Лекция 11. Технология активизации учебно – познавательной деятельности студентов




План.
1. Методы и приемы активизации обучающихся при изложении учебного материала.
2. Использование вопросов и ответов для активизации обучающихся.
3. Воздействие на чувства обучающихся как способ их активизации.
4. Активизация студентов в ходе контроля и оценки знаний.

Литература.
1. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя, / И.Н. Кузнецов. – Мн.: «Современное слово», 2005. – 544 с.
2. Смышляева, Л.Г. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе. / Л.Г. Смышляева, Л.А. Сивицкая. – Томск.: изд. ТПУ, 2007. 195 с.
3. Трайнев, В.А. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования. Обобщение и практика. / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М.: Дашков и К, 2006.
4. Чуб Е.В. Интенсификация обучения как фактор подготовки компетентного специалиста.// Инновации в образовании. 2008. №7. с. 36-103.

1. Методы и приемы активизации обучающихся при изложении учебного материала.
1. Простота и доступность речи. Нельзя злоупотреблять профессиональным жаргоном: он может быть не всем понятен. Простота и доступность может быть обеспечена: умением уверенно владеть материалом без подробного текста; развитием своего голоса, чтобы он звучал убедительно, внятно и выразительно; усилением своей речи движениями, жестами и выражениями; умением соизмерять степень трудности вашей информации с обстановкой.
2. Риторическая обработка учебного материала. Известно, что один и тот же материал, излагаемый разными преподавателями почти дословно, оказывает различное воздействие на обучаемых, так как многое определяется умелой риторической обработкой: интонацией, сменой темпа изложения, паузами, модуляцией, громкостью. Все выступления ведущих дикторов радио и телевидения подвергаются риторической обработке группой специалистов.
А.С Макаренко вспоминал, что он стал настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 10-15 оттенками и уже не боялся, что к нему кто-то не подойдет.
3. Неоднократные повторения. Наиболее важные места в ходе изложения учебного материала повторяются несколько раз, причем при разном темпе и громкости.
4. Не говорить «с листа. Кроме отрицательного эмоционального и психологического воздействия на обучаемых чрезмерное пользование записями приводит к ряду отрицательных моментов.
Во-первых, язык письма и речи воспринимаются по разному, разговорная речь оказывает более сильное воздействие, она более доходчива и понятна, располагает к взаимному общению аудитории с педагогом. Во-вторых, это может вызвать у обучаемых чувство того, что преподаватель недостаточно знает материал. Наконец, неправомерно в этих случаях требовать от обучаемых знаний на память.
5. Не пренебрегать языком жестов. В педагогической деятельности язык жестов выступает как вспомогательный элемент общения с аудиторией.
Психологи считают, что мы отличаемся значительной сдержанностью в проявлении своих чувств с помощью жестов и мимики: нам далеко до финнов, но далеко и до итальянцев. У нас чрезмерная жестикуляция воспринимается как признак невоспитанности. Тем не менее жесты, мимика могут значительно повысить эффективность восприятия речи. Необходимо учесть, что жесты индивидуальны, их нельзя перенимать у других.
6. Умелое пользование цифрами. Необходимо избегать множества цифр, представлять их в виде раздаточного материала, выделять те, которые имеют наибольшее значение, целесообразно указывать источники, в которых эти цифры приведены.
7. Смена рода деятельности обучаемых. Эффективность усвоения учебного материала значительно увеличивается, если использовать различные каналы воздействия на обучаемых. Прочность знаний повышается при использовании различных видов памяти – образно-зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной, словесно-логической, - находящихся во взаимной зависимости. В ходе изложения учебного материала следует периодически менять род деятельности обучаемых (запись, выслушивание, наблюдение, самостоятельное мышление)
8. Речевое управление вниманием. Используются речевые, сигнальные фразы, с помощью которых повышается внимание аудитории. Например, преподаватель говорит: «Интересно, понятно ли вам будет то, что я сейчас изложу?» - фраза сказана, сигнал сработал, вызвав повышенный интерес. Опытный педагог часто бессознательно использует сигнальные фразы.
9. Вопрос самому себе. Такие вопросы не требуют ответов обучаемых, но в отличии от предыдущего приема, они заставляют задуматься и стать как бы соучастниками дальнейших рассуждений. К этому же типу можно отнести таке вопросы: «Давайте подумаем, какие из этого можно сделать выводы?», «А что будет, если в полученном выражении…?» и т.д.
10. Эффект Зейгарник. Суть эффекта заключается в следующем: если изложение материала таково, что все абсолютно ясно, не вызывает сомнений и вопросов, то усвоение оказывается хуже, чем при таком способе изложения, когда что-то сознательно не вполне завершено, оставлено для дополнительного додумывания, повышая тем самым интерес обучаемых и стимулируя их активность.
11. Побуждение к рационализаторской и изобретательской деятельности. Большой эффект в этой работе достигается тогда, когда эти проблемы возникают в ходе самих занятий. В процессе обучения могут возникать идеи по улучшению и совершенствованию работы, методики исследования отдельных процессов и т.д.
Первоначально предложения будут, видимо, исходить от самого преподавателя. В дальнейшем обучаемые могут «войти во вкус» и уже сами станут авторами творческих идей.
12. Актуализация доз учебного материала. Постоянного напряженного внимания обучаемых в течении всего занятия (1,6 – 2 часа) добиться трудно. Рассматриваемый прием позволяет совместить повышенное внимание со сложностью материала.
Для этого целесообразно, чтобы в основных учебных вопросах занятия (оптимально 2-4) выделить по несколько подвопросов. С началом занятия преподаватель объявляет, выписывая на классной доске, материал каких вопросов и подвопросов наиболее важен для дальнейшего изучения данной дисциплины, смежных дисциплин, для будущей профессиональной деятельности, и в дальнейшем ход занятий ничем не отличается от обычного.
13. Подготовка обучаемых по материалу предстоящего занятия. В ряде случаев преподаватель может дать задание обучаемым на предстоящее занятие: основные вопросы этого занятия, перечень литературы, с которой они должны ознакомиться, продумать ход решения той или иной проблемы и т.д. Благодаря этому обучаемые оказываются готовыми в определенной степени к восприятию нового материала, получают определенные навыки работы с незнакомым материалом.
14. Использование кратких диалогов (микродиалогов). Целесообразно планировать и включать в ход занятия короткие диалоги с обучаемыми. Это нарушит монотонность занятия, повысит внимание и активность аудитории.
15. Предварительная ориентация в новом материале. После объявления темы и цели предстоящего занятия сообщаются дополнительные сведения: необходимость изучения материала и его значимость, порядок изложения материала и основные проблемы, конечная цель. Это позволяет Это позволяет обучаемым более четко и наглядно охватить все занятие и особенно конечную цель.
16. Начало занятия – с формулирования проблемы. С началом изложения преподаватель формулирует проблему, которая должна быть решена к концу занятия, далее занятие продолжается обычными методами. В ходе занятия обучаемые оценивают излагаемый материал с точки зрения приближения к решению проблемы и становятся как бы соучастниками этого процесса.
17. Выводы делают обучаемые. Обычно в конце занятия преподавателем делаются соответствующие выводы, а можно поручить это самим обучаемым. Этот прием эффективен лишь в том случае, если об этом предупредить обучаемых в начале занятия. Начинать пользоваться этим приемом следует по более простым вопросам и переходить к более сложным.
18. Быть готовым к экспромтам. Часто в ходе занятия возникает ситуация когда необходимо отступить от заранее намеченного содержания. Это происходит при потере внимания обучаемых, нежелательной реакции аудитории, необходимости ответить на неожиданный вопрос, нарушении порядка и т. д. На это преподавателю необходимо как-то реагировать, часто это делается экспромтом, лучший экспромт тот, который заранее готовится, преподаватель должен всегда помнить об этом и стараться не дать застать себя врасплох.
19. Всегда иметь резерв времени. Опытные педагоги при подготовке к занятиям обычно предусматривают резерв времени, который в зависимости от сложности материала может составлять до 10 минут. Этот резерв будет гарантировать выполнение плана; скомпенсирует непредвиденный расход времени; это время, используемое в конце занятия, когда в результате утомления резко снижается внимание, позволяет продлить активный период занятия. Могут проводиться: письменные летучки или беглый опрос по материалу данного занятия; ответы на вопросы обучаемых; сообщение дополнительных интересных фактов; ориентация обучаемых по материалу последующего занятия и т.п.
20. Самостоятельное конспектирование доз учебного материала. В ходе занятия преподаватель предупреждает обучаемых, что последующий учебный вопрос должен восприниматься аудиторией без параллельного ведения записей (этому будут способствовать темп и методика изложения). Далее говорится, что будет представлено необходимое время для фиксации в конспектах изложенного материала, что позволяет лучше усвоить материал и получить навыки выражать свои мысли на бумаге.
21. С пользой проводить перерывы. Если изложение материала во времени вести так, чтобы самые интересные места совпадали с перерывом между учебными часами, то активная часть всего занятия может захватить перерыв.

2.Использование вопросов и ответов для активизации обучающихся.
1. Поощрять вопросы. На занятиях у обучаемых возникает множество вопросов, «кто ни о чем не спрашивает, тот ни чему не научится» (Т.Фуллер). Все преподаватели по реакции на вопросы обучаемых делятся на две категории: меньшая часть отводит на вопросы и ответы специальное время и не поощряет вопросы в ходе занятия, большинство же разрешает их, а некоторые даже поощряют вопросы.
Ответы на вопросы в конце занятия, во-первых теряют свою остроту и актуальность; во-вторых, это может привести к слабому усвоению предыдущего материала; в-третьих, можно отбить охоту у обучаемых задавать вопросы; и наконец, вопросы могут служить дополнительным средством активизации обучаемых.
Некоторые преподаватели учитывают вопросную и ответную активность обучаемых при итоговой оценке их знаний (Левис. «об уме человека легче судить по его вопросам, чем по ответам на них»). Ответ на вопрос можно вызубрить, угадать, а вот «хороший» вопрос не всякий может задать.
2. Правильно отвечать на вопросы. От преподавателя требуется большое умение правильно отвечать на вопросы: кратко и однозначно, сразу переходить к существу вопроса, иногда достаточно «да» или «нет».
Не отвечайте на вопросы которые не поняли, определитесь, что спрашивающий имеет в виду, старайтесь быть точным: вместо слова «много» лучше назвать хотя бы примерное количество, вместо «большой» - конкретные размеры и т.д.
Если сразу не можете ответить на вопрос, не пытайтесь вводить собеседника в заблуждение, не старайтесь «выкручиваться». Скажите прямо, что для полного и точного ответа вы должны навести дополнительные справки или проконсультироваться. Не забудьте при этом указать, когда сможете ответить на вопрос.
Когда необходимо дать конкретный и точный ответ на конкретный вопрос, старайтесь избегать слов «может быть», «иногда» и т.д. Высказывайте свое мнение точно: не заставляйте собеседника самого догадываться об окончательном вашем мнении.
3. Отсрочка ответа на вопрос. В некоторых случаях ответ на задаваемый вопрос содержится в последующем материале этого занятия. Преподавателю целесообразно указать об этом задавшему вопрос. Если из последующих рассуждений вопрос не проясняется, преподаватель отвечает на него.
4. Умело задавать вопросы. В ходе учебных занятий, при текущем и итоговом контроле знаний, преподавателю приходится задавать обучаемым всевозможные вопросы. Практика показала, что от того, как задается вопрос, зависит не только содержание ответа, но и активность аудитории. При этом могут быть полезны следующие рекомендации.
- не задавайте вопросов, требующих простых и односложных ответов типа «да» или «нет».
- формулировать вопросы надо стараться не так, как они поставлены при изложении учебного материала в конспекте.
- вопросы должны быть такими, на которые нет прямого ответа в конспекте, учебнике, другом пособии. Полезно практиковать вопросы, требующие известных знаний материала смежных учебных дисциплин.
- эффективны вопросы, требующие рассуждения, смекалки, интуиции.
5. Хитрые вопросы. Не совсем обычные вопросы Е.И.Ильин называл вопросами – чудинками, чаще же их называют хитрыми, например: на слова героини одного рассказа: «А меня хоть золотом осыпь, так я не поеду (на паровозе)» - педагог ставит обучаемым вопрос: «А если все же осыпать эту купчиху золотом, она поедет?». Это обычно вызывает бурную реакцию у аудитории.
6. Интеллектуальная разминка. Прием обычно используется в начале занятия как одна из форм контрольного опроса по пройденному материалу и представляет собой устную «летучку». Преподаватель задает большое количество вопросов, на которые требуются краткие ответы, эти вопросы требуют не только знания уже изученного материала, но и творческого его осмысления, интуитивного мышления.

3.Воздействие на чувства обучающихся как способ их активизации.
1. Эмоциональная завязка занятия. Начальный этап основной части учебного занятия. Многие преподаватели часто используют прием, получивший название эмоциональной завязки, заключающейся в том, что начало занятия делается необычным, ярким, интересным. В качестве такой завязки могут быть: интересный исторический факт; яркий пример из области науки, техники, культуры; данные эксперимента и т.п. Но завязка должна быть тесно связана с содержанием занятия, стать его неотъемлемой частью.
2. Создание ситуаций занимательности. Этот прием является разновидностью предыдущего, может проводиться в течении всего занятия и ориентируется на чувство занимательности. Для этого можно приводить парадоксальные факты, интересные исторические аналогии, предложить обучаемым решить неожиданно возникшую ситуацию.
3. Заставить удивляться. Можно использовать специально подобранные диапозитивы и фрагменты кинофильмов, привести «удивительные» факты, исторические аналогии и т.д. «Увидел (услышал) – удивился» (Е.И.Ильин).
4. Эмоциональная разрядка. Обычно педагог легко улавливает моменты снижения активности и внимания аудитории, усталости. Для снятия наступившего состояния целесообразно привести остроумный пример, анекдотический случай, каламбур и т.д.
5. Включение элементов состязательности. Элементы состязательности удобно вводить на занятиях по специальным дисциплинам, на ряде практических занятий, это облегчается если учебную группу разбить на три подгруппы. Особенно эффективно использование состязательности в проблемно-ситуационных методах обучения.
6. Преднамеренное введение ошибки. В ходе занятия преподаватель может сознательно допустить ошибку в математических выкладках, логических рассуждениях и т.д. и привлечь для ее нахождения обучаемых. Эффективность приема значительно повысится, если заблаговременно предупредить обучаемых о возможности ошибки.
7. Мнимое недоверие. Применяется с целью задеть самолюбие обучаемых, стимулировать их учебно-познавательную деятельность. Если объявить: «Это задание не очень сложное, но у вас может не хватить терпения и настойчивости для того, чтобы выполнить его до конца», - всегда найдутся такие, которые попытаются это сделать. Задание не должно быть слишком сложным, посильным для большинства обучаемых, что вселит в них уверенность в успешном овладении знаниями. Прием не должен часто применятся и лучше это делать в индивидуальной работе.
8. Мнимый запрет. Применяется для стимулирования более глубокого усвоения знаний. Обучаемым объявляют, что данный вопрос более глубоко освещен в такой-то книге, которой нет в перечне основной и дополнительной литературы, так как она выходит за пределы программы. В результате найдется ряд обучаемых, которые из самолюбия обратятся к указанному источнику.
9. Создание обстановки доброжелательности. Доверие, расположение, жизнерадостное состояние благоприятствуют положительному воздействию на обучаемых. И наоборот, состояние подавленности, антипатии, напряженности, чрезмерная строгость и требовательность ослабляют восприимчивость, понижают интерес и активность на занятиях.
10. Личное воздействие преподавателя на обучаемых. Немаловажное значение имеет личное воздействие преподавателя, от того, какое первоначальное впечатление сложилось о преподавателе как о человеке, на основе восприятия его внешних черт, поведения, установления его взаимоотношений с аудиторией, во многом зависит первоначальный интерес обучаемых к данной учебной дисциплине.
11. Бальная система стимулирования активности. С началом изучения учебной дисциплины преподаватель объявляет, что высокая активность и результативность в ходе занятия будут поощряться путем начисления баллов за ответ на нестандартный, хитрый вопрос, нахождение допущенной преподавателем ошибки – преднамеренной или случайной, нестандартное или оригинальное решение задачи или выполнение другого задания, интересные сообщения, выходящие за пределы учебной программы т т.д.
Обучаемые, набравшие за определенный период установленное количество баллов, могут, в зависимости от их количества, освобождаться от некоторых видов отчетности: контрольной работы, промежуточного или итогового зачета, сдачи части учебного материала на экзамене или даже от экзаменов в целом.

4. Активизация студентов в ходе контроля и оценки знаний.
1. Летучка по материалу текущего занятия. Контроль усвоения материала в конце занятия проводится путем устного опроса (2-4 чел.) или, что более эффективно, проведением письменной летучки в течении 5-10минут, это повысит качество усвоения материала. Для повышения внимания преподаватель должен в начале занятия предупредить обучаемых о летучке и сообщить, что оценки будут выставлены в классный журнал или рабочую тетрадь преподавателя. Такие летучки целесообразно проводить по наиболее важному учебному материалу, но не часто, чтобы не пропали их необычность и острота.
2. Побуждение обучаемых к самооценке степени восприятия. После 3-4 занятий с новой аудиторией, например лекций, преподаватель обращается к обучаемым: «Мы уже изучили определенную часть учебного материала. Но так как обратная связь между мной и вами недостаточна, мне не всегда ясно, как усвоен вами то или иной материал, как мне учить вас дальше. По мере ведения записей делайте в конспектах следующие пометки. Если материал вами усвоен хорошо, поставьте на полях цифру-1; если материал не совсем понятен – 2; если же материал интересен и вы хотите узнать больше – 3. Я же буду периодически просматривать ваши записи, что будет мне ориентиром, на что больше обратить внимание, провести ли консультацию и т.д.
Информация же, полученная преподавателем, очень важна. Во-первых, это способствует активному ведению записей (ведь преподаватель будет их периодически просматривать); во-вторых, можно по записям судить о добросовестности и активности того или иного обучаемого; в-третьих, осуществляется достаточно глубокая, хотя и не совсем оперативная, обратная связь. Очевидно, что преподавателю необходимо периодически просматривать конспекты обучаемых. Видимо, как раз это и сдерживает использование рассмотренного приема.
3. «За-против-воздержался». Очень часто у обучаемых возникают противоположные мнения или решения по тому или иному вопросу. Преподаватель, сформулировав одно из мнений, проводит голосование, выясняя, кто согласен с этим мнением (за), кто не согласен (против), а кто затрудняется ответить (воздержался). Результаты такого голосования могут служить одним из способов обратной связи и повышают активность обучаемых, так как требует участия всех обучаемых, каждый из которых старается правильно ответить на вопрос, пусть даже угадать ответ.
4. «Подумай и реши (ответь)». Перед началом изучения новой темы или раздела обучаемым выдается перечень вопросов, заданий, для решения которых помимо знаний учебного материала темы требуется смекалка, интуиция, творческое, нестандартное мышление. Лучше вывесить тексту этих вопросов, заданий в аудитории, в местах удобных для обозрения. К тем кто первым правильно выполнит задание, будут применены меры морального стимулирования, например освобождение от некоторых видов отчетности.
5. Контроль знаний. Прием эффективен тогда, когда им пользуются регулярно. Проверка качества усвоения знаний обучаемыми в начале занятия по ранее изученному материалу или в конце его по материалу текущего занятия поручается одному из обучаемых. Целесообразно предупреждать об этом заранее всех обучаемых. Оценки обучаемым объявляет проводивший контроль, окончательные оценки выставляются преподавателем. Для того чтобы прием «работал», необходима определенная подготовка обучаемых. Их надо предварительно ознакомить с основами методики проведения контроля знаний, формулирования вопросов и т.д.
6. Сокращение материала, выносимого на экзамен. Некоторые преподаватели практикуют в течении семестра прием зачетом у обучаемых по отдельным темам, разделам учебной дисциплины. На экзамене обучаемые по этому материалу не отчитываются. Практика показала, что количество обучаемых, желающих «рассчитаться» с экзаменом в течнении семестра или значительно облегчить его, составляет 15-25 %.
7. Самооценка и взаимооценка знаний. Перед началом изучения учебной дисциплины, по которой предусмотрен экзамен (зачет), преподаватель предупреждает обучаемых, что накануне экзамена они должны оценить свои знания (например, по пятибалльной системе), оценки будут сопоставлять с оценками, полученными в результате экзамена.
8. Открытая ведомость учета знаний. На учебную группу заводится ведомость учета оценок по данной учебной дисциплине. В отличии от классного журнала в ней проставляются все оценки за ответы с места, за интересный вопрос, повышенную активность на занятиях, результаты летучек, устного беглого опроса и т.д. Вести эту ведомость поручается одному из обучаемых, данные которому сообщает преподаватель. При возможности эта ведомость может быть вывешена в месте удобном для обозрения. Всеобщее обозрение, наглядность, сравнимость оценок всех обучаемых влияют на чувство здорового самолюбия, повышают мотивацию и стремление к активности, особенно в том случае, если обучаемые знают, что данные из ведомости будут учитываться преподавателем при итоговом контроле знаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: