Одна из историй даёт мистическое объяснение превращения человека Лао-цзы в небесного Господина Лао. Согласно этому объяснению, легендарный основатель даосизма, исполнив свою земную миссию и принеся людям откровение, записанное в «Дао дэ цзин», решил покинуть мир человеческих страстей. Так как Лао-цзы обладал магическими способностями, он стал постепенно изменять своё тело, пока не освободился от него окончательно (это сравнивали с процессом превращения личинки в бабочку, устремляющуюся в небо). Вскоре он оказался на небесах, и теперь во время сеансов медитации и выхода за пределы своей физической оболочки даосы могут встретить Господина Лао и даже получить от него наставления.
Кстати, восемь бессмертных отнюдь не отличались особыми мирскими добродетелями; они дрались, порой напивались, но неизменно воплощали полную естественность — идеал даосизма.
ДАОССКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
По представлениям даосов, истинный человек является существом, стоящим вне добра и зла. В этом смысле он «никаков». Это соответствует даосскому пониманию истинного состояния мира — пустоте, где нет ни добра, ни зла, ни каких-либо других противоположностей.
В даосизме есть шуан шэн (закон парных рождений) — вещи и явления существуют как противоположности друг друга. Стоит лишь появиться добру, как тотчас возникает и его противоположность — зло и насилие. Иными словами, даос, стремящийся к добру, обязательно вызывает к жизни зло. Потому в даосизме в отличие от многих других религиозных систем моральными поисками не интересуются. Это отнюдь не означает, что даосы безнравственны. В даосизме этической проблемы просто нет, ведь даос стремится к прекращению всякой мысли о действии, он просто естественно откликается на «развёртывание» мира перед ним.
|
И все же даосизму свойственны определённые нормы поведения, которые трудно назвать нравственностью в европейском понимании этого слова. Кодексы поведения даосов сложились не без влияния буддизма; даосы с удовольствием перенимали стройные и чётко продуманные буддийские каноны.
Классическими стали пять правил, признанные во всех школах: не убивать, не злоупотреблять вином, стремиться к тому, чтобы речи не расходились с велениями сердца, не воровать, не заниматься развратом. Даосы считали, что, соблюдая эти запреты, можно «сконцентрировать заслуги и вернуться к корням», т. е. достичь Дао.
Многие школы не ограничивались лишь пятью запретами, к тому же даосизм в XI—XIII вв. стремительно развивался, появлялось множество новых последователей, которые с трудом постигали тайные глубины учения, но
зато прекрасно понимали необходимость соблюдения определённых норм поведения. Тем самым даосизм сводился к ряду предписаний, а не к «полётам внутрь себя" и духовным поискам, Постепенно система запретов усложнилась. В качестве примера можно упомянуть некоторые из «восьми
предписаний»: не убивай даже ради спасения собственной жизни; не предавайся развратным желаниям ради наслаждения; не воруй чужие вещи ради собственного обогащения; не предавайся пустым речам ради доказательства собственных умений; не употребляй вина с целью замутить свой разум.
РИТУАЛ ПИТАНИЯ
В даосизме издавна существовали подробно разработанные предписания относительно того, что и как можно есть. Даосская диета и сегодня активно применяется в китайской медицине как для лечения различных болезней (в том числе диабета или гастрита), так и для общего оздоровления организма. Многие современные китайцы используют даосские рецепты, даже не догадываясь об их истоках.
|
Характерной частью религиозной практики почти во всех даосских школах стало чжай (соблюдение поста). Даосы понимали пост не только как воздержание от некоторых видов пиши, например от мяса, но и как воздержание от многих желаний, побуждений, мыслей и слов. В даосизме разработана сложная и обширная система ограничений. Один из древних трактатов называл пост залогом достижения Дао: «Для того, кто изучает Дао, нет ничего важнее воздержания. А это значит, что снаружи он не загрязняется пылью суетного мира, внутри же сохраняет в чистоте пять органов, стремится к истине и постигает истину, благодаря чему его дух и Дао единятся». Итак, рецепт ясен — необходимо соблюдать особый даосский пост.
В даосизме нет единых правил поста, потому что даосизма как единой религии с единым каноном никогда не существовало. В связи с этим под словом «пост» понимались самые различные предписания: ограничения в пище, строгое соблюдение ритуалов и, наконец, «ограничения сердца», т. е. работа с эмоциями и страстями. Примечательно, что именно «ограничения сердца» во всех даосских школах долгое время считались важнейшими. Однако со временем всё большая роль стала отводиться именно предписани-
ям, которые касались пиши. Они остаются главными и по сей лень.
|
Традиционное даосское питание включает много непривычного, а порой и загадочного. Прежде всего оно предусматривает особое «питание ци» и подразумевает не столько общее оздоровление организма, сколько психофизическое очищение. Одним из питательных соков организма в даосизме считается слюна, поэтому её следует сберегать, т. е. не сплёвывать напрасно, а как можно чаще сглатывать. Даосы лаже разработали специальные упражнения и массаж горла для усиления слюноотделения.
Классическим является метод девяти форм пищевого поста. По сути эти формы представляют собой девять этапов совершенствования, через которые проходит даос на пути слияния с Дао. Первые этапы связаны с чисто физическими ограничениями, остальные -с достижением сначала «целостных свойств», а затем и единого Дао. Итак, первая форма — это питание зерном и злаками (в основном пшеницей) и отказ от мясной пиши. Затем предполагается питание овощами и травами. Третья форма предписывает строгую дисциплину, что касается как количества пиши, так и времени её приёма (существуют, например, особые «голодные» дни). В любом случае следует придерживаться в питании принципа «срединности» и есть не насыщаясь полностью.
Все последующие методы питания связаны с даосской теорией. «Питание семенем» означает приём внутрь заговорённой воды, в которой может быть растворён пепел от сожжённой бумаги с изображением магических иероглифов. «Питание светом», или «сиянием», — поглощение света солнца, луны и звёзд, питающее организм человека могуществом и нетленностью, свойственным этим све-
тилам. «Питание ци» — предусматривает овладение различными дыхательными упражнениями и приёмами углублённой медитации. На предпоследнем этапе адепт как бы подходит к изначальному состоянию мира, приобщается к Великой Изначальной Пустоте, как объясняли это сами даосы. Он начинает питаться «изначальным ци», т. е. энергией, из которой формируются первоначала мира.
И, наконец, высший этап — «зародышевое питание». Эмбрион в чреве матери — это идеал существования для даоса. По традиционным даосским понятиям, зародыш в утробе ничем не питается, но растёт и развивается, не дышит, но живёт. В этом смысле он находится в предельном недеянии, фактически ничего не предпринимая для поддержания собственной жизни. Таким образом, «зародышевое питание» для даоса означает «восполнение от Дао», без приложения к этому каких-либо усилий.
Даосское блюдо, украшенное цветочными символами инь. По поверьям даосов, сила инь может перехолить в еду, положенную на это блюдо, а затем — к тому, кто её ест.
Даосский трактат «Канон Нефритовой чистоты» перечисляет уже десять запретов и одним из самых страшных проступков считает нарушение сыновнего долга, когда «поворачиваешься спиной к отцу и матери». Также нельзя проявлять неуважение к правителю.
За несколько веков даосизм прошёл путь от учения посвящённых, скептически относящихся к правителям, стоящим у власти, до вполне лояльной, практически государственной религии. Ещё в IV—III вв. до н. э. даосы иронизировали над одной из главных ценностей конфуцианства — сыновней почтительностью. Они говорили: «Когда исчезает благодать, то появляются сыновняя почтительность и долг». Однако уже в Средневековье такие понятия, как «сыновняя почтительность и долг», стали едва ли не самыми привычными терминами в даосском лексиконе. Таким образом даосизм прочно врос в государственную идеологию.
СОВРЕМЕННЫЙ ДАОСИЗМ
Ныне в Китае количество официально зарегистрированных даосских монастырей в несколько раз уступает количеству буддийских обителей. Религиозный даосизм постепенно сходит на нет, а из некогда крупных даосских школ сохранились только две — Цю-аньчжэньдао цзяо и Чжэнъидао.
Даосизм в конце XX столетия стал особой национальной формой обыденного верования. Китаец может быть буддистом и при этом участвовать в даосских магических ритуалах, обращаться к гадателям и лекарям-даосам. Поэтому невозможно даже приблизительно ответить на вопрос, сколько даосов в современном Китае. Людей, которые сегодня строго придерживаются всех даосских ритуалов, осталось очень немного. Это даже позволило некоторым специалистам, в том числе и китайским, говорить о том, что даосизм утратил характер национальной религии.
Однако более верным представляется иной вариант. Даосизм настолько глубоко вошёл в плоть и кровь китайской культуры, в обыденное сознание каждого китайца, что многие некогда закрытые ритуалы превратились в элемент повседневной культовой практики. Например, каждый день сотни людей приходят в даосский храм Байюньгуань (Белое Облако) в Пекине, чтобы прикоснуться к крупу священной бронзовой лошади (в народном пантеоне лошадь — одно из священных животных, приносящих счастье). Даосский храм Чжунъюэмяо в провинции Хэнань пользуется особой популярностью среди местных жителей-буддистов как лучшее место для изгнания злых духов и лечения.
Конечно, даосизм не умер, он до сих пор пронизывает всё китайское общество, но формы его проявления заметно изменились, некогда мистическое, закрытое учение перешло на уровень обыденного сознания. Например, заходя сегодня в одну из многочисленных китайских аптек на улицах Пекина или Шанхая, чтобы выбрать необходимое средство из нескольких сотен, а то и тысяч лекарств и трав, человек редко задумывается, что вся китайская медицина вышла именно из даосизма. Популярное в наше время иглоукалывание тоже когда-то было исключительной принадлежностью именно даосской практики и учения о «циркуляции ци в человеке". Сегодня ярко расцвели традиционные боевые искусства, которыми увлекались даосы. Каждое утро в любом парке по всему Китаю можно наблюдать сотни людей,
занимающихся дыхательно-медитативными упражнениями цигун, гимнастикой тайцзицюань (Кулак Великого Предела), боевыми искусствами багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм) и синъицюань (Стиль Формы и Воли), истоки которых самым непосредственным образом связаны с даосским учением. А прилавки книжных магазинов заполнены книгами о даосском питании с рецептами блюд.
Официально Китайская даосская ассоциация располагается в Пекине, в храме Байюньгуань, принадлежащем школе Цюаньчжэньдао цзяо. Этот храм связан с именем знаменитого даосского мага Чанчуня, бывшего советником у Чингисхана. И всё же реальный центр религиозной даосской жизни находится в горах Удан. Ещё император Чжу Ли приказал создать здесь величественный комплекс храмовых сооружений, и около 300 тыс. строителей, мастеров и солдат в течение десятка лет трудились над их возведением. В пору расцвета комплекса здесь проживали до 30 тыс. монахов, но сегодня от былой
славы центра не осталось и следа, В немалой степени к этому привели преследования даосов в 50-х гг. XX в., когда многие священнослужители пострадали в ходе кампании по борьбе «с влиятельными феодальными и антиреволюционными пережитками». По указу Председателя Компартии Китая Мао Цзэдуна в районе Удан была построена колоссальная дамба, и часть предгорной равнины вместе с многочисленными культовыми сооружениями оказалась затопленной. В 60-х гг. в период «культурной революции" в КНР лишь высокие горы и труднопроходимые тропы помешали отрядам хунвэйбинов (красных охранников) добраться до центра эзотерического даосизма в горах Удан.
Сегодня, как и в древности, никакого единого даосизма не существует, хотя большинство храмов принадлежит школе Чжэнъидао, пользующейся поддержкой властей. Руководители Даосской ассоциации входят в органы государственного управления, в частности во Всекитайское собрание народных