Тема 2.8.: Педагогические условия успешной организации труда




План:

а) создание в группе трудовой атмосферы

б) учет индивидуальных интересов

в) подбор оборудования для труда детей

г) систематичность и равномерность включение каждого ребенка в труде

д) учет нагрузки на ребенка

Для того чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать условия:создать в группе трудовую атмосферу, учитывать индивидуальные интересы, подбирать оборудование для труда, систематически и регулярно включать каждого ребенка в труд, учитывать нагрузку на ребенка.

а) создание в группе трудовой атмосферы

Для того чтобы дети трудились с удовольствием необходим эмоционально-положительный настрой. Педагог создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольстви­ем, не останавливаются пред трудностями, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо исполь­зовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон с любимыми песнями детей или со спокой­ной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка группо­вой комнаты перед праздником). Музыка не должна зву­чать громко. Она должна быть фоном для создания хоро­шего настроения. К сожалению, воспитатели недооценива­ют этот важный фактор при организации труда детей.

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с деть­ми трудятсяродители. Поэтому пригла­шение родителей для участия в уборке помещения, озелене­нии участка, изготовлении елочных игрушек и маскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, что­бы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, что­бы каждый ребенок знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.

Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуж­дениерезультатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализован­ной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам - значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество по­добных наград. Наградой для всех может быть и общее чае­питие. Красиво расставленные и сервированные столы, цве­ты и вкусные булочки, которые «специально для нас испекла повар Татьяна Михайловна» создадут атмосферу праздника.

Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена тру­довой деятельностью: к занятию надо приготовить рабочее место; закончив игру, убрать за собой иг­рушки; каждый день приготовлять ко сну и убирать после сна постель; аккуратно складывать одежду, приводить в порядок свой внешний вид. Все это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют все эти дела его воспитан­ники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Если в группе установлен постоянный порядок, то в таких условиях легче заметить любое его нарушение и детям не приходится напоминать, подсказывать, требовать, ибо у них легко формируется правильный навык, уважение к правилу: «Каж­дой вещи — свое место».

Очень важно учитывать нагрузку, которую может испы­тать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегру­жать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слиш­ком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в од­ной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к тру­ду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подхо­дят для серьезной работы.

б) учет индивидуальных интересов

Условием, поддерживающим у детей желание трудить­ся, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и оста­ется предметом дискуссий для специалистов. Нужно ли при­нимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимости от исход­ной методологической позиции. Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно по­казывать ребенку преимущество, которым обладает чело­век, умеющий многое и не отказывающийся от любого тру­да. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в уме­нии педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.

Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А. С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня. Труд для дошкольника - полезная и важная деятель­ность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное разви­тие; способствует воспитанию эстетических чувств, нрав­ственных качеств, влияет на развитие самооценки.

в) подбор оборудования для труда детей

Условием, обеспечивающим воспитательный успех тру­довой деятельности, являетсяорганизация материальной среды и трудового оборудования. (см. Приложение №1) Существуют определен­ные требования к трудовому оборудованию - к их разме­ру, материалу, окраске - и к организации труда дошколь­ников. С точ­ки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способ­ствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей. Конечно, можно сказать ребенку: «Подожди, сей­час Сережа покопает, а потом отдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будут заниматься остальные дети. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает ин­терес к труду. Надо, если это возможно, использовать бытовую технику. Прежде чем дети начнут применять обо­рудование, следует обучить их соответствующим спосо­бам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затем показать способ действия. И только после этого объявлять о начале работы.

Немаловажное значение имеет и наличие удобного оборудо­вания для труда, соответствующего возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает жёлание трудиться. Подбирая оборудование, воспитатель непре­менно учитывает возраст и содержание труда детей своей группы. Так, в младших группах, где дети только начинают прини­мать некоторое участие в труде, возможно использование пред­метов труда, имеющих сходство с игрушкой.

Для малышей нужен особенно удобный инвентарь. Так, рас­кладывая ложки, кисточки, карандаши, дети часто роняют их на пол, если воспитатель не приобретет для них небольшие подносы, стаканчики (небьющиеся) и не научит ими пользоваться.

Предлагая детям среднего возраста собирать листья и относить их на носилках в отведенное место, следует сразу предусмотреть, чтобы ветер не сдувал их с носилок (например: легкая рама, затянутая металлической сеткой, которая кладется на носилки сверху).

Для старших детей оборудование должно помочь им по­лучить реальный результат. Не следует давать детям лопаты, которыми нельзя, допустим, вскапывать землю или сгребать снег. Пользуясь такой лопатой, они затратят много усилий и не полу­чат видимого результата. Желание трудиться пропадает.

Необходимо также продумать наличие предметов труда, позво­ляющих детям приводить себя в порядок: щетки для обуви, одежды, небольшие венички для сметания снега с валенок, дру­гие - с одежды; иголки и нитки, пуговицы разного размера и цвета и т. д.

Большую заботу проявляет воспитатель и о размещении обо­рудования. Надо разместить его, так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Совершенно не обязательно располагать все оборудование на виду; достаточно, чтобы дети знали, где что лежит, и могли самостоятельно пользоваться оборудованием, чистить или.выти­рать его после работы. Тогда в процессе овладения трудовыми умениями одновременно будет приобретаться и навык использова­ния и ухода за предметами труда.

Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

г) систематичность и равномерность включение каждого ребенка в труд

Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитаний возможно при условии систематического включения ребенка трудовую деятельность.

Воспитатель организует труд детей в трех основных формах:в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.

В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших и средних группах в наибольшей мере используются поручения, в старших труд все чаще приобретает коллективный характер.

Систематическое участие детей в труде достигается разными способами:

- дети поочередно дежурят по столовой и выпол­няют поручения (стирают кукольное белье, вытирают полки от пыли и т: д.), что позволяет еженедельно включать детей в хозяйственно-бытовой труд.

- подбирают определенной культуры для огорода и цветника создает условия для работы по уходу зарастениями, а. наличие животных в уголке природы предоставля­ет возможность организовать дежурства, обеспечивая участи каждого ребенка в уходе за обитателями уголка.

- очень рано труд по самообслуживанию становится ежедневной обязанностью старших дошкольников.

- ручной труд - будет систематичным, если его проведение планируется еженедельно, организуется в форме; общих поручений, а также в быту детского сада. Так, участвуя то в одном, то в другом виде труда, старший дошкольник получает возможность ежедневно трудиться.

Организация труда детей старших групп

Форма организации Частота проведения Число участников Примерная продолжительность
Индивидуальные поручения ежедневно по усмотрению воспитателя 20 мин
Общие поручения ежедневно не менее двух от 2—3 до 5—6 детей 20—35 мин
Дежурства*      
а) по столовой ежедневно два ребенка 20 мин
б) по подготовке к занятиям ежедневно два ребенка 10—15 мин
в) по уголку природы ежедневно два ребенка 15—20 мин
Труд всей группы один раз в неделю вся группа до 30 мин

* На усмотрение воспитателя могут иметь место и другие виды дежурств. При этом следует учитывать, что обязанности дежурных должны служить удовлетворению нужд группы.

 

Нередко к труду привлекаются дети более самостоятель­ные, организованные, не требующие дополнительного внимания педагога, дети стеснительные, неуверенные в себе, рассеянные или неорганизованные намного реже выполняют трудовые пору­чения. Это приводит к неравномерному формированию навыков.

Однако доказано, что даже самые неорганизованные дети проявляют большую настойчивость и дисциплинированность при выполнении поручений взрослого. Именно такие дети хорошо справляются с заданием, так как оно дает им возможность про­явить свою активность, занять себя полезной деятельностью.

Для того чтобы к участию в труде привлекались все дети, воспитателю следует по возможности заранее, намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах, а если необходимость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе.

В старших группах воспитатель еженедельно планирует орга­низацию коллективного труда всех детей (в групповой комнате или на участке).

д) учет нагрузки на ребенка

Труд детей в детском саду ни в коей мере не подменяет труда взрослых. Каждый педагог понимает, что объем работы, которую могут выполнить дети, незначителен по фактической значимости. Одна­ко он оценивает результат их труда не по объему, а по тому от­ношению, которое дети проявили в труде: насколько они были старательны, прилежны, как откликнулись на предложение по­мочь няне, сумели ли довести дело до конца. Таким образом, в труде наибольшее значение имеет формирование нравственных качеств личности.

В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, ибо труд как дея­тельность всегда сопряжен с приложением усилий. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости" (Е. А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду.

Следовательно, формиро­вание правильных представлений о труде возможно только при условии, если предлагаемая детям работа будет связана с преодолением усилий. Постоянная недостаточная нагрузка приво­дит к тому, что ребенок, легко справляясь с предложенным де­лом, не ощущает усилия; так он привыкает трудиться без напря­жения. И когда нужно выполнить более сложное задание, ребенок оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы. Он оставля­ет работу незаконченной, интерес к ней пропадает при столкнове­нии с малейшим затруднением.

Вместе с тем нельзя допускать и слишком большой нагрузки. Перегрузка в труде вызывает у детей быстрое утомление, в связи, с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, они отказываются выполнять задание до конца или снова включиться в труд через некоторое время.

Нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать детям работу, с которой бы они справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись. Выполняя такое задание, ребенок получает правильное представление о труде, учится справляться с трудностями, радуется результату. Это побуждает его в сле­дующий раз снова к преодолению трудностей, формирует уверен­ность в своих силах, устойчивое внимание к делу. Поэтому вос­питателю необходимо пристально наблюдать за деятельностью детей, отмечая наступление утомления, о чем нередко свиде­тельствует снижение темпа деятельности, появление частых оста­новок, моментов отвлечения, снижение интереса, а в особо нагру­зочных видах, труда - покраснение лица, потливость, частое дыхание.

Видами труда, в которых в наибольшей мере чувствуется фи­зическая нагрузка, являются уборка снега и вскапыва­ние земли (для детей старшего дошкольного возраста).

Формируя правильные навыки работы со снегом и по вска­пыванию земли, надо организовывать труд детей так, чтобы в нем участвовало несколько детей. При этом создается возмож­ность менять характер их работы, например: сначала одни сгре­бают снег, другие накладывают его на санки, третьи увозят к месту постройки. Через 8-10 минут дети меняются местами. Это позволяет дать отдых тем, кто сгребал снег, переменить дея­тельность каждого, что служит некоторым отдыхом.

Очень важноучитывать нагрузку, которую может испы­тать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегру­жать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слиш­ком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в од­ной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к тру­ду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подхо­дят для серьезной работы.

В практике можно наблюдать недостаточный контроль за детьми, участвующими в труде. Воспитатели часто полагаются на детей: устанут - перестанут работать. Однако большая увлеченность детей работой, желание получить порой больший по сравнению с другими результат часто приводит к тому, что ребе­нок, перенапрягая свои силы, быстро утомляется.

Утомление вызывается интенсивностью труда, темпом и дли­тельностью работы. Интенсивность нередко зависит от наличия умений и навыков. Так, в период, когда ребенок только еще овла­девает необходимыми умениями, он часто останавливается, при­спосабливается к данному труду, слушает объяснения воспита­теля, наблюдает за работой товарищей. Такие перерывы служат некоторым отдыхом от физической нагрузки, интенсивность тру­да, оказывается невысокой, и его продолжительность меньше влияет на наступление утомления. Ребенок, овладевший необхо­димыми навыками, может работать очень энергично, затрачивая гораздо больше физических сил по сравнению с другим, который хотя и имеет навыки, но работает вяло, часто отвлекается. По­этому интенсивность труда у детей оказывается различной.

Особого внимания требуют к себе легковозбудимые дети, они начинают обычно работать в быстром темпе, но через корот­кий промежуток времени останавливаются, отвлекаются от дела. Замечания взрослого действуют на них отрицательно: они плачут, проявляют негативизм, и, наоборот, поощрение побуждает их действовать более сосредоточенно, а разъяснение того, что надо работать спокойнее, не спеша, помогает нормализовать темп их деятельности.

Некоторые дети требуют к себе внимания по другим причи­нам: энергичные и инициативные, они работают в очень высоком темпе, не отвлекаясь и не останавливаясь. Несмотря на явную усталость, они отказываются прекращать работу или отдыхать. Надо стремиться снизить темп их деятельности или ограничить ее продолжительность. Другие дети работают медленнее, хотя и не отвлекаются, их следует учить работать энергичнее.

Учет особенностей деятельности детей помо­жет воспитателю руководить процессом труда, создавая у них желание, прилагать усилия, преодолевать трудности, работать в бодром равномерном темпе. При этих условиях нагрузка в труде становится для детей наиболее соответствующей их силам и особенностям.

Глоссарий
  Условия организации детского труда а) создание в группе трудовой атмосферы б) учет индивидуальных интересов в) подбор оборудования для труда детей г)систематичность и равномерность включение каждого ребенка в труд д) учет нагрузки на ребенка

Вопросы и задания для повторения

1. Назовите условия организации труда дошкольника и их педагогическую сущность?

Основная литература:

1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с. С 195 - 199

Дополнительная литература:

1. Воспитание дошкольника в труде/В.Г. Нечаева, Р.С., Б.С. Буре. – М.: Просвещение, 1983.-207с., С. 142-148

2. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с. С.62-68

3. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с. С. 116-118

4. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. Нечаева В.Г., М.: Просвещение. 1983. -207с. С. 142-147

 

 


Тема 2.9: Планирование разных видов и форм организации труда с учетом возраста детей. Интегративный подход к планированию.

План:

1. Планирование разных видов и форм организации трудас учетом возраста детей.

2. Интегративный подход к планированию.

 

1. Планирование разных видов и форм организации трудас учетом возраста детей.

В каждой возрастной группе в начале года воспитатель распреде­ляет детей на подгруппы, учитывая при этом их склонности, способ­ности, психологические особенности, симпатии, уровень навыков и умений. Ребятам старшей и подготовительной к школе групп предла­гает объединиться в подгруппы самостоятельно по интересам и жела­нию. Дети сами придумывают названия своих подгрупп, которые за­крепляются за ними на весь год (при желании ребята могут изменить эти названия).

Во второй младшей группе детей распределяют на 4 под­группы; в средней, старшей и подготовительной к школе группах - на 5 подгрупп. Все виды работы планируются поочередно с каждой под­группой.

Организация дежурств в каждой возрастной группе соответствует воз­расту и возможностям детей. Во всех возрастных группах дежурства ор­ганизуют по подгруппам, устанавливая очередность (один день в неде­лю). Во второй младшей группе малыши начинают дежурить по столовой со второй половины учебного года. Обычно по понедельникам в этой возрастной группе данную работу специально не планируют, а привле­кают к ней ребят по желанию: после выходных дней малыши нередко приходят в детский сад в плохом настроении, поэтому от воспитателей в этот день требуется особое внимание к каждому ребенку.

Каждый дежурный обслуживает стол, за которым он сидит. «Се­годня дежурят „Колобки"», - объявляет воспитатель, и малыши зна­ют, что нужно перевести стрелку на доске дежурных на свою метку («Колобок»), вымыть руки, надеть фартуки и приступить к сервиров­ке. Если малыш не желает дежурить, его не принуждают к этому.

В средней группе в первую половину года обычно вводят дежурст­во по столовой всей подгруппой. Усложнение идет за счет увеличения объема работы (полная сервировка стола). Со второй половины года детей начинают обучать дежурству по подготовке материалов к заня­тиям, поэтому трое ребят дежурят по столовой (объем работы увели­чивается - каждый ребенок накрывает два стола) и трое - по заняти­ям. На следующей неделе вид труда для дежурных меняется и т. д.

В старших группах вводится дежурство по природному уголку. В каждом виде дежурств участвуют уже по два дежурных. Детям пред­лагают самостоятельно распределиться в труде. Каждая подгруппа де­журит 1 раз в неделю. На следующей неделе виды труда меняются. Обычно дети самостоятельно соблюдают очередность.

Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой воз­растной группе строится по-разному. Так, во второй младшей группе она проводится часто - 1 раз в неделю с каждой подгруппой. По ме­ре приобретения детьми навыков объем плановой работы уменьшается в средней, старшей и подготовительной группах до 2 раз в месяц с каждой подгруппой.

Работа по привитию детям навыков самообслуживания в процес­се игровой и трудовой деятельности (убрать на место игрушки, под­готовить к занятиям свое рабочее место и убрать его и пр.) в группах младшего и среднего дошкольного возраста планируется в игровой де­ятельности, в поручениях и на занятиях.

Совместный труд детей и взрослых планируется со второй млад­шей группы. Значимость этого вида труда с каждым годом возраста­ет, содержание усложняется, доля участия детей в нем увеличивается. В группах среднего и старшего дошкольного возраста этот вид трудо­вой деятельности планируют чаще.

В старшей и подготовительной к школе группах вводится коллек­тивный (фронтальный) труд, предусматривающий одновременную орга­низацию всех детей группы. Это хозяйственно-бытовой труд, направлен­ный на поддержание чистоты и порядка в помещениях, на участке; труд в природе, ручной труд. Такая форма объединения детей в трудовом об­щении упражняет их в самостоятельной организации деятельности це­лого коллектива; развивает умение трудиться вместе для осуществления единых целей; дает возможность оценить сформированность детского коллектива. В процессе организации коллективного труда детям предла­гают объединяться в новые подгруппы по интересам, желанию.

Для того чтобы было удобно осуществлять воспитательно-образо­вательную работу с детьми, желательно распределить шкафы в разде­вальных и умывальных комнатах, кровати в спальнях таким образом, чтобы ребята каждой подгруппы были рядом. Планирование работы с подгруппой детей не означает, что со всеми ребятами, входящими в нее, должна всякий раз проводиться работа по развитию навыков и умений. Она осуществляется, прежде всего, с теми детьми, у которых навыки не сформированы или недостаточно развиты. Например, двое ребят в подгруппе научились быстро раздеваться и соблюдать поря­док в шкафах с одеждой. Значит, далее педагог будет не обучать их, а контролировать сохранение этих навыков и поддерживать интерес детей к самообслуживанию.

Когда педагог намечает работу с определенной подгруппой, например, дав детям поручение, то это не означает, что поручение всегда является для подгруппы коллективным. Решая воспитательно-образовательные за­дачи, воспитатель может каждому из 6 детей подгруппы дать индивиду­альное поручение: одному—помыть растения, другому—заняться их опрыскиванием, третьему - натереть морковь на терке и смешать ее с молотым сухарем для корма птички и т. д. Если есть необходимость в углубленной работе с детьми, требующей затраты времени и усилий, нет смысла давать поручения одновременно всем детям подгруппы. На ус­мотрение воспитателя поручения могут быть эпизодические, длительные и отсроченные по времени («Завтра нужно сделать...»).

В процессе работы педагог должен использовать любые ситуации, в которых проявляется инициативность и самостоятельность ребят (кто-то нечаянно пролил воду, другой заметил и без напоминания про­тер пол). Такие поступки всегда следует поощрять и делать это нужно по-разному. За хороший поступок, совершенный ребенком в первый раз, оценка дается в ярко выраженной эмоциональной форме, в сле­дующий раз - более сдержанно, чтобы ребенок не привык делать хо­рошее только ради похвалы и у него формировалось мнение, что так поступать должен каждый, в этом нет особой заслуги, такое поведе­ние само собой разумеется. Таким образом у детей формируется стрем­ление самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке; умение трудиться без напоминаний, указаний, подсказок.

Опыт показывает, что к 5 годам у большинства детей начинает яв­но проявляться желание трудиться по собственной инициативе. Ребята становятся нетерпимыми к беспорядку; сами, без просьбы и поруче­ний взрослых, стараются его устранять, причем не только стремятся к деятельности, представляющей для них определенный интерес, но и выполняют работу обычную, необходимую. К концу старшего до­школьного возраста это желание переходит в стойкую привычку, ста­новится нормой поведения.

Планирование разных видов и форм трудовой деятельности

во 2 – ой младшей группе

 

Во второй младшей группе детей распределяют на 4 подгруппы.

Работа с каждой подгруппой проводится в месяц:

o самообслуживание в процессе одевания и раздевания - 4 раза;

o самообслуживание в процессе умывания - 4 раза;

o поручения, связанные с трудом в природе - 4 раза;

o поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом - 4 раза;

o ознакомление с трудом взрослых - 4 раза (со всеми детьми);

o совместный труд детей и взрослых, ручной труд - 1 раз.

 

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы на месяц

 

Дни Время в режиме Дежурства
недели Утро Прогулка Вечер
1-я неделя
Понедельник Самообслужива­ние в процессе умывания (1)1 Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом (2) Поручения, свя­занные с трудом в природе (1) Самообслужива­ние в процессе одевания и раздевания (3)  
Вторник Совместный труд детей и взрослых, ручной труд (3) Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (2) Поручения, свя­занные с трудом в природе (4) Самообслужива­ние в процессе умывания (4) Дежурства (1)
Среда   Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (3) Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (1) Ознакомление с трудом взрослых Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (4) Дежурства (2)
Четверг Поручения, свя­занные с трудом в природе (3) Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (1) Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом (4)   Дежурства (3)
Пятница Самообслужива­ние в процессе умы­вания (2) Поручения, свя­занные с трудом в природе (2) Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом (3) Дежурства (4)
2-я неделя
Понедельник   Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (2) Поручения, свя­занные с трудом в природе (3) Совместный труд детей и взрослых, ручной труд (4) Самообслужива­ние в процессе умывания (1)  
Вторник Поручения, свя­занные с трудом в природе (4) Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым тру­дом (2) Самообслужива­ние в процессе умывания (2) Дежурства (1)
Среда   Самообслужива­ние в процессе умывания (4) Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым тру­дом (1) Ознакомление с трудом взрослых Самообслужива­ние в процессе одевания и разде­вания (1) Дежурства (2)
Четверг Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым тру­дом (4) Поручения, свя­занные с трудом в природе (2) Самообслужива­ние в процессе одевания и разде­вания (4) Дежурства (3)
Пятница Самообслужива­ние в процессе умы­вания (3) Поручения, свя­занные с трудом в природе (1) Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом (3) Дежурства (4)
3-я неделя  
Понедель ник Самообслуживание в процессе умывания (1) Ознакомление с трудом взрослых Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым тру­дом (2) Самообслужива­ние в процессе одевания и разде­вания (3)  
Вторник Поручения, свя­занные с трудом в природе (3) Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (2) Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым тру­дом (4) Самообслужива­ние в процессе умывания (4) Дежурства (1)
Среда   Самообслужива­ние в процессе умывания (3) Поручения, свя­занные с трудом в природе (1) Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом (3) Самообслужива­ние в процессе одевания и разде­вания (4) Дежурства (2)
Четверг Совместный труд детей и взрослых, ручной труд (1) Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (1) Поручения, свя­занные с трудом в природе (4)   Дежурства (3)
Пятница Самообслужива­ние в процессе умывания (2) Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым тру­дом (1) Поручения, свя­занные с трудом в природе (2) Дежурства (4)
4-я неделя
Понедельник Поручения, свягзанные с трудом в природе (1) Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (2) Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым тру­дом (3) Самообслужива­ние в процессе умывания (1)  
Вторник Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым тру­дом (4) Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (3) Поручения, свя­занные с трудом в природе (2) Самообслужива­ние в процессе умывания (2) Дежурства (1)
Среда Ознакомление с трудом взрослых Самообслужива­ние в процессе умывания (4) Поручения, свя­занные с трудом в природе (4) Самообслужива­ние в процессе одевания и разде­вания (1) Дежурства (2)
Четверг Поручения, свя­занные с трудом в природе (4) Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом (2) Самообслужива­ние в процессе одевания и разде­вания (4) Дежурства (3)
Пятница Самообслужива­ние в процессе умывания (3) Поручения, свя­занные с хозяйственно-бытовым трудом (1) Совместный труд детей и взрослых, ручной труд (2) Дежурства (4)

 

Планирование разных видов и форм трудовой деятельности

в средней группе

В средней группе детей делят на 5 подгрупп. Работа с каждой подгруппой проводится в месяц:

o самообслуживание в процессе одевания и раздевания—2 раза;

o самообслуживание в процессе умывания —2 раза;

o поручения, связанные с трудом в природе —2 раза;

o поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом—2 раза;

o ознакомление с трудом взрослых—4 раза (со всеми детьми);

o совместный труд детей и взрослых, ручной труд—2 раза.

 

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы на месяц

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: