План:
1. Отличие труда дошкольника от игры и учения
1. Отличие труда дошкольника от игры и учения
Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении, ребенок не создает материальных и культурных ценностей.
Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, например, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т. д.
Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А.Коменский, Дж. Локк, И.Г. Пестолоцци, К. Д.Ушинский, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С.Буре, Г. Н.Година, В. И.Логинова, В. Г.Нечаева, Д. В.Сергеева, А. Д.Шатова и др.).
|
Трудовая деятельность детей имеет свою специфику и поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Рассмотрим (Таблица №1) специфику труда детей в сравнении с игровой и учебной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).
Таблица №1. Специфика компонентов деятельности в игре, труде, учении.
Компо- нент деятель-ности | ИГРА | ТРУД | УЧЕНИЕ |
Цель | В её постановке главная роль принадлежит детям, обусловлена интересами и желаниями | Совместная (для детей и взрослых) постановка цели | Цель перед детьми ставит педагог, который руководствуется программой |
Планирование | Дети подчиняются свободному замыслу, обговаривариваемые пути развития сюжета могут изменяться. Предварительный план не обязателен | Характерно предварительный показ и обговаривание всех сторон деятельности | Занятие проводит педагог по заранее продуманному плану. Дети выполняют указания педагога |
Процесс | В процессе руководства педагог должен считаться с замыслом и интересами детей. Прямые указания могут привести к разрушению игры. Участником педагог может не быть. Общение возникает либо на основе единства замысла, либо на основе личных симпатий. Дети с помощью игрушек или предметов-заместителей изображают деятельность взрослых. Их действия носят игровой, отобразительный характер и не приводят к реальному результату. | Взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Педагог не должен отна чала и до конца выполнять работу с воспитанниками, но они должны видеть заинтересованность взрослого в достижении общей цели. Общение возникает на основе единства цели. Сотрудничество и взаимопомощь поддерживаются и поощряются педагогом. Ведущими являются предметно-орудийные действия, с помощью которых и достигается результат. | Педагог всецело направляет деят-ть детей: педагог учит – дети учатся. Усилия детей в достижении поставленной цели носят индивидуальный характер. Ведущими являются умственные действия и учебные навыки. |
Результат | Не приносит практического результата, но вызывает у детей радость, удовлетворение. Может быть завершена на любом этапе и от этого не теряет своей привлекательности. | Смысл труда состоит в получении практического результата, удовлетворяющего чью-то потребность. | Дети получают результат познавательного характера - научился. |
|
Трудовая деятельность дошкольника формируется в процессе всех видов деятельности, а именно в игровой, продуктивной и учебной, которые находятся в тесной взаимосвязи. Каждая деятельность формирует определенные элементы трудовой деятельности:
В игре ребенок учится воспроизводить
- труд взрослых и взаимоотношения в процессе труда,
|
- приобретает представления о необходимости труда, его общественной значимости и коллективном его характере.
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) способствует формированию умения:
- ставить цель,
- затрачивать определенные усилия,
- получать соответствующие результаты, которые должны сверяться с заранее поставленной целью.
В процессе учебной деятельности у ребенка формируется:
- понимание общественной значимости труда,
- умение планировать деятельность и достигать в ней результаты,
- происходит ознакомление с трудом взрослых, через рассказы, экскурсии, беседы, чтение книг и рассматривание иллюстраций.
Следовательно, овладение начальными формами труда происходит в доступных для дошкольника видах деятельности.
В практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в труде, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться». В данном примере следующие педагогические ошибки:
Во-первых, воспитатель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» - он как будто причесывается, как будто делает красивую прическу. Игра исходно появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недоступны. Если же он начнет делать все всерьез - игра пропадет.
Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда требует показа, объяснения, упражнений, повторений. Можно ли это делать в процессе игры? Конечно, нет.
В целом трудовая деятельность дошкольника имеет свои особенности, её своеобразие в том, что:
- труд ребенка тесно связан с игрой;
- труд не имеет общественно-значимого результата,
- труд служит средством развития личности ребенка, формированию нравственных качеств.
№ | Глоссарий | |
1 | Особенности трудовой деятельность дошкольника | - труд ребенка тесно связан с игрой; - труд не имеет общественно-значимого результата, - труд служит средством всестороннего развития личности ребенка, формированию нравственных качеств. |
Глоссарий | ||
Овладение начальными формами труда происходит в доступных для дошкольника видах деятельности. | ||
ИГРОВАЯ | ПРОДУКТИВНАЯ | УЧЕБНАЯ |
1. Воспроизводит - труд взрослых - отношения в труде 2.Приобретает представления - о необходимости труда - о личной и общественной значимости труда - о коллективном характере труда | 1.Постановка деятельности 2. Затрата усилий 3. Получения результатов | 1. Понимание общественной значимости труда 2.Планирование деятельности 3. Достижение результата 4. Ознакомление с трудом взрослых |
Вопросы и задания для повторения
1. В чем своеобразие трудовой деятельности дошкольника?
2. В каких видах деятельности присущих дошкольному возрасту формируется труд?
3. В чем специфика труда детей в сравнении с игровой и учебной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).
Основная литература:
1. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с. С. 13-17
2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с. С 177- 178
Дополнительная литература:
1. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитания дошкольников: учебно пособие. / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2002. – 192 с. С 150 – 160
2. Детская психология: Логические схемы: учеб.пособие для студентов учреждений среднего проф. образования, обучающихся по спец. пед. профиля / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — 2-е изд., стереотипное — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.— 252 с. — (Схемы). С. 184 – 186
3. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. Нечаева В.Г., М.: Просвещение. 1983. -207с. С. 18-29
Тема 2.2.: Особенности постановки целей, формирование мотивов, процесса планирования отношения к результатам труда у детей разных возрастных групп
План:
1. Особенности постановки целей, формирование мотивов, процесса планирования отношения к результатам труда у детей разных возрастных групп
1. Особенности постановки целей, формирование мотивов, процесса планирования отношения к результатам труда у детей разных возрастных групп
Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, результат), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны. Для того чтобы трудовая деятельность оказывала необходимое влияние на развитие личности дошкольника, необходима соответствующая организация труда и руководство им со стороны взрослого. Взрослый формирует мотивы работы (придает им смысл), соответствующие навыки и умения, обучает способам работы, обучает планированию и согласованию действий в процессе труда. Овладение начальными элементами трудовых действий способствует правильному психическому развитию ребенка и готовит его к школьному обучению.
Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из составных компонентовдеятельности (мотивация, постановка цели, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.
Мотивы: У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.
У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются, как стремление сделать что-то полезное близким людям. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится.
Мотивы могут быть разные:
- потребность в положительной оценке взрослых;
- потребность в общении со взрослым и соучастие в совместном труде со взрослыми;
- самоутверждение;
- желание чему-то научиться и интерес к процессу действий;
- общественные мотивы (приносить пользу другим) и осознание смысла, общественной важности труда.
- интерес к будущему результату;
- интерес к овладению новыми навыками;
- осознание своих обязанностей.
Потребность трудиться необходимо воспитывать. Пусть ребенок произнесет: «Я хочу», прежде чем услышит: «Ты должен». Работа разная, какая-то хорошо удается, какая-то - нет. Поэтому надо отдать ребенку ту часть работы, которую он предпочитает. Должно быть удовлетворение потребности, интереса. Но часто необходимо лавировать между «хочется» и «надо».
Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у дошкольника развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.
Трудовые действия. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть чашку, подмести, убрать постель, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.
Планирование: К трудовой деятельности относится операция планирования последовательности действий. Она отсутствует у младших дошкольников и осуществляется с помощью взрослого старшими. Простые и известные действия ребенок может планировать, может рассказать, что и за чем, он будет выполнять. Но при получении более сложного задания он испытывает затруднения. Однако при специальном обучении планированию дети овладевают этим навыком.
Сначала педагог ориентирует детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).
Планирование детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить и т. п.); намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.
Результат видят все дошкольники. Однако младшим интересен лишь сам процесс выполнения трудовых действий, старшие стремятся к получению результата.
Младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно увидеть и оценить результат своего труда. Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.
Оценка Эта операция сложна для малышей и более легко удается старшим дошкольникам. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Сначала они овладевают оценкой результата и лишь позже учатся предвидеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия.
Большое значение имеет также оценка достигнутого результата с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы. Это оказывает существенное влияние на развитие интереса к труду и формирование мотивов деятельности. С целью их формирования очень важно продемонстрировать ребенку связь между тем, что надо делать, и тем, для чего это делается, чтобы помочь дошкольнику осознать пользу его труда.
Таким образом, говорить о трудовой деятельности у младших дошкольников преждевременно, речь может идти лишь о формировании отдельных трудовых умений, действий. У старших дошкольников при некоторой условности можно допустить наличие элементов трудовой деятельности, но совершаемой вместе со взрослыми и с их помощью. Тем не менее следует отметить большую воспитательную роль даже самых простых трудовых навыков. Особенности труда дошкольников: связь с игрой, опора на помощь взрослого, отсутствие материально и общественно значимого продукта труда, нравственная мотивация труда.
№ | Глоссарий | |
Составные компоненты трудовой деятельности дошкольника | Компоненты трудовой деятельности дошкольника: мотивы, цель, планирование, результат, оценка |
Вопросы и задания для повторения
1. В чем особенности каждого компонента трудовой деятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста?
Основная литература:
1. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Буре, Р.С.М.: Мозаика-Синтез, 2011. С. 13-15
2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с.С. 178 – 180
Дополнительная литература:
1. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. В.Г. Нечаевой, М.:Просвещение, 1983.Стр. 4-18
2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: «Академия», 2001. -336с. С53 -63
3. Вольцис К. О воспитании целенаправленности у детей в процессе совместного труда//Дошкольное воспитание. -1972. - №1. - С. 13-17.