РАЗДЕЛ VII. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ 3 глава




Заключение экспертизы (письмо-отзыв) содержит обоснованный вывод о способности (неспособности) организации-претендента выполнять определенные виды проектных работ и экспертизы проектной документации, а также оказывать экспертно-консультационные услуги в конкретных направлениях проектирования. Документы о лицензировании соответствующих видов деятельности (работ, услуг) должны иметь четко установленные границы в зависимости от специфики проектной документации, характера объектов, отраслей народного хозяйства и промышленности, содержать предложения по срокам действия лицензий (до пяти лет) исходя из объективной оценки возможностей конкретных субъектов. Рекомендации органа государственной вневедомственной экспертизы, с учетом которых лицензионные центры принимают решения о выдаче лицензий на экспертизу проектной документации, должны выдаваться только субъектам, имеющим статус юридического лица и подчиненным непосредственно соответствующим федеральным (региональным) органам государственного управления. В остальных случаях эти рекомендации выдаются только на осуществление экспертно-консультационной работы.

Тема 3.14 ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная вневедомственная экспертиза при комплексном рассмотрении проектной документации взаимодействует со своими территориальными органами, государственной экологической экспертизой, государственной экспертизой условий труда, а также отраслевой экспертизой министерств, ведомств и организаций. Сводное экспертное заключение подготавливается с учетом мнения этих органов или с их участием. Заключение этой организаций является обязательным документом при утверждении проектной документации и получении разрешения на производство строительно-монтажных работ.

Экспертное заключение - документальная форма выражения результатов экспертизы. Состав и содержание предопределяются рядом методических пособий, требований и рекомендаций.

Экспертное заключение по проекту строительства объекта производственного назначения включает: наименование заказчика, инвестора и источника финансирования; наименование генпроектировщика и наличие у него лицензии на проектные работы; определение подрядной строительной организации; основания для разработки (задание, государственные целевые программы, схемы развития отраслей промышленности, предпроектные обоснования инвестиций в строительство и др.); основные данные и принятые решения; замечания и предложения по принятым решениям и результаты экспертизы; выводы. Основные данные и принятые решения содержат оценку выполнения главных разделов проекта; хозяйственной необходимости и целесообразности строительства; выбора участка строительства; годовой мощности и номенклатуры продукции; основных технологических решений; организации производства и управления; генплана, транспорта; основных строительных решений; инженерного обеспечения; мероприятий ГО; охраны окружающей среды; противопожарной безопасности; организации строительства; стоимости строительства и экономической эффективности инвестиций.

Замечания и предложения по принятым решениям и результаты экспертизы включают:

соответствие заданию на проектирование, предпроектным обоснованиям инвестиций, основным техническим направлениям в проектировании объектов соответствующей отрасли;

оценку состава и комплектности представленных материалов, полноты и качества инженерных изысканий;

оценку качества всех разделов проектной документации;

предложения по повышению экономической эффективности, эксплуатационной надежности и экологической безопасности за счет совершенствования технических решений, более рационального использования ресурсов: изменения (уменьшения, увеличения) стоимости и продолжительности строительства, уменьшения расхода потребляемых топливно-энергетических ресурсов, трудозатрат в строительстве, расхода основных строительных материалов (металла, цемента, лесоматериалов) и др.

Делаются выводы о целесообразности строительства объекта (предприятия, здания, сооружения). С учетом оценки качества проекта строительства в целом и внесенных в процессе экспертизы изменений и дополнений проект рекомендуется кутверждению (приводятся рекомендуемые к утверждению технико-экономические показатели, состав которых определяется в зависимости от рассматриваемой отрасли, подотрасли), отклоняется или возвращается на доработку.

При подготовке заключений на строительство объектов жилищно-гражданского и общественного назначения делаются акценты на анализе генплана, зонировании территорий; объемно-пространственных, архитектурно-планировочных и конструктивных решениях; выразительности объекта; изучении функций здания и его частей, уровне комфортности; инженерном обеспечении; проверяются вопросы пожарной безопасности и обеспечения надежной эвакуации людей в экстремальных условиях; мероприятия ГО; охрана окружающей среды; изучаются вопросы организации и стоимости строительства; делаются выводы о целесообразности строительства с учетом экономической эффективности, эксплуатационной надежности и социального значения здания и сооружения.

Экспертная оценка проекта застройки микрорайона, квартала, градостроительного комплекса складывается с учетом оценки:

комплектности и полноты представленной для рассмотрения проектно-сметной документации, обязательной для данной стадии проектирования;

качества проектных решений проекта застройки микрорайона, квартала, градостроительного комплекса на основе экспертных оценок отдельных разделов проекта;

эффективности проектных решений на основе анализа важнейших технико-экономических показателей проекта застройки микрорайона, квартала, градостроительного комплекса.

При подготовке экспертного заключения по результатам рассмотрения проектной документации на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов раздел «Основные данные и принятые решения» следует дополнить сведениями об их состоянии.

В тех случаях, когда выявленные при рассмотрении проектной документации недостатки влекут за собой существенные изменения и не могут быть устранены в процессе проведения экспертизы, в экспертном заключении указывается на необходимость доработки этой документации и устанавливается срок проведения работы. При повторном рассмотрений материалов после их доработки по замечаниям и предложениям экспертизы в разделе экспертного заключения «Основные данные и принятые решения» должны приводиться сведения о внесенных изменениях и дополнениях, а также о достигнутой при их реализации эффективности.


Контрольные вопросы

1. На какие органы возложены функции государственной экспертизы?

2. Назовите основные задачи Экспертного совета при Правительстве РФ.

3. Перечислите главные задачи государственной вневедомственной экспертизы.

4. Назовите права государственной вневедомственной экспертизы.

5. С какой целью проводится государственная экспертиза в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций?

6. Что входит в компетенцию Государственной экспертизы проектов МЧС РФ?

7. Что осуществляет государственная экспертиза условий труда?

8. Какие функции выполняет государственная экспертиза труда?

9. Назовите основные задачи государственной отраслевой экспертизы.

10. Что такое общественная экспертиза?

11. Что оценивается при экспертизе градостроительной документации?

12. Что такое комплексная экспертиза?

13. Что такое локальная экспертиза?

14. Что такое выборочная экспертиза?

15. Какими законами регламентируется деятельность экспертных органов в РФ?

16. Как осуществляется лицензирование экспертной деятельности?

17. Что такое «экспертное заключение»?

18. Назовите состав и содержание экспертного заключения.


РАЗДЕЛ IV. ФОРМЫИ МЕТОДЫРАБОТЫЭКСПЕРТИЗЫ

Тема 4.1 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Среди элементов радикальной экономической реформы важное место занимают новые формы и методы организации инвестиционного процесса. Экспертные органы привлекаются к тендерам на проектные и строительные работы, лицензированию и сертификации проектно-строительной и экспертно- консультационной деятельности, различным проверкам, аудиту, приватизации предприятий. Эти организации успешно ведут экспертное сопровождение программ и проектов, дают заключения по бизнес-планам и экономическим обоснованиям проектов, участвуют в общественной экспертизе.

В настоящее время получает распространение система торгов подрядных работ (тендер подряда). Тендер включает следующие разделы:

ü объявление (приглашение к участию в торгах);

ü условия торгов и критерии оценки;

ü технико-экономическая характеристика объекта;

ü форма оферты (комплекта документов, подтверждающих намерение претендента участвовать в торгах) и проект контракта между заказчиком и победителем торгов.

В подрядных торгах могут принимать участие любые российские и зарубежные предприятия и организации независимо от формы собственности, а если эта деятельность подлежит лицензированию, то имеющие лицензию на право ее осуществления. Запрещается участие в данных торгах предприятий и фирм, имеющих непосредственную организационно-правовую или финансовую зависимость друг от друга, выраженную в форме актов учредительства, финансового участия, холдинга и т.п. В торгах принимают участие все лица, пожелавшие выступить в качестве претендентов (оферентов). Основными участниками подрядных торгов являются: заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты. Заказчик, организатор торгов, тендерный комитет в отдельных процедурах торгов могут привлекать межведомственную комиссию по подрядным торгам, инженерно- консультационные и другие организации. Место экспертизы в этом процессе прослеживается на приводимой схеме (рис.5). Отбор потенциальных исполнителей проекта ведется с участием группы экспертов, при этом каждый специалист оценивает претендента самостоятельно. Критериями отбора являются: архитектурные и функциональные достоинства представленных предпроектных проработок, стоимостные показатели по будущей стройке, реальные, архитектурные (инженерные) возможности фирмы, надежность фирмы как партнера по ранее осуществленным проектам, финансовое положение, продолжительность строительства, гарантии качества и т.п.

При проведении торгов заказчик осуществляет следующие функции:

ü принимает решение о проведении подрядных торгов и издает в связи с этим официальный распорядительный документ;

ü определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов, издает об этом соответствующий распорядительный документ или заключает соответствующий договор;


 


Рис. 5. Схема организации подрядных торгов и экспертизы поступающих предложений.

 


ü контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;

ü устанавливает окончательные условия контракта и заключает его с победителем торгов.

Тендерная документация включает техническую и коммерческую части.

Техническая часть тендерной документации представляет собой:

ü описание и общую информацию о предмете и объекте торгов, в которой указываются месторасположение и назначение объекта, его основные технико-экономические данные, наличие внешней инфраструктуры, местных строительных материалов, подъездных дорог, а также сроки строительства;

ü информацию о проведении и результатах инженерных изысканий на строительной площадке объекта;

ü технические данные объекта (проекта), общие положения, генеральный план, архитектурно-строительную часть (включая чертежи с объемно-планировочными решениями), водоснабжение и канализацию, отопление и вентиляцию, электротехнические работы, газоснабжение, слаботочные системы, описание и основные характеристики технологического оборудования, а также требования экологической безопасности. Подрядчик имеет право использовать другое оборудование с лучшими показателями, но не приводящие к ухудшению показателей проекта в целом;

ü организацию строительства;

ü описание работ (по видам и группам работ).

Коммерческая часть тендерной документации включает требования в отношении:

ü цены и порядка ее определения;

ü условий и сроков поставки;

ü условий платежа и графика платежа;

ü источника финансирования контракта;

ü банковской гарантии на выполнение инофирмой или российской строительной организацией работ в соответствии с предоставляемой офертой в случае выигрыша ею торгов.

По усмотрению тендерного комитета в коммерческую часть тендерной документации может быть включено требование, касающееся отдельных видов страхования и ответственности подрядчика (иностранной фирмы или российской организация) за невыполнение своих обязательств исходя из соображения экономической целесообразности. При проведении международных подрядных торгов тендерная документация составляется на русском и английском языках.

Для участия в торгах претендент должен представить следующие документы:

заявку на участие в подрядных торгах;

временное поручительство в форме гарантии банка;

копию платежного документа, подтверждающего внесение первого задатка;

расчет цены предмета торгов с указанием порядка ее исчисления и распределения по основным видам работ;

пояснительную записку с приложением необходимой экономической и технологической документации.

Оценку оферт осуществляет оценочная комиссия, формируемая тендерным комитетом в составе заказчика (организатора торгов), проектных, экспертных и других организаций. Отдельно оцениваются техническая и коммерческая части оферт. Оценка оферт осуществляется на основе балльной системы, разрабатываемой тендерным комитетом. Критерии оценки каждого раздела технической части оферты определяются тендерным комитетом. Оценка коммерческой части оферты проводится исходя из сопоставимости цен по коммерческим условиям. При этом в коммерческой части отражаются разделы: общая стоимость строительства с разбивкой по видам работ и удельные стоимостные показатели по всем видам работ и оборудованию.

В результате рассмотрения предложений оферентов по каждой оферте составляется отчет, в который помимо таблиц балльной оценки входят текстовое заключение по технической части оферты, а также рекомендации тендерному комитету. Заключение подписывается всеми участниками оценочной комиссии и предусматривает выбор двух - трех оферентов, оферты которых являются наиболее приемлемыми, для более тщательного анализа их предложений и выбора из них победителя. Информация об итогах оценки оферт не сообщается лицам, официально не имеющим отношения к процедуре оценки. Члены тендерного комитета, оценочной комиссии и привлеченные эксперты несут ответственность за разглашение данной информации. В соответствии с Положением о подрядных торгах в РФ (от 13 апреля 1993 г. № 660-p/18-7) и дополнениями к нему оферта победителя торгов подлежит в обязательном порядке экспертизе в Главгосэкспертизе при Госстрое России. Претендент имеет право: получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов; обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке предоставления оферты в письменной форме. С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента. Победитель торгов имеет право на заключение контракта с заказчиком на условиях, установленных поданной им офертой, составленной в соответствии с тендерной документацией.

При проведении подрядных торгов надо строго следить за стоимостью строительства, так как подрядчики зачастую завышают ее. Большее внимание надо обращать на технико-экономические обоснования с учетом прогнозируемой по годам инфляции, стоимости материалов и комплектующих изделий, изменения затрат на зарплату и процентных ставок по банковским кредитам. В целом, экспертный анализ должен быть глубоким, что должно способствовать объективной оценке и правильному выбору победителя торгов.

В экономической реформе важное место также занимает приватизация. Приватизация предприятий, строительных организаций и других подразделений означает переход собственности, а значит, и прав по управлению из рук государства к отдельным гражданам, а также предприятиям, банкам и фирмам, представляющим не государственный, а частный сектор экономики.

Составлению плана приватизации должно предшествовать комплексное обследование предприятия с точки зрения его технического, финансового и экологического состояния (аудит), чтобы покупатель имел исчерпывающую информацию об объекте приватизации. Эту работу обычно ведут эксперты. Обследование предприятия дает возможность Госкомимуществу и комиссии по приватизации иметь информацию о дальнейшем порядке деятельности предприятия, о необходимости его преобразования, реорганизации из-за сложившихся рыночных условий, его технического состояния или других обстоятельств. В процессе обследования выясняются все сильные и слабые стороны предприятия. Намечаются мероприятия по ликвидации узких мест в деятельности организации, определяется примерный объем необходимых инвестиций для ликвидации недостатков.

Имея результаты обследования, покупатель и трудовой коллектив имеют полную информацию о предприятии: не только о его состоянии, но и о том, что его ожидает в ближайшем будущем и в перспективе

Экспертное сопровождение - также одна из новых форм деятельности экспертных органов (фирм, организаций), при которой экспертиза участвует в процессе технико-экономического обоснования инвестиций, разработке заданий на проектирование, проектировании, строительстве объекта, вплоть до ввода его в эксплуатацию. В конкретных условиях договором сторон рамки участия экспертизы могут расширяться или сужаться. Такая система помогает осуществлять постоянный контроль за проектированием, а также принимать меры, предупреждающие отклонения от норм и неоправданное увеличение затрат на строительство.

Многовариантные исследования на начальной стадии, направленные на поиск проекта с наиболее прогрессивными решениями и максимальной экономией ресурсов, учет общественного мнения, позволяют еще до начала проектирования тщательно проработать технико-экономическое обоснование будущего объекта.

Осуществление экспертизы проектов в процессе их создания, а не конечной проектной продукции, предупреждает отклонение от норм, ведет к уменьшению затрат ресурсов на строительство, повышает качество строительства и сокращает сроки инвестиционного процесса.

Экспертное сопровождение наиболее важной градостроительной документации и технически сложных объектов строительства становится одной из основных форм экспертной деятельности.

Этапами экспертного сопровождения могут быть:

ü обоснования эффективности проекта;

ü составление задания на проектирование;

ü оказание консультационных и экспертных услуг в ходе разработки проектной документации как по отдельным ее разделам или выполненным частям, так и в целом;

ü подготовка заключения по законченной документации для принятия решения об ее утверждении или согласовании;

ü контроль за ходом строительства в соответствии с утвержденным проектом;

ü контроль за вводом объекта в эксплуатацию.

Привлечение экспертных органов на ранних стадиях разработки проектной документации позволяет заказчику и проектировщику принимать наиболее оптимальные решения, сокращая при этом сроки инвестиционного цикла. Организация дела таким образом наиболее полно воплощает возможности экспертизы. Одной из основных задач экспертного сопровождения является консультативное участие экспертного органа в процессах подготовки исходных данных для проектирования и разработки проектной документации с целью обеспечения его высокого качества. Заказчик поручает экспертному органу оперативно рассматривать и давать экспертную оценку полноты и глубины содержания всех исходных данных на проектирование, включая задание на разработку ТЭО или проекта, технические условия на присоединение инженерных коммуникаций, акт выбора участка для строительства объекта, предписания надзорных органов, топографические материалы, задание на производство инженерных изысканий или материалы этих изысканий, договор на разработку проектной документации и другие материалы. В оперативном порядке рассматриваются архитектурно-планировочные, технологические, конструктивные и другие проектные решения. Организация работы экспертов позволяет корректировать исходные данные и проектные решения в процессе их подготовки и разработки без потерь времени на комплектование, доработку и вторичное рассмотрение.

Экспертное сопровождение процесса проектирования наиболее целесообразно проводить специально созданной комплексной бригадой экспертов, в состав которой включаются специалисты по всем разделам разрабатываемой проектной документации. Допускается включение в состав бригады и нештатных экспертов. Назначается руководитель этой бригады, в обязанности которого входят общая координация работы и составление итогового экспертного заключения. Каждый эксперт устанавливает непосредственные контакты со специалистами-разработчиками своего раздела проектной документации и несет персональную ответственность за свои действия и решения. Наряду с этим рекомендуется периодически проводить коллективное обсуждение рассматриваемых и принимаемых решений на технических совещаниях в проектной организации, у заказчика или в органе экспертизы. Учитывая, что при экспертном сопровождении все специалисты-эксперты рассматривают документацию в рабочем порядке в процессе ее создания и по их замечаниям проектные организации корректируют проектные решения также в рабочем порядке, официальное направление проектной документации на доработку не производится. Кроме того, в случаях, когда проектные организации испытывают затруднения в принятии оптимальных градостроительных, архитектурно-планировочных, технологических, конструктивных и других проектных решений, они могут самостоятельно заключать договоры с экспертными органами на оказание технической помощи и экспертно-консультационных услуг в процессе разработки одного или нескольких разделов проектной документации.

В зависимости от сроков проектирования, значимости и сложности объекта стоимость экспертного сопровождения рекомендуется определять на договорной основе в пределах 3÷7% стоимости разработки одной или нескольких стадий проектирования, подлежащих экспертному сопровождению. Затраты на экспертное сопровождение включаются в главу 12 сводной сметы на строительство объекта. Очень серьезным аргументом в пользу организации экспертного сопровождения на ранних стадиях проектирования является участие общественности в обсуждении проектов. Пренебрежение этим ведет к очень большим потерям. Экспертное сопровождение проектов на ранних стадиях проектирования позволяет наиболее полно учесть мнение общественности, избежать многих ошибок и просчетов при создании проектов.

Тема 4.2 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫПО ПРИНЦИПУ «ОДНОГО ОКНА»

Существовавший в СССР порядок предусматривал проведение экспертизы предпроектной и проектной документации в сжатые сроки в основном отраслевыми министерствами и ведомствами СССР (по всем входящим в их систему стройкам), Главгосэкспертизой Госстроя СССР и советами министров союзных республик (Госстроями союзных республик). При этом: предпроектная документация по особо крупным и сложным предприятиям и сооружениям рассматривалась в Госплане СССР Государственной экспертной комиссией (с участием Главгосэкспертизы Госстроя СССР), а по крупным и сложным предприятиям и сооружениям - в Главгосэкспертизе Госстроя СССР и Госплане СССР. Проекты строительства наиболее крупных и важных предприятий, зданий и сооружений рассматривалась Госстроем СССР с участием ГКНТ СССР и Госкомцен СССР. Общий срок согласования и экспертизы документации не превышал трех месяцев, в том числе срок согласования материалов заинтересованными организациями и органами государственного надзора был установлен 15 дней, а в отдельных случаях - до 30 дней. Оплата ее экспертизы заказчиком не производилась.

В 90-е годы несколько раз реформировалась структура управления народным хозяйством Российской Федерации, были приняты законы, которыми определена обязательность проведения специализированной экспертизы (отдельных разделов и частей предпроектной и проектной документации) рядом федеральных органов исполнительной власти: МЧС России (госэкспертиза по предупреждению чрезвычайных ситуаций); Минтрудом России (госэкспертиза условий труда); МПР России (госэкспертиза в области экологии, использования и охраны водных объектов и недр); Госгортехнадзором России (экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов). Необходимо подчеркнуть, что при этом каждый орган специализированной экспертизы, в который вынужден обращаться инвестор (заказчик), устанавливает свои условия и правила проведения экспертизы. Например, экспертные организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России, зачастую требуют представления на экспертизу документации проекта практически в полном объеме. Общий срок рассмотрения, установленный нормативными документами Госгортехнадзора России, составляет до шести месяцев, при этом инвестор должен обращаться в несколько инстанций и каждый раз заключать договора на выполнение экспертных работ. Порядок проведения государственной экологической экспертизы предусматривает также рассмотрение документации в полном объеме в срок до четырех месяцев, а в отдельных случаях до шести месяцев. В случае внесения в документацию изменений по замечаниям других экспертных органов она вновь подлежит экологической экспертизе в том же порядке. С учетом результатов специализированных экспертиз, после которых предпроектная и проектная документация может быть утверждена, проводится государственная экспертиза, в основном, Главгосэкспертизой при Госстрое России и ее территориальными органами.

В результате сложилась ситуация, когда инвестор вынужден, в лучшем случае, в течение года обращаться в 10-15 инстанций, занимающихся проведением экспертизы. Кроме того, не регламентирована стоимость проведения экспертизы по отдельным направлениям, что создает условия неконтролируемости в оценке стоимости экспертных работ. Суммарные затраты на согласование и экспертизу документации в отдельных случаях превышают сроки и стоимость ее разработки. Такое положение вызывает справедливые нарекания заказчиков (инвесторов) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этих условиях постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. № 585 о государственной экспертизе перестало выполнять необходимые организующие начала и требовало совершенствования.

В целях коренного изменения ситуации, упорядочения процедуры и сокращения сроков проведения государственной экспертизы, создания благоприятных условий деятельности для инвестора Госстрой России внес, а Правительство Российской Федерации приняло постановление «О Порядке проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации и утверждении проектной документации объектов строительства в Российской Федерации» (№1008 от 2000 г.). Проект постановления определяет единую основу организации и проведения государственной экспертизы с участием всех федеральных органов контроля и надзора, имеющих право по законодательству Российской Федерации проводить экспертизу. Указанным документом предусматривается, что инвестор (заказчик) обращается в один орган государственной экспертизы (Главгосэкспертизу при Госстрое России на федеральном уровне, территориальный орган государственной вневедомственной экспертизы - на региональном уровне), который обеспечивает организацию и проведение государственной экспертизы (принцип «одного окна»). Реализация этих мер позволяет сократить сроки проведения государственной экспертизы до трех месяцев.

Документ отвечает основным направлениям, установленным планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики, соответствует российскому законодательству и не требует привлечения бюджетных средств.

 

Тема 4.3 КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗЫИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Мир развивается по пути широкого использования информационных технологий, опирающихся на компьютерную технику и средства связи. Внедрение современных средств в экспертную деятельность связано с переходом к широкому использованию персональных компьютеров, программных средств и появлением возможности их объединения в локальные сети; развитием модемной техники, обеспечивающей возможность теледоступа к централизованным отраслевым и межотраслевым, государственным и коммерческим банкам данных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: