МДК 02. 02.
Теоретические и методические основы
организации и планирования
Трудовой деятельности дошкольников
Разработано В.Л.Назаренко
Москва, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………..…
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР…………………………………………………………..…..
ТЕМА 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………………….
1.1.ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы к реализации
образовательной области «Труд».……………………………………………………
1.2.Труд как деятельность………………………………………………………………
ТЕМА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………..
2.1.Своеобразие трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Отличие труда дошкольника от игры и учения.…………………………….
2.2.Особенности постановки целей, формирование мотивов, процесса
планирования отношения к результатам труда у детей
разных возрастных групп……………………………………………………
2.3.Задачи и средства трудового воспитания дошкольников. ……………………
2.4.Виды труда дошкольников.…………………………………………………….
2.5.Формы и виды организации труда детей.……………………………………
2.6.Своеобразие и содержание труда детей раннего возраста.……………………
2.7. Содержание и способы организации трудовой деятельности детей
дошкольного возраста.………………………………………………………
2.8.Педагогические условия успешной организации труда ………………………
2.9. Планирование разных видов и форм организации труда с учетом
возраста детей. Интегративный подход к планированию………………………..
|
2.10. Комплексно-перспективное планирование труда дошкольников.Способы
диагностики результатов трудовой деятельности с учетом возраста……..
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………….
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Теоретические и методические основы организации и планирования трудовой деятельности дошкольников» является междисциплинарным курсом профессионального модуля 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей», по специальности 050144 «Дошкольное образование».
Учебно-методическое пособие включает обзор тем, которые соответствуют рабочей программе данного курса и представлены в виде краткого конспекта лекций, в процессе изучения которых студенты знакомятся: Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы по реализации образовательной области «Труд». Своеобразием трудовой деятельностидетей дошкольного возраста, ее отличием от игры и учения. Особенностями постановки целей, формированием мотивов, процесса планирования и отношения к результатам труда у детей разных возрастных групп. Задачами и средствами трудового воспитания дошкольников. Видами и формами организации труда детей. Своеобразием содержания труда детей раннего возраста. Содержанием, способами,педагогическими условиями успешной организации труда. Планированием разных видов и форм организации труда с учетом возраста детей. Интегративным подходом к планированию и комплексно-перспективным планированием труда дошкольников. Способами диагностики результатов трудовой деятельности дошкольника с учетом возраста.
|
В МДК 02.02. «Теоретические и методические основы организации и планирования трудовой деятельности дошкольников» вводятся новые понятия, которые выделяются жирным шрифтом, курсивом и заносятся в таблицу глоссария*, который расположен в конце параграфа, а так же дублируется в конце пособия, но уже в алфавитном порядке в разделе глоссарий.
Учебно-методическое пособие состоит из дидактических тем, структура которых в обязательном порядке должна предваряться организационными сведениями: тема, план, обзорное содержание, глоссарий по параграфу,вопросы и задания для повторения,список литературы, глоссарий по всем темам МДК в алфавитном порядке в конце пособия.
Учебно-методическое пособие, является компонентом учебно - методического комплекса, в состав которого входит: рабочая тетрадь; методические рекомендации к практическим занятиям; методические рекомендации к самостоятельным работам.
Такие структурные компоненты учебно- методического пособия как: вопросы и задания для повторения, а так же глоссарий по всем темам МДК, могут стать основой для контрольно-оценочных средств по текущемуконтролю и промежуточной аттестации (устный и письменный опрос, тестовая база)
* Глоссарий – словарь новых терминов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ТЕМА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тема 1.1.ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы к реализации образовательной области «Труд».
|
План:
1. Связь образовательной области "Труд" с другими образовательными областями.
2. Разработанность вопросов трудового воспитания дошкольников в современной педагогике и психологии.
В отношении реализации образовательной области "Труд" нужно выделить следующие статьи из ФГТ:
ФГТ - это федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" Опубликовано 5 марта 2010 г. Вступил в силу 16 марта 2010 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г. Регистрационный N 16299 (См. Приложение №1)
Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
В требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в пункте:
2.14. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд","Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка";
4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. (Выписка из ФГТ)
В требованиях к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
3.3.5. Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. (Выписка из ФГТ (стр. 12)
1. Связь образовательной области «Труд» с другими образовательными областями:
Познание | формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей |
Социализация | формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых |
Художественное творчество | использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащениясодержания области «Труд» |
Музыка | использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащениясодержания области «Труд» |
Коммуникация | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых |
Безопасность | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности |
Чтение художественной литературы | использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей |
Физическая культура | развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда |
4. Разработанность вопросов трудового воспитания дошкольников в современной педагогике и психологии.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
Вопросы творческого отношения дошкольников к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизации учебно-познавательной деятельности освещены в трудах ученых Ю.К. Бабанского, Р.С.Буре, А.Я. Журкиной, В.М. Коротова, Л.В. Куцаковой, В.И. Логинова, Я.И. Неверович, В.Г.Нечаева, Е.И.Радина, Т.И. Шамовой, и др. Они находят практическую реализацию в работе образовательных учреждений на современномэтапе.
В работах ведущих психологов получила более четкое решение проблема личности, значение деятельности в процессе ее формирования (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
К настоящему времени:
- определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.);
- выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова);
- изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.);
- рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова);
- исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).
Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).
А. В. Запорожец писал:
"Центральным звеном всей этой системы
(имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников),
как бы связывающим в единый узел
всю образовательно-воспитательную работу детского сада,
должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников,
которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка
основы активной жизненной позиции,
понимания своих обязанностей и
готовности выполнять эти обязанности".
На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание
В. А. Сухомлинский:
"Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех,
осознание своей умелости и значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим".
№ | Глоссарий | |
Цель образовательной области "Труд" | формирования положительного отношения к труду. | |
Задачи образовательной области "Труд" | - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. |
Вопросы и задания для повторения
1. Назовите цели и задачи образовательной области «Труд»
2. Как связана образовательная область «Труд» с другими областями?
3. Назовите ученых, которые занимались вопросами трудового воспитания дошкольников, какие стороны трудового воспитания они изучали?
Основная литература:
1. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.
2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
3. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду / Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 90 с.
4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации
Дополнительная литература:
1. Жукова, Р.В. Трудовое воспитание. Разработка занятий. Подготовительная группа / Р.В. Жукова. – М.: Корифей, 2009. – 112 с.
2. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 144 с.
3. Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
4. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.
Интернет-ресурсы:
1. https://ldv.metodcenter.edusite.ru/p206aa1.html
2. https://www.detskiysad.ru/trud/doshkolni.html"Воспитание дошкольника в труде". Под ред. В. Г. НечаевойИзд-во «Просвещение», М., 1974 г.