Лекция 16. Воспитательная работа со студентами в педагогическом колледже




План.
1. Особенности и основные принципы воспитания обучающихся.
2. Задачи, содержание и средства воспитания.
3. Виды и формы воспитательной работы.
4. Методы воспитания в профессиональном учебном заведении.
Литература:
1. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И. Н. Кузнецов. – Мн.: «Современное слово», 2005. – 544 с.
2. Крикунова, Практическая педагогика / Крикунова. – М.:
3. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.]. – М.: Вентана – Граф, 2005. – 368 с.
4. Столяренко, Л. Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л. Д. Столяренко. – Ростов н / Д: «Феникс», 2003. – 448 с.

1. Особенности и основные принципы воспитания обучающихся.
Воспитание – одно из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к пониманию этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и узком смысле этого слова. Воспитание в широком смысле представляется как «совокупность формирующего воздействия всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей». В этом значении воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического прогресса.
Современная программа воспитания личности опирается на те социальные роли, которые приходится исполнять в обществе каждому человеку: семьянину, труженику, гражданину и т. д. В этом проявляется общественная направленность воспитания.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это целенаправленность. Наиболее эффективной является такая организация воспитательного процесса, при которой цель воспитания превращается в цель понятную воспитаннику. На процесс воспитания оказывают влияние многочисленные объективные и субъективные факторы, усложняющие его своим совокупным действием. И чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так быстро обнаруживают себя, как при обучении. Воспитательный процесс, динамичный, подвижный и изменчивый, отличается длительностью. Для воспитания характерны отдаленность результатов от момента воспитательного воздействия и его непрерывность. Будучи комплексным процессом, воспитание подразумевает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненных идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи вариативность и некоторая размытость результатов, что обусловлено наличием субъективных факторов - индивидуальными различиями воспитанников, их разным социальным опытом, отношением к воспитанию. Процесс воспитания имеет двусторонний характер – прямую и обратную связь от воспитателя к воспитаннику.
Воспитание органически связанно с обучением. Оно опирается на общую цель формирования личности конкретного типа. Значительный объем воспитательной работы реализуется в процессе обучения. Воспитание осуществляется в основном одними и теми же лицами – субъектами этого процесса, протекает в тех же коллективах. Но оно не повторяет учебные задачи.
Воспитанию изначально присущ комплексный подход к формированию личности обучаемого. Он проявляется, с одной стороны, в единстве воздействия на все сферы индивида – интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую, с другой – в единстве целей, усилий, действий педагогического и учебного коллективов, общественных организаций, семьи и самих обучаемых.
Воспитание оптимистически направленно, опирается на положительное начало в воспитуемом. В силу этого важно хорошо изучить каждого, узнать его сильные и слабые стороны, качества, чтобы оказывать влияние на развитие одних из них и совместно нейтрализовать, ослабить, перестроить другие.
Результативность воспитания повышается, если оно опирается одинаково активно на вербальные и невербальные (деятельностные) формы и методы влияния на личность, на единство слова и дела. Предпочтение может быть отдано словесным формам или деятельности обучаемых в зависимости от конкретной задачи, обстоятельств, педагогической ситуации.
Что касается принципов воспитания, то каждый преподаватель, опираясь на принципы, выделенные педагогикой для данного периода, формирует свою систему ведущих идей, которая служит теоретико-концептуальной основой практической деятельности, обусловливая ее характер.
Принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания, его направленность, содержание, выбор методов, средств и форм.
И.Н.Кузнецов раскрывает следующие принципы воспитания студентов в профессиональном учебном заведении [1]:
1. Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса.
2. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей.
3. Гармонизация личных и общественных интересов.
4. Связь воспитания с жизнью, с современным уровнем социально-политического и культурного развития общества.
5. Воспитание личности в коллективе.
6. Природосообразность воспитания.
7. Уважение личности обучаемого.
8. Воспитание в деятельности и общении.
Раскроем данные принципы несколько подробнее.
1. Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса.
Процесс воспитания должен носить целенаправленный характер и быть направлен против стихийности в процессе воспитания, он связывает начало этого процесса с его результатом. Ведущая цель воспитания – разностороннее развитие личности с опорой на ее индивидуальность. Идейность в данной трактовке органически связанна с целенаправленностью и предполагает, что процесс воспитания опирается на определенную систему идей. Каждое отдельно взятое мероприятие и весь процесс воспитания должны носить гуманистический характер, ориентироваться на высокие нравственные идеалы и ценности человека, педагога.
2. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей.
Опора на принцип гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей вносит в содержание воспитательного процесса высокий нравственный смысл: правильное понимание интересов конкретного народа, их взаимосвязь и взаимозависимость с интересами других народов и интересами человечества.
3. Гармонизация личных и общественных интересов.
Влияние воспитания на формирование обучаемых, заботящихся об отечестве, в котором они живут, и одновременно проявляющих внимание к себе и другим людям, разумно сочетая свои интересы с интересами своей страны.
4. Связь воспитания с жизнью, с современным уровнем социально-политического и культурного развития общества.
Воспитание сориентировано на современную социально-политическую действительность. Это значит, что в воспитательном процессе необходимо учитывать те события, факты общественной значимости, которые происходит в реальной жизни, не отгораживаться от острых и сложных событий или процессов, обсуждать их с обучаемыми, вместе вырабатывать свое отношение к ним, правильное восприятие и понимание, чтобы обучаемые научились самостоятельно, глубоко разбираться в явлениях социально-политической жизни, обладали достаточно высоким уровнем развития политической культуры, гражданской зрелости.
5. Воспитание личности в коллективе.
В учебном коллективе возможна организация различных видов деятельности: трудовой, политической, эстетической, экологической, спортивной. В коллективе формируются разнообразные отношения между его членами: деловые, ролевые, межличностные отношения дружбы, симпатии, товарищества, любви, проявляется общественное мнение. Сплоченный коллектив является средой, в которой раскрывается каждый обучаемый.
6. Природосообразность воспитания.
Воспитание опирается на взаимосвязь индивидуально-природных, наследственных особенностей и социокультурных процессов, что организаторы воспитания учитывают природные задатки и способности, пол, возраст, психофизиологические и физические особенности и возможности воспитуемых. Этот принцип ориентирован не только на знание обучаемых, но и на развитие их качеств, способностей, умений, на внесение индивидуальных коррективов в процессе воспитания.
Индивидуализация воспитания должна способствовать включению каждого в коллективную деятельность, развитию активности. Индивидуальный подход необходимо проявлять по отношению ко всем обучаемым.
7. Уважение личности обучаемого.
Уважение основано на признании в обучаемом личности и связано с объективным и доброжелательным отношением к нему. Уважительное отношение связано с преодолением различных противоречий, возникающих в процессе общения преподавателя и обучаемого. Из системы воспитательных средств необходимо устранить все, что может унизить обучаемого, его достоинство, иначе возникнут барьеры для общения и взаимопонимания. Обычно уважают тех обучаемых, которые выполняют предъявляемые требования. Но они должны быть посильны. Вместе с тем преподавателю не следует идти на компромисс и снижать требования, если они разумны и обоснованы.
8. Воспитание в деятельности и общении.
Чем разнообразнее деятельность, тем более широкое влияние она может оказать на интеллектуальную, эмоционально-воспитательную, физическую сферы личности. Деятельность способствует формированию активности и инициативы, организаторских качеств и умений, помогает убедиться в истинности или ложности тех или иных идей, положений. В деятельности происходит общение обучаемых друг с другом и преподавателем, общение служит источником информации, дает возможность для обмена мнениями и суждениями.
Предложенная система принципов воспитания внутренне взаимосвязана, исключение даже одного из принципов вносит дисгармонию в воспитание, нарушает целостное представление о личности обучаемого.

2.Задачи, содержание и средства воспитания.
Генеральная цель воспитания – формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно исполнять известный ряд объективной системы социальных ролей. Эта цель имеет ориентирующее значение для всех типов образовательных учреждений и для всех воспитателей, она определяет стратегию всего воспитательного процесса.
Задачи воспитания можно рассматривать как его цели, взятые в данных конкретных условиях. К таким условиям относятся: возраст обучаемых, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности и т.д. Задачи воспитания делятся на две группы: инвариантные и вариантные.
Инвариантные задачи воспитания – это общие задачи, стоящие перед всеми типами учебных заведений. Они вытекают из потребности освоения личностью системы социальных ролей и имеют системно-ролевую структуру. Каждая из них – составная часть генеральной цели воспитания.
Цель гуманистического воспитания ставит адекватные ей задачи:
-философско-мировозренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире и в профессии;
-оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы развития физических, духовных, профессиональных задатков и способностей, творческого потенциала;
-приобщение личности к системе культурных ценностей;
-раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование профессионально значимых личностных параметров;
-развитие интеллектуальной и нравственной свободы личности, способной к адекватным оценкам и самооценкам, -самореализации в поведении и деятельности, умеющей принимать профессионально значимые решения;
-возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма, единства этнических и общечеловеческих ценностей; воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности; стремление к сохранению престижа, славы и богатства отечества;
-формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные блага;
-развитие представлений о культуре труда и здоровом образе жизни;
По мере взросления личность осваивает все объективные социальные роли с учетом конкретных возрастных потенциалов и возможностей. На этом основании выделяются возрастные вариативные задачи, которые должны соответствовать уровню освоения личностью социальных ролей.
В одном и том же возрасте воспитательные задачи варьируются в зависимости от типа учебного заведения: они по-своему специфичны, например, в общеобразовательной и профессиональной школе. В общеобразовательной школе формируется общая базовая культура личности, в профессиональной – воспитание носит профессиональный характер и формирует качества, присущие будущему специалисту.
Основными направлениями воспитательной работы в профессиональном учебном заведении являются:
гражданско-правовое воспитание (философско-мировоззренческая подготовка, воспитание политической культуры, гражданской зрелости, патриотизма, толерантности, культуры межнационального общения, правовой культуры, развитие общественно политической активности);
социально-экономическое воспитание (формирование активной жизненной позиции, экономической и потребительской культуры, заинтересованного отношения к своему учебному заведению);
формирование духовно-нравственной культуры (воспитание гуманности, доброты, терпимости, формирование духовно-нравственного идеала, экологической культуры, готовности к семейной жизни);
художественно-эстетическое воспитание (формирование эстетических знаний, художественно-эстетического вкуса, идеала, развитие художественно-эстетического творчества);
воспитание физической и валеологической культуры (формирование потребности в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом, развитие основных двигательных качеств, ориентация на здоровый образ жизни, привитие интереса к туризму);
формирование учебно-профессиональной культуры (развитие профессиональной направленности, профессионального самосознания, профессиональной этики, формирование профессионально важных качеств и потребности в профессиональном росте, воспитание учебной культуры, выработка индивидуального стиля учебной деятельности, формирование компьютерной грамотности, информационной культуры, трудолюбия, положительного и творческого отношения к различным видам труда).
Работа по формированию культуры обучаемых осуществляется в процессе преподавания всех учебных предметов, всех циклов, а также и во внеучебное время. В зависимости от типа и профиля профессионального учебного заведения делается выбор приоритетных направлений.
При организации воспитания должны находить отражение следующие основные направления:
-формирование профессионально и личностно значимых качеств, развитие способностей;
развитие профессионально педагогической культуры;
-формирование отношения к родине, семье, труду, обществу, коллективу, к другим людям, к самому себе;
-формирование профессиональной педагогической нравственности;
подготовка к выполнению различных ролей: гражданина, семьянина, труженика, человека;
-формирование ценностей: педагогических, гражданских, национальных, общечеловеческих, индивидуально-значимых;
дальнейшее развитие социального и жизненного опыта.
Кроме названных направлений, организаторы воспитания могут дополнить его с учетом потребностей и интересов конкретного учебного коллектива, уровня воспитанности обучаемых. Содержание воспитания строится под влиянием концепции и принципов воспитания. Система идей более подвижна и меняется быстрее, а система методов более постоянна, стабильна, консервативна.
Средства воспитания – понятие более широкое, чем методы. К ним можно отнести все элементы педагогической реальности, которые преподаватель, организатор воспитания, учебный коллектив сознательно используют для воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с обучаемыми.
Средства воспитания – это методические наглядные пособия, ТСО, магнитофоны, киноаппараты, общий микроклимат аудитории, учебный коллектив, личность преподавателя и т.д.

3.Виды и формы воспитательной работы.
Формы и методы воспитательной работы определяются видами. Методисты выделяют следующие виды воспитательной деятельности:
- познавательная деятельность – направлена на развитие познавательных способностей, интересов, накопление знаний и др. (формы воспитательной работы: экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории и т.д.)
- ценностно-ориентационная – направлена на формирование убеждений, взглядов, формирование профессиональных ценностей (беседы по социально-нравственной проблематике, классные часы, дискуссии, диспуты).
- общественная – предполагает участие студентов в органах управления колледжем, различных молодежных объединениях в ССУЗе и вне его, участия в трудовых, политических и других акциях и кампаниях (заседания, выборы и работа студенческих органов самоуправления, вечера, праздники).
- эстетическая деятельность – развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности студентов (конкурсы, студенческие театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театра, выставок и др.).
Формы воспитания – внешне выраженные способы организации воспитательного процесса. Существует несколько классификаций форм воспитательной работы.
В зависимости от решаемой педагогической задачи формы воспитательной работы делятся на 3 группы:
формы управления и самоуправления жизнью в учебном заведении (собрания, линейки, митинги, часы кураторов, заседания представительских органов ученического самоуправления, стенная печать и др.).
познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.).
развлекательные (вечера, КВН и др.).
В.Воронов выделяет следующие формы внеаудиторной воспитательной работы:
словесно-логические – основным средством воздействия в которых является слово. К этой форме относятся беседы на разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции;
образно-художественные формы – главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание (концерты, спектакли, праздники). Педагог должен уметь обеспечить совместные переживания студентов, благодаря которым они станут лучше.
трудовые формы – участие в ремонте колледжа, разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях.
игровые (досуговые) формы - совместный отдых, содержательные развлечения, игры спортивные (соревнования), познавательные, конкурсные.
психологические формы – основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические тренинги, консультации. Они требуют специальных знаний и умений педагога.
Еще одна классификация форм воспитательной работы:
По числу участвующих в них лиц:
- индивидуальные;
- микрогрупповые;
- групповые (коллективные);
- массовые.
По частным задачам:
- культурные;
- спортивные;
- правовые;
- военно-патриотические и др.
По особенностям способов проведения:
- лекции;
- беседы;
- обсуждения;
- дискуссии;
- собрания;
- встречи с опытными людьми;
- посещение культурных мероприятий;
- индивидуальные поручения;
- товарищеская помощь;
- классное руководство и др.
По месту проведения:
- воспитания в процессе обучения, образования;
- внеклассной роботы;
- в быту;
- при занятиях спортом и др.
По времени проведения:
- плановые;
- профилактические;
- подведение итогов;
- отчет;
- групповая оценка (разбор);
- исправительные и др.

 

4.Методы воспитания в профессиональном учебном заведении.
Рассмотрим сущность и значение методов, которые наиболее часто применяются в целенаправленном процессе воспитания в условиях учебного заведения.
1. Разъяснение – это монологическое изложение сущности какой-либо идеи, положения, закона, позиции и т.д. Метод используется в свободной беседе, при диалогическом общении с обучаемыми, в дискуссии, на лекции.
2. Убеждение – метод воспитания, который применяется с целью формирования осмысленной и принятой обучаемыми точки зрения по различным вопросам: нормам и правилам поведения, взаимоотношениям, ценностным ориентациям, взглядам.
3. Переубеждение. Политическая нестабильность, нравственная и эстетическая неопределенность, плюрализм в подходе к ценностям порождают большой разнобой во взглядах, суждениях, оценках, вкусах, нередко явно ошибочных или отрицательных. Во всех подобных случаях уместно опираться на метод переубеждения или переориентации обучающихся, изменения их позиции, нравственных норм и правил поведения. Данный метод необходимо применять корректно, не оказывая давления, и в то же время настойчиво и решительно.
4. Совет – этот метод довольно популярен в учебных заведениях и прост в применении. Преподаватели опираются на свой педагогический и жизненный опыт и стремится передать его обучаемым посредством советов.
5. Педагогическое требование – в работе со студентами возникают ситуации, когда происходят какие-либо нарушения в их поведении, во взаимоотношениях друг с другом, с другими людьми, либо они совершают неблаговидные поступки. Метод требования может выполнять стимулирующую функцию и выступать как задача, но способен играть и роль своеобразного тормоза. Требование может быть предъявлено в прямой и косвенной форме. Прямые требования предъявляются в деловом, решительном тоне, они носят чаще всего лаконичный характер, в них просматривается авторитарная позиция преподавателя или любого другого организатора воспитания. Косвенные требования имеют более развернутую форму – инструкции, советы, просьбы. Педагогическое требование может быть предъявлено индивидуально обучаемому или учебной группе.
6. Общественное мнение – формируется вместе с развитием и становлением коллектива и функционирует в нем, являясь методом влияния коллектива на личность обучаемого. В общественном мнении аккумулируются требования, ценностные ориентации, решения, выработанные коллегиально в конкретном коллективе. Данный метод, как правило, играет значительную роль в жизнедеятельности обучаемых, определяя их поступки, действия, суждения. Он выполняет оценочную, ограничивающую и стимулирующую функции.
7. Пример – метод примера периодически в ненавязчивой форме находит применение в воспитательном процессе. Чаще всего данный метод применяется для профессионального становления обучаемых. Он используется для того, чтобы вызвать у обучающихся высокие переживания, определить благородную цель – перспективу «с кого делать жизнь».
8. Поручение и задание – могут быть индивидуальными и групповыми, временными и постоянными. По содержанию поручения могут быть организационными, учебными, научно-политическими, трудовыми, эстетическими, спортивными, нравственно-этическими, экологическими, шефскими. Поручения и задания должны:
-иметь общественную ценность;
-быть конкретными и понятными;
-учитывать интересы, возможности и общественные потребности обучаемых;
-постепенно усложняться;
-носить не эпизодический, а последовательно-систематический характер.
9. Упражнение – используется для формирования и закрепления навыков и привычек культуры поведения, нравственно-этических качеств. Преподаватели применяют данный метод с целью корректировки уже имеющихся привычек, навыков, качеств.
10. Соревнование – в советской системе образования и воспитания он использовался как средство достижения лучших результатов в труде, спорте, других видах деятельности обучаемых, при этом важнейшей была задача формирования отношений дружелюбия, взаимопомощи, корректной состязательности. В современных условиях соревнование можно использовать для решения ряда педагогических задач:
достижение более высоких показателей в труде, спорте, художественной и других видах деятельности;
развитие творческого сотрудничества между обучаемыми или группами обучаемых;
формирование предприимчивости, личной инициативы и активности, стремление к успеху достойными нравственными средствами;
пробуждение интереса к некоторым «скучным», но необходимым видам деятельности;
развитие организаторских и других умений.
Соревнование может иметь индивидуальные и групповые формы, быть эпизодическим или длительным.
11. Метод стимулирования – включает в себя группу методов: одобрение, осуждение, контроль, самоконтроль. В настоящее время отдельные педагоги-исследователи и преподаватели отрицают целесообразность использования поощрения (одобрения) и особенно осуждения (наказания) в условиях учебных заведений.
Метод одобрения – свидетельствует о положительной оценке деятельности и может быть применен в форме похвалы, благодарности, награждения грамотой или ценным подарком, статьи в газете, фотографии на стенде почета и т.д.
Метод осуждения – выражается отрицательная оценка деятельности, поведения, применение данного метода вызывает у обучаемых отрицательные переживания. Может быть реализован в форме замечания, разъяснения, переубеждения, обсуждения на собрании, выговора, исключения из учебного заведения.
При обращении к методам одобрения и осуждения целесообразно учитывать следующие педагогические требования: опираться на лучшие стороны личности обучаемого, иметь в качестве союзника коллектив, хорошо знать обучаемых и применять методы индивидуально и корректно, не злоупотреблять ими по отношению к одним и тем же обучаемым, учитывать естественные последствия нравственного характера, возникшие в результате применения методов.
Метод контроля – используется с целью проверки хода или результатов деятельности и действий обучаемых, выполнения ими поручений и заданий. Данный метод может быть выражен в форме беседы, наблюдения, отчета на собрании, напоминания, письменного приказа с оценкой деятельности, тестирования.
Метод самоконтроля – применяется к самому себе для стимулирования или проверки собственного развития и воспитания. Формами его выражения являются: размышление, самонаблюдение, самоприказ, рефлексия, тестирование. Метод самоконтроля играет важную роль в нравственно-эстетическом, социальном, интеллектуальном развитии и самовоспитании, совершенствовании личности.

Более успешному применению методов воспитания помогает высокая речевая культура, наличие организаторских умений и способностей у преподавателей, а также собственная активность обучаемых. Одни методы воспитания – кратковременного действия, кратковременного педагогического эффекта, например совет, разъяснение, убеждение. Другие методы – длительного применения, длительного педагогического воздействия (соревнование, поручение, упражнение).
Методы воспитания многофункциональны. Это значит, что один и тот же метод может способствовать формированию различных качеств, чвойств, отношений, то есть получению различных результатов.
От чего зависит выбор преподавателем методов воспитания? Этот выбор детерминируется целью, которую выдвигает преподаватель, педагогической ситуацией, внутренним состоянием субъектов воспитательного процесса.
У обучаемого ничего нельзя сформировать, у него ничего нельзя перестроить или изменить, если он внутренне того не желает, не идет на встречу, не проявляет собственную активность. Будучи «инструментом прикосновения к личности», методы воспитания требуют от организаторов воспитательного процесса хорошего знания обучаемых и индивидуализации при выборе методов.
Один и тот же метод может оказать неравнозначное влияние на личность разных обучаемых. И в тоже время требуемый результат можно получить, опираясь на разные методы. От знания методов и профессионального их применения в значительной мере зависит успех воспитания обучаемых и воспитательного процесса в целом.

Оценка уровня воспитанности личности студентов.

Критерии и показатели воспитанности. Основанием для выделения критериев воспитанности являются базовая и учебно-профессиональная культура.
Базовая культура – минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых не возможна социализация, также оптимальное развитие генетически обусловленных дарований личности.
Учебно-профессиональная культура – это уровень овладения студентами технологией профессионального образования, обусловленный степенью сформированности у них профессиональной направленности, профессионального самосознания, мотивационно-ценностной основы учения.
Все это выражается в учебной активности, самодеятельности и успешности.
Критерии воспитанности:
1. Гражданско-правовая воспитанность:
3. философско-мировоззренческая подготовка;
4. политическая культура, воспитанность в духе мира и ненасилия;
5. патриотизм, толерантность, культура межнационального общения;
6. правовая культура, отрицательное отношение к противоправным поступкам;
7. активное участие в общественно-политической жизни.
2. Социально-экономическая воспитанность:
-сформированность активной жизненной позиции;
-адаптированность к жизни в условиях рыночной экономики;
-экономическая культура (экономические знания, современное экономическое мышление, навыки экономическое поведение);
-потребительская культура;
-заинтересованное отношение к своему профессиональному учебному заведению, желание участвовать в органах студенческого самоуправления.
3. Сформированность духовно-нравственной культуры:
-гуманность, доброта, терпимость, сострадательность;
-духовное богатство личности обучающегося;
-готовность к сотрудничеству и взаимопомощи;
-сформированность духовно-нравственного идеала;
-экологическая культура;
-готовность к семейной жизни, сформированность представления о семье как основной ячейке общества, ее роли, функциях и способах планирования.
4. Художественно-эстетическая воспитанность:
-сформированность художественно-эстетических чувств;
-художественно-эстетическая образованность;
-художественно-эстетический вкус;
-сформированность художественно-эстетической деятельности.
5. Сформированность физической культуры и здорового образа жизни:
-физическая образованность;
-валеологическая культура;
-потребность в физическом развитии и занятиях физкультурой спортом;
-развитость основных двигательных качеств;
-ориентация на здоровый образ жизни;
-активное участие в занятиях по физкультуре, туризму и спорту.
6. Сформированность учебно-профессиональной культуры:
-профессиональная направленность;
-профессиональное самосознание;
-сформированность профессиональной этики и профессионально важных личностных качеств;
-потребность в профессиональном росте;
-учебная культура, индивидуальный стиль учебной деятельности;
-компьютерная грамотность, информационная культура;
-трудолюбие, положительное отношение к различным видам труда;
-творческое отношение к труду как жизненной и социальной ценности.

Методы определения уровня воспитанности личности

Педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анкетирование, социометрия, создание проблемных ситуаций поведения, анализ поступков обучающихся, квалиметрия.
Педагогическое наблюдение – проводится с конкретной целью по определенной программе и критериям оценки воспитанности личности. Результаты наблюдения фиксируются в дневниках, картах наблюдения и других документах.
Беседы – помогают выяснить степень информированности воспитанников о нравственных нормах, причины их поступков, и т.п. Беседы могут проводиться по заранее подготовленным вопросам или в свободной форме. Результаты беседы анализируются и обобщаются.
Психолого-педагогические опросники, тесты, анкеты – находят широкое применение в изучении эффективности учебно-воспитательного процесса. В профессиональной педагогике используются личностные опросники. Анкеты для выявления личностных и профессионально важных качеств, тесты для определения особенностей темперамента, типа личности, индивидуального стиля деятельности, общей и профессиональной направленности личности и т.д.
Метод анализа – позволяет выявить скрытые качества личности, которые могут проявиться позднее. С этой целью изучаются анкетные данные, проводятся беседы с их родителями, учителями, друзьями.
Метод обобщения независимых характеристик - характеристики могут быть устными и письменными. Сопоставление полученных данных делает выводы об индивидуальных особенностях личности более обоснованными.
Социометрия – позволяет получить сведения о межличностных отношениях учащихся, в которых проявляются те или иные качества их личности.
Изучение продуктов деятельности – анализ результатов учебной, трудовой, научной, художественной, общественной деятельности учащегося, позволяет сделать выводы об индивидуальных особенностях личности.
Создание проблемных ситуаций поведения – помогает учащемуся проявить те или иные стороны своей индивидуальности, свидетельствующие о его воспитанности.
Метод квалиметрии – количественной оценки качественных показателей.

 


Глоссарий

А
Авторитет педагога – общепризнанная учащимися значимость достоинств преподавателя и основанная на этом сила его воспитательного воздействия.
Активизация познавательной деятельности – организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучающегося.
Активные методы обучения – методы обучения, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом (деловые игры, анализ педагогических ситуаций, учебная дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм» и др.)
Альтернативные учебные заведения – образовательные учреждения, действующие параллельно или дополнительно к государственным и создающие альтернативу государственному образованию.
Анализ занятия – один из видов методической работы в средних специальных учебных заведениях, направленный на разбор и оценку учебного занятия в целом и отдельных его сторон с целью повышения квалификации преподавателей, оказания им методической помощи, изучения и обобщения их опыта.
Артистизм педагогический – свойство личности педагога, заключающееся в развитии образного мышления, выразительности поведения и речи, разумной экспрессии и привлекательности; позволяет осуществить эмоционально насыщенное внушающее воздействие на аудиторию.


Б

Базовое среднее профессиональное образование – образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена.

 


В
Вариативное профессиональное образование – процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью содержательных блоков профессионального становления и саморазвития личности.
Воспитанность – достигнутый уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями и умениями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств.
Воспитательное мастерство – мера совершенства педагога в реализации системы воспитательных функций при решении конкретных воспитательных задач.
Воспитательная система – объединят комплекс воспитательных целей; людей, реализующих их в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками, освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.
Воспитательная работа – це



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: