Лекция 5. Формы организации учебного процесса в среднем профессиональном заведении




План.
1. Понятие «форма обучения», основные функции форм обучения.
2.Классификация форм обучения.
3.Учебное занятие, его структура, основные аспекты, типы. Требования к учебному занятию.
4. Подготовка преподавателя к занятию.
5.Варианты анализа учебного занятия, оценка его эффективности.
Литература:

1. Буряк В.К. Методический аспект построения урока // Специалист. 1993. №9.
2. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.
3. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
4. Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
4. Никитина Н.Н., Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов.– М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
5. Общая и профессиональная педагогика / В.Д. Симоненко [и др.] – М.: Вентана – Граф, 2005. – 368 с.
6. Столяренко, Л. Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/ Д: Феникс, 2003. – 448 с.

1. Понятие «форма обучения», основные функции форм обучения. Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. Если принципы обучения говорят, почему надо так обучатся, методы объясняют суть учебного взаимодействия, то формы определяют, как в реальных условиях организовать обучение. Организация преподавателем эффективного обучения студентов возможна только при знании и умелом использовании организационных форм обучения.
В современной дидактике разработано множество форм обучения, которые представлены в различных классификациях.
В основе одних классификаций – количественный состав обучающихся, в других – место обучения, в третьих – продолжительность занятий и т. д. Так, в учебном пособии по педагогике С.А. Смирнов выделяет 3 группы форм обучения:
-формы обучения в целом (их еще называют системами или педагогическими технологиями);
-формы учебной деятельности обучающихся (парная, групповая, индивидуальная, коллективная);
-формы организации текущей учебной работы класса, группы, урок и его типы, также внеурочной работы (экскурсия, домашняя работа, факультатив и д.р.).
В другой классификации выделяют следующие формы обучения:
-индивидуальное обучение и воспитание;
-классно-урочная;
-лекционно-семинарская.
В рамках этих систем раскрывают общие и конкретные формы обучения (урок, лекция, семинар, массовые, групповые). «Форма» - в переводе с латинского означает наружный вид, внешнее очертание.
Форма обучения – это внешняя сторона организации учебного процесса, способ организации деятельности обучающихся, который зависит от количественного охвата обучающихся, характера взаимодействия субъектов обучения, специфики педагогической деятельности. Исторически, исходя из этих признаков, выделились такие формы обучения, как:
-индивидуальная;
-групповая;
-фронтальная.
Функции форм обучения:
-обучающе-образовательная - форма обучения конструиркется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.
-воспитательная функция – обеспечивается последовательным введением учащихся с помощью системы форм обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические. Ребенок достигает целей, преодолевает трудности познания, радуется победам, помогает товарищам, проявляет терпение и выдержку, настойчивость и волю. Постоянно подкрепляются и укрепляются морально-волевые качества детской личности.
-организационная функция – обеспечивает четкую организацию подачи педагогом материала, а также готовность обучающихся к деятельности.
-психологическая функция – состоит в выработке у учащихся определенного деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и тоже время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в учащихся психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил. Создается обстановка увлекательного и вдохновенного труда.
-развивающая функция – способствует развитию всего комплекса психических процессов личности, создает условия для осуществления различных видов деятельности обучающегося.
-интегрирующе-дифференцирующая функция – в разнообразных формах обучения, с одной стороны, реализуется коллективно-познавательная деятельность обучающихся, с другой стороны, каждая форма обучения должна обладать возможностью индивидуализации учебной деятельности обучающихся, т.к. обучение есть процесс развития возможностей каждой личности.
-систематизирующая и структурирующая функции – организационных форм обучения состоят в том, что они требуют разбивки всего учебного материала по частям и темам, его систематизирования, как в целом, так и для каждого занятия.
-Комплексирующая и координирующая функции – обеспечивает объединение разных форм обучения, использование составных частей форм обучения (во время экскурсии прочитывается небольшая лекция, организуется беседа и учащиеся принимают участие в практической работе).

2.Классификация форм обучения.
Исторически выделились следующие формы обучения:
Фронтальная – совместная деятельность всей группы, преподаватель излагает учебный материал для всей группы, ставит одинаковые задачи, а обучающиеся решают 1 проблему, овладевают общей темой.
Групповая – учебная группа делится на несколько подгрупп, которые выполняют одинаковые или различные задания. Количество обучающихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (2-10 чел., но чаще от 3 до 5 чел.).
Индивидуальная – каждый учащийся получает задание, которое он выполняет независимо других, что предполагает высокий уровень активности и самостоятельности обучающихся. Особенно целесообразно для таких видов работ, в которых могут более ярко проявляться индивидуальные особенности и возможности обучаемых. Выполнение различных упражнений, задач, успешно применяется при программированном обучении, для углубления знаний, ликвидации пробелов в изучении материала у студентов и слушателей.

3. Учебное занятие, его структура, основные аспекты и типы. Требования к учебному занятию.
Учебное занятие (урок) – форма организации обучения группы учащихся, постоянного состава, занятия проходят по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
Как организационная форма, учебное занятие характеризуется постоянством отведенного на него времени, постоянством состава обучающихся, проведением преимущественно в учебном кабинете (аудитории) по расписанию, под руководством преподавателя.
В ходе занятия решается комплекс дидактических целей:
сообщение обучающимся новых знаний, организация самостоятельного изучения нового учебного материала;
повторение и закрепление пройденного материала;
формирование практических умений;
контроль, анализ и оценка знаний и умений обучающихся, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки;
развитие познавательных способностей учащихся.
Структура занятия – это совокупность элементов, частей, обеспечивающих целостность занятия и достижение дидактических целей.
Перечень структурных элементов учебного занятия включает:
-организационное начало занятия;
-постановка целей и задач данного занятия;
-проверка ранее усвоенного материала и выполнения домашнего задания;
-введение нового материала;
-закрепление знаний и способов действий;
-повторение;
-задание на дом;
-подведение итогов.
Каждое занятие имеет следующие аспекты:
дидактический – включает: актуализацию знаний и способов деятельности, формирование новых знаний и способов познавательных действий, применение полученных знаний и умений.
методический – планирование конкретных видов деятельности (выполнение упражнений, решение задач, объяснение материала и др.).
психологический - создание мотивации, психологического комфорта, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, собранность преподавателя, самоконтроль, доброжелательность, справедливость.
воспитательный – постановка воспитательных задач, воздействие на мотивационную сферу каждого обучающегося, стимулирование положительного отношения учению, развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся, повышать требовательность преподавателя, педагогический такт.
гигиенический - предупреждение умственного и физического переутомления (обеспечение чистого воздуха в аудитории), температурный режим, соблюдение норм освещения, соответствие учебной мебели физическим данным обучающихся.
В реальной практике обучения сложились разнообразные типы учебных занятий. Существуют различные подходы к их классификации, одни - делят учебные занятия на типы по их составным частям, другие - по форме реализации метода, третьи - по ведущей дидактической цели.
Наиболее оптимальным вариантом классификации типов учебных занятий является классификация по ведущей дидактической цели:
учебное занятие по овладению новыми знаниями (лекция, семинар);
учебное занятие по закреплению знаний и формированию умений и навыков (практическое занятие, экскурсия);
учебное занятие по обобщению и систематизации знаний (обзорные лекции, индивидуальные консультации);
учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний (контрольные занятия, зачеты);
учебное занятие комбинированное (или полное), оно включает в себя все структурные элементы.
Основные требования к учебному занятию:
Плановое ведение занятия. Каждое занятие должно проводиться по четко разработанному поурочному плану (технологической карте), составленному в соответствии с программой и календарно – тематическим планом предмета.
Обязательное наличие учебных, воспитательных, развивающих целей. Занятие должно предусматривать глубокое, продуманное и доходчивое изложение учащимся содержания программного материала предмета.
Изложение должно вестись не только в форме объяснения с помощью иллюстраций, но и по возможности путем создания проблемных ситуаций, раскрытия проблемы обоснованным доказательством. Оно должно быть последовательным, учитывающим внутрипредметные и межпредметные связи.
Обучение на занятии должно знакомить учащихся с основными проблемами, стоящими перед наукой, создавать у них верные представления о методах науки и закономерностях процесса познания и давать объем знаний, предусмотренный программой предмета.
Научность занятия должна предусматривать соответствие его содержания уровню современной науки и техники. Излагаться учебный материал должен в доступной форме.
На занятии должно быть выбрано наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами.
Занятие должно быть частью курса, раздела, темы и иметь свою строгую логику и четкую структуру в зависимости от выбранного типа.
Занятие должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
На занятии должен осуществляться систематический и плановый контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся.
На занятии обязательно закрепление вновь полученных знаний учащихся,(как теоретических, так и на практических занятиях).
Технические средства обучения, наглядные пособия и вычислительная техника, имеющаяся в учебном заведении, должны быть использованы на занятии так, чтобы они расширили и углубили знания обучающихся, обеспечивали наибольшую эффективность учебного процесса.
На занятии должен использоваться обобщенный передовой педагогический опыт.
Необходимо соблюдать дозировку времени в организации каждого этапа занятия.
Подготовленность и культура преподавателя должны стать основой, обеспечивающей эффективность занятия. При анализе занятия следует учитывать эти требования.

4. Подготовка преподавателя к учебному занятию.
А.М. Столяренко, говоря о культуре подготовки преподавателя к занятию, отмечает, что успех каждого занятия на 80 % зависит от культуры личного труда в свободное время и лишь на 20 % – от непосредственной подготовки преподавателя к занятию накануне его проведения.
Подготовка преподавателя к занятию – это предварительная учебно–методическая работа, цель которой – успешное проведение предстоящего занятия.
Н.А. Морева выделяет 4 этапа подготовки педагога к учебному занятию и выступления перед аудиторией:
1. Планирование:
предварительный анализ литературы;
определение темы, целей, типа занятия, плана и оборудования учебного занятия;
определение стратегии и тактики ведения учебного занятия.
2. Оперативная подготовка:
отбор и систематизация учебного материала;
обдумывание и компановка содержания учебного занятия;
детальная разработка каждого этапа учебного занятия;
продумывание поведенческого аспекта деятельности преподавателя.
3. Редактирование:
чтение конспекта занятия;
правка содержания учебного материала, предназначенного для занятия;
определение окончательного варианта содержания учебного занятия.
4. Тренировка:
мысленная и устная репетиция предстоящего занятия;
репетиция в форме диалога с собеседником.
Технология подготовки преподавателя к учебному занятию может выглядеть несколько по–другому и включать в себя следующие элементы:
1) разработка системы занятий по теме или разделу, анализ результатов предыдущего занятия;
2) осознание цели предстоящего занятия, его образовательного и воспитательного значения;
3) установление объема учебного материала для данного занятия;
4) использование специальной и необходимой литературы;
5) составление плана, конспекта предстоящего занятия;
6) подготовка оборудования учебного занятия;
7) выделение материала для опроса студентов, определение формы опроса;
8) формулирование важнейших выводов по материалу предстоящего занятия.

 

5. Варианты анализа учебного занятия, оценка его эффективности.
Анализ занятия – один из видов методической работы, направленной на разбор и оценку учебного занятия в целом и отдельных его сторон с целью повышения квалификации преподавателей и оказания им методической помощи, изучения и обобщения опыта.
Выделяют следующие виды анализа:
Краткий анализ, или оценочный, направлен на общую оценку учебно-воспитательной функции урока, характеризующую постановку образовательной, развивающей и воспитательной целей урока и отслеживающей степень реализации этих целей.
Структурный анализ, или поэтапный, предполагает выявление и оценку доминирующих структур урока, их целесообразность, обеспечивающую развитие познавательных интересов студентов.
Пример структурного анализа.
1. Соответствие типа, вида, структуры учебного занятия.
2. Целесообразность распределения учебного времени на каждый из структурных компонентов урока.
3. Особенности функционирования мотивационно-целевой экспозиции.
4. Варианты презентации учебного материала преподавателем.
5. Характер проверки домашнего задания.
6. Степень инициативности и самостоятельности студентов на этапе изучения нового материала.
7. Оценочная деятельность преподавателя и самооценка студентов.
Дидактический анализ позволяет отследить качество реализации основных дидактических категорий – принципов дидактики, приемов и средств обучения студентов, дидактическую обработку учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.
Алгоритм анализа средств и методов обучения может быть следующим.
1. Использование каких средств обучения преобладает на учебном занятии?
2. Адекватность использования средств обучения основной и сопутствующим целям учебного занятия.
3. Эффективность использования средств на данном уроке и с данной учебной аудиторией.
4. Сочетание средств и методов обучения.
5. Обоснованность использования методов и приемов применительно к заданной цели учебного занятия.
6. Целесообразность включения того или иного метода в разные этапы урока.
7. Эффективность работы системы методов и приемов данного учебного занятия.
Системный анализ изучает урок как единую систему с точки зрения решения главной дидактической цели и одновременно решения конкретных развивающих задач урока, обеспечивающих формирование знаний, умений и навыков студентов, усвоение ими способов учения. Системный анализ может быть рассмотрен как совокупность взаимосвязанных приемов и процедур, используемых для изучения сложных объектов и процессов, представляющих собой целостные системы.
Аспектный анализ базируется на определении, что аспект – точка зрения, в соответствии с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива, и поэтому рассматривает какую-либо сторону или отдельную цель урока во взаимосвязи с результатами деятельности студентов, дает оценку под определенным углом зрения в соответствии с практической необходимостью изучения учебно-воспитательного процесса. Объектом анализа становятся триединая цель занятия; использование развивающих методов обучения; изучение способов активизации познавательной деятельности студентов; формирование общеучебных умений и навыков; проверка и оценка знаний, умений и навыков; организация проблемного обучения и т.п. Существенный недостаток данного вида анализа составляет его относительный субъективизм, так как выбор определен личными взглядами, знаниями и опытом проведения уроков наблюдателя.
Психологический анализ. Целевые ориентиры такого вида анализа весьма значимы, поскольку направлены на осмысление преподавателем приемов работы, способов взаимодействия со студентами, своего поведения
В связи с этим предметом психологического анализа становятся:
- психологические особенности педагога: его личности, его деятельности на данном конкретном уроке, закономерности процесса обучения;
- психологические особенности и закономерности развития личности конкретного студента, всей учебной группы, особенности их учебной деятельности по усвоению определенных знаний, формированию умений навыков;
- психологические особенности, закономерности общения, взаимодействия, сотрудничества преподавателя и студентов, обусловленные спецификой учебного предмета.
Различают три варианта психологического анализа.
Предваряющий анализ – осуществляется на этапе подготовки учебного занятия. Анализу подвергаются учебный материал, предусмотренный программой, предполагаемые цели, избираемые преподавателем методы, средства и формы обучения, положенные в основание будущего урока с учетом специфики данной учебной дисциплины.
Текущий психологический анализ – проводится в конкретной педагогической ситуации учебного занятия. В качестве объектов выступают аналитические умения преподавателя, которые условно делятся на две подгруппы. В первую входят умения видеть студенческую аудиторию, во второй подгруппе находятся организаторские умения.
Ретроспективный психологический анализ – проводится по результатам учебного занятия. Его задача – определить причины возникших позитивных или негативных изменений в ходе урока, ответив на вопрос «Кто виноват?» - сам преподаватель, студенты или ситуация. Данный вид анализа служит предстартовой площадкой следующего учебного занятия.
Сопоставительный анализ – анализ строится путем сравнения: уроков при различных концептуальных подходах; одной и той же темы, вида учебного занятия, концептуального основания, но проведенного в разных студенческих аудиториях; уроков одного и того же предмета, но с использованием разных учебников, учебных пособий; уроков разных учебных дисциплин, но в одной и той жен учебной группе; отдельных форм, методов, средств, использованных для достижения одной и той же цели.
Приступая к любому из перечисленных выше видов анализа учебного занятия, следует учесть такие рекомендации.
1. Педагогический анализ учебного занятия – это не только расчленение, разделение целого на составляющие, но и объединение, сопоставление этих составляющих.
2. Анализ учебного занятия можно представить как систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а так же причин, влияющих на результативность учебного занятия.
3. Анализ занятия должен быть объективным, т.е. раскрывать связи, отношения, закономерности, реализуемые в ходе урока.
4. В ходе анализа учитываются внешние и внутренние составляющие учебного занятия (специфические условия проведения урока, особенности типа учебного занятия, субъективные отношения между преподавателем и студентами).
5. Предметом анализа выступает ряд последовательных количественных и качественных изменений в ходе учебного занятия.
6. Учебное занятие – это сложная система, все элементы котрой взаимосвязаны, поэтому следует установить причины дидактических, методических, психологических взаимодействий между преподавателем и студентами.
7. Анализ учебного занятия – это инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда педагога, это канал для обмена опытом и совершенствования профессионализма всех присутствующих и анализирующих. Поэтому важен позитивный настрой на учебное занятие и стимулирование профессиональной уверенности педагога.
Таким образом, в образовательном процессе педагогического колледжа используются разнообразные организационные формы обучения. Важнейшее место среди них отводится учебному занятию, на котором решается целый комплекс дидактических целей. Каждое учебное занятие имеет свою структуру и характеризуется рядом аспектов. Подготовка к занятию представляет собой целостную технологию, эффективность которой определяется посредством различных видов анализа на сновании рефлексии педагога.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: