низкие пороги звуковой чувствительности лежат в области средних звуковых частот – около 1000 Гц. В процессе онтогенеза происходит постепенное уменьшение порогов, то есть увеличение звуковой чувствительности.

У взрослых слуховой аппарат воспринимает высоту тонов в диапазоне от 16 Гц до 20000 Гц. Слуховой аппарат ребенка воспринимает звуки с частотой до 32000 Гц. Наибольшая острота звуковой чувствительности отмечается в возрасте 14-19 лет, а затем постепенно снижается.

В возрасте 3-4-х месяцев ребенок различает звуки, отличающиеся на 4-7 тонов. В возрасте 6-7 месяцев дети различают звуки, отличающиеся на 0,5 тона, то есть приближаются по этому показателю к взрослым.

В развитии речевого и музыкального слуха большое значение имеет общение со взрослыми, особенно музыкальное воспитание.


52. Неравномерность (гетерохронизм) развития в онтогенезе функциональных систем (акад. П.К.Анохин).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: