Бомбардировка с балконов 1 глава




 

1 января 1991: Нирвана записывается на студии Music Source в Сиэтле, их звучание впервые настраивает Крейг Монтгомери. Это первая запись с Дэйвом Гролом на барабанах. Были записаны песни «All Apologies», «On a Plain», «Radio Friendly Unit Shifter», «Token Eastern Song», «Aneurysm» и «Even in His Youth». Последние две будут использованы на второй стороне «Smells Like Teen Spirit».

В марте 1991: Курт скажет Дуэйну Андерсону из Blacklush, что запись прошла не слишком хорошо и прокомментирует: «сойдёт для рекламы Nordshtorm». Крейг Монтгомери подтвердит. «Всё звучало нормально, но по‑хорошему на музыку было слабо похоже».

«У них было несколько песен, которые они собирались издать, и я надоедал парням, пытаясь записать и их тоже», – говорит Крейг Монтгомери. «Я тогда слабо понимал, что делаю, а они доказывали мне, что инструменты звучали дерьмово, а барабаны вообще разваливаются. И запись выйдет сырой. Они собирались сначала отыграть их вживую, а затем дописать вокал Курта. То есть всё по новой. Они ненавидели делать повторные записи». Группа тогда записывалась бесплатно, потому что друг Крейга Брайан Нельсон работал на этой студии.

14 января 1991: Дэйву исполняется 22 года.

16 января 1991: Нирвана выступает в Евергринском колледже в Олимпии, Вашингтон.

21 января 1991: В этот день записывается несколько домашних видео, которые позднее войдут в домашний документальный фильм о группе «Нирвана живьём! Сегодня вечером! Продано!» (Если вы посмотрите внимательно начальную сцену, где Курт и Крис смотрят в камеру, то увидите в углу экрана дату.)

«Курт тратил на это месяцы и месяцы», – говорит Дэнни Голдберг на видео. «Мы получили его материалы, каждый дюйм из которых он записывал сам в разных квартирах и местах. Это было его сообщение о достигнутом. Полностью его домашнее видео, никак не связанное с Геффен. Мне кажется, что это его автопортрет, занятие за которым он проводил больше всего времени. Возможно, это лучшая иллюстрация его самочувствия, его мнения о собственном успехе, потому что он задокументировал всё это и пошёл на огромные проблемы, чтобы собрать эту информацию из окружающего его мира. Наверное, это было всё то, чем он по‑настоящему гордился, не смотря на всю ту боль, что испытывал».

Январь 1991: Сингл «Sliver»/ «Dive» выходит в Англии на Tupelo. Многие считают, что «Sliver» – настоящая находка, потому что она напоминает странную лиричную песню, весьма резкую с другой стороны, никто больше не был способен на это. Очень крутая идея», – комментирует Слим Мун.

20 февраля 1991: Курту Кобейну исполняется 24 года.

2–8 марта: Нирвана даёт несколько концертов в Канаде, в их числе: Бронкс, Эдмонтон – 2‑го марта, клуб Westward Club в Калгари, Альберта 4 марта, Forge в Виктории, остров Ванкувер – 7 марта? И Commodore Ballroom в Ванкувере 8 марта.

Как говорят, на концерте в Commodore Ballroom была впервые исполнена песня «Territorial Pissings», и сделан снимок на котором Курт будто бы играет на гитаре, стоя на голове, которая позднее будет использована на одном из синглов «Smells Like Teen Spirit». Нирвана тогда была третьей на билетах вместе с Wongs, Doughboys и Screaming Trees.

17 апреля 1991: Возможно самое памятное выступление Нирваны в OK Отеле в Сиэтле, когда впервые была исполнена «Smells Like Teen Spirit». По тем же билетам тогда выступали Fitz of Depression и Bikiny Kills. Перед выступлением Курт приветствовал толпу словами: «Мы продались жирному лейблу. Привет!»

«Я помню подумал: «Вау! Да это реально крутая песня», – вспоминает Джонатан Понимен как впервые слышал «Smells Like Teen Spirit». «Это ощущение не отпускало, и я подумал: «Что ж, весьма цепляющий куплет!» А потом грянул припев, и, уверен, каждый в зале: «О боже, да это один из прекраснейших припевов самых лучших песен в моей жизни!» Помню, стоял в задней комнате, озирался и пытался понять, что со мной происходит. Первая часть песни была чертовски хороша, а потом грянул припев и буквально оставил всё в пыли. Это действительно одна из самых потрясающих песен за всё время».

Реакция Нильса Берншейна и Сьюзи Теннант была схожей. «Я стоял неподалёку от Курта с Фастбэками (Fastbacks), и мы просто смотрели друг на друга как бы говоря: «Что это было? Да я просто оцепенел», – говорит Нильс. «А после того как песня закончилась, я готов поклясться, что пару секунд никто не мог даже пошевелиться, а потом как сорвались». «Это было ново и свежо», – вспоминает Сьюзи. «Ничего плохого не происходило, и всё прошло круто и весело».

30 апреля 1991: Впечатлившись молодой, сметливой и разносторонней командой, Нирвана официально подписывает контракт с Geffen’s DGC label. Они получат 290000$ в качестве аванса, лейбл Саб Поп получает 75000$ и право на отчисления с предстоящих продаж записей в количестве около 100000 штук. Атак же выпускает ещё один сингл Нирваны («Molly`s Lips»).

«Новый лейбл занимался нами куда больше чем Саб Поп», – позднее скажет Курт Рою Трэйкину из Hits. «Всё очень чётко и выверено. Я полностью уверен в том, что они делают. Потому что они отвечают требованиям и делают то, что должно. И денег у них более чем достаточно, чтобы вкладывать в наши задумки. Мы уже разработали обложку нового альбома, отобрали песни [которые туда войдут] и порядок их записи на пластинке. А если бы я не хотел этого интервью, я бы мог позвонить менеджеру и отказаться».

По словам Дэнни Голдберга, решение подписать контракт с лейблом было простым. «Для меня это было очевидным, пусть даже и многие другие лейблы были в них заинтересованы, мы подходили больше. Люди Геффен были настроены на культуру, которой занимались, естественно, благодаря опыту с Sonic Youth. Наши парни Рой Фаррел, в прошлом работавший на SST Records и Марк Кейтс, который буквально чуял, что происходит в музыкальной среде того времени. Сделали всё, чтобы договор соблюдался, а группа была уверена в представителях… У них не было ни малейших опасений по поводу попыток попасть на крупный лейбл. А вот по поводу Саб поп, думаю, они испытывали смешанные чувства и не имели особого желания оставаться там. Всё было совершенно ясно.

Однако группа была обеспокоена тем, как люди воспримут этот их шаг. Дэйв Грол скажет журналу Spin: «И теперь нас обсирают, считая продажными рок звёздами. Они, наверное, думают, что как только подписываешься под значительным лейблом, получаешь гору денег на собственные расходы».

Апрель 1991: В этом месяце Саб Поп издаёт сплит‑сингл с кавером Нирваны на the Vaselines «Milly`s Lips» и песней the Fluides «Candy» как Sub Pop Singles Club № 27. Атак же 12‑ти дюймовое издание «Sliver»/»Dive» и живое исполнение «About a Girl» с концерта в Англии.

Курт расскажет для Blacklush, что вообще не хотел издания сплит‑синла: «Я звонил Джону из Саб Поп и просил его не делать этого. Потому что это деньги на ветер. Мне нравится эта песня, но она не равноценна с соседней. Но это было частью сделки, так что мы сказали: «Ладно, издавайте сингл». И они ответили: «Хорошо, потому что тестовый пресс уже есть». В общем, это Саб Поп, а не группа, выгравировали слово «позже» на пластинке.

Позже в апреле 1991: Бутч Виг, записывавший демо‑записи группы в 1990 году получает приглашение в Лос Анджелес для продюсирования альбома Nevermind, который по словам арт‑директора Геффена Роберта Фишера в какой‑то момент носил название Sheep. О выборе Бутча для работы Курт расскажет журналу Guitar World: «Мы мыслим в схожих направлениях и на одном уровне. Так что чьи‑либо идеи не вызывают конфликтов вообще. Несколько песен уже были закончены, но он помог нам с аранжировками в остальных, сократив время исполнения до стандартных для поп‑песен 3‑х минут.

Группа перебирается в Лос Анджелес – Крис в собственном автомобиле, а Курт с Дэйвом в белом фургоне Додж. Как говорится в «Приходи Как Есть», На пару дней они останавливаются в Сан‑Франциско в доме Дэйла Кровера. Но первым делом, они направляются в студию Universal и прежде чем 2‑ого мая начать запись, три дня репетируют в Северном Голливуде, Калифорния.

2 мая 1991: В этот день для записи Nevermind Дэйв Грол арендует на 10 дней специальные барабаны от Drum Doctor. Общая стоимость 1542 доллара.

Май – июнь 1991: Для записи альбома со 2‑ого мая забронированы 16 студийных дней на Sounds Sity Studious в Ван‑Нуисе, Калифорния, прежде там записывались Fleetwood Mac, Tom Petty и Jacksons. С помощью Бутча Вига основные треки удаётся записать за пять‑шесть дней на Студии А. Бюджет был рассчитан на 65000$, но в итоге составил 120000$ – 130000$.

«Да мы задолбались!» – прокомментирует эту запись Крис Новоселич Крейгу Розену для The Billboard Book Of Number One Albums. «И теперь будем спать целыми днями, валяться на диване и играть в пейнтбол, шляться по округе и только потом класть несколько треков».

Бутч Виг описывает эти дни для статьи Алана ди Перны «Нирвана. Создание Nevermind» в журнале Guitar World. «Они приехали в Эл Эй, подписались с Геффеном, получили кучу денег, и решили закатывать вечеринки. Они тогда спускались в Венецию и тусовались там ночами… Поэтому иногда я приходил в студию один, а они не показывались пока не отоспятся. Но обычно они приходили, когда это требовалось».

Журналу Goldmain Бутч опишет песни нового альбома как в основном «одного хорошего формата». Он скажет, что помог с аранжировкой в том числе и для Smells Like: «Песня была длиннее и импровизация после припевов изначально была в конце песни, я предложил переставить её, чтобы связать куплеты с припевами».

И снова тексты песен не были дописаны ко времени. «Мы просто стояли там, скрестив на груди руки и топая ногами, и сверлили взглядом Курта, пока он сидел и изливался потом, писал, оглядывался на нас, снова писал и вновь оглядывался», – рассказывает Крис Новоселич для заглавной статьи в Rocket, вышедшей вскоре после выпуска альбома. «В Nevermind собраны стихи последних двух лет», – рассказывает Курт в статье 1993 года в журнале Spin. «Я отбирал лучшие линии и отсекал лишнее. Обычно я перескакиваю с темы на тему. А от большинства групп ожидаются цельные тексты. Одна песня, наверное, была целиком вырезана и иссушена, как эпизод Драгнета (Dragnet)».

В дополнение были оплачены четыре или пять дней аренды Devonshire Studios в Бербанке, они понадобились для наложения одной из последних частей – партии виолончели Кирка Каннинга в «Something in the Way». «Мы сделали несколько бэк‑вокальных партий и грубо свели все песни», – говорит Бутч об альбоме. «Я свел вместе с ними пару песен, но мы так и остались ими недовольны». Поэтому Гэри Герш из A&R отправил список потенциальных звукачей, включающий Скотта Литта, широко известного в то время, благодаря его работе с R.E.M., но группа отсеяла эту перспективу, предпочтя ему Энди Уоллеса из‑за его работы с металл‑группой Slayer.

16 мая 1991: Крису Новоселичу исполняется 26.

23 мая 1991: Майкл Лэйван фотографирует группу для рекламы Nevermind в Aaron Studios в Лос – Анджелесе. Курт участвовал во всех аспектах творческого процесса от музыки до картинок. «Он очень серьёзно относился к работе над пластинкой», – говорит Дэнни Голдберг. «Он был невероятно внимателен к изображениям на постерах, к каждой их детали. И всерьёз беспокоился об этих коллажах».

29 мая 1991: Нирвана закрывает шоу в Jabberjaw вместе с I Own the Sky, его открывавшими. В зале присутствовали Игги Поп и Кортни Лав со своей подругой Дженнифер Финч басисткой L7 и девушкой Дэйва Грола. У оппозиционного писателя Карлоса Кейка Нуньеза, также крупного коллекционера бутлегов Нирваны есть запись концерта, на которой вы можете услышать, как Кортни в шутку выкрикивает: «Дженнифер любит тебя, Курт!»

«Мне кажется, что выступление Нирваны было анонсировано утром или вечером того же дня», – говорит Кейк. «Крис тогда был в жопу пьян и разглагольствовал о том, на сколько тупо звучит «Альтернатива» и какие идиоты управляют MTV. Довольно иронично, учитывая, что через пять месяцев после того, они станут идолом альтернативного рока. Они выступали минут 45, может дольше. И в какой‑то момент Курт или Крис спросил у зала: «Откуда вы, ребята, знаете слова?». И в ответ им выкрикнули: «Бутлеги!». Потому что тогда уже ходили по рукам все эти 7‑ми дюймовые демки Nevermind».

Май 1991: Фотосессия Кирка Ведле для обложки альбома состоялась после того, как Курт и Дэйв увидели документальный фильм о детях в воде. Арт‑директор Геффен Робер Фишер нашёл имя Кирка в каталоге, где тот значился как специалист по «погруженным людям». Роберт говорит: «Я читал это и думал: «Звучит идеально». Изначально у нас была фотография ребёнка, плывущего под водой, которую я нашёл, и которая понравилась Курту. Но по каким‑то причинам [было дорого лицензировать] мы не могли получить право её использовать. Но всё обернулось к лучшему, потому что снимок, который мы получили оказался лучше этого».

Кирк, его помощник Роберт и три четыре пары родителей с детьми участвовали в съемке. Кстати, наличие пениса на фотографии не было первоначальным намерением. «Некоторые дети были девочками», – говорит Роберт. «Тогда нас особо не беспокоило мальчик будет в кадре или девочка. В кадре оказался пенис, и это сработало. Если вы посмотрите внимательно, то сможете увидеть отпечаток руки на груди младенца – красноватое на белом. Родители брали и затем отпускали ребенка в воду, а через несколько футов отец ловил его. Отпечаток на том месте, где мать держала ребенка, передавая его отцу». Фотография пятимесячного Спенсера Элдона показалась лучшей и была использована на обложке. Рыболовный крючок с долларом был сфотографирован отдельно и затем наложен на фотографию.

Подражая обложке альбома, Роберт подумал, что было бы весело устроить подводную фотосессию для всей группы. Злосчастная фотосессия снова проводится Кирком Ведле в бассейне в Ван‑Нуисе, Калифорния. «Всё что могло пойти не так, шло не так», – говорит Роберт. «Уже пока мы добрались туда, мы изрядно устали. В прошлые выходные в бассейне сломался насос, а в эти было очень ветрено, так что вода была слишком мутной и холодной. А потом пришла группа, и Курт выглядел, хм, как будто он был болен тогда и уснул на берегу. Он свернулся с гитарой, укрытый полотенцем. Нам должны были выдать большой нагреватель.

По словам Роберта, у Курта были какие‑то проблемы с плаваньем, ему было трудно нырять и оставаться под водой. «Он сидел на краю и шлёпал по воде, готовясь к погружению, но просто не мог этого сделать». Что раздражало остальную группу, а Кирк Ведле арендовал все эти гитары и барабанную установку и собрал какую‑то штуку, чтобы она стояла под водой вверх ногами. После чего группа согрелась и начала веселиться под водой, но мы так и не сделали стоящих снимков. В конце концов мы сделали три сольных фотографии и собрали из них на компьютере одну общую».

Так же в этом месяце Курт снова встретился с Кортни на концерте Butthole Surfers/ Redd Kross/L7 в Палладиуме, Лос‑Анджелес. Позднее Курт и Кортни признаются, что тогда уже испытывали что‑то друг к другу. Кортни (которую Курт назовёт Пикси из‑за небольшого роста) ударяет Курта в живот, он бьёт в ответ, и они заканчивают борьбу на полу.

Тогда же Кортни несколько раз навещает Курта в квартире в Оуквуде, где он и группа временно снимали жильё, пока шла работа над альбомом Nevermind. «Я действительно преследовала его. Не слишком агрессивно, но достаточно агрессивно, чтобы смутить других девушек. Я была уверена», – позднее скажет Кортни журналу Sessy. «Я могла напугать даже многих парней. Например, я нашла номер Курта, когда они были в туре и звонила ему».

1–9 июня 1991: Nevermind сводится Энди Уоллесом в захудалой Scream Studios в Студио Сити, Калифорния. Сведение занимает девять или десять дней. После выхода альбома Курт оказывается недоволен вокалом и тем, как гладко альбом звучит. «Оглядываясь на производство этой пластинки», – говорит он в «Приходи Как Есть». «Я стесняюсь, что занимался этим».

«Я думаю, Энди отлично всё свёл», – скажет для Goldmine Бутч Виг. «Он не слишком прилизывал песни, но неплохо разделил инструменты с голосом, с помощью эквалайзера в основном». Комментируя жалобы Курта на гладкость звучания пластинки, Бутч продолжает: «Я знаю, что по факту Курт полюбил альбом, как только он вышел. Но по прошествии какого‑то времени, я думаю, каждый художник начинает критиковать свои работы. И вообще не круто панку одобрять альбом, который продаётся миллионами. Когда Курт разговаривал со мной о первой записи Hole с Кортни, он сказал, что недоволен так же и In Utero».

10–20 июня 1991: Нирвана во второй раз отправляется в тур по Западному Побережью вместе с Dinosaur Jr. Концерты проходят: 10 июня в Готическом театре, Денвер, Колорадо; 11 июня – Pompadour Rock & Roll Club, Солт‑Лейк‑Сити, штат Юта; 13 июня – Театр Уорфилда, Сан‑Франциско; 14 июня – Голливуд Палладиум, Голливуд, Калифорния; 15 июня – Игуана, Тихуана, Мексика; 18 июня – Catalyst, Санта‑Крус, Калифорния; 19 июня – Crest Theater, Сакраменто, Калифорния; И 20 июня в Музыкальном Танцзале, Портленд, штат Орегон. На шоу в Сан‑Франциско группа впервые играет «Drain You».

Вспоминая выступление в Палладиуме, Дэнни Голдберг говорит: «Это было похоже на откровение. Я дошёл до этого потому что Тёрстон (Мур) и Джон (Сильва) постоянно трепались о них и постоянно жужжали, что я нашел один из лучших проектов, когда‑либо виденных в жизни… Его единство с залом было удивительным. И я всегда знал, что буквально свидетельствую историю. Курт был так интимно близок с аудиторий, за всю жизнь прежде я не видел ничего подобного».

Без доли неуважения к Dinosaur Jr, многие люди, видевшие эти концерты, поняли, что открывающая группа превзошла хэдлайнер. «Я думаю, что Нирвана шла после Dinosaur Jr, но шоу устраивала более мощные», – говорит Крейг Монтгомери. Нильс Бернштейн, видевший выступление в Портленде подтверждает: «Это было довольно большое дело, потому что Dinosaur Jr казались довольно крупными для нас. Так что это типа: «О боже! Да Нирвана же много круче!»

1 июля 1991: Дебютный альбом Hole «Pretty on the Inside» выходит на лейбле Caroline Records, в составе участников: будущая миссис Курт Кобейн, Эрик Эрландсон, Кэролайн Рю и Джилл Эмери. Ким Гордон из Sonic Youth в качестве продюсера. New Yorker назвал альбом «самым убедительным из выпущенных в 1991 году».

Так же в июне выходит сборник Саб Поп The Grunge Years, включающий «Dive» Нирваны вместе с несколькими треками Tad, L7, Beat Heppening, Screaming Trees, Babes in Toyland и других. Атак же трибьют альбом Velvet Undegraunds «Heaven and Hell Vol.1» от лейбла Communion с кавером Нирваны на «Here She Comes Now». И двойной сингл с кавером Мелвинов на «Venus in Furs»

9 июля 1991: Кортни Лав исполняется 26 лет. Летом 1991 она встречается с лидером Smashing Pumpkins вокалистом Билли Корганом, хотя тогда уже влюблена в Курта.

27 июля 1991: Наряду с 23‑им декабря 1990 это ещё один день работы над пленкой Дейва Грола Pocketwatch, вышедшей од названием Late! хотя Баррет Джонс рассказывал журналу Goldmine, что в принципе песни были записаны не более, чем за эти две сессии. Альбом был выпущен только на кассетах в начале 1992‑го. Тогда же и появились его бутлеги на CD.

«Late! едва не разрушил лейбл наполовину, когда Дэйв стал популярным», – говорит Дженни Туми из уже несуществующего лейбла Simple Machines. «Дублирование пленки заняло бесконечные часы времени, а прибыль была крошечной, и за годы использования мастер‑пленка стала звучать так будто была записана на магнитофон, обернутый хлопком, стоящий на бетонном полу под бочкой из‑под масла. Стоит сказать, что в итоге мы исключили её из каталога. Досадно, что Дэйв никогда не позволял нам выпускать песни на CD. Pocketwach – это счастливая, интимная и полностью бессознательная музыка. Она была записана без плана и зрителей и идеально соответствует песням».

2 августа 1991: Хоуи Вейнберг готовит мастер‑пластинку Nevermind в Masterdisk Studio В Нью Йорке. Где спустя четыре часа после запланированного начала работы появляется группа вместе со звуко‑инженером Энди Уоллесом и Гэри Гершем из DGC, когда Хоуи практически закончил работу. Из‑за очевидного недопонимания он не добавил «Endless, Nameless» в итоговую компоновку.

«Для начала это была очевидная штука, чтобы поставить её в самом конце», – говорит Хоуи Вейнберг в Nevermind Nirvana. «Может быть я неточно истолковал их инструкции, так что вы можете назвать это моей ошибкой, если хотите. Может быть я нарочно не записал трек, когда Нирвана или звукозаписывающая компания наказала мне сделать это. Так или иначе, когда из‑под пресса вышли первые 20000, или около того, копий пластинок, CD и кассет, этого трека на них не было. Крис Новоселич назвал «Endless, Nameless», который появляется спустя 13 минут 51 секунду после последней песни на Nevermind просто ещё одной «крутой, громкой дуростью».

3 августа 1991: Metallica проводит вечеринку‑прослушивание для своего одноименного альбома (названного позже «the black album») в Мэддисон Гарден Сквере в Нью Йорке. Курт и Крис присутствуют там. «Я столкнулся с ними снаружи парка, они тогда прибыли в город для мастеринга альбома», – рассказывает Джон Троутман, который к тому моменту перебрался в Нью Йорк, чтобы работать на RCA. «Они сказали, что альбом звучит потрясающе и прокомментировали, что в целом крут и Мэддисон Гарден Сквер».

Середина августа 1991: Бостонская независимая радиостанция WFNX оказывается первой коммерческой станцией в США, которая включает «Smells Like Teen Spirit». Музыкальный директор станции Курт Ст. Томас получил одну из ранних копий песни и включил её в программу ещё до официального выпуска лейблом.

«Я встретил Курта Ст. Томаса в июне, и он сказал мне: «Эта песня способна изменить лицо музыки», – вспоминает Тэд Волк, который в то время был представителем радиостанции Northeast для DGC. «Я ответил: «Это безумное заявление, тебе не кажется?» Но он продолжал: «Ты не понимаешь, не понимаешь!» Так выглядело мое первое соприкосновение с тем, очевидцами чего мы становились. Для меня это был знак номер один».

«Мы довольно быстро поставили её в тяжелой ротации», – говорит Курт Ст. Томас, который также является автором книги 2000‑ого года «Нирвана: Избранные Отказы». «И сразу начали принимать запросы, почти в тот же момент. На самом деле это было весьма странно». Ни Тэд, ни Курт не помнят фактическую дату, когда песню впервые включили на радио.

15 августа 1991: Некоторые называют это лучшим выступлением Нирваны, другие помнят, как не имели возможности попасть в крошечный Рокси или Сансет Стрип в Лос Анджелесе. Эти выступления проводились специально для Geffen/DGC, чтобы познакомиться с теми, с кем вскоре предстоит работать и впечатлить Нирваной ключевых представителей радио, торговли и прессы.

«Я всегда поражалась их страстью.» – говорит Лиза Гледфелтер Белл публицист Геффена с 1991 по 1993 год. «Она всегда была безудержно грубой, и так казалось каждому по своим личным причинам, на живых выступлениях они выплёскивали огромный спектр чувств. Они выкладывались на полную. Немного позднее они приобретут эту товарную апатию, так как очевидно, что такая слава ранит её обладателя. Но на том шоу они были просто великолепны».

«Толпа просила бананов», – говорит Шэрил Ковальчик, которая была промоутером Геффена в Сан Франциско. «Это была огромная яма, полная придурков. Потрясающее шоу!» – говорит Дэнни. «Все наши из Геффена и управления были там и помню, как сказал: «Боже, это то, что мы запомним на всю жизнь». Так же после шоу арт‑директор Геффена Робер Фишер раздавал фанатам листовки, с приглашением поучаствовать в записи клипа «Smells Like Teen Spirit».

17 августа 1991: Нирвана снимает клип на «Smells Like Teen Spirit» в GMT в Калвер‑Сити с режиссёром Сэмом Байером. Все собрались к 8:30, в 11:30 начались съемки и продлились целый день. Видео стоило немногим меньше 50000$ и в нем участвовали реальные фанаты группы, олицетворяя подростков, всей душой стремящихся в бездну.

«В один момент, когда мы снимали клип», – расскажет Дэйв Грол для Newsweek в 1999 году. «У него был мегафон, с помощью которого он пытался объяснить толпе концепцию словами: «О’кей. Сейчас, в первом куплете вы должны выглядеть скучающими, вялыми и недовольными. Так что просто садитесь на свои места, стучите ногами и смотрите так, ну вы понимаете, безрассудно, типа того». А к концу песни, они должны были разнести зал в клочья. Но уже к первому припеву толпа полностью вышла из‑под контроля, и режиссёр принялся орать на сколько хватало легких, что каждому следует, блять, успокоиться или их выпрут. Вообще было чертовски весело наблюдать как этот человек пытается унять детей, крушащих всё вокруг».

Пьяный Тэд из журнала Flipside не просто писал о Нирване, и не только являлся большим фанатом группы, он так же принимал участие в клипе. «Было накурено, и в воздухе клубилась известь, что вы можете увидеть на записи, было трудно дышать», – вспоминает он. «Крис спускался в аудиторию, общался с людьми, а Курт в основном тусовался возле барабанной установки сам по себе, куда людям было запрещено подниматься. Они раз пятьдесят сыграли песню на маленьких колонках, так что качество звука было просто отвратительным. Мы никак не могли разобрать слова, так что начали придумывать их сами. Съемки были в столовой, где готовили сэндвичи, так что текст соответствовал: «Дайте мазик! С огурцами! [На слова в песне «Альбиносы! И москиты!»] Было довольно угарно».

Курт остался недоволен вокалом и испытывал отвращение к видео после работы, и это был единственный раз, когда группа работала с Сэмом Байером.

19 августа 1991: Нирвана отправляется в европейский тур вместе с Sonic Youth. Видео записи этого путешествия – это мясо и картофель документального фильма Дэйва Маркей «1991: Год прорыва Панка», запечатлевшего Нирвану, Sonic Youth, Mudhoney, Dinosaur Jr., Babes in Toyland, Ramones и Gumball.

«Этот тур, я имею в виду конкретно для меня, этот тур был вызовом», – объясняет Тёрстон Мур из Sonic Youth в начале видео. «… нам меня и Нирваны, и всех остальных групп, с которыми мы будем играть, этот тур как подвиг перед родителями. Подвиг перед администрацией Буша. Это подвиг перед КГБ, которые сегодня утром свергли Горбачева. Мы говорим, что Господь знает будущее, и в этом будущем мы совершим этот подвиг. Для самих себя. К черту всех!»

Дэнни Голдберг видит этот европейский тур как знаменательный этап для ранней Нирваны: «Я думаю отправиться в Европу, чтобы уничтожить её, было большим делом. Не многим американским группам это удавалось. Особенно хорошо они себя чувствовали во Франции, обычно безразличной к успеху американских групп».

20 августа 1991: Путешествие начинается с выступления в пабе сэра Генри в Корке, Ирландия. «Lounge Act» впервые исполняется вживую, и в «Negative Creep» Курт пробует петь фальцетом.

21 августа 1991: Выступление в клубе Point в Дублине, Ирландия. Уже дома Геффен устраивает их еженедельную маркетинговую встречу, на которой обсуждаются планы на все их предстоящие релизы. Это первая крупная встреча всех ключевых фигур, видевших группу в Рокси 15‑го числа.

«Когда только начинали поднимать Нирвану, это было словно: «Вау!», каждый был ошеломлен увиденным», – говорит Лиза Гледфелтер Белл. «Я думаю, что первая встреча была нужна, чтобы договориться о выпуске не 40000 копий [альбома Nevermind], а 80000», – говорит Билл Бэннет, который в то время становился генеральным директором Геффен Рекордс.

Дэнни Голдберг говорит, что воодушевление лейбла после первого просмотра живого выступления группы дополнялось увеличением числа заказов в связи с ростом интереса розничных музыкальных магазинов. «Ожиданий было куда больше чем от обычной независимой группы», – говорит Дэнни. «Так что я думаю, если проследить за количеством заказов, то оно увеличивается в зависимости от внимания прессы. Хотя есть масса других факторов, влияющих на это».

Так же в этот день лейбл Слима Муна Kill Rock Stars выпускает одноименный сборник, включающий «Beeswax» Нирваны. Позже возникнут споры между Слимом и Кортни по поводу прав Слима на выпуск песни. Он настаивает на том, что Крис Новоселич сказал, что они отдают её ему.

«Я немного испугался, но поверил ему», – говорит Слим. «Позднее до меня стали доходить слухи, что права на самом деле принадлежат Саб Поп, но они никогда на них не притязали, я говорил с Брюсом [Паввитом], и он сказал, что это не имеет большого значение, однако жена Курта опубликовала в сети пост о том, как я ограбил Нирвану. Мне пришлось выплатить их роялти».

23 августа 1991: Вероятно, что они провели на сцене всего около сорока минут, но появление Нирваны на Ридинг Фесте в Ридинге, Англия, до сих пор обсуждается фанатами. Группа пригласила на сцену лидера Eugenius вокалиста Евгения Келли, прежде основателя одной из любимых групп Курта the Vaselines, чтобы вместе исполнить «Molly`s Lips». Нирвана так же сыграла кавер на «the End» the Doors, который посвятили Дэйву Кендэллу с MTV. Шоу печально известно очередным броском Курта в барабанную установку в конце, в этот раз обернувшимся ему вывихнутым плечом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: