РАЗДЕЛ VII. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ 2 глава




В целях обеспечения государственного контроля за качеством проектов строительства потенциально опасных объектов, аварии на которых могут иметь катастрофические последствия, выходящие за пределы района их размещения, а также отдельных технически особо сложных объектов, Минстрой России совместно с МЧС России, Минприроды России, Ростехнадзором России установил перечень объектов, проекты строительства которых независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности этих объектов, подлежат рассмотрению Главгосэкспертизой России с участием экспертных подразделений указанных министерств и органов государственного надзора.

Положение о проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определило, что экспертизе подлежат градостроительная документация, технико-экономические обоснования (ТЭО) и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений. Функции Государственной экспертизы проектов МЧС России и экспертных комиссий при проведении экспертизы распределяются в зависимости от их компетенции. В компетенцию Государственной экспертизы проектов МЧС России входит рассмотрение:

проектов федеральных целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и на повышение устойчивости функционирования объектов экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций;

схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности;

генеральных планов городов - центров субъектов Российской Федерации и городов с расчетной численностью населения 500 тыс. человек и более; проектов строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, включенных в «Перечень потенциально опасных и технически особо сложных объектов», введенный в действие Письмом Минстроя России от 20.04.1995 г. № БE-19 -9/24);

проектов строительства объектов управления административно-хозяйственной деятельностью в чрезвычайных ситуациях, узлов связи, территориальных систем централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения, систем локализаций аварий, защитных сооружений гражданской обороны;

проектов строительства объектов, финансируемых из бюджета МЧС России;

проектов нормативно-технической и методической документации в области защиты населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствии.

Перечень потенциально опасных и технически особо сложных объектов:

1. Ядерно- и (или) радиационно-опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов).

2. Объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов.

3. Гидротехнические сооружения 1 и 2 классов.

4. Объекты устройства нефтяных месторождений на шельфах морей.

5. Магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 МПа.

6. Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс.т) и изотермические хранилища сжиженных газов.

7. Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 т тринитротолуола.

8. Предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых,

9. Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.

10. Морские порты, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены.

11. Крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в современных условиях является одним из основных рычагов государственного регулирования защиты, являясь одновременно одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по устранению причин чрезвычайных ситуаций техногенного характера и снижению тяжести их последствий. В ходе проведения специализированной экспертизы по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в проектах строительства объектов можно выявить наиболее опасные процессы, участки производств, проанализировать различные сценарии возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и на этой основе предусмотреть необходимые мероприятия по предупреждению проектных аварий. На случай запроектных аварий в ходе проведения экспертизы оцениваются разработанные в проектах мероприятия, направленные на максимальное снижение потерь среди персонала и населения, выполнение требований по их защите и созданию оптимальных условий для проведения спасательных и других неотложных работ. В целях обеспечения эффективности, объективности и достижения комплексного подхода к проведению экспертиз предусмотрено и реализуется взаимодействие Госэкспертизы МЧС России и экспертных комиссий с Главгосэкспертизой России и ее территориальными организациями.

Тема 3.5 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА

Государственная экспертиза условий труда осуществляет государственный контроль за проведением сертификации постоянных рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда, соблюдением норм и правил по условиям труда, правильностью применения установленных компенсаций и льгот за неблагоприятные условия труда. Является частью системы государственного управления охраной труда в РФ и, выполняет контрольно-экспертные, исследовательски-аналитические, методологические и консультативные функции, а также координирует работу территориальных органов. Государственная экспертиза условий труда образована в системе Минтруда России в соответствии с постановлением Правительства РФ и состоит из Всероссийской государственной экспертизы условий труда и территориальных ор­ганов с двадцатью пятью исследовательскими лабораториями.

Всероссийская государственная экспертиза условий труда взаимодействует с органами исполнительной власти РФ, органами надзора и объединениями профсоюзов РФ в области защиты конституционных прав работников на условия труда, исходя из требований безопасности и гигиены, реализации государственной политики по обеспечению этих прав путем:

ü контроля за соблюдением действующего законодательства, норм и правил в области условий труда, а также компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

ü экспертизы (в том числе по заявкам работников) рабочих мест на защищенность от воздействия опасных производственных факторов, их аттестации и сертификации;

ü обеспечения подготовки комплекса технических, организационных и экономических мер по улучшению условий труда, повышению уровня его безопасности и контроля за выполнением этих мер.

Государственная экспертиза условий труда в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

ü проводит независимую экспертизу условий труда, на предприятиях, дает оценку их состояния и выдает предприятиям предписания по устранению вскрытых недостатков;

ü организует, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведение сертификации постоянных рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда;

ü разрабатывает мероприятия и предложения по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве для включения их в долговременные и текущие федеральные и территориальные программы по охране и улучшению условий труда;

ü осуществляет государственный контроль за качеством и ходом проведения на предприятиях аттестаций рабочих мест по условиям труда, правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются пенсии на льготных основаниях, а также других нормативных документов, регламентирующих предоставление льгот и компенсаций в связи с неблагоприятными условиями труда;

ü обеспечивает проведение экспертизы технико-экономических обоснований, заданий на проектирование и проектов на строительство новых и реконструкцию действующих производственных объектов с целью определения полноты учета требований, правил и норм по условиям и охране труда, дает по ним заключения;

ü участвует, по поручению вышестоящих органов или просьбе конфликтующих сторон, в рассмотрении споров между работодателями (администрацией) и работниками предприятий по вопросам условий труда;

ü консультирует администрацию и работников предприятий по применению законодательства, касающегося вопросов условий труда, обеспечения безопасности, предоставления льгот и компенсаций в связи с вредными и опасными условиями труда;

ü изучает и распространяет передовой отечественный и зарубежный опыт организации работ по обеспечению благоприятных условий труда на производстве.

Государственной экспертизе условий труда предоставлено право:

ü получать от предприятий и организаций материалы, необходимые для проведения экспертизы условий труда;

ü давать администрации предприятий и руководителям проектных организаций обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных при проведении экспертизы нарушений законодательства, правил и норм по условиям и охране труда;

ü направлять органам исполнительной власти РФ предложения по приведению деятельности предприятий в соответствие с государственной политикой в области обеспечения безопасности здоровых условий труда;

ü разрабатывать и утверждать методические рекомендаций по вопросам, входящим в ее компетенцию;

ü привлекать к выполнению экспертизы условий труда научно-исследовательские организации, ученых и специалистов.

Тема 3.6 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Государственная отраслевая экспертиза проводит экспертизу обоснований инвестиций, другой предпроектной документации, технико-экономических обоснований проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений в системе министерства (ведомства), а также экспериментальных, типовых и многократного применения (базовых) проектов, разрабатываемых по заказу министерства в целях соответствия принимаемых проектных решений современной технической политике в отрасли.

Основными задачами являются:

осуществление контроля за соблюдением в проектной документации требований общегосударственных и отраслевых норм и правил, за комплексным решением вопросов строительства производственных объектов, жилых зданий, других объектов социального назначения и охраны окружающей среды, а также за реализацией своих замечаний и предложений по совершенствованию проектных решений при дальнейшем проектировании в строительстве;

обеспечение рационального использования всех видов ресурсов, применения передовых технологических процессов и оборудования, обеспечение конструктивной надежности зданий и сооружений, эксплуатационной и экологической безопасности объектов;

методическое руководство деятельностью экспертных подразделений в системе министерства, созданных и функционирующих в установленном порядке, и проведение соответствующей работы с заказчиками и проектными организациями, направленной на повышение качества проектирования.

Экспертный орган несет ответственность за проведение квалифицированной и объективной экспертизы предпроектной и проектной документации в установленные сроки, обоснованность рекомендаций по ее утверждению, доработке и отклонению.

ЛЕКЦИЯ 3.7 ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Общественная экспертиза - рассмотрение общественностью предпроектных проработок, технико-экономических обоснований, проектов строительства и оценка их. Этот вопрос закреплен государственным требованием Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991 г.

Место размещения любого производства - это не только инженерное, но и политическое решение, которое затрагивает интересы населения и местных органов власти. Блага и негативные последствия от проекта по-разному воспринимаются различными слоями населения, так как кроме характеристики любого проекта в терминах прибыли и затрат есть еще другая категория восприятия - с точки зрения человеческих ценностей. В этих вопросах разброс точек зрения бывает необычайно широк, и поэтому негативные последствия проекта по-разному оцениваются людьми. Выбор ценностей - это всегда выбор между двумя благами. Например, экологическая и строительная политика — это балансирование между ценностями сохранения природы и благами, которые несет экономическое развитие. Перед человеком и обществом всегда стоит проблема, какая ценность должна превалировать в конкретной ситуации в определенное время.

Соучастие граждан в обсуждении проектов - это пример прямой демократии. Именно через демократию при обсуждении проектов лучше выявляются интересы населения, именно через эти процедурные нормы оказывается действенное влияние на качество проекта и помощь в согласовании локальных, региональных и государственных интересов, В условиях преобразования принципов управления нашим государством, отраслями народного хозяйства и проектным делом актуальным является скорейшее освоение опыта стран с развитой демократией в вопросах участия общественности в обсуждении проектов, предотвращения конфликтов, связанных с размещением новых объектов строительства, на начальных стадиях их проектирования. Соучастие граждан в обсуждении проектов, оказывающих серьезное воздействие на окружающую среду, - довольно трудоемкий процесс, требующий определенных знаний и соответствующих методических разработок.


Тема 3.8 ЭКСПЕРТИЗА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Экспертиза градостроительной документации - анализ и оценка проектных решений, связанных с реализацией основных направлений градостроительной политики. Правительством РФ установлено, что градостроительная документация независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности до ее утверждения подлежит государственной экспертизе. Установлен порядок государственной экспертизы градостроительных проектов, в соответствии с которым Главгосэкспертиза РФ рассматривает объекты федерального значения. Всю остальную документацию рассматривают местные органы самоуправления.

При экспертизе градостроительной документации оцениваются:

соответствие предлагаемых в схемах и проектах принципов планировки и застройки территории задачам создания наиболее комфортной и эстетически осмысленной среды обитания человека, рационального использования природных и других ресурсов;

социально-экономическое соответствие решений в области расселения населения ресурсному потенциалу территории, принятым направлениям развития и размещения производительных сил, состоянию окружающей среды;

правильность предлагаемого функционального и строительного зонирования территории с учетом наиболее эффективного ее использования, формирования выразительной архитектурно-пространственной организации застройки, сохранения историко-культурного наследия;

обоснованность выделения территорий государственной (Российской Федерации и ее субъектов) и муниципальной собственности, в том числе территорий, требующих особого регулирования градостроительной деятельности;

целесообразность предлагаемого размещения объектов культурно-бытового и коммунального обслуживания с учетом необходимости создания для населения наиболее полноценной социальной среды;

правильность выбора транспортно-планировочной структуры регионов и поселений, источников и систем инженерного оборудования, а также мероприятий по инженерной подготовке территорий и их благоустройству;

экономическая и социальная обеспеченность первоочередных мер по организации расселения населения и развитию инфраструктуры территорий, требующих государственной поддержки.

При экспертизе отдельных видов градостроительной документации оцениваются свои специфические вопросы

Тема 3.9 КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Комплексная экспертиза - рассмотрение и оценка качества различного рода материалов и документов, связанных с инвестиционной деятельностью в строительстве: инвестиционных программ, градостроительной документации, технико-экономических обоснований и проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений, которое осуществляется в полном объеме, предусмотренном действующими нормативными требованиями по составу и содержанию этой документации,

Общая экспертная оценка, выводы и рекомендации экспертизы формируются с учетом:

эффективности проекта по результатам анализа основных технико-экономических показателей объекта строительства и его последующей эксплуатации;

соответствия проектных решений архитектурно-строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим и другим требованиям государственных норм и правил;

качества разработки каждого из разделов проектной документации.

По результатам проведения комплексной экспертизы проекта составляется сводное заключение с учетом предложений других специализированных экспертиз, а также результатов общественного обсуждения.

Тема 3.10 ЛОКАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Локальная экспертиза - рассмотрение и оценка качества отдельных (самостоятельных) разделов инвестиционных программ, предпроектных обоснований инвестиций, градостроительной документации, проектов строительства, отдельных технических решений и специальных вопросов, подлежащих обязательному обоснованию и проработке при проектировании (генерального плана и транспорта; технологических решений; материалов инженерно-геологических изысканий; инженерного оборудования; стоимости строительства и др.). По результатам локальной экспертизы экспертом или группой экспертов составляется локальное заключение по соответствующему разделу (решению, вопросу), с учетом которого подготавливается сводное экспертное заключение.

Принятие заключений у исполнителей и подготовка предложений о включении (невключении) изложенных в них замечаний, выводов и рекомендаций в состав сводного заключения производятся ведущим экспертом, несущим ответственность за проведение комплексной экспертизы по объекту в целом. Окончательные выводы и рекомендации экспертизы принимаются руководством экспертного органа, а при рассмотрении наиболее крупных и сложных объектов, по которым оценка и анализ принятых проектных решений носят неоднозначный характер, выносятся на обсуждение и решение Экспертного совета. Локальные заключения могут передаваться заказчикам, проектным и другим заинтересованным организациям для использования при доработке проектов, В случае включения в сводное заключение выводов об обязательности выполнения замечаний локальной экспертизы они прилагаются к сводному заключению, являются его неотъемлемой частью и имеют юридическую силу.

Тема 3.11 ВЫБОРОЧНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Экспертиза выборочная - рассмотрение, проводимое специально на то уполномоченными государственными органами в порядке выборочного контроля за качеством градостроительной документации и проектов строительства. Может осуществляться как в целом по проекту, так и по отдельным его разделам, что зависит от целей и вопросов, интересующих экспертный орган или его вышестоящую структуру государственного управления. Порядок осуществления выборочного контроля за качеством градостроительной документации и проектов строительства государственной вневедомственной экспертизой установлен постановлением Госстроя России от 29.10.1993 г. № 18-41. Объем документации, подлежащей рассмотрению, определяется экспертным органом. Эти материалы дополняются документом об утверждении проекта, заключением ранее рассматривавшего проект экспертного органа и справкой о состоянии строительства. По результатам выборочной экспертизы подготавливается экспертное заключение, которое может быть как сводным, так и локальным, в зависимости от поставленной целевой задачи рассмотрения, и осуществляется контроль за реализацией замечаний и предложений при дальнейшем проектировании и строительстве. В случае необходимости проверяющий экспертный орган может поставить вопрос о переутверждении проекта строительства, лишении лицензии или ограничении видов проектной деятельности организации.

Тема 3.12 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В РАБОТЕ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНОВ

Законодательная база экспертизы включает законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Сюда могут быть отнесены международные соглашения, ратифицированные законодательной властью страны. Характер подзаконных документов носит отраслевые нормативы. Законодательная база экспертизы инвестиционных программ, обоснований, градостроительной документации и проектов строительства, правовые, экономические и организационные функции предопределяются рядом основных актов.

«Градостроительным кодексом Российской Федерации» предусмотрено, что государственное регулирование градостроительной деятельности, проведение градостроительной политики осуществляются органами государственной власти и управления РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга путем проведения экспертизы (технической и экологической) градостроительной документации ее согласования и утверждения в порядке, установленном Правительством РФ.

Законами «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и «Об иностранных инвестициях в РСФСР» сформулированы требования о государственной экспертизе инвестиционных проектов как форме государственного регулирования инвестиционной деятельности, проведения политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие России. Этими актами предусматривается проведение экспертизы при создании предприятий с иностранными вложениями капитала, которая осуществляется в соответствии с действующим на территории РФ законодательством.

Законы «Об охране окружающей природной среды» и «Об экологической экспертизе» направлены на предупреждение негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на природу.

В соответствии с организационно-правовыми нормами в области защиты граждан, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлением Правительства РФ, указанные экспертные функции осуществляются Министерством России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ» регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества.

Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 585 установлено, что градостроительная документация и проекты строительства в РФ независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России (Главгосэкспертизе России), организациях государственной вневедомственной экспертизы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то государственных органах.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 942 предусмотрено, что государственная экологическая экспертиза проводится экспертными комиссиями с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества. Государственной экологической экспертизе подлежат проекты генеральных планов застройки городов и территорий и проекты строительства,

Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 1990 г. №557 определено, что государственная экспертиза условий труда осуществляет контроль за соблюдением норм и правил охраны труда, правильностью применения льгот и компенсацией за работу в неблагоприятных условиях и участвует в проведении экспертизы организации и условий труда в проектах строительства.

Постановлением Правительства РФ от 30 мая 1991 г. № 290 установлено, что Главгосэкспертиза России, организации государственной вневедомственной экспертизы в республиках в со­ставе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге составляют систему экспертных органов Госстроя России. Главгосэкспертиза России осуществляет организационное и методическое руководство работой этих организаций, а также экспертных органов министерств и ведомств РФ. Определены основные задачи, функции, права и обязанности Главгосэкспертизы России,

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. №1008 утверждено «Положение о проведении государственной экспертизы и утверждения градостроительной, пред проектной и проектной документации в Российской Федерации», которым четко определены органы, осуществляющие комплексную государственную экспертизу на федеральном и региональном уровнях, разграничены их полномочия, предусмотрено проведение экспертизы по принципу «одного окна».

Тема 3.13 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лицензирование экспертной деятельности - выдача права на ведение экспертной работы. Лицензия (от лат.- свобода, право) - разрешение, которое выдается компетентными государственными органами - Федеральным лицензионным центром при Госстрое России и лицензионными центрами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На Совете государственной вневедомственной экспертизы в 1993 г. были рассмотрены «Рекомендации по экспертизе субъектов лицензирования проектной и экспертной деятельности». Эти материалы были предварительно апробированы на ряде территорий и доработаны, согласованы Управлением лицензирования Госстроя России, и утверждены начальником Глав-госэкспертизы РФ.

Экспертизу субъектов лицензирования проектной и экспертной деятельности на федеральном уровне осуществляет Главгосэкспертиза России, на региональном уровне - территориальные органы государственной вневедомственной экспертизы, аккредитованные в качестве экспертных базовых центров.

При экспертизе субъектов лицензирования экспертной (экспертно-консультационной) деятельности рассматриваются:

заявление (письмо-обращение) организации, претендующей на получение лицензии на экспертизу проектной документации (экспертно-консультационную деятельность);

утвержденное в установленном порядке Положение (Устав) организации, претендующей на получение лицензии;

данные о персональном квалифицированном составе специалистов, в том числе привлекаемых для рассмотрения проектной документации (в качестве нештатных экспертов, по совместительству и т. д.), с учетом образовательного уровня и стажа работы в экспертизе, проектировании, строительстве и других близких к ним направлениях деятельности;

информация о качественном уровне рассмотрения проектной документации, включая комплексность экспертных оценок, учитывающих контроль за соблюдением обязательных нормативных требований и эффективность предложений по совершенствованию технических и экономических решений намечаемых к строительству объектов, подтвержденная соответствующими документами (отзывами заказчиков проектной продукции, экспертными заключениями организации-претендента, экспертными заключениями соответствующего органа государственной вневедомственной экспертизы по конкретным объектам, в том числе а порядке выборочного контроля, в случае необходимости - материалами обследования деятельности организации-претендента и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: