ПРЕВРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЛАО-ЦЗЫ В НЕБЕСНОГО ГОСПОДИНА ЛАО




Одна из историй даёт мистическое объяснение превращения человека Лао-цзы в небесного Господина Лао. Согласно этому объяснению, легендарный основатель даосизма, исполнив свою земную миссию и принеся людям откровение, записанное в «Дао дэ цзин», решил покинуть мир человеческих страстей. Так как Лао-цзы обладал магическими способностями, он стал постепенно изменять своё тело, пока не освободился от него окончательно (это сравнивали с процессом превращения личинки в бабочку, устремляющуюся в небо). Вскоре он оказался на небесах, и теперь во время сеансов медитации и выхода за пределы своей физической оболочки даосы могут встретить Господина Лао и даже получить от него наставления.


Кстати, восемь бессмертных отнюдь не отличались особыми мирскими добродетелями; они дрались, порой напивались, но неизменно воплощали полную естественность — идеал даосизма.

ДАОССКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

По представлениям даосов, истинный человек является существом, стоящим вне добра и зла. В этом смысле он «никаков». Это соответствует даосскому пониманию истинного состояния мира — пустоте, где нет ни добра, ни зла, ни каких-либо других противоположностей.

В даосизме есть шуан шэн (закон парных рождений) — вещи и явления существуют как противоположности друг друга. Стоит лишь появиться добру, как тотчас возникает и его противоположность — зло и насилие. Иными словами, даос, стремящийся к добру, обязательно вызывает к жизни зло. Потому в даосизме в отличие от многих других религиозных систем моральными поисками не интересуются. Это отнюдь не означает, что даосы безнравственны. В даосизме этической проблемы просто нет, ведь даос стремится к прекращению всякой мысли о действии, он просто естественно откликается на «развёртывание» мира перед ним.

И все же даосизму свойственны определённые нормы поведения, которые трудно назвать нравственностью в европейском понимании этого слова. Кодексы поведения даосов сложились не без влияния буддизма; даосы с удовольствием перенимали стройные и чётко продуманные буддийские каноны.

Классическими стали пять правил, признанные во всех школах: не убивать, не злоупотреблять вином, стремиться к тому, чтобы речи не расходились с велениями сердца, не воровать, не заниматься развратом. Даосы считали, что, соблюдая эти запреты, можно «сконцентрировать заслуги и вернуться к корням», т. е. достичь Дао.

Многие школы не ограничивались лишь пятью запретами, к тому же даосизм в XI—XIII вв. стремительно развивался, появлялось множество новых последователей, которые с трудом постигали тайные глубины учения, но


зато прекрасно понимали необходимость соблюдения определённых норм поведения. Тем самым даосизм сводился к ряду предписаний, а не к «полётам внутрь себя" и духовным поискам, Постепенно система запретов усложнилась. В качестве примера можно упомянуть некоторые из «восьми


предписаний»: не убивай даже ради спасения собственной жизни; не предавайся развратным желаниям ради наслаждения; не воруй чужие вещи ради собственного обогащения; не предавайся пустым речам ради доказательства собственных умений; не употребляй вина с целью замутить свой разум.


 


РИТУАЛ ПИТАНИЯ

В даосизме издавна существовали подробно разработанные предписания относительно того, что и как можно есть. Даосская диета и сегодня активно применяется в китайской медицине как для лечения различных болезней (в том числе диабета или гастрита), так и для общего оздоровления организма. Многие современные китайцы используют даосские рецепты, даже не догадываясь об их истоках.

Характерной частью религиозной практики почти во всех даосских школах стало чжай (соблюдение поста). Даосы понимали пост не только как воздержание от некоторых видов пиши, например от мяса, но и как воздержание от многих желаний, побуждений, мыслей и слов. В даосизме разработана сложная и обширная система ограничений. Один из древних трактатов называл пост залогом достижения Дао: «Для того, кто изучает Дао, нет ничего важнее воздержания. А это значит, что снаружи он не загрязняется пылью суетного мира, внутри же сохраняет в чистоте пять органов, стремится к истине и постигает истину, благодаря чему его дух и Дао единятся». Итак, рецепт ясен — необходимо соблюдать особый даосский пост.

В даосизме нет единых правил поста, потому что даосизма как единой религии с единым каноном никогда не существовало. В связи с этим под словом «пост» понимались самые различные предписания: ограничения в пище, строгое соблюдение ритуалов и, наконец, «ограничения сердца», т. е. работа с эмоциями и страстями. Примечательно, что именно «ограничения сердца» во всех даосских школах долгое время считались важнейшими. Однако со временем всё большая роль стала отводиться именно предписани-


ям, которые касались пиши. Они остаются главными и по сей лень.

Традиционное даосское питание включает много непривычного, а порой и загадочного. Прежде всего оно предусматривает особое «питание ци» и подразумевает не столько общее оздоровление организма, сколько психофизическое очищение. Одним из питательных соков организма в даосизме считается слюна, поэтому её следует сберегать, т. е. не сплёвывать напрасно, а как можно чаще сглатывать. Даосы лаже разработали специальные упражнения и массаж горла для усиления слюноотделения.

Классическим является метод девяти форм пищевого поста. По сути эти формы представляют собой девять этапов совершенствования, через которые проходит даос на пути слияния с Дао. Первые этапы связаны с чисто физическими ограничениями, остальные -с достижением сначала «целостных свойств», а затем и единого Дао. Итак, первая форма — это питание зерном и злаками (в основном пшеницей) и отказ от мясной пиши. Затем предполагается питание овощами и травами. Третья форма предписывает строгую дисциплину, что касается как количества пиши, так и времени её приёма (существуют, например, особые «голодные» дни). В любом случае следует придерживаться в питании принципа «срединности» и есть не насыщаясь полностью.

Все последующие методы питания связаны с даосской теорией. «Питание семенем» означает приём внутрь заговорённой воды, в которой может быть растворён пепел от сожжённой бумаги с изображением магических иероглифов. «Питание светом», или «сиянием», — поглощение света солнца, луны и звёзд, питающее организм человека могуществом и нетленностью, свойственным этим све-


тилам. «Питание ци» — предусматривает овладение различными дыхательными упражнениями и приёмами углублённой медитации. На предпоследнем этапе адепт как бы подходит к изначальному состоянию мира, приобщается к Великой Изначальной Пустоте, как объясняли это сами даосы. Он начинает питаться «изначальным ци», т. е. энергией, из которой формируются первоначала мира.

И, наконец, высший этап — «зародышевое питание». Эмбрион в чреве матери — это идеал существования для даоса. По традиционным даосским понятиям, зародыш в утробе ничем не питается, но растёт и развивается, не дышит, но живёт. В этом смысле он находится в предельном недеянии, фактически ничего не предпринимая для поддержания собственной жизни. Таким образом, «зародышевое питание» для даоса означает «восполнение от Дао», без приложения к этому каких-либо усилий.

Даосское блюдо, украшенное цветочными символами инь. По поверьям даосов, сила инь может перехолить в еду, положенную на это блюдо, а затем — к тому, кто её ест.


Даосский трактат «Канон Нефритовой чистоты» перечисляет уже десять запретов и одним из самых страшных проступков считает нарушение сыновнего долга, когда «поворачиваешься спиной к отцу и матери». Также нельзя проявлять неуважение к правителю.

За несколько веков даосизм прошёл путь от учения посвящённых, скептически относящихся к правителям, стоящим у власти, до вполне лояльной, практически государственной религии. Ещё в IV—III вв. до н. э. даосы иронизировали над одной из главных ценностей конфуцианства — сыновней почтительностью. Они говорили: «Когда исчезает благодать, то появляются сыновняя почтительность и долг». Однако уже в Средневековье такие понятия, как «сыновняя почтительность и долг», стали едва ли не самыми привычными терминами в даосском лексиконе. Таким образом даосизм прочно врос в государственную идеологию.

СОВРЕМЕННЫЙ ДАОСИЗМ

Ныне в Китае количество официально зарегистрированных даосских монастырей в несколько раз уступает количеству буддийских обителей. Религиозный даосизм постепенно сходит на нет, а из некогда крупных даосских школ сохранились только две — Цю-аньчжэньдао цзяо и Чжэнъидао.


Даосизм в конце XX столетия стал особой национальной формой обыденного верования. Китаец может быть буддистом и при этом участвовать в даосских магических ритуалах, обращаться к гадателям и лекарям-даосам. Поэтому невозможно даже приблизительно ответить на вопрос, сколько даосов в современном Китае. Людей, которые сегодня строго придерживаются всех даосских ритуалов, осталось очень немного. Это даже позволило некоторым специалистам, в том числе и китайским, говорить о том, что даосизм утратил характер национальной религии.

Однако более верным представляется иной вариант. Даосизм настолько глубоко вошёл в плоть и кровь китайской культуры, в обыденное сознание каждого китайца, что многие некогда закрытые ритуалы превратились в элемент повседневной культовой практики. Например, каждый день сотни людей приходят в даосский храм Байюньгуань (Белое Облако) в Пекине, чтобы прикоснуться к крупу священной бронзовой лошади (в народном пантеоне лошадь — одно из священных животных, приносящих счастье). Даосский храм Чжунъюэмяо в провинции Хэнань пользуется особой популярностью среди местных жителей-буддистов как лучшее место для изгнания злых духов и лечения.

Конечно, даосизм не умер, он до сих пор пронизывает всё китайское общество, но формы его проявления заметно изменились, некогда мистическое, закрытое учение перешло на уровень обыденного сознания. Например, заходя сегодня в одну из многочисленных китайских аптек на улицах Пекина или Шанхая, чтобы выбрать необходимое средство из нескольких сотен, а то и тысяч лекарств и трав, человек редко задумывается, что вся китайская медицина вышла именно из даосизма. Популярное в наше время иглоукалывание тоже когда-то было исключительной принадлежностью именно даосской практики и учения о «циркуляции ци в человеке". Сегодня ярко расцвели традиционные боевые искусства, которыми увлекались даосы. Каждое утро в любом парке по всему Китаю можно наблюдать сотни людей,


занимающихся дыхательно-медитативными упражнениями цигун, гимнастикой тайцзицюань (Кулак Великого Предела), боевыми искусствами багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм) и синъицюань (Стиль Формы и Воли), истоки которых самым непосредственным образом связаны с даосским учением. А прилавки книжных магазинов заполнены книгами о даосском питании с рецептами блюд.

Официально Китайская даосская ассоциация располагается в Пекине, в храме Байюньгуань, принадлежащем школе Цюаньчжэньдао цзяо. Этот храм связан с именем знаменитого даосского мага Чанчуня, бывшего советником у Чингисхана. И всё же реальный центр религиозной даосской жизни находится в горах Удан. Ещё император Чжу Ли приказал создать здесь величественный комплекс храмовых сооружений, и около 300 тыс. строителей, мастеров и солдат в течение десятка лет трудились над их возведением. В пору расцвета комплекса здесь проживали до 30 тыс. монахов, но сегодня от былой


славы центра не осталось и следа, В немалой степени к этому привели преследования даосов в 50-х гг. XX в., когда многие священнослужители пострадали в ходе кампании по борьбе «с влиятельными феодальными и антиреволюционными пережитками». По указу Председателя Компартии Китая Мао Цзэдуна в районе Удан была построена колоссальная дамба, и часть предгорной равнины вместе с многочисленными культовыми сооружениями оказалась затопленной. В 60-х гг. в период «культурной революции" в КНР лишь высокие горы и труднопроходимые тропы помешали отрядам хунвэйбинов (красных охранников) добраться до центра эзотерического даосизма в горах Удан.

Сегодня, как и в древности, никакого единого даосизма не существует, хотя большинство храмов принадлежит школе Чжэнъидао, пользующейся поддержкой властей. Руководители Даосской ассоциации входят в органы государственного управления, в частности во Всекитайское собрание народных


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: