Лекция 9. Средства обучения в учебном процессе среднего профессионального учебного заведения




План.
1. Роль средств обучения в учебном процессе, их классификация.
2. Условия эффективного применения средств обучения.

Литература:

1. Ажгибкова, Т.Н. Технология применения аудиовизуальных средств обучения в вузах // Инновации в образовании. - 2004. - № 2. – С. 111 – 123.
2. Ажгибкова, Т.Н. Научные основы применения структурно-логических схем при преподавании гуманитарных дисциплин в вузах // Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – С.13 – 27.
3. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И. Н. Кузнецов. – Мн.: «Современное слово». – 2005. – 544 с.
4. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: Учебное пособие / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
5. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.].– М.: Вентана – Граф, 2005. – 368 с.
6. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в Сузах / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Владос, 2002. – 298 с.

1. Роль средств обучения в учебном процессе, их классификация.
Средства обучения – совокупность предметов, которые заключают в себе учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у студентов знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития.
Для повышения качества подготовки специалистов существенное значение имеет уровень развития учебно-материальной базы. Она дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и студентов. Умелое применение средств обучения позволяет значительно увеличить долю самостоятельности студентов, расширить возможности организации на уроке их индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении рабочего материала.
С помощью средств обучения (рисунка, картины, схемы, модели) в сознании студентов запечатлеваются образы этих явлений и объектов. Применение средств обучения дает более точную информацию об изучаемом явлении, объекте, процессе и тем самым способствует повышению качества обучения. С их помощью обучение становится более наглядным, что делает доступным самый сложный материал.
Средства обучения воздействуют на эмоции студентов, активизируют их, поэтому они нужны не только для решения учебных задач, но и для укрепления интереса к учебной работе, развития познавательной активности.
Роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателей, позволяющей повысить темп изучения учащимися учебного материала, широко опираясь на их самостоятельную работу.
Выделяют следующие группы средств обучения:
-Учебно-наглядные пособия;
-Вербальные средства обучения;
-Специальное оборудование;
-Технические средства обучения.
-Учебно-наглядные пособия – это совокупность средств обучения, предназначенных для демонстрации студентам и обеспечивающих формирование у них конкретных образов предметов и явлений действительности. Все эти средства могут предъявляться без помощи технических средств.
Учебно-наглядные пособия делятся на:
Натуральные – образцы объектов окружающей среды как природного (гербарии, коллекции минералов, чучела животных и др.), так и искусственного (детали, машины, приборы, инструменты) происхождения. Они дают объемное представление о предметах.
Изобразительные – дают изображение изучаемого объекта. Они могут быть плоскостными (плакаты, рисунки, фотографии), объемными (статическими: модели, макеты, муляжи и т.д.; динамическими: действующие модели, динамические плакаты, стенды). Их конструируют так, чтобы наиболее значимые компоненты конструкции или принцип действия можно было бы наглядно представить.
Макеты – меньше натуральных объектов, их удобнее использовать в учебном процессе.
На фотографиях и рисунках реальные объекты представлены в одной плоскости. В обучении более продуктивными являются рисунки. На рисунках объект изображают схематически, упрощенно, подчеркивая то, что важно для познания. Фотографии и рисунки используют, если натуральные объекты отсутствуют, имеют общие размеры или очень сложны, а так же если объемный объект очень трудно изучить.
Знаковые – подразделяют на схематические (чертежи, схемы) и символические (формулы, графики, диаграммы). Знаковые наглядные пособия изображают основные принципиально важные элементы явления, объекта, процесса.
Технический чертеж – точно передает существенные пространственные признаки объекта. Является условным изображением. Чертежи можно читать, только имея специальные знания и умения.
Графики и диаграммы – применяют для наглядного показа количественных и временных зависимостей.
Схемы – всегда представляют собой единое целое, в ней не должно быть ничего лишнего. Помогают конкретизировать абстрактные понятия и явления, разнообразить методы и приемы передачи сжатой учебной информации.
Эта группа средств обучения используется для иллюстрации, дополнения, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации условной информации.
Вербальные (словесные) средства обучения – учебная и учебно-методическая литература, словари, инструкционные карты, дидактические материалы.
Учебная литература – только регулярно используя учебник в процессе самостоятельной работы, можно приобрести общие учебные умения, логические умения, предметные знания.
Дидактические материалы – дают возможность более рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность обучающихся.
Применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений обучающихся, для самостоятельного изучения учебного материала, выполнения практических заданий.
Специальное оборудование – охватывает совокупность предметов, ориентирующих обучающихся на практическую деятельность. К ним относятся орудия и средства труда, применяемые в профессиональной деятельности специалиста и используемые в учебных целях, лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных и практических работ.
Используют при объяснении в качестве демонстрационного оборудования, для иллюстрации, доказательства теоретических положений.
Технические средства обучения (ТСО) – технические устройства, с помощью которых дается учебная информация и контролируется ее усвоение. Используют для формирования новых знаний. Они облегчают передачу учебной информации, помогают управлять вниманием обучающихся, экономят время.
ТСО делятся на три группы:
1.Технические средства информации (аудиовизуальные) – эффективны при рассмотрении отдельных фаз и этапов прохождения явлений и процессов, при изучении конструктивных особенностей объектов. Использование аудиовизуальных средств содействует повышению научности обучения, позволяет воспринимать самую разнообразную информацию об объектах и явлениях, которую в учебных заведениях иным путем усвоить невозможно. Делятся на экранные, звуковые, экранно-звуковые.
2. Экранно-звуковые – учебное кино, учебное телевидение, видеозапись, озвученные диафильмы. Передают учебную информацию различных форм и видов, позволяют наблюдать динамику процессов живой природы, техники, производства, увидеть невидимое невооруженным глазом. Изложение нового материала с помощью видеозаписи дает преподавателю большие возможности научить обучающихся наблюдать за явлениями и событиями, выделять главное, побуждать к сопоставлению увиденного или услышанного с уже известными факторами.
3. Экранные средства – учебные диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), транспаранты для графопроектора, неозвученные кинофильмы разных типов.
Звуковые средства – учебные радиопередачи, магнитофонные и грамзаписи. Их можно разделить на мотивационно познавательные; проблемные; обучающие; обобщающее-повторительные; иллюстративные. Делают процесс обучения максимально насыщенным, влияют на глубину и прочность запоминания учебного материала.
Тренажеры – применяются для практического обучения. С помощью тренажеров решаются вполне определенные задачи, поэтому их использование в учебном процессе наименее гибкое в методическом отношении.
Технические средства программированного обучения и контроля знаний (информационно-контролирующие) – технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием – компьютер. Применение компьютера эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации; на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером; на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений; на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения; на этапе корректировки самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его систематизации. Вместе с тем не допустима замена реальных физических явлений только модельными (виртуальными) представлениями их экране компьютера.
Организация информационных процессов в рамках информационных образовательных технологий предполагает выделение таких базовых процессов, как передача, обработка, организация хранения и накопления данных, формализация и автоматизация знаний.
Можно выделить такие средства:
-компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюжеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;
-обучающие системы на базе мультимедиатехнологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
-интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
-распределенные базы данных по отраслям знаний;
-средства телекоммуникации, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и.т.д.
-электронные библиотеки

Выделяют следующие организационные модели учебного взаимодействия обучаемых со средствами компьютерной техники:
-классно-урочную – компьютерами оборудованы все рабочие места обучающихся, а также преподавателя. Все студенты выполняют однотипные или просто одинаковые действия.
-проектно-групповая – группа обучаемых решает общую учебную задачу посредством овладения определенными знаниями. Компьютер используется по мере необходимости в соответствии с расширением ролей между обучаемыми. Эта модель усложняет работу преподавателя, особенно оценку учебных достижений каждого обучаемого.
-индивидуальная деятельность – наилучшим образом реализуется при наличии домашнего компьютера. Создает условия для управления собственной информацией.
Проектно-групповая и индивидуальная модели являются наиболее перспективными, так как позволяют информатизировать учебный процесс и достигают этой цели с незначительными затратами сил и времени.
Таким образом, средства обучения служат опорой в познании, обеспечивают передачу учебной информации, иллюстрируют и подтверждают сформулированные теоретические положения и выводы.

2.Условия эффективного применения средств обучения.
Прежде чем применять то или иное средство обучения, нужно выделить учебный материал, при изучении которого возможно и целесообразно использование этого средства. В конкретной учебной ситуации необходимо установить, способствует ли использование средства обучения усвоению учащимися знаний и умений по учебной теме, достижению учебной цели, воспитанию, активизации мыслительной деятельности.
Необходимо определить момент подачи средства обучения на учебном занятии, наиболее соответствующей логике учебно-познавательного процесса. Любая наглядность на учебном занятии неэффективна, если она не сопровождается познавательной деятельностью обучаемых. Необходимо тщательно продумать, как активизировать и направить познавательную деятельность учащихся в процессе их подготовки к восприятию наглядных средств, а также после просмотра учебного кино, телепередачи, видеозаписи, прослушивания магнитофонной или грамзаписи.
Преподносимая при помощи средств обучения информация должна соответствовать современным научным знаниям и согласовываться с содержанием учебной программы и учебником. Информация должна быть доступной.
При использовании ТСО необходимо учитывать их соответствие инженерно-техническим требованиям. Успешное использование средств обучения в значительной мере зависит от профессиональной подготовленности преподавателя.
Каждое средство обучения должно соответствовать информативной и функционально – дидактической стороне, т.е. тому материалу, изучение которого предусмотрено программой, и с точки зрения соответствия этой информации тем частным методическим задачам, которые решаются при раскрытии определенного содержания.
Выбор средства обучения на каждое учебное занятие – процесс индивидуально-творческий. По каждому предмету трудно централизованно разработать и подобрать средства обучения в соответствии со спецификой и содержанием каждой темы. Индивидуальный стиль работы преподавателя и уровень развития обучаемых вносят свои коррективы в использование этих средств.
Итак, средства обучения являются неотъемлемой частью образовательного процесса в среднем профессионально – педагогическом заведении. Умелое использование преподавателем различных средств обучения позволит значительно повысить качество профессионального образования будущих педагогов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: