План.
1.Учебно–методическое обеспечение учебной дисциплины.
2.Учебно–методический комплекс учебного кабинета.
Литература:
1.Жданова И.П. УМК – основа реализации креативных принципов обучения // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». - 2003. - № 3. – С. 12 -14.
2.Морева, Н. А. Технологии профессионального образования / Н. А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
3. Общая и профессиональная педагогика / В. Д. Симоненко [и др.]. – М.: Вентана – Граф, 2005. – 368 с.
1.Учебно–методическое обеспечение учебной дисциплины. Инновационные поиски в системе профессионального образования должны базироваться на принципе саморазвития личности. Акцент делается на усиление развивающей функции содержания образования, на формирование профессионально важных качеств личности студентов, на проблему мотивации к обучению. Такая переориентация образовательного процесса требует обновления всего информационно–методического обеспечения, которое осуществляется, прежде всего, с помощью учебно–методического комплекса (УМК).
Учебно–методический комплекс – это система нормативных и методических документов, определяющих цели обучения и содержание дисциплины, методы и средства формирования у студентов знаний, умений и навыков, профессиональных качеств. Учебно–методический комплекс – это подсистема учебно–методического обеспечения, регламентирующая все виды учебной деятельности обучающихся, значительно облегчающая труд преподавателя и способствующая интенсификации обучения.
Учебно–методический комплекс имеет следующую структуру:
1.Нормативная и учебно–методическая документация:
-государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (госстандарт);
-выписка из рабочего учебного плана;
-перечень оборудования кабинета и лаборатории;
-федеральная программа учебной дисциплины;
-рабочая программа учебной дисциплины;
-календарно–тематический план;
-планы учебных занятий (технологические карты учебных занятий).
2.Средства обучения:
-учебно–методическая литература:
-учебники, учебные пособия, справочники, задачники;
-конспекты лекций, каталоги, альбомы;
-методические пособия, методические рекомендации, разработки, указания;
-учебно–наглядные пособия:
-изобразительные (плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, таблицы, графики, диаграммы);
-натуральные (приборы, инструменты, модели, макеты, муляжи);
-раздаточный дидактический материал (карточки–задания, дидактические материалы для выполнения самостоятельный работы, практических заданий, курсовых проектов);
-ТСО (аудио–визуальные средства обучения – магнитофон, телевизор, компьютер, мульти–медиа–система, интернет).
3.Средства контроля:
-средства контроля на бумажном носителе (контрольные вопросы, тесты, контрольные работы, кроссворды, задачи, экзаменационные билеты и др.);
-технические средства контроля (компьютерные контролирующие программы).
4.Курсовое и дипломное проектирование:
-перечень тем курсовых и дипломных проектов;
-перечень литературы, нормативной документации;
-методические рекомендации по выполнению курсового, дипломного проекта;
-образцы выполнения курсового и дипломного проекта.
5.Внеклассная работа по дисциплине:
материалы для проведения «недели дисциплины», научно–практических конференций, конкурсов, олимпиад и т.д.
|
|
2.Учебно–методический комплекс учебного кабинета включает в себя следующие компоненты:
1. Паспорт учебного кабинета:
-заведующая кабинетом, актив кабинета;
-ТСО (телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, картотека);
-инструкция по технике безопасности;
-план развития кабинета на год;
-систематизация материалов в кабинете.
2. Методическое обеспечение учебного процесса по предмету:
-рабочая программа по выполнению учебного плана на весь курс изучения предмета;
-поурочные планы, лекционный материал, разработка отдельных тем курса;
-требования Государственного образовательного стандарта (базовый и повышенный уровни).
3. Методический комплекс для каждого раздела, темы:
-конспекты занятий, тезисы лекций;
-материалы семинаров, практических занятий и др. форм;
-материалы по учету и контролю знаний студентов в ходе занятия (по группам, индивидуальные, дифференцированные);
-наглядные пособия;
-экранно–звуковые средства и записи к ним;
-контрольно–проверочный материал по разделам курса;
-методическая литература и ее картотека;
-задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
-творческие работы студентов;
-экзаменационный материал по курсу.
4. Методические материалы:
-педагогическая литература (картотека);
-методическая литература (картотека);
-картотека наглядных пособий;
-картотека поурочная: тема занятия, цели, литература, межпредметные связи, оборудование;
-картотека технических средств обучения;
-методические разработки преподавателей и студентов.
5. Оборудование учебного кабинета:
-телевизор, диапозитивы;
-магнитофон, видеомагнитофон;
необходимое для конкретной дисциплины оборудование (например, для дисциплины «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» – это спортивное оборудование и инвентарь).
В связи с увеличением доли самостоятельной работы (до 50 %) студентов, существует проблема обеспечения студентов необходимой учебной и методической литературой, решить которую поможет разработка учебно–методических комплексов по учебным дисциплинам.
Обеспечение студентов УМК поможет усвоить новый материал, дифференцировать и индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой, исследовательской работы и, следовательно, повысить эффективность учебного процесса.