План:
1. Понятие деятельности в психолого-педагогической литературе
2. Народная педагогика о труде и отношении людей к труду.
3. Развитие вопросов трудового воспитания дошкольников в отечественной педагогике.
1. В психолого-педагогической литературе понятие деятельности играет ключевую роль.
В современном психологическом словаре деятельность определяется как активно
взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, удовлетворяющий таким образом свои потребности.
В научной литературе деятельность рассматривают как форму активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:
- совокупность, последовательность действий;
- сознательная направленность на приспособление к требованиям среды;
- значимость деятельности для существования и развития человека или общества.
Психолого-педагогические свойства деятельности наиболее полно раскрыты в следующем ее определении – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с сознанием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.
Деятельность разделяется на внешнюю и внутреннюю:
Внешняя деятельность слагается из специфических для человека действий с реальными предметами – поведением;
Внутренняя деятельность происходит посредством «умственных действий» - акта сознания.
Базовым принципом психологии и педагогике является тезис философии диалектического материализма о том, что бытие (деятельность человека) определяет сознание. Принцип единства сознания и деятельности, нашел конкретно психологическую разработку в теории деятельностиОтечественные психологи и педагоги доказали, что все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются в деятельности.Человек – социальное существо, и вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате всего человечества.
|
Общая структура деятельности подразделяется на частные подструктуры в соответствии с функциональным назначением отдельных компонентов (Схема №1):
побудительная - мотив, цель;
инструментальная - условия, средства, состав, процесс;
контролирующая – результат, оценка
Схема №1. Структурно-функциональные
|
|
|
|
В общем виде, структура любой деятельности состоит из следующих компонентов:
1. Мотив деятельности
2. Цель деятельности,
3. Планирование деятельности (условия, средства, состав)
4. Процесс деятельности
5. Результат деятельности.
6.Оценка деятельности
В научной литературе выделяют три сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека, вида деятельности - игра, учение и труд, которые классифицируются по целевой направленности и различаются по конечным результатам, продукту деятельности, по организации, по особенностям мотивации.
|
Отличие трудовой деятельности взрослого человека от двух других видов деятельности - игры и занятий в том, что предполагает преобразование окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека и создания социально значимого продукта.
Труд наделен признаками:
- сознательным предвосхищением социально ценного результата;
- сознанием обязательности достижения заданного результата;
- владением внешними и внутренними средствами деятельности;
- ориентировкой в межличностных отношениях.
В научной литературе, «труд» определяется как важнейшая человеческая ценность, которая реализуется в различных видах и формах деятельности: материальной и духовной, внешней и внутренней, индивидуальной и коллективной, умственной и физической, профессиональной и бытовой, учебной, спортивной; все формы общественно-полезной деятельности по своей сути являются трудовой деятельностью.
В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».
2. Народная педагогика о труде и отношении людей к труду.
Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду «Праздность - мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными». (см. Приложение № 1)
Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай». - А. Чехов, «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». - Л.Толстой.
|
Большое значение труду придавали К. Д. Ушинский А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский.
3. Развитие вопросов трудового воспитания дошкольников в отечественной педагогике.
Уже первый съезд по дошкольному воспитанию (1919) определил содержание труда дошкольников и требования к нему. Считалось обязательным вводить труд по самообслуживанию, работу на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами; привлекать детей к уборке комнаты, стирке. Заслугой съезда явилось то, что он сформулировал требования к организации детского труда, учитывающие особенности возраста: труд должен быть посильным и понятным по цели, доставлять детям радость; дети должны трудиться «хорошо и по возможности красиво». Были определены две ведущие задачи трудового воспитания: научить детей трудиться с радостью и приучать работать коллективно. В том же 1919 г. на конференции по теме «О трудовом начале в дошкольном учреждении» разгорелась дискуссия. Обсуждались два взгляда на трудовое воспитание дошкольников. Одна точка зрения была такова: дети в детском саду должны выполнять всю работу по поддержанию чистоты в помещении, стирке, приготовлению пищи, выращиванию овощей на огороде, т. е. возможен отказ от технического персонала. Другая точка зрения состояла в том, что труд следует вводить как воспитательный элемент и что он должен быть посильным и в небольшом объеме. Однозначного решения конференция не приняла.
На втором съезде по дошкольному воспитанию (1921) снова обсуждался вопрос о трудовом воспитании. Была выдвинута задача воспитания коллективизма в труде и игре. Ребенок должен чувствовать себя частью общего коллектива, а не самостоятельной личностью.
Дальнейшее развитие вопросы трудового воспитания получили на третьем съезде по дошкольному воспитанию (1924). Съезд был посвящен пересмотру содержания работы в дошкольных учреждениях в связи с введением программы единой трудовой школы. Было принято решение: «строить работу дошкольных учреждений исходя из задач воспитания, диктуемых классовыми интересами пролетариата, из учения о ребенке как продукте социальной среды». Предпочтение отдавалось общественному и производственному труду, подчеркивалась важность совместного труда детей и взрослых. Работник Наркомпроса Р. Прушицкая призывала оборудовать детские сады специальными станками, чтобы дети могли на них работать.
Механическое перенесение в детский сад политехнического образования привело к тому, что перестали обращать внимание на важные для детства аспекты работы. В этот период были гонения на игры в куклы, на сказку. Труд стали соотносить не с игрой, а с задачами производства. Против такого направления резко выступали А.В.Суровцева и Н.К.Крупская.
На четвертом съезде дошкольного воспитания (1929) вновь обсуждалась проблема трудового воспитания. Впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. Нужны были специальные научные исследования, которые бы доказательно ответили на многие вопросы, связанные со спецификой трудового воспитания дошкольников.
В 30-40-е гг. намечается новое направление во взглядах на трудовое воспитание: сочетание собственной трудовой деятельности ребенка с наблюдениями за трудом взрослых. Вновь поднимается вопрос о связи труда с игрой. В 1935 г. выходит книга Р.И.Жуковской «Игры и трудовые занятия в детском саду», где показана возможная и продуктивная для развития ребенка связь труда с игрой.
В годы Великой Отечественной войны трудовому воспитанию много внимания уделяли практические работники, они искали содержание и методы, которые бы отвлекали детей от тягот жизни, приносили радость. В послевоенные годы, вплоть до начала 60-х гг. проблеме трудового воспитания внимание практически не уделялось. Однако именно в это время были предприняты первые целенаправленные исследования (З.Н.Борисова, В.Г.Нечаева), которые позволили определить содержание систематического трудового воспитания и наметить в Программе детского сада (1962) подступы к трудовому воспитанию, начиная с третьего года жизни ребенка. И все же продолжалась тенденция связывать трудовое воспитание дошкольников с трудом взрослых, с наблюдениями за этим трудом. Ведущим оставался тезис, что трудовое воспитание дошкольников осуществляется только на основе ознакомления с трудом взрослых. И лишь исследования Я.З. Неверович экспериментально доказали, что знания, не соединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности.
С 1964 г. начинаются систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания (В.Г.Нечаева, Е.И.Радина, И.Лаунер, Г.Н.Година, Д.В.Сергеева, Р.С.Буре, А.Д.Шатова, В. И.Логинова, Д.О. Дзинтере и многие другие). Именно эти исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ребенка дошкольного возраста.
№ | Глоссарий | |
Деятельность | активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, удовлетворяющий таким образом свои потребности. | |
Признаки деятельности | - совокупность, последовательность действий; - сознательная направленность на приспособление к требованиям среды; - значимость деятельности для существования и развития человека или общества. | |
Компоненты структуры деятельности | 1. Мотив деятельности 2. Цель деятельности, 3. Планирование деятельности (условия, средства, состав) 4. Процесс деятельности 5. Результат деятельности. 6.Оценка деятельности | |
Отличие трудовой деятельности взрослого человека от игры и занятий | в том, что предполагает преобразование окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека и создания социально значимого продукта. | |
Признаки трудовой деятельности | -сознательное предвосхищение социально ценного результата; - сознание обязательности достижения заданного результата; - овладение внешними и внутренними средствами деятельности; - ориентировка в межличностных отношениях. | |
Виды и формы трудовой деятельности | внешней и внутренней, индивидуальный труд и коллективный, умственный труд и физический, профессиональный труд и бытовой, учебный труд, спортивный труд | |
Труд | это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей |
Вопросы и задания для повторения
1. Что такое «деятельность» и «трудовая деятельность»?
Основная литература:
1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с. С.174- 177
Дополнительная литература:
1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебное пособие. М.: МГУ, 1998. -350с. С. 103-117
Интернет-ресурсы:
https://flaminguru.narod.ru/posltrude.htm
https://aphorism-list.com/poslovica.php?page=trud1&tkposlovica=trud
ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА