Существует даосизм внешний и существует даосизм внутренний. Во внешнем даосизме есть храмы и молитвы, боги с именами и все остальные атрибуты, присущие религии. Эта религия возникла во времени и пространстве, связана с датами, конкретными историческими лицами, сомнительными чудесами и несомненными фактами. Во внешнем даосизме есть устойчивая система понятий, которые не обязательно понятны тем, кто его не изучает. Есть ещё внешний слой учёных, которые подходят к изучению даосизма (как и других религий) со своей системой понятий, суждений и предрассудков. В их системе описания даосизм как религиозно-философское течение возник примерно в VI—V вв. до н. э. Именно в это время жил Лао-изы. А с его именем в китайской традиции связывается создание даосского учения.
Однако учителя даосизма пытаются убедить в другом. По их мнению, даосское учение возникло в начале времён. Более того, для следующего Пути ничто не приходит и ничто не уходит. Мир существует вечно. И вечно в нём существует Путь, а также и учение, которое помогает человеку вступить на Путь. С точки зрения даосов, постичь истину и пытаться разобраться в системе чужих постижений не одно и то же. И поэтому суждения о тех, кто излагал свой опыт постижения истины, не обязательно являются истиной.
Но не стоит верить ни тем, ни другим, а лучше последовать совету Чжуан-цзы, который, как уже известно, неясно кем был, то ли бабочкой, то ли человеком, то ли сном про то и другое. Чжуан-изы в своих текстах говорил, что если двое спорят, и один доказал другому, что он прав, то это совсем не значит, что он действительно прав, так как может появиться ещё кто-то, который докажет обоим, что они оба неправы. И кому же тогда верить? Неизвестно.
обживаться. Там появляются дворцы и сады; между Небом и Землёй снуют гонцы; ладья-дракон пересекает границу между Небом и Землёй — Небесный океан; боги и духи заселяют небесное пространство. Это уже не абстрактное Небо, а девятислойный полуводяной-полувоздушный оазис, в котором есть свой ландшафт — горы, реки, озёра, дома, улицы и переулки, а в них — хозяева и управители. Боги проявляют вполне человеческие чувства: они испытывают любовь и ненависть, им знакомы радость и печаль, усталость и гнев, их обуревают страсти и желания.
Боги отличаются от людей тем, что живут долго, по нескольку тысяч лет, и не стареют, парят в небесах, пьют нектар, едят персики, дающие долголетие, ведают судьбами людей, хранят тайны искусства бессмертия в недоступных простому смертному книгах. Они светозарны, облачены в прекрасные лёгкие одежды и обладают чарующей внешностью. Однако они могут карать нарушителей традиций не менее грозно, чем древние боги.
Открыв, что Небо не есть нечто бесконечно далёкое и что существуют проводники туда, человек обращается к богам за помощью в житейских делах.
На первый план в средневековом даосизме выходят некоторые персонажи древнекитайской мифологии. Прежде всего это Хуанди, которого стали почитать как первого бессмертного, основателя даосизма, а также богиня Сиванму, обладательница плодов бессмертия. Особенно почитались и восемь бессмертных, творивших чудеса и покровительствовавших различным искусствам и ремёслам. Популярностью пользовалось также древнекитайское предание о трёх мифических островах-горах, плавающих в океане: Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу, где обитали бессмертные.
Древние китайские мифы рассказывали, что только когда умер первый человек Паньгу, из его тела родилась Вселенная. Теперь космос представляется человеком, новым Паньгу, а человек — космосом с бушующими стихиями, с особым внутренним ландшафтом. Ещё Чжуан-цзы полагал, что Небесное царство зеркально отображается на
![]() |
![]() |
Символическое изображение иероглифа «двойное счастье». |
Земле. Во II в. до н. э. эта мысль развивается в книге «Хуайнанъцзы».
Автор древнего трактата рассуждал следующим образом: «Во мне, как в капле воды, — весь мир, я — микрокосм, Паньгу — макрокосм. Если я буду шириться, я познаю ширь Паньгу; если я буду сокращаться, я растворюсь в Паньгу. Я подобен Дао, которое может быть широким и узким, великим и малым, сильным и слабым, объединять в себе все противоположности и при этом оставаться самим собой. Если оно Бог, я тоже искра Божия, если оно мать всех вещей, то все мы его дети. Надо искать его внутри себя и вовне — ведь частица его живёт в каждом его творении. Природа озарена Божественным светом, а я — часть её».
Наряду с этим наблюдался противоположный ход мысли. Небо слишком высоко и далеко, оно правит свою волю независимо от людей. Счастлив ты, если попадёшь в унисон с ней, а нет — погибнешь со всеми своими талантами. Ведь человеческий век — лишь миг в сравнении с вечностью, составляющей миг Дао.
Помимо всех этих перемен важно и то, что в первые века новой эры в Китай пришёл буддизм (см. статью «Буддизм: возникновение, распространение, учение» тома «Религии мира», часть 1, «Энциклопедии для детей»). История его проникновения в страну окутана легендами. Одна из них повествует о «золотом сне». Некий император во сне видел золотого человека высокого роста с лучистым сиянием над головой. Толкователи снов объявили, что это Будда. Тогда император якобы отправил в Индию посольство, и оно привезло оттуда статую Будды и буддийские тексты. По этой гипотезе, возникновение буддизма в Китае относится к I в. н. э. Однако бесспорным историческим свидетельством является постройка в Китае первых буддийских храмов в конце II — начале III в.
Ранние переводы буддийских текстов были выполнены индийскими и среднеазиатскими миссионерами. Переводчики хорошо изучили собственно китайские учения, в первую очередь даосизм. При переводе терминов они широко использовали словарь даосов, примешивая к нему слова из буддий-
ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗДЕЙСТВУЯ
Военное искусство учит:
Не смей наступать первым, выжидай.
Не смей наступать и на вершок,
Лучше отступи на аршин.
Это значит действовать бездействуя,
Поражать без усилия.
Избегая врага, сбережёшь солдат.
Нет хуже, чем недооценить противника:
Недооценишь противника —
И самое верное средство не поможет.
В битве побеждают те, кто перед битвой боялся.
Умный полководец не любит воевать, Умелый воин не любит убивать, Умеющий побеждать первым не нападает. Умеющий править людьми — не унижает. Умение обходиться без насилия — Это великая Благодать, это Дэ. Великая власть — это умение править По законам природы и древним обычаям.
Человек при рождении нежен и слаб.
Перед смертью — твёрд и крепок.
Существа и растения, рождаясь, нежны и слабы.
Погибая, сухи и тверды.
Твёрдое и крепкое — то, что гибнет.
Нежное и слабое — то, что начинает жить.
Мощное войско не победит.
Крепкое дерево не выстоит.
Сильное и мощное уступают нежному и слабому.
(Из «Книги о Дао и Дэ». Перевод Н. Доброхотовой.)
ского лексикона, порой просто добавляя их к китайскому термину. Буддисты проявляли большую гибкость, вводя в свой пантеон китайские божества, а буддийские «перекодируя» в китайские. Так, культ бодхисаттвы Авалокитешвары слился с народным культом китайской Великой (или Нерождённой) Матери, и Авалокитешвара превратился в женское божество — богиню милосердия Гуань-инь, спасительницу и заступницу, ныне очень популярную в китайском буддийском пантеоне.
Даосизм первых веков новой эры проявил не меньшую гибкость и приспособляемость, впитав в себя элементы буддизма. Не без влияния буддизма даосы начали размышлять о новых условиях жизни, задачах и целях