Тема 1.2. Труд как деятельность.




План:

1. Понятие деятельности в психолого-педагогической литературе

2. Народная педагогика о труде и отношении людей к труду.

3. Развитие вопросов трудового воспитания дошкольников в отечественной педагогике.

 

1. В психолого-педагогической литературе понятие деятельности играет ключевую роль.

В современном психологическом словаре деятельность определяется как активно

взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, удовлетворяющий таким образом свои потребности.

В научной литературе деятельность рассматривают как форму активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:

- совокупность, последовательность действий;

- сознательная направленность на приспособление к требованиям среды;

- значимость деятельности для существования и развития человека или общества.

Психолого-педагогические свойства деятельности наиболее полно раскрыты в следующем ее определении – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с сознанием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Деятельность разделяется на внешнюю и внутреннюю:

Внешняя деятельность слагается из специфических для человека действий с реальны­ми предметами – поведением;

Внутренняя деятельность происходит посредством «умственных действий» - акта сознания.

Базовым принципом психологии и педагогике является тезис философии диалектического материализма о том, что бытие (деятельность человека) определяет сознание. Принцип единства сознания и деятельности, нашел конкретно психологическую разработку в теории деятельностиОтечественные психологи и педагоги доказали, что все психические свойства личности не только проявляются, но и формируются в деятельности.Человек – социальное существо, и вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате всего человечества.

Общая структура деятельности подразделяется на частные подструктуры в соответствии с функциональным назначением отдельных компонентов (Схема №1):

побудительная - мотив, цель;

инструментальная - условия, средства, состав, процесс;

контролирующая – результат, оценка

Схема №1. Структурно-функциональные

Процесс деятельности
компоненты деятельности

                   
   
     
         
 
 
 
 
 

 

 


условия  
результат

средства

                   
   
 
   
 
   
   
 
 
 

 


В общем виде, структура любой деятельности состоит из следующих компонентов:

1. Мотив деятельности

2. Цель деятельности,

3. Планирование деятельности (условия, средства, состав)

4. Процесс деятельности

5. Результат деятельности.

6.Оценка деятельности

В научной литературе выделяют три сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека, вида деятельности - игра, учение и труд, которые классифицируются по целевой направленности и различаются по конечным результатам, продукту деятельности, по организации, по особенностям мотивации.

Отличие трудовой деятельности взрослого человека от двух других видов деятельности - игры и занятий в том, что предполагает преобразование окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека и создания социально значимого продукта.

Труд наделен признаками:

- сознательным предвосхищением социально ценного результата;

- сознанием обязательности достижения заданного результата;

- владением внешними и внутренними средствами деятельности;

- ориентировкой в межличностных отношениях.

В научной литературе, «труд» определяется как важнейшая человеческая ценность, которая реализуется в различных видах и формах деятельности: материальной и духовной, внешней и внутренней, индивидуальной и коллективной, умственной и физической, профессиональной и бытовой, учебной, спортивной; все формы общественно-полезной деятельности по своей сути являются трудовой деятельностью.

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» тракту­ется как «целесообразная деятельность человека, направ­ленная на видоизменение и приспособление предметов при­роды для удовлетворения своих потребностей».

2. Народная педагогика о труде и отношении людей к труду.

Труду как человеческой деятельности много внимания уде­лялось в народной педагогике. Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду «Праздность - мать всех поро­ков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными». (см. Приложение № 1)

Много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях класси­ков литературы «Если хочешь, чтобы у тебя было мало вре­мени, ничего не делай». - А. Чехов, «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек со­блюсти свое человеческое достоинство». - Л.Толстой.

Большое значение труду придавали К. Д. Ушинский А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, В.А.Сухомлинский.

 

3. Развитие вопросов трудового воспитания дошкольников в отечественной педагогике.

Уже первый съезд по дошкольному воспитанию (1919) опреде­лил содержание труда дошкольников и требования к нему. Счита­лось обязательным вводить труд по самообслуживанию, работу на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами; привле­кать детей к уборке комнаты, стирке. Заслугой съезда явилось то, что он сформулировал требования к организации детского труда, учитывающие особенности возраста: труд должен быть посильным и понятным по цели, доставлять детям радость; дети должны тру­диться «хорошо и по возможности красиво». Были определены две ведущие задачи трудового воспитания: научить детей трудиться с радостью и приучать работать коллективно. В том же 1919 г. на конференции по теме «О трудовом начале в дошкольном учрежде­нии» разгорелась дискуссия. Обсуждались два взгляда на трудо­вое воспитание дошкольников. Одна точка зрения была такова: дети в детском саду должны выполнять всю работу по поддержанию чистоты в помещении, стирке, приготовлению пищи, выращиванию овощей на огороде, т. е. возможен отказ от технического персонала. Другая точка зрения состояла в том, что труд следует вводить как воспитательный элемент и что он должен быть посильным и в не­большом объеме. Однозначного решения конференция не приняла.

На втором съезде по дошкольному воспитанию (1921) снова обсуждался вопрос о трудовом воспитании. Была выдвинута зада­ча воспитания коллективизма в труде и игре. Ребенок должен чув­ствовать себя частью общего коллектива, а не самостоятельной личностью.

Дальнейшее развитие вопросы трудового воспитания получи­ли на третьем съезде по дошкольному воспитанию (1924). Съезд был посвящен пересмотру содержания работы в дошкольных уч­реждениях в связи с введением программы единой трудовой шко­лы. Было принято решение: «строить работу дошкольных учреж­дений исходя из задач воспитания, диктуемых классовыми инте­ресами пролетариата, из учения о ребенке как продукте социальной среды». Предпочтение отдавалось общественному и производ­ственному труду, подчеркивалась важность совместного труда де­тей и взрослых. Работник Наркомпроса Р. Прушицкая призывала оборудовать детские сады специальными станками, чтобы дети могли на них работать.

Механическое перенесение в детский сад политехнического образования привело к тому, что перестали обращать внимание на важные для детства аспекты работы. В этот период были гоне­ния на игры в куклы, на сказку. Труд стали соотносить не с игрой, а с задачами производства. Против такого направления резко вы­ступали А.В.Суровцева и Н.К.Крупская.

На четвертом съезде дошкольного воспитания (1929) вновь об­суждалась проблема трудового воспитания. Впервые был постав­лен вопрос о методах трудового воспитания детей. Нужны были специальные научные исследования, которые бы доказательно ответили на многие вопросы, связанные со спецификой трудового воспитания дошкольников.

В 30-40-е гг. намечается новое направление во взглядах на тру­довое воспитание: сочетание собственной трудовой деятельности ребенка с наблюдениями за трудом взрослых. Вновь поднимается вопрос о связи труда с игрой. В 1935 г. выходит книга Р.И.Жуков­ской «Игры и трудовые занятия в детском саду», где показана воз­можная и продуктивная для развития ребенка связь труда с игрой.

В годы Великой Отечественной войны трудовому воспитанию много внимания уделяли практические работники, они искали со­держание и методы, которые бы отвлекали детей от тягот жизни, приносили радость. В послевоенные годы, вплоть до начала 60-х гг. проблеме трудового воспитания внимание практически не уделя­лось. Однако именно в это время были предприняты первые целе­направленные исследования (З.Н.Борисова, В.Г.Нечаева), кото­рые позволили определить содержание систематического трудо­вого воспитания и наметить в Программе детского сада (1962) подступы к трудовому воспитанию, начиная с третьего года жизни ребенка. И все же продолжалась тенденция связывать трудовое воспитание дошкольников с трудом взрослых, с наблюдениями за этим трудом. Ведущим оставался тезис, что трудовое воспитание дошкольников осуществляется только на основе ознакомления с трудом взрослых. И лишь исследования Я.З. Неверович экспери­ментально доказали, что знания, не соединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности.

С 1964 г. начинаются систематические углубленные исследова­ния проблемы трудового воспитания (В.Г.Нечаева, Е.И.Радина, И.Лаунер, Г.Н.Година, Д.В.Сергеева, Р.С.Буре, А.Д.Шатова, В. И.Логинова, Д.О. Дзинтере и многие другие). Именно эти иссле­дования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ре­бенка дошкольного возраста.

Глоссарий
  Деятельность активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, удовлетворяющий таким образом свои потребности.
  Признаки деятельности - совокупность, последовательность действий; - сознательная направленность на приспособление к требованиям среды; - значимость деятельности для существования и развития человека или общества.
  Компоненты структуры деятельности 1. Мотив деятельности 2. Цель деятельности, 3. Планирование деятельности (условия, средства, состав) 4. Процесс деятельности 5. Результат деятельности. 6.Оценка деятельности
  Отличие трудовой деятельности взрослого человека от игры и занятий в том, что предполагает преобразование окружающего мира с целью удовлетворения потребностей человека и создания социально значимого продукта.
  Признаки трудовой деятельности -сознательное предвосхищение социально ценного результата; - сознание обязательности достижения заданного результата; - овладение внешними и внутренними средствами деятельности; - ориентировка в межличностных отношениях.
  Виды и формы трудовой деятельности внешней и внутренней, индивидуальный труд и коллективный, умственный труд и физический, профессиональный труд и бытовой, учебный труд, спортивный труд
  Труд это целесообразная деятельность человека, направ­ленная на видоизменение и приспособление предметов при­роды для удовлетворения своих потребностей

Вопросы и задания для повторения

1. Что такое «деятельность» и «трудовая деятельность»?

 

Основная литература:

1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с. С.174- 177

Дополнительная литература:

1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебное пособие. М.: МГУ, 1998. -350с. С. 103-117

Интернет-ресурсы:

 

https://flaminguru.narod.ru/posltrude.htm

https://aphorism-list.com/poslovica.php?page=trud1&tkposlovica=trud


ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: