ОДНО ПЯТНО и «ШЕСТЬ РТОВ»




Шесть Ртов (Na-oy'-i) - ответвление общины «Едоков Рыбы» (Mam-yow'-i) племени блад, было названо так, когда их лидер ХОРОШЕЕ СОЛНЦЕ, приобрёл револьвер у торговцев в Форте Эдмонтон. Вернувшись в племя, он сказал: «Большой белый вождь на севере дал мне этот пистолет с шестью ртами» (John Low Horn, 1954, pers. comm.). ОДНО ПЯТНО после смерти отца стал лидером группы и в тридцать один год был самым молодым подписантом канадского договора №7.

Во время его подписания в сентябре 1877 года, Красная Ворона(лидер Едоков Рыбы) не позволил своим последователям разделиться на фракции. Вероятно, с согласия вождей его групп-ответвлений, он выступил в качестве единственного лидера Едоков Рыбы, Шести Ртов, Стреляющих Вверх и Много Коричневых Ласок, всего 304 человека, одновременно как "головной" вождь сообщества.

Дождливый Вождь появился со своим 51 членом группы «Волосатые Рубашки»(Isi'-so-kas) - еще одна ветвь Едоков Рыбы. Сразу после проведённых выплат, Красная Ворона отметил, что существует целый ряд людей, которые тоже должны подписать договор, но у которых нет своих собственных групп. Услужливые комиссары разрешили ОДНОМУ ПЯТНУ, БЕЛОЙ ПОЛОСАТОЙ СОБАКЕ и ЛУНЕ, вождям из трех групп-ответвлений, подписать договор и значиться вождями.

Эта ловкая серия ходов Едоков Рыбы и их сторонников закончилась полным укомплектованием вождей, так Красная Ворона создал и возглавил самую крупную единую группу племени. С этими списками по выплатам, позиции Красной Вороны как основного главного вождя, отныне не подвергались сомнению со стороны правительственных органов, а Едоки Рыбы оставались доминирующей группой до окончательного упадка общинной системы.

К Едокам Рыбы относились:

*Шесть Ртов (Na-oy'-i),

*Стреляющие Вверх (Us-po'ki-omiks),

*Много Коричневых Ласок (Aw-kow'-ta),

*Люди Медведя(Ky'-yo-tapi) и

*Волосатые Рубахи(Isi'-so-kas).

 

* ПЯТНО, NITAI'KIHTSIPIMI (One Spot or One Spotted Horse, Одно Пятно, или КОНЬ С ОДНИМ ПЯТНОМ), лидер группы Шесть Ртов индейцев кайна(блад); родился около 1848 там, где сейчас южная Альберта, сын Ahksatosi (Хорошего Солнца); м. Natsikapawayaki (Дважды Ударяющая), Pitsiksimatapiaki (Змеиное Тело), Emonisaki (Женщина Выдра), Sikanaskinaiaki (Женщина Черная Мышь), и Asayikan; умер в январе 1928 года в резервации Кайна, Альберта.

Отец Одного Пятна был родственником КРАСНОЙ ВОРОНЫ, лидера группы Поедателей Рыбы, но из-за большого количество последователей в середине 19 века он отделился, чтобы основать свою собственную группу.

Одно Пятно стал воином, которого особенно хвалили за то, что он спас жизнь своего брата. Они участвовали в стычке с ассинибойнами и отступали к опорному холму, когда его брат был ранен. Одно Пятно остался с ним, стреляя в противника, и отгоняя их назад, пока другие блады не укрепились на холме. Затем под прикрытием их огня, он помог своему брату достичь безопасного места. Его репутация была такой, что когда его отец умер, Одно Пятно стал вождём, хотя ему было ещё двадцать лет. Он был самым молодым человеком, в возрасте 29 лет, подписавшим Договор№7 в 1877 году.

Хотя группа Шесть Ртов отделилась от общины Пожирателей Рыбы, они поддерживали дружеские отношения и часто вместе ночевали. Из-за его молодости, правительство поощряло Пятно заниматься земледелием, ожидая, что он будет удержать молодых людей от участия в войне.

В 1885 году он сотрудничал с Красной Вороной, который тогда был ведущим главным вождём племени, чтобы удерживать молодых бладов от конокрадских вылазок и участия в Северо-Западном Восстании. В 1886 Красная Ворона выбрал Одно Пятно, как «лояльного» вождя, сопровождать его в путешествии на восток в Оттаву и Брантфорд. По их возвращении, индейский агент Уильям Б. Поклингтон писал об Одном Пятне, - «Эта поездка, я уверен, будет очень полезной, так как он, вероятно, имеет большее влияние на молодых мужчин, чем многие другие».

В 1887 году Одно Пятно сопровождал своего вождя, чтобы заключить мирный договор с ассинибойнами и гро-вантрами. Во время переговоров в Форте Белнап (Монтана), он заявил: «Красная Ворона - наш главный вождь, а я приду в следующий раз». Получив большую поддержку от Красной Вороны и индейского агента, Одно Пятно в конце 1880-х годов стал вождём северного лагеря бладов. В таком положении он боролся с Ksistsikoomina (ГРОМОВЫЙ ВОЖДЬ), который озлобился и выступил с диссидентами, пытавшимися оспорить власть Красной Вороны. В то время, индейский агент назвал его «Хронический, ворчун и ревнивый главный вождь».

Имея большое влияние, Одно Пятно вышел из племенной политики и посвятил свое внимание обрядовой жизни. Например в 1892 году он поклялся принести жертву Духу Солнца, чтобы обеспечить хорошее здоровье для своих детей и внуков. Бывший индейский агент Роберт Натаниель Уилсон присутствовал на церемонии, в которой Одно Пятно был расписан с головы до ног красной охрой, с черными пятнами на щеках, носу, подбородке, и черными линиями вокруг запястий и лица. Другие члены его семьи также раскрашенные как Одно Пятно, достали алое одеяло, украшенное орлиными перьями и бахромой, повесили его на дерево и оставили в жертву.

Одно Пятно в церемониальной одежде сочетал современное и традиционное. Он носил высокий шелковый цилиндр, белые рубашки, правительственный китель в стиле военного пальто, расшитые бисером штаны и мокасины. Кроме того, его лицо было кричаще разрисовано, волосы аккуратно заплетены, а уши украшены серьгами». В начале века Одно Пятно потерял глаз, вероятно, из-за глаукомы, которая была распространена в племени, и несколько лет спустя стал полностью слепым.

Когда старшие вожди умерли, из-за роли в подписании Договора№7 его престиж вырос. Уже в 1907 газеты описывали его как человека, «который имеет честь быть единственным живым индейцем, который подписал договор 1877 года».

В связи с тем, что этот договор с индейцами был рассмотрен самой Королевой Викторией, Одно Пятно был выбран в 1919 году, чтобы встретить ее правнука Принца Уэльского во время своего канадского турне. Хотя Одно Пятно ослеп и стал нетрудоспособным по возрасту, он помог вождю ГОРНОМУ КОНЮ провести церемонию, которая сделала князя, почетным вождём. Одно Пятно умер за неделю до 20 января 1928 года и был похоронен в резервации Кайна «со всеми индейскими погребальными почестями».

https://www.biographi.ca/en/bio/nitai_kihtsipimi_15E.html

* ТЕЛЯЧЬЯ РУБАШКА(2), ONISTAH-SOKAKSIN, лидер Namopisi (Кривая Спина) группы индейцев кайна (подразделение Blackfoot); родился в 1844 году, там, где сейчас южная Альберта, сын Motsikis (Плечо); м. Natsikapway-niki (Повторный Убийца) и Akakutatosi (Много Звезд); умер осенью 1901 года в резервации индейцев блад (Aльберта).

Телячья Рубашка был племянником Телячьей Рубашки (Onistah-sokaksin), лидера бладов, который в 1855 году подписал договор с американским правительством. Младший Телячья Рубашка принял участие в нескольких рейдах против вражеских племен и получил хороший боевой счёт. В 1870 году он повел военный отряд, который убил семерых кри - в этом бою Телячья Рубаха захватил трубку-томагавк. Говорят, что ручей Семи Человек в южной Альберте был назван в честь этого события.

Больше всего запомнилась его роль в крупном сражении между кри и черноногими возле того места, где сейчас Летбридж, Альберта - в 1870 году. Имея только нож, он напал и убил двух лучше вооруженных врагов.

«...Верный своим религиозным суждениям, он схватил нож, который находился в числе ценных вещей его связки Медвежьей Магии - железное оружие с редким двойным лезвием. Только с ножом в руке, крича военную песню, Телячья Рубашка бросился на ряды кри. Высокий защитник ловко пустил стрелу в запястье Телячьей Рубашки, но бегущий блад не остановился. Помня предсказанное своему отцу, он проигнорировал раненую руку, схватил лук врага и сунул нож в живот лучника. Товарищ стрелка направил на него ружьё, но тоже пал сражённый священным оружием Телячьей Рубашки...»

Телячья Рубаха был сыном Пятнистого Медведя и в дни военных походов прославился своей храбростью. Спустя короткое время когда оба его родителя умерли Телячья Рубашка остановился там, где сейчас Meдисин-Хат. Подавленный, он побрел в песчаные холмы. Там ему было видение, в котором гремучая змея пришел к нему в виде человека, и предложил принять его, говоря, что все змеи будут ему братьями. С этих пор Телячья Рубашка проявил недюжинные способности в обращении с гремучими змеями, несмотря на то, что его племя ненавидело их и боялось. У него, в его бревенчатом доме, имелась маленькая змеиная яма, и как правило, одна из рептилий находилась под рубашкой. В 1880-х и 1890-х гг. его способности были признаны жителями ближайших городов, где он устраивал демонстрации за 25 центов со зрителя.

В 1881 году Телячья Рубашка стремился стать вождём. Он стал одним из первых фермеров в индейской резервации Бладов, пригласил миссионеров-методистов, чтобы создать школу, в своём лагере, сообщил о самогонщиках, и не проводил рейдов против вражеских племен.

В 1884 году он был уличён ведомственными органами, в том, что для получения их рациона предоставлял списки, утверждавшие большее количество детей, чем было на самом деле, или добавляя имена лиц из других резерваций. Благодаря его усилиям, более тысячи имен исключены из рационного списка.

Во время восстания 1885 года(Луи Риеля), Телячья Рубашка принял важную роль посредника, чтобы держать своих людей подальше от неприятностей, и через два месяца, или примерно 21 июня, он был официально назначен младшим вождём племени кайна. Затем, уверившись в своих позициях, он повернул внимание от помощи правительству к работе на благо своего племени. В 1886 году журналист Джордж Генри Хэм, охарактеризовал его как «самый влиятельный человек среди индейцев нижнего лагеря », а позднее в этом году индейский агент Уильям Б. Поклингтон сказал, что он «наверное, самый надежный индеец в этой резервации».

В 1888 году Телячья Рубашка основал свою собственную группу, Namopisi. Он и около 40 последователей отошли от основного лагеря бладов и поселились в северной части резервации, рядом с Летбриджем. Это единственное место на территории резервации, где можно было найти гремучих змей. Там вождь добавил свой доход путем проведения регулярных демонстраций в городе фокусов со змеями. В то же время он был назначен на должность скаута Северо-Западной Конной Полиции, и был активен в выдворении из индейского лагеря нежелательных элементов.

Спустя год, объявленный, как «заклинатель», он провел один сезон с «Шоу Дикого Запада», которое гастролировало в Манитобе и Онтарио. К 1895 году его репутация была настолько известна, что он стал гостем на «Территориальной Выставке в Риджине». Его демонстрация змей была призвана организаторами, чтобы показать прошлое «языческой» культуры индейцев, в контрасте с современной сельскохозяйственной деятельностью и школьным образованием. Во время выставки один зритель обвинил его в использовании обезвреженных рептилий. В ответ Телячья Рубаха дал укусить змее одну из лагерных собак. Через несколько минут животное было мертво.

Телячья Рубашка в 1890-х годах пытается улучшить положение своего племени. Он лоббировал увеличение пайков, поощрял скачки и спорт, выступал против мероприятий, которые уводили людей с их полей, и действовал, как неофициальный судья северной части своей резервации. В этот период методистский миссионер Джон Маклин считал его «проницательным и умным человеком », у которого «природные способности к лидерству». К моменту его смерти в 1901 году, Телячья Рубашка был известен среди не индейцев, как заклинатель и пользовался уважением своего народа, как мудрый вождь.

https://www.biographi.ca/EN/009004-119.01-e.php?id_nbr=6974

 

 

* ГРОМОВЫЙ ВОЖДЬ, Ksiitsikominaa–родился в 1843 году, на землях, которые затем стали известны, как резервация Блад. Он был сыном (первого) Громового Вождя и Женщины Наездницы. Его родители считались очень духовной и традиционной семьёй.

Он стал сильным и волевым воином. Как утверждают во время стычек Громовый Вождь и его конь, были невидимы для врага, но заметны товарищам по племени. Эта способность помогала совершать удачные военные набеги. Он был непобедим, его символизировал военный конь, окрашенный белыми точками, обозначающими град.

Громовый Вождь посчитал удар на воине кри в бою на реке Белли (Олдман) 25 октября 1870 года. Этот конфликт - последняя великая межплеменная стычка на северных равнинах, произошёл недалеко от Форта-Хуп-Ап - сегодня Национальное Историческое Место.

Ksiitsikominaa сочетал роли вождя и военного вождя, возглавляя клан «Все Чёрные Лица» (Mutay'-siks-ki) на северном конце резервации Блад, на землях выделенных после подписания черноногими в 1877 году Договора № 7 в Блэкфут Кроссинг. В конце 1880-х он выступал вместе с диссидентами племени, пытаясь оспорить власть вождя бладов - КРАСНОЙ ВОРОНЫ. В этой ситуации ему противостоял вождь северного лагеря блад ОДНО ПЯТНО.

Громовый Вождь был одним из самых влиятельных воинов кайна, благодаря своей необычной способности общаться с Громом. Ксицикомина обладал необычными возможностями, и одна из них была его мистической силой исцеления, с помощью которой он заботился о своём народе. Но его дар исцеления был привязан к одному запрету - он не мог смотреть на мёртвое тело.

Днём Громовый Вождь часто слышал необычный голос животного или духа – хранителя. Громовому Вождю принадлежала трубка «Обратной Стороны Огня», с помощью которой он достиг своей власти над духами, и его способности стали широко известны.

В результате за получение такой силы пришлось платить – умер брат Ksiitsikominaa, и так как они были близки, тот пошел, чтобы с ним проститься. Ровно через четыре дня, Ksiitsikominaa умер. Громовый Вождь был похоронен на северном конце резервации Блад, известном как место Старого Агентства - исторический ориентир резервации Блад. Он пожелал покоиться среди своего клана, чтобы охранять и утешать их даже после смерти.

------------------------

Три общины племени блад назывались по внешним признаком их представителей (Все Короткие Люди, Все Высокие Люди и Все Черные Лица) все они - ответвления Последователей Буйвола.

Все Черные Лица названы так потому, что их лидер УТРЕННИЙ ВОЖДЬ, был исключительно смуглым. Это ответвление от Все Короткие Люди, никогда не были близки к родительской группе Последователей Буйвола, и в 1880 году, когда двигались в резервацию, их новый лидер ДНЕВНОЙ ВОЖДЬ, присоединил свою общину к Едокам Рыбы. Эта акция была вознаграждена восемь лет спустя, когда по рекомендации Красной Вороны он был назначен главным вождём племени.

/Х. Демпси



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: