Тема 1.1.ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы к реализации образовательной области «Труд».




МДК 02. 02.

 

Теоретические и методические основы

организации и планирования

Трудовой деятельности дошкольников

 

 

Разработано В.Л.Назаренко

 

Москва, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………..…

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР…………………………………………………………..…..

ТЕМА 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………………….

1.1.ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы к реализации

образовательной области «Труд».……………………………………………………

1.2.Труд как деятельность………………………………………………………………

ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………..

2.1.Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Отличие труда дошкольника от игры и учения.…………………………….

2.2.Особенности постановки целей, формирование мотивов, процесса

планирования отношения к результатам труда у детей

разных возрастных групп……………………………………………………

2.3.Задачи и средства трудового воспитания дошкольников. ……………………

2.4.Виды труда дошкольников.…………………………………………………….

2.5.Формы и виды организации труда детей.……………………………………

2.6.Своеобразие и содержание труда детей раннего возраста.……………………

2.7. Содержание и способы организации трудовой деятельности детей

дошкольного возраста.………………………………………………………

2.8.Педагогические условия успешной организации труда ………………………

2.9. Планирование разных видов и форм организации труда с учетом

возраста детей. Интегративный подход к планированию………………………..

2.10. Комплексно-перспективное планирование труда дошкольников.Способы

диагностики результатов трудовой деятельности с учетом возраста……..

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………….


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Теоретические и методические основы организации и планирования трудовой деятельности дошкольников» является междисциплинарным курсом профессионального модуля 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей», по специальности 050144 «Дошкольное образование».

Учебно-методическое пособие включает обзор тем, которые соответствуют рабочей программе данного курса и представлены в виде краткого конспекта лекций, в процессе изучения которых студенты знакомятся: Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы по реализации образовательной области «Труд». Своеобразием трудовой деятельностидетей дошкольного возраста, ее отличием от игры и учения. Особенностями постановки целей, формированием мотивов, процесса планирования и отношения к результатам труда у детей разных возрастных групп. Задачами и средствами трудового воспитания дошкольников. Видами и формами организации труда детей. Своеобразием содержания труда детей раннего возраста. Содержанием, способами,педагогическими условиями успешной организации труда. Планированием разных видов и форм организации труда с учетом возраста детей. Интегративным подходом к планированию и комплексно-перспективным планированием труда дошкольников. Способами диагностики результатов трудовой деятельности дошкольника с учетом возраста.

В МДК 02.02. «Теоретические и методические основы организации и планирования трудовой деятельности дошкольников» вводятся новые понятия, которые выделяются жирным шрифтом, курсивом и заносятся в таблицу глоссария*, который расположен в конце параграфа, а так же дублируется в конце пособия, но уже в алфавитном порядке в разделе глоссарий.

Учебно-методическое пособие состоит из дидактических тем, структура которых в обязательном порядке должна предваряться организационными сведениями: тема, план, обзорное содержание, глоссарий по параграфу,вопросы и задания для повторения,список литературы, глоссарий по всем темам МДК в алфавитном порядке в конце пособия.

Учебно-методическое пособие, является компонентом учебно - методического комплекса, в состав которого входит: рабочая тетрадь; методические рекомендации к практическим занятиям; методические рекомендации к самостоятельным работам.

Такие структурные компоненты учебно- методического пособия как: вопросы и задания для повторения, а так же глоссарий по всем темам МДК, могут стать основой для контрольно-оценочных средств по текущемуконтролю и промежуточной аттестации (устный и письменный опрос, тестовая база)

* Глоссарий – словарь новых терминов.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

ТЕМА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тема 1.1.ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы к реализации образовательной области «Труд».

План:

1. Связь образовательной области "Труд" с другими образовательными областями.

2. Разработанность вопросов трудового воспитания дошкольников в современной педагогике и психологии.

 

В отношении реализации образовательной области "Труд" нужно выделить следующие статьи из ФГТ:

ФГТ - это федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано 5 марта 2010 г. Вступил в силу 16 марта 2010 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. Регистрационный N 16299 (См. Приложение №1)

Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

В требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в пункте:

2.14. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд","Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка";

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. (Выписка из ФГТ)

В требованиях к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования

3.3.5. Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. (Выписка из ФГТ (стр. 12)

1. Связь образовательной области «Труд» с другими образовательными областями:

Познание формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей
Социализация формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых
Художественное творчество использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащениясодержания области «Труд»
Музыка использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащениясодержания области «Труд»
Коммуникация развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых
Безопасность формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности
Чтение художественной литературы использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей
Физическая культура развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда

4. Разработанность вопросов трудового воспитания дошкольников в современной педагогике и психологии.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.

Вопросы творческого отношения дошкольников к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизации учебно-познавательной деятельности освещены в трудах ученых Ю.К. Бабанского, Р.С.Буре, А.Я. Журкиной, В.М. Коротова, Л.В. Куцаковой, В.И. Логинова, Я.И. Неверович, В.Г.Нечаева, Е.И.Радина, Т.И. Шамовой, и др. Они находят практическую реализацию в работе образовательных учреждений на современномэтапе.

В работах ведущих психологов получила более четкое решение проблема личности, значение деятельности в процессе ее формирования (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

К настоящему времени:

- определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.);

- выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова);

- изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.);

- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова);

- исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).

А. В. Запорожец писал:

"Центральным звеном всей этой системы

(имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников),

как бы связывающим в единый узел

всю образовательно-воспитательную работу детского сада,

должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников,

которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка

основы активной жизненной позиции,

понимания своих обязанностей и

готовности выполнять эти обязанности".

На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание

В. А. Сухомлинский:

"Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех,

осознание своей умелости и значимости выполняемой работы,

возможность доставлять радость другим".

Глоссарий
  Цель образовательной области "Труд" формирования положительного отношения к труду.
  Задачи образовательной области "Труд" - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Вопросы и задания для повторения

1. Назовите цели и задачи образовательной области «Труд»

2. Как связана образовательная область «Труд» с другими областями?

3. Назовите ученых, которые занимались вопросами трудового воспитания дошкольников, какие стороны трудового воспитания они изучали?

Основная литература:

1. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с.

3. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду / Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 90 с.

4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации

Дополнительная литература:

1. Жукова, Р.В. Трудовое воспитание. Разработка занятий. Подготовительная группа / Р.В. Жукова. – М.: Корифей, 2009. – 112 с.

2. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 144 с.

3. Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

4. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.

 

Интернет-ресурсы:

1. https://ldv.metodcenter.edusite.ru/p206aa1.html

2. https://www.detskiysad.ru/trud/doshkolni.html"Воспитание дошкольника в труде". Под ред. В. Г. НечаевойИзд-во «Просвещение», М., 1974 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: