РАЗДЕЛ VII. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ 4 глава




Главгосэкспертизой России с привлечением специалистов научных и проектных организаций был выполнен цикл соответствующих работ. Выработана концепция совершенствования информационного обеспечения и компьютеризации экспертизы, которая была одобрена на Экспертном совете и принята для реализации. Главк, по сути, стал информационно-методическим центром системы и вобрал в себя широкий спектр информации, необходимой как при разработке, так и при экспертизе градостроительной документации и проектов строительства. Главк располагает необходимыми законодательными, нормативными, методическими, организационными документами, а также обзорно-аналитическими и другими материалами о развитии тех или иных отраслей народного хозяйства, охране среды, занятости населения, новых технологиях и т.д. Банки данных непрерывно пополняются, осуществляется связь и обмен материалами с системой специализированных информационных центров (рис. 6). Вовлечение информационных ресурсов этих и других организаций в работу экспертов государственной вневедомственной экспертизы на основе использования вычислительной техники повышает обоснованность их заключений. В Федеральном агентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ) сосредоточено значительное количество банков данных (системы «Право», «Гарант», «Экостат» и др.). При необходимости Главгосэкспертиза может выйти и на разработчиков этих систем.

В основу концепции совершенствования информационного дела органов государственной экспертизы положена точка зрения о том, что система информационного обеспечения должна быть такой, чтобы документы или материалы Главгосэкспертизы России, ее территориальных органов, министерств и ведомств, Президента, Правительства России, международные базы данных были доступны и могли быть использованы в работе с минимальными затратами времени. Все это, естественно, направлено на повышение качества работы и экономию времени. Цель создания информационной системы Главгосэкспертизы России - это обеспечение деятельности органов экспертизы в условиях рыночной экономики на основе использования современных технологий обработки, передачи и отражения информации. Система должна осуществлять информационный обмен между федеральным информационным фондом, объединяющим информационные ресурсы отрасли, и базами данных абонентов, которые одновременно должны быть потребителями ресурсов системы и источниками первичной информации для нее. Обязательным условием подключения для всех абонентов системы является совместимый компьютер, принятый модем и телефонный канал связи.

Исходя из этих предложений, были определены направления совершенствования системы информационного обеспечения органов государственной экспертизы:

отказ от используемой в настоящее время системы связи (почты) и переход на современные системы связи - телекоммуникационные компьютерные сети;

расширение состава документов, получаемых Главгосэкспертизой;

расширение состава документов, доводимых до территориальных и ведомственных органов экспертизы;

организация работы с удаленными базами данных, расширение состава используемых баз данных;

создание при Главгосэкспертизе специального Информационного центра;

В качестве тематических рубрик выступают ряд систем: «Право», «Гарант», «Экостат» и др. Ниже приводятся фрагменты этих материалов.


 

       
 
 
   

 


Рис. 6. Схема информационных связей Главгосэкспертизы России


Система «Право»

Виды документов

П - постановление Правительства Российской Федерации;

Ш - приложение к постановлению Правительства Российской Федерации;

Р - распоряжение Правительства Российской Федерация;

РП - распоряжение Президента Российской Федерации;

РП1 - приложение к распоряжению Президента Российской Федерации;

Р1 - приложение к распоряжению Правительства Российской Федерации;

РЗ - распоряжение заместителя председателя Правительства Российской Федерации;

Р31 - приложение к распоряжению заместителя председателя Правительства Российской Федерации;

У - Указ Президента Российской Федерации;

У1 - приложение к Указу Президента Российской Федерации.

Классификаторы системы:

1. Вопросы сельского хозяйства, развития агропромышленного комплекса,

2. Вопросы культуры, образования, туризма, спорта.

3. Вопросы организации управления, технической политики, науки.

4. Вопросы социальной политики, труда и занятости, социальной защиты,

5. Вопросы внешнеэкономических связей, международных отношений.

6. Вопросы оборонного комплекса, конверсии.

7. Вопросы промышленности и материально-технического обеспечения.

8. Вопросы экологии и природопользования,

9. Вопросы транспорта и связи,

10. Вопросы строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства.

11. Вопросы торговли и бытового обслуживания, материальные ресурсы.

12. Вопросы финансов, бюджета, ценообразования, индексирования.

13. Вопросы экономического развития.

14. Вопросы федерации, национальных отношений, СНГ.

15. Вопросы кадровые,

16. Вопросы приватизации.

17. Вопросы здравоохранения.

18. Вопросы юридические.

19. Вопросы печати, информации, телевещания,

20. Вопросы военные, безопасности и защиты государства.

21. Вопросы стихийных бедствий, чрезвычайных происшествий,

22. Вопросы гуманитарной помощи.

23. Вопросы поощрений.

Система «Гарант»

Основные темы документов:

1. Экономическое законодательство.

2. Банковская деятельность.

3. Организация таможенного контроля.

4. Землепользование, природопользование, природоохрана.

5. Московское законодательство.

6. Типовые формы правовых документов.

Система «Экостат»

1. Аналитические материалы, записки.

2. Прогнозы.

3. Общие сведения, характеристика территорий, предприятий и организаций.

4. Важнейшие показатели экономического и социального развития.

5. Население.

6. Уровень жизни, цены, благосостояние населения и охрана окружающей среды.

7. Основные фонды.

8. Результаты деятельности.

9. Затраты, себестоимость, потери, хищения.

10. Эффективность, удельные показатели.

11. Финансы.

12. Крупные хозяйственные объекты, монополисты.

13. Удельный вес, место, доля региона (паспорта регионов).

14. Внешняя торговля.

15. Межрегиональный товарообмен в России, со странами СНГ и ближнего зарубежья.

16. Регистр промышленных предприятий.

17. Страны мира.

Использование модемной связи, а это - оперативность, качество, актуальность материалов - дает значительный эффект и рассматривается как одно из перспективных направлений работы с местными органами экспертизы. Внедрение в практику работы электронной почты Администрации Президента РФ позволяет за несколько минут получать необходимую информацию, что значительно расширило возможности Главгосэкспертизы России и ее территориальных органов.

Переход к использованию телекоммуникационных сетей позволяет также получить широкую научную, рекламную и коммерческую информацию. Так, система SEDAB дает возможность иметь подробную информацию о более чем 200 000 предприятиях бывшего СССР и ведущих стран Запада, предлагающих оборудование, товары и услуги, вести поиск фирм-производителей по более чем 40 000 наименований товаров и услуг. Телекоммуникационные сети также открывают возможность выходить на иностранные банки данных. Московская территориальная экспертиза эту задачу решает подключением к системе RELKOM.

Говоря о совершенствовании информационного обеспечения, нужно подчеркнуть, что в практике работы Главгосэкспертизы России все большее место занимает система «Кодекс», которая обеспечивает доступ кобширной электронной юридической библиотеке, содержащей полные тексты законодательных и нормативных актов Российской Федерации, документов региональных органов государственной власти, международных соглашений, комментариев к нормативным документам, образцы договоров и деловых документов, а также другие правовые и информационные материалы. Разделы базы данных «Кодекс» включают более 100 тысяч документов и материалов. Средства поиска, выборки и сортировки документов позволяют искать нормативные акты по тематике, виду, принимающему органу, номеру, дате, фрагменту наименования документа или его текста, по другим признакам и произвольным их комбинациям. Приблизительный контекстный поиск позволяет эффективно отыскивать документы и материалы в условиях, когда вы затрудняетесь точно сформулировать поисковый запрос.

Главгосэкспертиза России совместно с консорциумом «Кодекс» создала и непрерывно обновляет подсистему «Стройэксперт-Кодекс», которая включает подборку документов строительной тематики, что еще больше упрощает поиск материалов.

Расширяются связи Главгосэкспертизы России. Заключено соглашение о взаимодействии Главгосэкспертизы России и Российского экологического федерального информационного агентства (РЭФИА), которое предусматривает обмен информацией не только по законодательным и нормативным материалам, но и сведениями о состоянии окружающей природной среды по регионам России.

Аккумулируя информацию, систематизируя ее, в Главгосэкспертизе России формируют банки данных, представляющие ценный информационный ресурс. К использованию этого ресурса проявляют интерес заказчики, проектировщики, подрядчики, банковские структуры. Сo многими из них заключены соглашения об оказании информационных услуг, и потребность в них постоянно возрастает. Поэтому расширение различных источников получения информации, повышение ее качества, оперативность передачи и т. д. - все это является важным направлением работы.

Компьютеризация пронизывает многие аналитические процессы. При оказании экспертно-консультативных и аудиторских услуг, приватизации предприятий, проведении торгов (тендеров подряда) Главгосэкспертиза России, ее органы на местах используют различные программы. Это тот инструмент, без которого невозможен профессиональный финансовый и инвестиционный анализ планируемых проектов или действующего предприятия в условиях реформируемой экономики, характеризующейся высокими темпами инфляции, глубокими структурными изменениями в системе ценообразования, параллельным использованием конвертируемой и неконвертируемой валют, нестабильностью платежей, поставок и рыночного спроса. Программное обеспечение позволяет экспертам провести посредством многокритериального анализа экспертизу инвестиционного проекта, рассчитать интегральный показатель уровня эффективности проекта.

Новые экономические условия в стране вызвали необходимость создания методологии формирования договорных (контрактных) цен на строительную продукцию, а также обеспечения соответствующего контроля сметной стоимости в процессе экспертизы, проектирования и строительства. Эти задачи в Главгосэкспертизе России решаются программно-методическим компьютерным комплексом по расчету сметной стоимости строительства в базисном, текущем и прогнозируемом уровнях цен на базе ресурсно-индексного метода.

Главгосэкспертиза России постоянно накапливает и обновляет программную продукцию для расчетов инженерных конструкций, теплотехнических качеств зданий и сооружений, расчету различных линейно-протяженных систем. По сложным проектам, где расчеты осуществлялись по специальным программам, запрашиваются эти программные средства, проводится их проверка.

Тема научной организации труда эксперта, сокращения времени на проведение экспертизы, точности и полноты формулировок в заключениях решается программно-информационным комплексом «Блицэксперт». С помощью этой программы формируются тексты заключений на основе последовательной компоновки фрагментов из специализированного свода замечаний, подготовленного ведущими специалистами Главгосэкспертизы России. «Блицэксперт» - это соединение одноименного программного средства, введенной экспертом базы данных и некоторых элементов базы знаний. Программное средство представляет собой специализированную надстройку над любым из распространенных текстовых редакторов. База данных - это, в данном случае, библиотека проблемно-ориентированных текстовых фрагментов. В качестве элементов базы данных здесь используются заложенные в алгоритмы анализа проектной документации знания и опыт специалистов. Программа обеспечивает максимальную полноту и качество подготовки экспертных заключений, а также сокращает время их составления.

Программное средство разработано СП «Коминфо» по заказу Государственной вневедомственной экспертизы и ассоциации «Росэксперт». Как и любой текстовой редактор, «Блицэксперт» может использоваться для компоновки любых текстов с четкой структурой и высокой унификацией словосочетаний. По существу, тиражируются различные версии, настроенные на формирование соответствующих локальных заключений по отдельным разделам проектов. Поскольку «Блицзксперт» предназначен для формирования текста заключения, то к моменту обращения к нему эксперт должен:

изучить представленный на экспертизу проект или раздел;

подобрать прогрессивные аналоги и провести сопоставление;

прийти к определенным выводам по качеству проектных решений;

оказаться перед необходимостью составления текста заключения.

Следующая в таком случае задача - отыскать одно из старых заключений (сводных или локальных соответственно) и применить его еще раз с некоторой корректировкой (задача №1), или сформировать локальное заключение по одному из специализированных разделов проекта (задача №2), или сформировать сводное заключение по совокупности всех разделов (задача №3).

Вся базовая информация, «встроенная» в «Блицэксперт» делится на пять групп:

первая группа фрагментов - «штампы», т.е. различные виды утверждений и согласований;

вторая группа фрагментов - «вводные части», которые включают основные реквизиты проектов: наименования объекта, заказчика, генпроектировщика и т. д.

третья группа фрагментов - таблицы. Как уже указывалось выше, к этой группе относятся только такие таблицы, которые размещаются первыми перед основным текстом заключения;

четвертая группа фрагментов - наборы фрагментов текстов и таблицы для формирования соответствующих локальных и сводных заключений;

пятая группа фрагментов - нормативно-справочная информация, которая также расчленена на фрагменты. Но эти фрагменты не собираются в текст, а служат подсказками для возможного использования при работе над каждым подразделом.

В различной комплектации эта система широко используется территориальными органами вневедомственной экспертизы России.

Контрольные вопросы

1. Что такое «система торгов подрядных работ»?

2. Какие разделы включает тендер?

3. Какие функции осуществляет заказчик при проведении торгов?

4. Какие документы представляет претендент для участия в торгах?

5. Как осуществляется оценка оферт?

6. Что такое «экспертное сопровождение»?

7. Перечислите этапы экспертного сопровождения,

8. Назовите основные задачи экспертного сопровождения.

9. Что такое «экспертиза по принципу «одного окна»?

10. Какова система информационного обеспечения государственной экспертизы?

11. Какие тематические рубрики информационных систем для проведения экспертиз Вы знаете?

12. Что Вы знаете о программно-информационном комплексе «Блиц-эксперта?


РАЗДЕЛ V. ЭКСПЕРТИЗА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Тема 5.1 КРИТЕРИИ ОТБОРА ОБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Экспертиза инвестиционного проекта - это оценка предпроектных и проектных материалов, обосновывающих инвестиции (собственных, заемных или привлеченных средств) во вновь создаваемые основные фонды во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

В соответствии с законом «Об инвестиционной деятельности в РФ» инвестиционные проекты целевых комплексных программ проходят экспертизу. Экспертизе подвергаются программы следующей функциональной ориентации: программы фундаментальных исследований; научно-технические; производственные; социально-экономические (формирующие целенаправленное преобразование социальных и экономических отношений в обществе); социальные, направленные на социальную поддержку населения, а также сферу образования, культуры и услуг; экологические.

Основными критериями отбора проектов являются: существенная значимость для страны (отрасли, региона); принципиальная новизна и высокая эффективность; невозможность решения проблемы без государственной поддержки; необходимость управления межотраслевыми связями. Анализ проводится с учетом состояния вопроса в разных регионах страны и за рубежом.

 

Тема 5.2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

При анализе инвестиционных проектов особое внимание обращается на создание производственных мощностей, базирующихся на прогрессивных технологических процессах. Важным критерием является выпуск конкурентоспособной продукции и возможность ее экспорта. Организация дела должна предусматривать устойчивый рост производства в нужных масштабах. При экспертизе анализируются все возможные рычаги экономической политики - кредитно-денежного механизма, государственной контрактной системы, налогового антимонопольного законодательства, а также проверяется: насколько обоснованны заложенные прямо и косвенно льготы исполнителям программ, в том числе льготы по налогу на прибыль (доход) и экспертно- импортным пошлинам. Внимательного изучения требуют вопросы целевых дотаций и субсидий, включая дотации на импортируемые товары, кредиты на льготных условиях, ассигнования из бюджета. Источником финансирования программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии. Привлечение иностранного капитала осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об иностранных инвестициях в РФ».

В экспертном заключении отражаются:

ü приоритетность проблемы;

ü обоснованность, комплексность и экологическая безопасность мероприятий, сроки их реализации;

ü необходимость привлечения внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов для реализации программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет централизованных ресурсов;

ü эффективность механизма осуществления проекта;

ü социально-экономическая эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты и ее влияние на структурную перестройку экономики России.

Алгоритм реализации инвестиционного процесса представлен на рис. 7.

 

Тема 5.3 ОБОСНОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ВИДЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ. ЭКСПЕРТИЗА БИЗНЕС-ПЛАНОВ

Обоснование инвестиций в строительство того или иного объекта делается в виде бизнес-плана. Экспертизе подвергаются цели и задачи проекта на ближайший период и перспективу; конъюнктура рынка; финансовое положение организации с учетом внутренних и внешних источников получения средств; условия кредитования; анализ риска; получение прибыли и объемы реализации продукции. В поле зрения экспертов находятся менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, а также маркетинг - система управления производственной и сбытовой деятельностью, основанной на комплексном анализе рынка и направленной на решение проблемы реализации продукции.

В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства с учетом действующего российского законодательства и зарубежной практики, как правило, состоит из трех основных этапов.

I этап - определение цели инвестирования, назначения и мощности объекта строительства, номенклатуры продукции, места (района) размещения объекта с учетом принципиальных требований и условий заказчика (инвестора). На основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информационной базы данных, заказчиком (инвестором) проводится оценка возможностей инвестирования и достижения намечаемых технико-экономических показателей. С учетом принятых на данном этапе решений заказчик представляет в установленном порядке ходатайство (декларацию) о намерениях. После получения положительного решения местного органа исполнительной власти заказчик приступает к разработке обоснований инвестиций в строительство.


                   
   
 
   
Правовое предварительное ТЭО объекта инвестирования
 
 
 
   
АПЗ - получено
 
Получение распоряжения губернатора
 
   

 


Рис.7. Алгоритм реализации инвестиционного процесса


II этап - разработка обоснований инвестиций в строительство на основании полученной информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме, достаточном для принятия заказчиком решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка) и о разработке проектной документации.

III этап - разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации, получение на ее основе решения об изъятии земельного участка под строительство.

Инвестирование в условиях рыночной экономики сопряжено со значительным риском, и этот риск тем больше, чем длительней срок окупаемости вложений - слишком существенно могут за этот срок измениться и конъюнктура рынка, и цены, и заработная плата работников нового предприятия. Поэтому при нестабильной экономической ситуации (особенно когда эта ситуация складывается не только на отдельном товарном рынке, а в стране в целом) предпочтение неизбежно отдают проектам, обеспечивающим быстрейшую окупаемость вложений. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса, и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции. В российских условиях при повышенном риске долгосрочных инвестиций, значительном сокращении финансирования за счет государственного бюджета развитие производства товаров и услуг становится крайне трудной задачей. Как правило, финансовые структуры заинтересованы в кратчайших сроках получения прибыли и не идут на долгосрочное финансирование в условиях инфляции и нестабильности экономики. Меняются схемы инвестирования строительства. На первый план выходят государственные источники финансирования, доля которых в нестабильных условиях рынка будет постоянно повышаться.

Основная задача предпринимателя - доказать возможному инвестору преимущества своего предложения, убедить его в реальности достижения результата и выгодности участия в осуществлении проекта. Этим целям и служит документ под названием «Бизнес-план», который является средством привлечения финансовых ресурсов в развитие бизнеса и программным документом при оценке предпринимательских действий. Экспертизе подвергаются цели и задачи проекта на ближайший период и перспективу; конъюнктура рынка; финансовое положение организация с учетом внутренних и внешних источников получения средств; условия кредитования; анализ риска; получение прибыли и объемы реализации продукции. Собственные средства инвестора (включая ранее реализованные акции) дополняются привлекаемыми ресурсами за счет кредитов коммерческих банков, иностранных займов, а также за счет прямых ассигнований из федерального, регионального и местного бюджетов, облигационных займов, средств, полученных от реализации принадлежащих государству акций и внебюджетных отраслевых фондов. Это подкрепляется сведениями о предполагаемых источниках и условиях финансирования с указанием: по акционерному капиталу - наименования валюты, общей стоимости акций, года выпуска, года выплаты дивидендов; по кредитам - наименования валюты, года и месяца начала кредитования, типа погашения (равными долями, аннуитет, по графику), периода погашения в годах (месяцах), льготного периода в годах (месяцах), процентной ставки, интервала между последовательными платами в погашение ссуды; по прочим источникам финансирования - наименования валюты, года (месяца) поступления, сумм. В поле зрения экспертов находятся менеджмент (совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством), а также маркетинг (система управления производственной и сбытовой деятельностью, основанной на комплексном анализе рынка и направленной на решение проблемы реализаций продукции).

Согласно методическим рекомендациям бизнес-план должен состоять из следующих разделов: резюме проекта, анализ положения дел в отрасли, существо проекта, производственный план, план маркетинга, организационный и финансовый планы.

Разработка раздела «Резюме проекта» является наиболее трудной, так как все мысли и положения, включенные в резюме, должны быть отшлифованы и преследовать главную цель - заинтересовать и сделать союзником потенциального инвестора.

«Анализ положения дел в отрасли» должен носить направленный характер, а именно: показать конкурентоспособность товара, возможность занятия товаром свободной ниши на рынке, а не отражать положение дел в отрасли на основе старых статистических данных, без каких бы то ни было аналитических прогнозов.

Четвертый и пятый разделы должны содержать продуманные и четкие решения по организации производства товара, его энергообеспечению, условия поставок сырья и т. д.

В разделе «План маркетинга» необходимо раскрыть вопросы стратегии конкурентной борьбы на рынке товара. Для российской экономики основными стали две маркетинговые концепции: концепция выживания, базирующаяся на сложившемся положении и поддержании этого состояния с минимальной перестройкой, и концепция прорыва и риска, нацеленная на то, чтобы существенно улучшить все показатели за минимальное время и занять лидирующее положение на рынке. В этой ситуации уместно помнить правило «золотой середины».

В разделе «Организационный план» требуется доказать, что реализация инвестиционного проекта находится в надежных руках фирмы, которой можно доверить финансовые средства. Только убежденность инвестора в надежности партнера решает эту проблему.

Раздел «Финансовый план» должен расчетами подтвердить реальность осуществления проекта и надежность возврата испрашиваемого кредита в короткие сроки. Инвестора в первую очередь интересуют прибыль и сроки ее получения. Должны быть хорошо обоснованы источники формирования собственных финансовых средств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: