Служба социального патронажа действует на основе следующих принципов:
• системность. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;
• комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса
• оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов.. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого;
• укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, и решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры.;
• приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа
• уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования
|
• объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать
• дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. • адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;
• взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;
• разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;
• создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.
которые имеют универсальный характер. Это принципы
· служения клиенту;
· учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей;
|
· конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся;
· своевременности оказания социальных услуг и ряд других.
Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям
61. Расскажите об амбулаторно-поликлинической помощи и об организации работы участковой поликлиники
Организация работы поликлиники и амбулатории. В настоящее время амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают в широкой
сети амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц
·, в самостоятельных городских поликлиниках и сельских врачебных амбулаториях,
· диспансерах,
· специализированных поликлиниках,
· женских консультациях,
· здравпунктах,
· фельдшерско-акушерских пунктах и т.д.
В этих учреждениях начинают и заканчивают лечение примерно 80 \% всех больных и лишь 20 \% больных подлежат госпитализации. Таким образом, амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом лечебно-профилактической помощи населению.
Поликлиника — многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимости — для обследования и лечения больных в домашних условиях. В поликлинике прием ведут врачи различного профиля (терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи, окулисты, хирурги и т.д.), а также функционируют диагностические кабинеты (рентгеновский, эндоскопический, лаборатория, физиотерапевтический кабинет Основной принцип работы поликлиники — территориально-участковый, когда за участковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закреплен участок с определенным числом жителей. Участковые врач и медицинская сестра несут ответственность за проведение всех лечебных и профилактических мероприятий на территории данного участка.
|
Территориально-участковый принцип соблюдается и в отношении врачей «узких» специальностей при выполнении ими вызовов на дому (по назначению участкового терапевта).
Амбулатория — это лечебно-профилактическое учреждение, которое, так же как и поликлиника, предназначено осуществлять медицинскую помощь приходящим в амбулаторию больным, а также больным в домашних условиях. Принцип работы амбулатории — также территориально-участковый,
но амбулатория отличается от поликлиники меньшими объемом работы и возможностями специализированной медицинской помощи. В амбулаториях, располагающихся, как правило, в сельской местности, ведется прием лишь по небольшому числу специальностей (не более пяти): терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия. Работа медицинской сестры в амбулатории напоминает работу участковой медицинской сестры поликлиники, но только медсестра амбулатории более самостоятельна.
Основными задачами поликлиники являются:
1. оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;
организация и проведение диспансеризации населения;
2. организация и проведение профилактических мероприятий среди населения с целью снижения заболеваемости, инвалидности, смертности;
3. экспертиза временной нетрудоспособности;
4. организация и проведение работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганда здорового образа жизни.
Поликлиники могут быть самостоятельными или объединенными со стационаром, общими или специализированными, например стоматологическими, курортными и т.д.
Основные структурные подразделения городской поликлиники. В состав поликлиники входят следующие подразделения:
· регистратура;
· отделение профилактики;
· лечебные отделения;
· диагностическое отделение (лаборатория, рентгеновский кабинет, кабинет УЗИ-диагностики и т.д.);
· статистический кабинет;
· административные подразделения (главный врач, заместитель главного врача по экспертизе трудоспособности).
Участковый терапевт играет ведущую роль в системе охраны здоровья населения (в дальнейшем это будет семейный врач). В сложной работе участкового врача соединены медицинская и организационная деятельность (организация профилактики, лечения, диспансеризации, реабилитации, санитарно-просветительной работы). Участковый врач по сути является организатором здравоохранения передового звена.
Именно деятельность участкового врача-терапевта и участковой медицинской сестры наиболее близко соприкасается с работой органов социальной защиты и во многом является медико-социальной. Участковый врач и участковая медсестра оказывают решающее влияние на решение медико-социальных проблем клиента в профессиональной деятельности социального работника. Именно к участковому врачу должен в случае необходимости обращаться социальный работник.
Диспансеризация. Диспансеризация является основным средством профилактики в отечественной системе здравоохранения.
Диспансеризация — это активное, систематическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных),
-- взятие групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний,
--периодического наблюдения и комплексного лечения заболевших,
--оздоровления труда и быта, для предупреждения развития болезни,
-- восстановления трудоспособности и продления периода активной жизнедеятельности.
Диспансеризация (или диспансерный метод) состоит из нескольких этапов. На
· регистрирующем этапе — выявляют больных (по результатам медицинских осмотров или по обращаемости),
· обследуют больного, оценивают состояние его здоровья, изучают условия труда и быта,
· составляют план профилактических и лечебных мероприятий, оформляют документацию
·. Активно и систематически наблюдают за больным, проводят индивидуальное профилактическое лечение, оздоровительные мероприятия на этапе исполнения
·. Санитарно-просветительную работу, формирование здорового образа жизни, государственные и общественные мероприятия по борьбе с факторами риска для здоровья осуществляют на заключительном этапе (профилактические мероприятия).
62. «Стационарная помощь» - понятие и как она организована
В стационарах (от лат. stationrius — неподвижный) или больничных учреждениях медицинская помощь оказывается в основном при наиболее тяжелых заболеваниях. В больничные учреждения госпитализируют больных, которые нуждаются в экстренной медицинской помощи, а также больных, за которыми необходимо постоянное наблюдение (оценка состояния, повторные исследования крови, мочи, ЭКГ и т.д.) или применение таких методов исследования, как операции, частые внутривенные, внутримышечные или подкожные инъекции, переливание крови и т.п., которые невозможны или затруднены в амбулаторных условиях — дома или в поликлинике.
В системе отечественного здравоохранения стационары (больницы) различаютс
-- по типам,
-- профилю
-- категориям.
· В зависимости от административно-территориального положения больницы делятся на республиканские, краевые, областные, городские, районные, участковые.
· В зависимости от профиля больницы бывают специализированными, предназначенными для лечения больных каким-либо одним заболеванием (например, туберкулезом), и многопрофильными, в состав которых входят различные отделения (например, терапевтическое, хирургическое, неврологическое и т.д.)
·. В зависимости от коечной мощности больницы делятся на категории.
Организация работы стационара. Любая больница имеет четыре подразделения:
1. управление (главный врач и его заместители, канцелярия, бухгалтерия и т.д.),
2. стационар (приемное отделение, лечебные отделения, операционный блок и т.д.),
3. административно-хозяйственная часть (пищеблок, склады, прачечная, дезинфекционный отдел и т.д.), поликлиника (как правило).
4. Кроме того, должны быть лечебно-диагностическое отделение (лаборатории, кабинет-ЭКГ, рентгеновский, физиотерапевтический и т.д.), аптека, патолого-анатомическое отделение
Городские больницы предназначены для оказания высококвалифицированной специализированной помощи населению города или района. Больницы осуществляют связь и преемственность в лечении больных между поликлиникой и стационаром, реабилитацию больных, профилактику заболеваний, повышают уровень подготовки медицинских кадров.
Если больница является базой для обучения студентов, то она называется клинической. Подобные лечебные учреждения имеют особый статус: пациентов при госпитализации в клиническую больницу обычно просят, чтобы они с пониманием относились к повторным визитам студентов, отвечали на вопросы студентов, разрешали проводить осмотры и необходимые манипуляции. Пациент вправе отказаться от общения со студентами независимо от самочувствия.
ф ункциями современной больницы являются:
· диагностика и лечение заболеваний;
· неотложная помощь; р
· еабилитация больных; профилактика;
· научно-исследовательская и учебная деятельность (подготовка медицинского персонала).
Поступление больного в стационар. Больной может поступить в стационар в плановом порядке (по направлению лечащего врача городской, районной, консультационной поликлиники, поликлиники диспансера); может быть доставлен в стационар «скорой помощью». Также больной может сам обратиться в приемное отделение стационара по поводу неотложного состояния, и, в случае необходимости, его госпитализируют.
Одна из распространенных форм организации стационара в системе отечественного здравоохранения — дневной стационар, который предусматривает нахождение больного в лечебном отделении стационара во время обхода лечащего врача, прохождение лечебных и диагностических процедур. На ночь больной уходит домой. Эта форма работы стационара удобна для больных и экономична. В целях создания лечебно-охранительного режима (что является непременным условием лечения больных), в каждой больнице есть определенный внутренний распорядок, который позволяет оптимально организовать работу всех подразделений стационара. Наиболее значимо в практике социальной помощи — участие социального работника из персонала стационара (лечащий врач клиента, постовая медицинская сестра, заведующий отделением)
. 63. Понятие о специализированной помощи и работе диспансеров
Специализированная медицинская помощь является неотъемлемой частью организации лечебно-профилактической помощи населению. Специализированную лечебно-профилактическую помощь оказывают:
в территориальных учреждениях (поликлиниках, амбулаториях, женских консультациях и т.д.);
поликлинических отделениях диспансеров или консультационных специализированных поликлиниках;
стационарных отделениях диспансеров или специализированных стационарных отделениях;
специализированных центрах, как правило, на базе НИИ и клиник, где предоставляется уникальная высококвалифицированная консультативная и лечебная помощь.
В системе организации специализированной медицинской помощи населению главная роль принадлежит диспансерам
Диспансер — самостоятельное специализированное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания лечебно-профилактической помощи определенным группам больных. В системе отечественного здравоохранения действуют следующие типы диспансеров: кардиологический, противотуберкулезный, онкологический, кожно-венерологический, врачебно-физкультурный, психоневрологический, наркологический, противозобный, трахоматозный. Диспансер рассчитан на обслуживание населения области, края или района города. Диспансер состоит из поликлиники и стационара. Организация, содержание и характер работы диспансера зависят от его профиля. Основные принципы работы любого диспансера: активное раннее выявление больных, патронаж (систематическое наблюдение за выявленными больными), проведение общественной и индивидуальной профилактики.
Больных выявляют по результатам медицинских осмотров, при обращении больных в поликлинику и амбулаторию, при обследовании семей больных и людей, контактировавших с ними.
Общественная профилактика в работе диспансеров предполагает проведение предупредительных мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, улучшение условий труда и быта, массовые оздоровительные мероприятия.
Работа диспансеров строится по участково-территориальному принципу. Сотрудники диспансера активно выявляют среди населения больных, регистрируют их, проводят систематическое активное наблюдение за выявленными больными, оказывают специализированную лечебную помощь, изучают заболеваемость, причины и условия возникновения и распространения заболеваний, ведут санитарно-просветительскую работу. Наряду с диагностикой, лечением и профилактикой, важнейшей составляющей работы диспансеров является реабилитация. Особое значение реабилитация приобретает в системе специализированной медицинской помощи кардиологической, онкологической, неврологической, травматологической и ортопедической служб.
64. Медико-социальная помощь рабочим промышленных предприятий и сельскому населению
Организация медико-социальной помощи в сельской местности строится на тех же принципах, что и в городах. Но существуют различия, обусловленные рассеянностью населения по территории, сезонностью сельскохозяйственных работ, большим радиусом обслуживания и т.д
. Сельское население получает медицинскую помощь в сельском врачебном участке, в состав которых входит сельская участковая больница (или амбулатория) и ФАП; районных медицинских учреждениях, ведущим из которых является центральная районная больница (на этом этапе больные получают специализированную медицинскую помощь по основным ее видам); областной больнице, где больные получают высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь.
Врачебный участок. Средняя численность населения на врачебном участке 5... 7 тыс. жителей при радиусе обслуживания 7... 10 км. Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является участковая больница (или врачебная амбулатория). Объем медицинской помощи в участковой больнице зависит от наличия врачей-специалистов и оснащения больницы. Участковые больницы играют важную роль в оказании медицинской помощи сельскому населению, в том числе и в оказании ПМСП.
. Организация работы ФАПа. Фельдшерско-акушерские пункты организуют в населенных пунктах с населением от 700 чел. и более на расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а также в населенных пунктах и с меньшим числом жителей, если расстояние до ближайшего медицинского учреждения превышает 4 км. В фельдшерско-акушерских пунктах обеспечивают: доврачебную медицинскую помощь, назначения врача, патронаж детей и беременных, профилактические мероприятия, диспансеризацию населения, санитарно-просветительную работу формирования у населения здорового образа жизни.
Деятельность фельдшерско-акушерского пункта осуществляется по единому комплексному плану под руководством участковой больницы. В последнее время в системе лечебно-профилактической помощи сельскому населению имеют место следующие тенденции: сокращается число участковых больниц, чаще всего участковые больницы реорганизуют в сельские амбулатории, повышается обеспеченность сельских лечебно-профилактических учреждений санитарным транспортом, увеличивается число станций скорой помощи. Тем не менее остается много нерешенных проблем: недоукомплектованность кадрами, отставание развития сети лечебно-профилактических учреждений от потребностей населения. Центральная районная и областная больница
. Центральная районная больница — основное лечебно-профилактическое учреждение оказания медицинской помощи сельским жителям. В ее состав входят поликлиника, стационар, отделение скорой и неотложной медицинской помощи.
Медицинская помощь рабочим промышленных предприятий оказывается лечебно-профилактическими учреждениями в районе проживания специальными учреждениями — медико-санитарными частями и здравпунктами (врачебными и фельдшерскими), расположенными или на территории самих предприятий или в непосредственной близости от них. Медико-санитарная часть. Медико-санитарная часть организуется на крупных предприятиях, это комплексное лечебно-профилактическое учреждение, в состав которого входят поликлиника, стационар, цеховые здравпункты. Медико-санитарные части предназначены для медицинского обслуживания рабочих и служащих промышленных предприятий и других организаций. Структура медико-санитарных частей может быть различной. Во многих медико-санитарных частях имеются ночные профилактории. Медико-санитарная часть может быть представлена поликлиникой без стационара. Медико-санитарные части могут быть открытого (обслуживают рабочих предприятия, членов их семей и часть населения, проживающего в районе расположения данной медсанчасти) и закрытого (обслуживают только рабочих данного предприятия) типов. Медико-санитарная часть осуществляет: квалифицированную и специализированную лечебно-профилактическую помощь в поликлинике и стационаре; диспансерное наблюдение за определенными группами работающих; проведение предварительных осмотров при поступлении на работу;
экспертизу временной нетрудоспособности; анализ причин заболеваемости, травматизма, случаев профзаболеваний; проведение реабилитации больных (совместно с администрацией); медицинский отбор нуждающихся в санаторно-курортном лечении; совместно с администрацией и профкомом разработку комплексного плана санитарно-оздоровительных мероприятий; подготовку санитарного актива. Особое внимание уделяется диспансеризации: систематически проводятся профилактические осмотры работников предприятия для выявления лиц, страдающих теми или иными хроническими заболеваниями; изучаются условия труда непосредственно на рабочем месте для выявления профессиональных вредностей.
Здравпункт обычно входит в состав поликлиники или медико-санитарной части предприятия и не является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением. Здравпункты организуются непосредственно в крупных цехах, вблизи рабочего или строительного участка и т.д. Здравпункты бывают врачебные и фельдшерские. Медицинский персонал здравпункта оказывает доврачебную и первую врачебную помощь при травмах, отравлениях, внезапных заболеваниях; проводит необходимые процедуры, назначенные врачом поликлиники или медико-санитарной части (инъекции, перевязки и т.д.), измеряет температуру тела и артериальное давление; обеспечивает явку рабочих и служащих предприятия на диспансерный осмотр; осуществляет прививки; проводит санитарно-просветительную работу. Медицинское обслуживание рабочих и служащих в медико-санитарных частях осуществляется по цеховому (участковому) принципу: к цеху прикрепляется врач-терапевт (цеховой врач), обслуживающий рабочих данного цеха. Цеховой врач должен знать особенности технологических процессов производства в обслуживаемом цехе. В зависимости от характера производства и особенностей заболеваемости цеховой врач определенное число часов в неделю проводит в цехе, где знакомится с условиями труда рабочих. Проводит диспансерное наблюдение, медицинские осмотры, отбор на лечение в профилакторий, ведет санитарно-просветительную работу и т. д. Цеховые врачи принимают участие в разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта работников предприятия. Медико-социальная помощь рабочим промышленных предприятий предусматривает также широкое использование профилакториев (в том числе и ночных), санаториев-профилакториев, домов отдыха и т.д.
65. Понятие скорой и неотложной помощи. Рассказать о работе станции скорой мед. Помощи
Скорая медицинская помощь является одной из гарантий осуществления медико-социальной помощи гражданам (см. прил. 2, разд. 8, ст. 39 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»). Понятие скорой и неотложной медицинской помощи. Скорая медицинская помощь — экстренная медицинская помощь больным и пострадавшим при угрожающих жизни и здоровью человека состояниях и травмах, которая оказывается на месте происшествия (на улице, в общественных местах, учреждениях, дома и в пути следования заболевшего в больницу). Скорая помощь оказывается в случаях острых заболеваний, при массовых катастрофах, стихийных бедствиях, несчастных случаях, родах и нарушении нормального течения беременности, в местах общественного пользования, на улице и на дому.
Неотложная помощь оказывается больным на дому при обострении хронических заболеваний. В нашей стране создана общегосударственная система организации скорой медицинской помощи, в которую входят: станции скорой и неотложной помощи, больницы скорой помощи (или отделения экстренной госпитализации общей сети больничных учреждений), санитарная авиация. Организация работы станции скорой медицинской помощи. Для оказания скорой медицинской помощи предназначены станции скорой и неотложной помощи. Станции скорой медицинской помощи не занимаются систематическим лечением, они предназначены для оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе (см. приказ Минздрава РФ № 100 от 26.03.2000). На станциях скорой помощи не выдают больничных листов, справок и других письменных документов больным или их родственникам.
Госпитализацией больных занимаются больницы скорой помощи и отделения экстренной госпитализации общей сети больничных учреждений. Станции скорой помощи оснащены специализированным санитарным транспортом, оборудованным аппаратурой для проведения срочной диагностики и лечения состояний, угрожаемых жизни. Работа станций скорой помощи организована побригадно.
Различают бригады линейные (врач и фельдшер), специализированные (врач и два фельдшера), линейные фельдшерские (обычно используются для целенаправленной перевозки больных). В крупных городах обычно действуют следующие специализированные бригады: реанимационная, неврологическая, инфекционная, педиатрическая реанимационная, психиатрическая и т.д.
Вся работа бригад документируется, врачом бригады заполняются карты вызова, которые после дежурства сдаются для контроля старшему врачу смены, а затем на хранение и статистическую обработку в организационно-методический отдел.
При необходимости (по просьбе врачей общей сети, следственных органов и т.д.) всегда можно найти карту вызова и выяснить обстоятельства вызова. Если больной госпитализирован, то врач или фельдшер заполняет сопроводительный лист, который остается в истории болезни до выписки больного из стационара или до смерти больного. Отрывной талон сопроводительного листа больница возвращает на станцию, что позволяет вести учет ошибок бригады скорой помощи, улучшая тем самым качество работы бригад скорой помощи. На месте вызова бригадой скорой помощи проводится необходимое лечение в максимально доступном объеме (а также в пути при транспортировке больного).
В оказании помощи больным и пострадавшим основная ответственность возлагается на врача бригады, который руководит действиями бригады. В сложных случаях врач консультируется со старшим врачом смены по телефону. Чаще всего старший врач смены по просьбе врача линейной бригады, направляет к месту вызова специализированную бригаду. Больных, нуждающихся в экстренной помощи, транспортируют на большие расстояния самолетами санитарной авиации, вертолетами.
66. Рассказать о санаторно-курортной помощи и порядке направления на санаторно-курортное лечение.
Санаторно-курортная помощь занимает основное место в системе лечебно-профилактических мер, в первую очередь в реабилитации больных.
Курортным стационарным лечебно-профилактическим учреждением является санаторий. Большинство санаториев организуют в курортных местностях с целью максимального использования природных особенностей данной местности.
Типы курортов и санаториев. Курорт — местность, природные особенности которой позволяют эффективно заниматься лечением и профилактикой болезней. По характеру этих особенностей курорты делятся на три группы: бальнеологические (воды минеральных источников), грязевые (лечебная грязь) и климатические (приморские, горные, равнинные, лесные и степные). Для курортов установлены три зоны санитарной охраны, в пределах которых запрещается загрязнение окружающей среды. Важная роль отводится местным курортам, предназначенным чаще всего для больных, которым после лечения по состоянию здоровья противопоказана смена климата.
Санатории предназначены для лечения больных преимущественно естественными лечебными средствами в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой, рациональным и лечебным питанием в условиях активного отдыха и специально организованного режима. Медикаментозное лечение и постельный режим не характерны для санатория, хотя и могут назначаться. В санаториях проходят лечение больные с самыми различными заболеваниями. В связи с этим бывают санатории с заболеваниями органов кровообращения, органов пищеварения, с гинекологическими заболеваниями и т.д. В зависимости от возраста больных санатории делятся на детские, подростковые и взрослые.
Основой санаторно-курортного лечения является санаторный режим, который обеспечивает наиболее благоприятные условия лечения и отдыха. Больные обеспечиваются лечением в грязелечебницах, соляриях, бассейнах и т.д. На большинстве курортов наряду с санаторным проводят и амбулаторное лечение больных, приезжающих по курсовым путевкам.
Широко используются и санатории-профилактории — организованные при промышленных предприятиях лечебно-профилактические учреждения, содержащиеся за счет средств государственного страхования. Рабочие этого предприятия по рекомендации лечащего врача получают возможность без отрыва от производства в течение 24 дней после работы проходить лечение в профилактории, куда их доставляют специальным транспортом. Кроме того, к санаторным учреждениям относятся курортные поликлиники, водолечебницы, грязелечебницы и т.д.
Порядок направления больных на санаторно-курортное лечение.
Эффективность санаторно-курортного лечения зависит от правильного направления больных на курорт и в санаторий.
Для возможности санаторно-курортного лечения необходимо обратиться к врачу поликлиники по месту жительства. Врач дает направление на санаторно-отборочную комиссию (СОК), которая определяет необходимость санаторно-курортного лечения, профиль санатория и время года для лечения. После получения заключения СОК необходимо написать заявление о предоставлении путевки на имя председателя комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию по месту работы. Пенсионеры обращаются в органы социального обеспечения (районные отделения социальной защиты населения) по месту жительства. Комиссия по социальному страхованию должна рассмотреть заявление и принять решение в 10-дневный срок. В случае несогласия с решением комиссии можно обжаловать ее решение через отделение (филиал отделения) учреждения социальной защиты. Кроме решения вопроса о выделении путевки комиссия по социальному страхованию имеет право решить вопрос об оплате 50\% стоимости проезда в санаторий и обратно в зависимости от заработка пациента и семейного положения. Путевки выдаются только на период отпуска работающего. Участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица имеют право на получение путевки бесплатно.
По прибытии в санаторий больной сдает санаторно-курортную карту, которая заполняется в поликлинике по месту жительства: клинический анализ крови и мочи не более месячного срока давности, ЭКГ не более месячного срока давности, рентгенологическое обследование (ФЛГ или рентгеноскопия органов грудной клетки) не более чем шестимесячной давности, для женщин заключение гинеколога независимо от диагноза заболевания, заключения других специалистов в зависимости от профиля заболевания. Оформление и выдача медицинских документов и путевок осуществляется за 15...20 дней до начала срока путевки. Путевка должна быть должным образом оформлена и заверена печатью учреждения, выдавшего ее. Кроме путевки и санаторно-курортной карты при поступлении в санаторий необходимо иметь паспорт, детям до 16 лет свидетельство о рождении или его копию. Военнослужащие предъявляют удостоверение личности, а военные пенсионеры — пенсионное удостоверение, где в разделе для особых отметок должно быть указано, что пенсионер пользуется правом на санаторно-курортное лечение в санаториях Министерства обороны РФ.
В санаторной книжке, выдаваемой больному на руки, врач санатория отмечает изменение самочувствия больного, проведенное лечение и исследования, а по окончании срока путевки — результаты лечения и рекомендации о режиме труда и лечебных мероприятиях. По возвращении из санатория больной предъявляет санаторную книжку лечащему врачу, который все необходимые сведения переносит в амбулаторную карту для разработки дальнейших лечебно-профилактических мероприятий.
Об эффективности санаторно-курортного лечения свидетельствуют длительное отсутствие обострений основного заболевания, стойкое восстановление трудоспособности, улучшение общего состояния здоровья и самочувствия
67. Стратегия Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения.
Большие изменения, происшедшие после Второй мировой войны как в политической, так и в социально-экономической жизни стран мира, потребовали создания единого международного центра по здравоохранению.
Международная конференция по здравоохранению (Нью-Йорк, 1946), в которой участвовали делегаты 51 страны, а также представители международных организаций, в том числе Международного бюро общественной гигиены (МБОГ), Международного Красного Креста, Международного бюро труда и др., разработала и приняла устав.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, крупнейшая международная медицинская организация, провозгласившая целью своей деятельности достижение всеми народами высшего уровня здоровья.
В Уставе ВОЗ впервые на международном уровне
· было провозглашено право каждого человека на здоровье,
· утвержден принцип ответственности правительств за здоровье своих народов и указано на нерасторжимую связь здоровья с укреплением науки и международной безопасности.
Для подготовки и созыва первой сессии высшего органа ВОЗ Всемирной ассамблеи здравоохранения была образована Временная комиссия ВОЗ, в состав которой вошли 18 государств, в том числе СССР и УССР.
Деятельность комиссии ВОЗ продолжалась около 2 лет и 7 апреля 1948 г. завершилась ратификацией Устава ВОЗ 26 государствами – членами ООН. Этот день отмечается ежегодно как Всемирный день здоровья. В 1988 г. членами ВОЗ являлись 164 государства.
Очередные сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения созываются ежегодно. Ассамблея
· определяет направления деятельности ВОЗ,
· рассматривает и утверждает перспективные и годовые планы работы,
· бюджет,
· вопросы приема в ВОЗ новых членов и лишения права голоса,
· назначает генерального директора ВОЗ,
· обсуждает темы сотрудничества с другими организациями, программные вопросы и др.
Большая часть отделов секретариата ВОЗ объединена в пять групп:
1. отдел гигиены окружающей среды и отдел санитарной статистики;
2. отдел укрепления служб здравоохранения и охраны здоровья семьи;
3. отдел неинфекционных болезней,
4. развития кадров здравоохранения и отдел лекарственных средств;
5. отдел административного руководства и персонала, а также отдел бюджета и финансов.
. Согласно уставу, ВОЗ функционирует как руководящий и координирующий орган в международной работе по здравоохранению.
· разрабатывает и совершенствует международные стандарты, номенклатуру и классификации,
· содействует их распространению
· а также принятию и выполнению международных конвенций, соглашений и правил в области здравоохранения,
· проверяет и проводит медицинские исследования, оказывает техническое содействие правительствам в укреплении национального здравоохранения.