Тема 2.4: Виды труда дошкольников.




План:

1. Виды труда дошкольника их особенности и содержание в разных возрастных группах

2. Содержание педагогической работы по ознакомлению детей с трудом взрослых.

1. Виды труда дошкольника их особенности и содержание в разных возрастных группах

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Различают четыре вида труда дошкольников:

а)самообслуживание;

б) хозяйственно-бытовой труд;

в) ручной труд.

г)труд в природе;

а) Труд по самообслуживанию формирует культуру быта это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.

В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе:

- подготовка рабочего места перед началом рисования;

- уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг.

Научившись самообслуживанию, ребенок приобретаетопределенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.

 

Самообслуживание
Возраст Содержание работы
  3-4 года   Дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться в опреде­ленной последовательности: надевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы и прочие застежки Учатся замечать непорядок в своем внешнем виде (мыть руки и лицо, вовремя пользоваться носовым платком и пр.).
  4-5 лет Продолжают учиться самостоятельно одеваться и раздеваться. Стараются быть всегда аккуратными и опрятными. Учатся чис­тить свою одежду щеткой. Не забывают просушивать варежки, одежду, обувь (по необхо­димости). Учатся умываться, чистить зубы. Учатся подготавливать и убирать рабочее место.
  5-7 лет Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно хра­нят свою одежду и обувь, приводят ее в порядок. Любят быть опрятными. Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Берегут личные вещи. Стирают свои мелкие вещи (носовой платок, носки, трусики). Умеют умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело. Убирают свою постель. Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать ра­бочее место.

б) Хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность, проходит в содружестве взрослого и ребенка, как совместная деятельность.Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

Хозяйственно-бытовой труддетей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т. п. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важна положительная оценка, похвала.

Дети среднего и старшего дошкольного возрастаспособны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься:

- уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель);

-уборкой участка (сгребать снег, убирать листья);

- принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста);

- в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу. Содержанием этого вида труда являются: труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др.

 

Хозяйственно – бытовой труд
Возраст Содержание работы
    3-4 года   Дети старательно выполняют поручения (убрать игрушки, посо­бия после занятий; собрать листочки и пр.). Приучаются соблюдать чистоту и порядок вокруг себя. Помо­гают взрослым, уважительно относятся к их труду. Учатся дежурить по столовой (расставлять салфетницы, хлебни­цы, раскладывать ложки).
    4-5 лет Приучаются поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (мыть, протирать, убирать игрушки, инвентарь, пособия). Стараются помогать взрослым в уборке помещений и участка, в стирке, ремонте пособий, книг, игрушек. Учатся самостоятельно дежурить по столовой, выполнять обя­занности по подготовке материалов к занятиям. Уважительно относятся к труду, к тем, кто трудится, к результа­там их труда.
    5-7 лет Приучаются поддерживать порядок в помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, раскладывать игрушки, пособия). Выполняют обязанности дежурных. Занимаются стиркой. Самостоятельно подметают, очищают дорожки, поливают песок. Стараются помогать малышам. Уважают тех, кто трудится, бережно относятся к результатам их труда.

 

 

в) Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Отдельные элементы ручного трудаможно вводить уже в младших группах. При этом участиевзрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детейэтого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственнойдеятельности. Мотивация труда – сделать подарок другу, маме и др.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людёй, создавая для них подарки. Ручной труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Ручной труд
Возраст Содержание работы
    3-4 года   Дети помогают воспитателю подклеивать книги, коробки (нама­зывать клейстером, придерживать для лучшего склеивания). Любят рассматривать природный материал (листья, шишки, ка­мушки и пр.);сортировать его по виду, цвету, величине, форме.
    4-5 лет Вместе с воспитателем дети занимаются ремонтом книг, "коро­бок, атрибутов, игрушек. Сортируют природный материал, раскладывают по коробкам. Учатся тонировать бумагу для рисунков, аппликаций.
    5-7 лет Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, ко­робок, атрибутов). Пришивают петли к новым полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельнос­ти (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание эле­ментов из пластиковых бутылок и пр.).

 

 

г) Труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

В младших группах внимание детей привлекают к растениям и животным. Уход за растениями и животными. Опыты с растениями.

Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.

Обязанности детей старшего дошкольного возрастазначительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает.

Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение.

Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.

Во-вторых, труд детей в природе создает благоприятный для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.В процессе труда дошкольник учится подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют не сложными способами выращивания растений, ухода за животными, научаться наблюдать природу и видеть ее красоту.

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

Труд в природе имеет свои особенности. Результатом этого труда может быть материальный продукт(выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому необходима особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Отсутствие этих факторов может привести к гибели живого.

Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

 

Труд в природе
Возраст Содержание работы
    3-4 года   Дети проявляют интерес к жизни растений и животных. Любят помогать взрослым ухаживатьза ними. Учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей.
    4-5 лет Любят наблюдать за жизнью растений и животных; проявляют за­боту о них; протестуют против неправильного обращения с ними. Умеют самостоятельно поливать растения, помогают воспитате­лям кормить птиц, животных (насыпать, раскладывать корм в кор­мушки, наполнять поилки). Помогают воспитателям пересаживать комнатные растения, вы­ращивать зелень для корма птиц и животных, наполнять свежей во­дой аквариум, мыть камушки и пр.
    5-7 лет Любят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеять семена, поливать растения, собирать урожай); Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь. Любят все живое; с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них, протестуют против неправильного обращения с растениями и животными и встают на их защиту. Умеют перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, собирать урожай, выкапывать луковицы и клубни цветов. С помощью взрослого высевают Умеют мыть, нарезать, раскладывать корм для животных, собирают плоды и семена для подкормки птиц, кормят зимующих птиц Следят за чистотой и хранением инвентаря семена, сажают корнеплоды, выращивают и высаживают рассаду; занимаются черенкованием растений, пересадкой из грунта в горшки.

 

1. Содержание педагогической работы по ознакомлению детей с трудом взрослых

В дошкольные годы дети проявляют большой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чисто­ты и порядка, уходу за растениями.

Для создания положительного отношения и привычки к тру­ду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрос­лых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Но воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать примеры поведения взрослых.

Возможны различные пути:

первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значе­ния;

второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной дея­тельности взрослых и детей.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уваже­ние к труду взрослых, научить ценить его, развить интерес и любовь к труду.

Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии (организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и т. д. Детям показывают приготов­ление пищи, стирку белья, ремонт и пошив, одежды, уборку, участка, ремонт мебели и игрушек и т. п.) Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитатель­ном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому пове­дению взрослых.

Необходимо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все что возможно с гигиенической и педа­гогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает же­лание самим действовать, подражая взрослым.

Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т. п.), а также различные действия меди­цинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать.

Детям 3-4 лет самим трудно ещё извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда ребенок 3-4 лет имеет возможность сам активно действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать. Например, во время утренней уборки няня поручает детям принести в маленькой лейке воду, протереть листья растений или игрушку и т. д. Няня выступает не просто организатором детского труда, она трудится вместе с детьми, выполняет основную часть работы, более сложные дела. В младшей группе вовлечение, детей в труд взрослого, прежде всего, сказывается на усвоении умений.

Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и в беседах) внимание де­тей на таких его сторонах, как организованность работы, ответ­ственность, коллективная слаженность и т. п. Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекаю­щий за стенами детского сада.

Труд, характерный для определенной местности, часто про­текающий на виду у детей, составляет ту среду, из которой дети могут постоянно черпать образцы для подражания. В труде часто принимают участие родители и другие близкие детям люди, это усиливает впечатления детей, полученные в детском саду.

При отборе видов труда для совместной деятельности взрос­лых и детей необходимо руководствоваться следующими прин­ципами:

1. Труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым. Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в при­роде, в труде по обслуживанию игр и занятий и т.д.

2. Намечая дела для совместного труда взрослого и детей, важно учитывать соответствие работы общепедагогическим принципам и требова­ниям гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующей, большой нагрузки, неудобных поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, однообразных действий.

3. В труде должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность взрослых и детей с известным разделением функций каждого участника. В работе должны быть более сложные или более трудоемкие операции, которые по силам де­тям дошкольного возраста.

При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что, обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают от­рывочные, поверхностные сведения, мало, воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

Содержание работы по ознакомлению детей с трудом взрослых
Возраст Содержание работы
    3-4 года   Дети знают, что все люди трудятся. Уважительно относятся к тем, кто работает (заботится о детях, делает вещи, игрушки, мебель и прочие предметы). Знакомятся с предметами ближайшего окружения; бережно от­носятся к ним; любуются, выделяя ярко выраженные свойства и ка­чества (красивое платье, чашка, ковер и т. д.). Испытывают благодарность к людям, выполняющим нужные для детей дела (няня моет пол). С помощью взрослого устанавливают связь между целью и ре­зультатом трудового процесса. («Вот как много грязной посуды в мой­ке. Надо ее помыть... А теперь, когда няня помыла посуду и она ста­ла чистой, блестящей, красивой, ее можно поставить в шкаф».) В процессе игр и в повседневной жизни подражают взрослым (наводят порядок в кукольном уголке, аккуратно завязывают шарф сверстнику и т. п.)
    4-5 лет Дети продолжают узнавать о труде людей, о некоторых профес­сиях. Уважают тех, кто трудится. Понимают цель их труда (няня в детском саду заботится о детях). Уважают труд дворника (не сорят). Стараются помогать взрослым в их повседневном труде. Продолжают знакомиться с предметами ближайшего окружения, их названиями, назначением; материалами, из которых они сделаны; свойствами, качествами, особенностями строения, способами исполь­зования, правилами обращения с предметами. Узнают о значимости бытовой техники. Любуются красотой пред­метов, оригинальностью формы; устанавливают связь между назначе­нием предмета и материалами, из которых он сделан; классифици­руют предметы (посуда, мебель). Бережно относятся к окружающим их разнообразным предметам. Имеют представления о структуре трудового процесса. Выделяют цель, трудовые действия и результат. Знают, что цель труда определя­ет, какие необходимо взять предметы, материалы, инструменты для выполнения трудовых действий и получения результата (чтобы подкле­ить порвавшуюся коробку, нужно взять бумагу, ножницы, кисточку, клей, вырезать квадратики, намазать клеем и приклеить к уголкам коробки). Стараются научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым. Стремятся подражать труду взрослых в сю-жетно-ролевых играх и в повседневной жизни.
    5-7 лет Дети расширяют представления о разных видах труда (производ­ственного: строительство, сельское хозяйство; непроизводственного: шко­ла, больница, театр); о том, что труд—это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности; чело­век использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчаю­щие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество. Понимают значимость труда людей в непроизводственной сфе­ре (учитель, инженер). Получают обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. (Как хлеб на нашем столе появился?Кто построил этот дом?) Самостоятельно приобре­тают знания о труде людей из разных источников (книги, телевиде­ние, рассказы взрослых и т. д.). Знают правила обращения с инструментами и бытовой техникой. Уточняют представления о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Узнают об истории кораблестроения, самолето­строения, ракетостроения и пр. Имеют общие представления о труде взрослых (труд—основа жиз­ни и благосостояния каждого человека страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства). Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, созда­ющим разнообразные предметы и ценности. Стремятся оказывать по­мощь взрослым, проявляют заботу о них и внимание к их работе. Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вы­членять ее компоненты, выстраивая схему трудового процесса. (Си­туация — пролитый кисель на полу. Цель и мотив (что надо сделать и для чего). Надо протереть пол, чтобы никто не поскользнулся. Отбор средств для работы (что для этого нужно). Надо взять необходимое оборудовани. Результат. Стало чисто.) Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотноше­ний людей труда, о культуре труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд

 

Ознакомление детей с трудом взрослых направлено на подчеркивание значения труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы. (см. Схема №1)

Схема №1

Глоссарий
  Виды труда дошкольника самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд.
  Содержание и воспитательное значение труда по самообслужива- нию Содержанием является: приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место. Направленно на обслуживание самого себя, готовность сделать все необходимое без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
  Содержание и воспитательное значение хозяйственно - бытового труда Содержанием являются: труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Имеет общественную направленность, а так же может использовать в самообслуживании.
  Содержание и воспитательное значение труда в природе Содержанием являются: уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
  Содержание и воспитательное значение ручной и художественный труд Содержанием являются: изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Направлен на удовлетворение эстетических потребностей дошкольника, способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.

 

Вопросы и задания для повторения

1. Перечислите виды труда дошкольника?Решение, какихобразовательных и воспитательных задач решаются через организацию данных видов труда?

2. Перечислите содержание каждого вида труда дошкольника?

3. Назовите содержание педагогической работы по ознакомлению детей с трудом взрослых?

Список литературы:

3. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. Козлова С.А., Куликова Т.А., М.: Академия, 2009. С. 180-186.

Дополнительная литература:

1. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с. С. 8-12.

2. Логинова В., Мотирина Л. Формирование представления о труде взрослых//Дошкольное воспитание. - 1970. - №10. - С. 56-63.

3. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. Нечаева В.Г., М.: Просвещение. 1983. -207с. С. 30 - 48

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: