Лекция 1. Место среднего профессионального образования в системе непрерывного образования




План.
1. Понятие «среднее профессиональное образование». Уровень образования специалистов среднего звена.
2. Понятие и цель непрерывного образования.
3. Роль среднего профессионального учебного заведения в подготовке специалистов.
Литература:
1. Булавенко, О.А. Новые подходы к непрерывному образованию // Школьные технологии. - 2006. - №1. – С. 12-15.
2. Концепция непрерывного образования // Народное образование. - 1989. - №10. – С.21- 32.
3. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебное пособие / Н. А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 304 с.
4. Старикова, Л. Д. Современная трактовка непрерывности образования // Высшее образование сегодня. – 2008. - № 10. – С. 76 – 79.

1.Понятие среднего профессионального образования. Уровень образования специалистов среднего звена.
Среднее профессиональное образование – образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального образования, осуществляемое в ССУЗах по основным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным государственным образовательным стандартам. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании.
Среднее профессиональное образование может быть получено на двух образовательных уровнях: базовом и повышенном.
Базовое образование приобретается обучающимися в учреждении среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, выключающей в себя общие гуманитарные, социально-экономические, математические, общие естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные дисциплины и производственную практику. Этот образовательный уровень может быть достигнут не менее чем за три года. Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику соответствующей квалификации и специальности среднего профессионального образования.
Среднее профессиональное образование повышенного уровня может быть получено также в рамках основной профессиональной образовательной программы и программы дополнительной подготовки объемом не более одного года, включающей в себя производственную (профессиональную) практику, углубленную и (или) расширенную теоретическую и (или) практическую подготовку по отдельным учебным дисциплинам и (или) циклам дисциплин. Общий нормативный срок обучения на базе основного общего образования должен составлять не менее четырех лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая выпускную квалификационную работу с присвоением выпускнику соответствующей квалификации специалиста и дополнительной записью о прохождении углубленной подготовки.

2. Понятие и цель непрерывного образования. Профессиональное образование рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современного производства в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов.
Непрерывное образование – это явление образования, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения.
Цель непрерывного образования – развитие личности как в периоды ее физического и социально-психологического становления, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором непрерывного образования служит осознанная общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.
Смысл непрерывного образования преимущественно в том, чтобы уже в условиях общего и основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые знания.
Непрерывное образование как педагогическая система – это целостная совокупность средств, способов, форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости личности. Функционирование непрерывного образования как системы достигается за счет: демократизации, обеспечивающей доступность, многообразие форм предоставления человеку в любом возрасте условий для получения и углубления его знаний; открытости системы, выражающейся в способности к постановке новых целей, опережающему обновлению содержания воспитания и обучения; гуманизма, т.е. обращенности к человеку.
Тенденция непрерывности образования находит свое отражение в разработке концепции непрерывного профессионального образования, системы многоуровневой профессиональной подготовки посредством создания образовательных программ, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность содержания профессионального образования на всех его ступенях)начальное, среднее, высшее) и направленных на непрерывное развитие, социализацию и профессионализацию личности специалиста. Непрерывность профессионального образования и преемственность образовательных программ обеспечивается введением государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования.
Система непрерывного образования в конечном счете обеспечивает систематическую, целенаправленную деятельность личности по получению, совершенствованию знаний, умений, навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования.
Непрерывное образование можно отнести: к личности (означает, что человек учится постоянно, без длительных перерывов либо в образовательных учреждениях, либо самостоятельно); к образовательным процессам (непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности человека в образовательный процесс на всех стадиях ее развития, характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому); к организационной структуре образования (непрерывность характеризует номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе, у каждого человека) [1].
Таким образом, непрерывность образования должна обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создавать для нее оптимальные условия для такого движения.

3. Роль среднего профессионального учебного заведения в подготовке специалистов. Учебные заведения средней профессиональной школы возникли еще в XVII веке, однако, как особая ступень в системе профессионального образования они сформировались в конце XIX-XX веков.
Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) – это образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К ССУЗам можно отнести училище, колледж, техникум. Училище – основный тип ССУЗ, реализующий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, института), реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Главные задачи среднего профессионального учебного заведения:
-удовлетворение потребности личности в получении среднего профессионального образования и квалификации в --избранной области профессиональной деятельности;
-удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии;
-удовлетворение потребности общества в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием;
-переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;
-распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.
Таким образом, профессиональное образование – это непрерывный процесс, в котором среднее профессиональное образование является одним из звеньев. Получая среднее профессиональное образование, личность имеет возможность удовлетворить свои образовательные потребности и приобрести профессионально значимые компетенции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: