Тем временем в Лондон уже была послана в печать рукопись «Коммунистического манифеста».
Подготовительная работа проделана была отчасти после первого конгресса, который перенес на второй конгресс обсуждение коммунистической программы. Этой задачей, естественно, занялись теоретики движения: Маркс и Энгельс, а также Гесс сделали несколько первых набросков.
Из них сохранился только тот набросок, о котором Энгельс следующим образом писал Марксу 24 ноября 1847 г., т. е. незадолго до второго конгресса: «Обдумай немного «Катехизис». Я думаю, что было бы лучше отбросить форму катехизиса и назвать эту вещь «Коммунистический манифест». Так как в нем придется коснуться истории, то теперешняя форма совершенно не подходит. Я привезу проект, который написал тут. Он написан в простой повествовательной форме, но ужасно плохо редактирован, наспех»1. Энгельс добавил также, что проект еще не представлен на обсуждение парижским общинам, но он надеется — за исключением лишь нескольких мелочей — провести его.
Проект Энгельса написан еще вполне в форме катехизиса, и форма эта скорее способствовала бы, нежели повредила бы общедоступности изложения. Для непосредственно агитационных задач проект Энгельса был более подходящим, чем позднейший Манифест, с которым он совершенно совпадает по содержанию. Если Энгельс с самого начала все же пожертвовал своими двадцатью пятью вопросами и ответами ради исторического изложения, то это доказывает его добросовестность. Он исходил из того, что Манифест, в котором коммунизм выступает как всемирно-историческое явление, должен быть — согласно определению греческого историка — произведением непреходящего значения, а не полемической брошюрой для беглого чтения.
И сама классическая форма «Коммунистического манифеста» обеспечивает ему прочное место в мировой литературе. Это не значит, что правы те балбесы, которые выхватывали отдельные фразы и пытались на основании их доказать, что авторы Манифеста обокрали Карлейля или Гиббона, Сисмонди или еще кого-то. Такие обвинения есть чистейшее шарлатанство: Манифест —
См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXI, стр. 88. — Ред.
176
ГЛАВА ПЯТАЯ
абсолютно самостоятельное и оригинальное произведение. Несомненно лишь то, что Манифест не содержит ни одной мысли, которую Маркс или Энгельс не высказали бы раньше в своих писаниях. Манифест не был новым откровением: он только отразил новое мировоззрение авторов в зеркале безупречной ясности и самых сжатых размеров. В окончательной редакции, насколько можно судить по стилю, Марксу принадлежала, вероятно, преимущественная роль, хотя Энгельс, как это видно по его наброску, стоял не на более низкой ступени понимания и его должно считать равноправным соавтором Манифеста.
Со времени выхода в свет Манифеста прошло две трети века, и эти шесть-семь десятков лет были временем огромнейших экономических и политических переворотов, не прошедших бесследно для Манифеста. В некоторых отношениях историческое развитие совершалось иначе, и прежде всего оно шло гораздо медленнее, чем предполагали авторы Манифеста.
Чем дальше их взгляд проникал в грядущее, тем более близким оно представлялось им. Но можно сказать, что без тени нет и света. Уже Лессинг подметил это психологическое явление у людей, «которые очень верно видят будущее»: «То, для чего природе нужны тысячелетия, созревает для них в момент их существования». Маркс и Энгельс ошиблись, конечно, не на тысячелетия, но все же на добрые десятки лет. При составлении Манифеста они приписывали капиталистическому способу производства уже ту высоту развития, которой он едва достиг в настоящее время. Это еще резче, чем в самом Манифесте, сказалось в составленном Энгельсом проекте. Он утверждает, что в цивилизованных странах почти все отрасли труда сведены к фабричному производству и что почти во всех отраслях труда ремесленное производство и ручной труд вытеснены крупной промышленностью.
В своеобразном противоречии с этим утверждением находились сравнительно скудные зародыши рабочих партий, перечисленных в «Коммунистическом манифесте». Даже самая значительная из этих партий — английский чартизм был еще проникнут в большой степени мелкобуржуазными элементами, не говоря уже о партии социальных демократов во Франции. Радикалы в Швейцарии и те польские революционеры, для которых крестьянская эмансипация являлась необходимым условием национального освобождения, были тогда лишь китайскими тенями на стене. Авторы Манифеста сами указывали впоследствии на то, как ограничены были тогда пределы распространения пролетарского движения, и особенно подчеркивали отсутствие его в России и Соединенных Штатах. «Это было время, когда Россия являлась последним большим резервом всей европейской реакции и когда эмиграция в Соединенные Штаты поглощала избыточные силы европейского
БРЮССЕЛЬСКОЕ ИЗГНАНИЕ
177
пролетариата. Обе эти страны снабжали Европу сырьем и служили в то же время рынком для сбыта ее промышленных изделий. Обе они, следовательно, являлись тогда так или иначе оплотом существующего в Европе порядка»1. Как все это изменилось уже в следующем поколении и тем более в настоящее время! Но разве Манифест опровергается тем, что «в высшей степени революционная роль», которую он приписывает капиталистическому способу производства, оказалась еще значительно более живучей, чем предполагали авторы Манифеста?
В связи с этим надо подчеркнуть следующее: захватывающее, великолепное изображение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией, составляющее первую главу Манифеста, проникнуто непревзойденной правдивостью, однако изложение этой борьбы слишком общо. В настоящее время нельзя выставлять как всеобщее явление тот факт, что современный рабочий — в отличие от прежних угнетенных классов, у которых были по крайней мере обеспечены условия их рабского существования, — что этот рабочий, вместо того чтобы подниматься с развитием промышленности, все более опускается ниже условий существования своего собственного класса. Хотя капиталистический способ производства и проявляет такую тенденцию, все же широкие слои рабочего класса обеспечили себе и на почве капиталистического строя условия существования, стоящие даже выше жизненных условий мелкобуржуазных слоев населения.
Конечно, не следует вместе с буржуазными критиками делать из этого вывод о несостоятельности «теории обнищания», провозглашенной «Коммунистическим манифестом». Эта теория, утверждающая, что капиталистический способ производства ввергает в нищету массы тех стран, где он господствует, существовала задолго до появления «Коммунистического манифеста» и даже до того, как Маркс и Энгельс впервые стали водить пером по бумаге. Эту теорию развивали социалистические мыслители, радикальные политики и в первую очередь даже буржуазные экономисты. Мальтусовский закон народонаселения пытался прикрасить «теорию обнищания», выдавая ее за вечный закон природы. «Теория обнищания» отражала определенную практику, о которую спотыкалось даже законодательство господствующих классов. Они сочиняли законы о бедных и возводили Бастилии для бедняков, в которых обнищание рассматривалось как вина обнищавших и каралось как таковая. Маркс и Энгельс были настолько далеки от того, чтобы выдумать эту «теорию обнищания», что, наоборот, с самого начала восставали против нее. Они, конечно, не оспаривали этот сам по себе несомненный и всеми признанный факт
См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения в двух томах, т. I, 1955, стр. 3. — Ред.
178
ГЛАВА ПЯТАЯ
массового обнищания, но доказывали, что обнищание есть не вечный закон природы, а историческое явление, вполне устранимое, и что оно и будет устранено следствиями того самого способа производства, который его породил.
В этом отношении Манифесту можно поставить в упрек лишь то, что он недостаточно освободился от взглядов буржуазной «теории обнищания». Манифест исходил еще из закона заработной платы, каким его развивал Рикардо по мальтусовской теории народонаселения, и поэтому относился слишком пренебрежительно к борьбе за заработную плату и к профессиональным организациям рабочих: он видел в них по существу только поле битвы для упражнений и маневров в политической классовой борьбе. В английском билле о десятичасовом рабочем дне Маркс и Энгельс не признавали еще, как признавали впоследствии, «победу принципа». В условиях капитализма этот билль представлялся им лишь реакционными путами крупной промышленности. Словом, Манифест не признавал еще фабричные законы и профессиональные организации этапами пролетарской борьбы за эмансипацию, которой суждено преобразовать капиталистическое общество в социалистическое и которая должна дойти до конца — до осуществления своей конечной цели, а не то будут утеряны результаты и первых с трудом завоеванных успехов.
Сообразно с этим Манифест слишком односторонне рассматривал — только в свете политической революции — реакцию пролетариата против порождения нищеты капиталистическим способом производства. У авторов носились перед глазами примеры английской и французской революций; они предполагали, что пройдет несколько десятилетий гражданских войн и войн между нациями, и в этих тепличных условиях пролетариат быстро достигнет политической зрелости. Взгляды авторов выступают с полной ясностью, когда они говорят о задачах коммунистической партии в Германии. Манифест стоит за совместную борьбу пролетариата с буржуазией — коль скоро буржуазия выступает революционно — против абсолютной монархии, феодального землевладения и мещанства, причем — так учит Манифест — ни на минуту нельзя упускать из виду, что в пролетариате необходимо воспитать максимально ясное сознание враждебной противоположности между ним и буржуазией.
Далее в Манифесте говорится:
«На Германию коммунисты обращают главное свое внимание потому, что она находится накануне буржуазной революции, потому, что она совершит этот переворот при более прогрессивных условиях европейской цивилизации вообще, с гораздо более развитым пролетариатом, чем в Англии XVII и во Франции XVIII столетия. Немецкая буржуазная революция, следовательно, может быть лишь непосредственным прологом пролетарской рево-
БРЮССЕЛЬСКОЕ ИЗГНАНИЕ
179
люции»1. Буржуазная революция действительно произошла в Германии непосредственно после появления в свет Манифеста, но условия, при которых она свершилась, возымели как раз обратное действие: они остановили буржуазную революцию на полпути, и несколько месяцев спустя июньская битва в Париже отбила у буржуазии и в особенности у немецкой буржуазии охоту к каким бы то ни было революционным поползновениям.
Так время подточило кое-какие отдельные, точно высеченные из мрамора утверждения Манифеста, Уже в 1872 г. в предисловии к новому изданию авторы сами признали, что их программа «местами устарела», но они могли бы с полным правом прибавить, что изложенные в Манифесте основные положения в общем и целом по-прежнему совершенно верны. Они останутся верными до тех пор, пока не будет доведена до конца всемирно-историческая борьба между буржуазией и пролетариатом. Решающие теоретические положения этой борьбы изложены с несравненным мастерством в первой главе Манифеста, а во второй главе с таким же совершенством изложены основные мысли современного научного коммунизма. Критика социалистической и коммунистической литературы, составляющая третью главу, хотя и доходит только до 1847 г., но так глубоко схватывает основу революционных процессов, что с тех пор не возникло ни одного социалистического или коммунистического течения, которое не было бы уже критически разобрано в этой части Манифеста. И даже предсказания четвертой и последней главы — о развитии движения в Германии — оказались верными, но в другом смысле, чем полагали авторы: буржуазная революция в Германии, хотя она и зачахла в зародыше, была только прологом к мощному развертыванию пролетарской классовой борьбы.
См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, стр. 459. — Ред. |
Непоколебимый в своих основных истинах и поучительный даже в своих ошибках, «Коммунистический манифест» является документом мировой истории, и через всю эту историю звучит боевой клич, которым заканчивается Манифест: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Глава шестая