План:
а) создание в группе трудовой атмосферы
б) учет индивидуальных интересов
в) подбор оборудования для труда детей
г) систематичность и равномерность включение каждого ребенка в труде
д) учет нагрузки на ребенка
Для того чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать условия:создать в группе трудовую атмосферу, учитывать индивидуальные интересы, подбирать оборудование для труда, систематически и регулярно включать каждого ребенка в труд, учитывать нагрузку на ребенка.
а) создание в группе трудовой атмосферы
Для того чтобы дети трудились с удовольствием необходим эмоционально-положительный настрой. Педагог создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.
Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не останавливаются пред трудностями, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения. К сожалению, воспитатели недооценивают этот важный фактор при организации труда детей.
Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятсяродители. Поэтому приглашение родителей для участия в уборке помещения, озеленении участка, изготовлении елочных игрушек и маскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, чтобы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.
|
Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждениерезультатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам - значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество подобных наград. Наградой для всех может быть и общее чаепитие. Красиво расставленные и сервированные столы, цветы и вкусные булочки, которые «специально для нас испекла повар Татьяна Михайловна» создадут атмосферу праздника.
Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью: к занятию надо приготовить рабочее место; закончив игру, убрать за собой игрушки; каждый день приготовлять ко сну и убирать после сна постель; аккуратно складывать одежду, приводить в порядок свой внешний вид. Все это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют все эти дела его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Если в группе установлен постоянный порядок, то в таких условиях легче заметить любое его нарушение и детям не приходится напоминать, подсказывать, требовать, ибо у них легко формируется правильный навык, уважение к правилу: «Каждой вещи — свое место».
|
Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной работы.
б) учет индивидуальных интересов
Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специалистов. Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Ответ на этот вопрос может быть разным в зависимости от исходной методологической позиции. Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.
Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А. С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня. Труд для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она оказывает влияние на общее развитие ребенка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.
|
в) подбор оборудования для труда детей
Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности, являетсяорганизация материальной среды и трудового оборудования. (см. Приложение №1) Существуют определенные требования к трудовому оборудованию - к их размеру, материалу, окраске - и к организации труда дошкольников. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей. Конечно, можно сказать ребенку: «Подожди, сейчас Сережа покопает, а потом отдаст лопату тебе. И ты будешь копать». Но лучше, чтобы воспитатель заранее отбирал нужное количество оборудования, а если его мало, продумывал, чем будут заниматься остальные дети. Неорганизованность расхолаживает детей и снижает интерес к труду. Надо, если это возможно, использовать бытовую технику. Прежде чем дети начнут применять оборудование, следует обучить их соответствующим способам и приемам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть, затем показать способ действия. И только после этого объявлять о начале работы.
Немаловажное значение имеет и наличие удобного оборудования для труда, соответствующего возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает жёлание трудиться. Подбирая оборудование, воспитатель непременно учитывает возраст и содержание труда детей своей группы. Так, в младших группах, где дети только начинают принимать некоторое участие в труде, возможно использование предметов труда, имеющих сходство с игрушкой.
Для малышей нужен особенно удобный инвентарь. Так, раскладывая ложки, кисточки, карандаши, дети часто роняют их на пол, если воспитатель не приобретет для них небольшие подносы, стаканчики (небьющиеся) и не научит ими пользоваться.
Предлагая детям среднего возраста собирать листья и относить их на носилках в отведенное место, следует сразу предусмотреть, чтобы ветер не сдувал их с носилок (например: легкая рама, затянутая металлической сеткой, которая кладется на носилки сверху).
Для старших детей оборудование должно помочь им получить реальный результат. Не следует давать детям лопаты, которыми нельзя, допустим, вскапывать землю или сгребать снег. Пользуясь такой лопатой, они затратят много усилий и не получат видимого результата. Желание трудиться пропадает.
Необходимо также продумать наличие предметов труда, позволяющих детям приводить себя в порядок: щетки для обуви, одежды, небольшие венички для сметания снега с валенок, другие - с одежды; иголки и нитки, пуговицы разного размера и цвета и т. д.
Большую заботу проявляет воспитатель и о размещении оборудования. Надо разместить его, так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Совершенно не обязательно располагать все оборудование на виду; достаточно, чтобы дети знали, где что лежит, и могли самостоятельно пользоваться оборудованием, чистить или.вытирать его после работы. Тогда в процессе овладения трудовыми умениями одновременно будет приобретаться и навык использования и ухода за предметами труда.
Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.
г) систематичность и равномерность включение каждого ребенка в труд
Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка
Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитаний возможно при условии систематического включения ребенка трудовую деятельность.
Воспитатель организует труд детей в трех основных формах:в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.
В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших и средних группах в наибольшей мере используются поручения, в старших труд все чаще приобретает коллективный характер.
Систематическое участие детей в труде достигается разными способами:
- дети поочередно дежурят по столовой и выполняют поручения (стирают кукольное белье, вытирают полки от пыли и т: д.), что позволяет еженедельно включать детей в хозяйственно-бытовой труд.
- подбирают определенной культуры для огорода и цветника создает условия для работы по уходу зарастениями, а. наличие животных в уголке природы предоставляет возможность организовать дежурства, обеспечивая участи каждого ребенка в уходе за обитателями уголка.
- очень рано труд по самообслуживанию становится ежедневной обязанностью старших дошкольников.
- ручной труд - будет систематичным, если его проведение планируется еженедельно, организуется в форме; общих поручений, а также в быту детского сада. Так, участвуя то в одном, то в другом виде труда, старший дошкольник получает возможность ежедневно трудиться.
Организация труда детей старших групп
Форма организации | Частота проведения | Число участников | Примерная продолжительность |
Индивидуальные поручения | ежедневно | по усмотрению воспитателя | 20 мин |
Общие поручения | ежедневно не менее двух | от 2—3 до 5—6 детей | 20—35 мин |
Дежурства* | |||
а) по столовой | ежедневно | два ребенка | 20 мин |
б) по подготовке к занятиям | ежедневно | два ребенка | 10—15 мин |
в) по уголку природы | ежедневно | два ребенка | 15—20 мин |
Труд всей группы | один раз в неделю | вся группа | до 30 мин |
* На усмотрение воспитателя могут иметь место и другие виды дежурств. При этом следует учитывать, что обязанности дежурных должны служить удовлетворению нужд группы.
Нередко к труду привлекаются дети более самостоятельные, организованные, не требующие дополнительного внимания педагога, дети стеснительные, неуверенные в себе, рассеянные или неорганизованные намного реже выполняют трудовые поручения. Это приводит к неравномерному формированию навыков.
Однако доказано, что даже самые неорганизованные дети проявляют большую настойчивость и дисциплинированность при выполнении поручений взрослого. Именно такие дети хорошо справляются с заданием, так как оно дает им возможность проявить свою активность, занять себя полезной деятельностью.
Для того чтобы к участию в труде привлекались все дети, воспитателю следует по возможности заранее, намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах, а если необходимость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе.
В старших группах воспитатель еженедельно планирует организацию коллективного труда всех детей (в групповой комнате или на участке).
д) учет нагрузки на ребенка
Труд детей в детском саду ни в коей мере не подменяет труда взрослых. Каждый педагог понимает, что объем работы, которую могут выполнить дети, незначителен по фактической значимости. Однако он оценивает результат их труда не по объему, а по тому отношению, которое дети проявили в труде: насколько они были старательны, прилежны, как откликнулись на предложение помочь няне, сумели ли довести дело до конца. Таким образом, в труде наибольшее значение имеет формирование нравственных качеств личности.
В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, ибо труд как деятельность всегда сопряжен с приложением усилий. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости" (Е. А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду.
Следовательно, формирование правильных представлений о труде возможно только при условии, если предлагаемая детям работа будет связана с преодолением усилий. Постоянная недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребенок, легко справляясь с предложенным делом, не ощущает усилия; так он привыкает трудиться без напряжения. И когда нужно выполнить более сложное задание, ребенок оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы. Он оставляет работу незаконченной, интерес к ней пропадает при столкновении с малейшим затруднением.
Вместе с тем нельзя допускать и слишком большой нагрузки. Перегрузка в труде вызывает у детей быстрое утомление, в связи, с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, они отказываются выполнять задание до конца или снова включиться в труд через некоторое время.
Нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать детям работу, с которой бы они справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись. Выполняя такое задание, ребенок получает правильное представление о труде, учится справляться с трудностями, радуется результату. Это побуждает его в следующий раз снова к преодолению трудностей, формирует уверенность в своих силах, устойчивое внимание к делу. Поэтому воспитателю необходимо пристально наблюдать за деятельностью детей, отмечая наступление утомления, о чем нередко свидетельствует снижение темпа деятельности, появление частых остановок, моментов отвлечения, снижение интереса, а в особо нагрузочных видах, труда - покраснение лица, потливость, частое дыхание.
Видами труда, в которых в наибольшей мере чувствуется физическая нагрузка, являются уборка снега и вскапывание земли (для детей старшего дошкольного возраста).
Формируя правильные навыки работы со снегом и по вскапыванию земли, надо организовывать труд детей так, чтобы в нем участвовало несколько детей. При этом создается возможность менять характер их работы, например: сначала одни сгребают снег, другие накладывают его на санки, третьи увозят к месту постройки. Через 8-10 минут дети меняются местами. Это позволяет дать отдых тем, кто сгребал снег, переменить деятельность каждого, что служит некоторым отдыхом.
Очень важноучитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной работы.
В практике можно наблюдать недостаточный контроль за детьми, участвующими в труде. Воспитатели часто полагаются на детей: устанут - перестанут работать. Однако большая увлеченность детей работой, желание получить порой больший по сравнению с другими результат часто приводит к тому, что ребенок, перенапрягая свои силы, быстро утомляется.
Утомление вызывается интенсивностью труда, темпом и длительностью работы. Интенсивность нередко зависит от наличия умений и навыков. Так, в период, когда ребенок только еще овладевает необходимыми умениями, он часто останавливается, приспосабливается к данному труду, слушает объяснения воспитателя, наблюдает за работой товарищей. Такие перерывы служат некоторым отдыхом от физической нагрузки, интенсивность труда, оказывается невысокой, и его продолжительность меньше влияет на наступление утомления. Ребенок, овладевший необходимыми навыками, может работать очень энергично, затрачивая гораздо больше физических сил по сравнению с другим, который хотя и имеет навыки, но работает вяло, часто отвлекается. Поэтому интенсивность труда у детей оказывается различной.
Особого внимания требуют к себе легковозбудимые дети, они начинают обычно работать в быстром темпе, но через короткий промежуток времени останавливаются, отвлекаются от дела. Замечания взрослого действуют на них отрицательно: они плачут, проявляют негативизм, и, наоборот, поощрение побуждает их действовать более сосредоточенно, а разъяснение того, что надо работать спокойнее, не спеша, помогает нормализовать темп их деятельности.
Некоторые дети требуют к себе внимания по другим причинам: энергичные и инициативные, они работают в очень высоком темпе, не отвлекаясь и не останавливаясь. Несмотря на явную усталость, они отказываются прекращать работу или отдыхать. Надо стремиться снизить темп их деятельности или ограничить ее продолжительность. Другие дети работают медленнее, хотя и не отвлекаются, их следует учить работать энергичнее.
Учет особенностей деятельности детей поможет воспитателю руководить процессом труда, создавая у них желание, прилагать усилия, преодолевать трудности, работать в бодром равномерном темпе. При этих условиях нагрузка в труде становится для детей наиболее соответствующей их силам и особенностям.
№ | Глоссарий | |
Условия организации детского труда | а) создание в группе трудовой атмосферы б) учет индивидуальных интересов в) подбор оборудования для труда детей г)систематичность и равномерность включение каждого ребенка в труд д) учет нагрузки на ребенка |
Вопросы и задания для повторения
1. Назовите условия организации труда дошкольника и их педагогическую сущность?
Основная литература:
1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2009. – 416 с. С 195 - 199
Дополнительная литература:
1. Воспитание дошкольника в труде/В.Г. Нечаева, Р.С., Б.С. Буре. – М.: Просвещение, 1983.-207с., С. 142-148
2. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с. С.62-68
3. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с. С. 116-118
4. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. Нечаева В.Г., М.: Просвещение. 1983. -207с. С. 142-147
Тема 2.9: Планирование разных видов и форм организации труда с учетом возраста детей. Интегративный подход к планированию.
План:
1. Планирование разных видов и форм организации трудас учетом возраста детей.
2. Интегративный подход к планированию.
1. Планирование разных видов и форм организации трудас учетом возраста детей.
В каждой возрастной группе в начале года воспитатель распределяет детей на подгруппы, учитывая при этом их склонности, способности, психологические особенности, симпатии, уровень навыков и умений. Ребятам старшей и подготовительной к школе групп предлагает объединиться в подгруппы самостоятельно по интересам и желанию. Дети сами придумывают названия своих подгрупп, которые закрепляются за ними на весь год (при желании ребята могут изменить эти названия).
Во второй младшей группе детей распределяют на 4 подгруппы; в средней, старшей и подготовительной к школе группах - на 5 подгрупп. Все виды работы планируются поочередно с каждой подгруппой.
Организация дежурств в каждой возрастной группе соответствует возрасту и возможностям детей. Во всех возрастных группах дежурства организуют по подгруппам, устанавливая очередность (один день в неделю). Во второй младшей группе малыши начинают дежурить по столовой со второй половины учебного года. Обычно по понедельникам в этой возрастной группе данную работу специально не планируют, а привлекают к ней ребят по желанию: после выходных дней малыши нередко приходят в детский сад в плохом настроении, поэтому от воспитателей в этот день требуется особое внимание к каждому ребенку.
Каждый дежурный обслуживает стол, за которым он сидит. «Сегодня дежурят „Колобки"», - объявляет воспитатель, и малыши знают, что нужно перевести стрелку на доске дежурных на свою метку («Колобок»), вымыть руки, надеть фартуки и приступить к сервировке. Если малыш не желает дежурить, его не принуждают к этому.
В средней группе в первую половину года обычно вводят дежурство по столовой всей подгруппой. Усложнение идет за счет увеличения объема работы (полная сервировка стола). Со второй половины года детей начинают обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям, поэтому трое ребят дежурят по столовой (объем работы увеличивается - каждый ребенок накрывает два стола) и трое - по занятиям. На следующей неделе вид труда для дежурных меняется и т. д.
В старших группах вводится дежурство по природному уголку. В каждом виде дежурств участвуют уже по два дежурных. Детям предлагают самостоятельно распределиться в труде. Каждая подгруппа дежурит 1 раз в неделю. На следующей неделе виды труда меняются. Обычно дети самостоятельно соблюдают очередность.
Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному. Так, во второй младшей группе она проводится часто - 1 раз в неделю с каждой подгруппой. По мере приобретения детьми навыков объем плановой работы уменьшается в средней, старшей и подготовительной группах до 2 раз в месяц с каждой подгруппой.
Работа по привитию детям навыков самообслуживания в процессе игровой и трудовой деятельности (убрать на место игрушки, подготовить к занятиям свое рабочее место и убрать его и пр.) в группах младшего и среднего дошкольного возраста планируется в игровой деятельности, в поручениях и на занятиях.
Совместный труд детей и взрослых планируется со второй младшей группы. Значимость этого вида труда с каждым годом возрастает, содержание усложняется, доля участия детей в нем увеличивается. В группах среднего и старшего дошкольного возраста этот вид трудовой деятельности планируют чаще.
В старшей и подготовительной к школе группах вводится коллективный (фронтальный) труд, предусматривающий одновременную организацию всех детей группы. Это хозяйственно-бытовой труд, направленный на поддержание чистоты и порядка в помещениях, на участке; труд в природе, ручной труд. Такая форма объединения детей в трудовом общении упражняет их в самостоятельной организации деятельности целого коллектива; развивает умение трудиться вместе для осуществления единых целей; дает возможность оценить сформированность детского коллектива. В процессе организации коллективного труда детям предлагают объединяться в новые подгруппы по интересам, желанию.
Для того чтобы было удобно осуществлять воспитательно-образовательную работу с детьми, желательно распределить шкафы в раздевальных и умывальных комнатах, кровати в спальнях таким образом, чтобы ребята каждой подгруппы были рядом. Планирование работы с подгруппой детей не означает, что со всеми ребятами, входящими в нее, должна всякий раз проводиться работа по развитию навыков и умений. Она осуществляется, прежде всего, с теми детьми, у которых навыки не сформированы или недостаточно развиты. Например, двое ребят в подгруппе научились быстро раздеваться и соблюдать порядок в шкафах с одеждой. Значит, далее педагог будет не обучать их, а контролировать сохранение этих навыков и поддерживать интерес детей к самообслуживанию.
Когда педагог намечает работу с определенной подгруппой, например, дав детям поручение, то это не означает, что поручение всегда является для подгруппы коллективным. Решая воспитательно-образовательные задачи, воспитатель может каждому из 6 детей подгруппы дать индивидуальное поручение: одному—помыть растения, другому—заняться их опрыскиванием, третьему - натереть морковь на терке и смешать ее с молотым сухарем для корма птички и т. д. Если есть необходимость в углубленной работе с детьми, требующей затраты времени и усилий, нет смысла давать поручения одновременно всем детям подгруппы. На усмотрение воспитателя поручения могут быть эпизодические, длительные и отсроченные по времени («Завтра нужно сделать...»).
В процессе работы педагог должен использовать любые ситуации, в которых проявляется инициативность и самостоятельность ребят (кто-то нечаянно пролил воду, другой заметил и без напоминания протер пол). Такие поступки всегда следует поощрять и делать это нужно по-разному. За хороший поступок, совершенный ребенком в первый раз, оценка дается в ярко выраженной эмоциональной форме, в следующий раз - более сдержанно, чтобы ребенок не привык делать хорошее только ради похвалы и у него формировалось мнение, что так поступать должен каждый, в этом нет особой заслуги, такое поведение само собой разумеется. Таким образом у детей формируется стремление самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке; умение трудиться без напоминаний, указаний, подсказок.
Опыт показывает, что к 5 годам у большинства детей начинает явно проявляться желание трудиться по собственной инициативе. Ребята становятся нетерпимыми к беспорядку; сами, без просьбы и поручений взрослых, стараются его устранять, причем не только стремятся к деятельности, представляющей для них определенный интерес, но и выполняют работу обычную, необходимую. К концу старшего дошкольного возраста это желание переходит в стойкую привычку, становится нормой поведения.
Планирование разных видов и форм трудовой деятельности
во 2 – ой младшей группе
Во второй младшей группе детей распределяют на 4 подгруппы.
Работа с каждой подгруппой проводится в месяц:
o самообслуживание в процессе одевания и раздевания - 4 раза;
o самообслуживание в процессе умывания - 4 раза;
o поручения, связанные с трудом в природе - 4 раза;
o поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом - 4 раза;
o ознакомление с трудом взрослых - 4 раза (со всеми детьми);
o совместный труд детей и взрослых, ручной труд - 1 раз.
Примерное планирование воспитательно-образовательной работы на месяц
Дни | Время в режиме | Дежурства | ||
недели | Утро | Прогулка | Вечер | |
1-я неделя | ||||
Понедельник | Самообслуживание в процессе умывания (1)1 Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (2) | Поручения, связанные с трудом в природе (1) | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (3) | |
Вторник | Совместный труд детей и взрослых, ручной труд (3) | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (2) Поручения, связанные с трудом в природе (4) | Самообслуживание в процессе умывания (4) | Дежурства (1) |
Среда | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (3) Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (1) | Ознакомление с трудом взрослых Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (4) | Дежурства (2) | |
Четверг | Поручения, связанные с трудом в природе (3) | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (1) Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (4) | Дежурства (3) | |
Пятница | Самообслуживание в процессе умывания (2) | Поручения, связанные с трудом в природе (2) | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (3) | Дежурства (4) |
2-я неделя | ||||
Понедельник | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (2) Поручения, связанные с трудом в природе (3) | Совместный труд детей и взрослых, ручной труд (4) Самообслуживание в процессе умывания (1) | ||
Вторник | Поручения, связанные с трудом в природе (4) | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (2) | Самообслуживание в процессе умывания (2) | Дежурства (1) |
Среда | Самообслуживание в процессе умывания (4) Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (1) | Ознакомление с трудом взрослых Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (1) | Дежурства (2) | |
Четверг | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (4) | Поручения, связанные с трудом в природе (2) | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (4) | Дежурства (3) |
Пятница | Самообслуживание в процессе умывания (3) | Поручения, связанные с трудом в природе (1) | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (3) | Дежурства (4) |
3-я неделя | ||||
Понедель ник | Самообслуживание в процессе умывания (1) Ознакомление с трудом взрослых | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (2) | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (3) | |
Вторник | Поручения, связанные с трудом в природе (3) | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (2) Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (4) | Самообслуживание в процессе умывания (4) | Дежурства (1) |
Среда | Самообслуживание в процессе умывания (3) Поручения, связанные с трудом в природе (1) | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (3) Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (4) | Дежурства (2) | |
Четверг | Совместный труд детей и взрослых, ручной труд (1) | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (1) Поручения, связанные с трудом в природе (4) | Дежурства (3) | |
Пятница | Самообслуживание в процессе умывания (2) | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (1) | Поручения, связанные с трудом в природе (2) | Дежурства (4) |
4-я неделя | ||||
Понедельник | Поручения, свягзанные с трудом в природе (1) | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (2) Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (3) | Самообслуживание в процессе умывания (1) | |
Вторник | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (4) | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (3) Поручения, связанные с трудом в природе (2) | Самообслуживание в процессе умывания (2) | Дежурства (1) |
Среда | Ознакомление с трудом взрослых | Самообслуживание в процессе умывания (4) Поручения, связанные с трудом в природе (4) | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (1) | Дежурства (2) |
Четверг | Поручения, связанные с трудом в природе (4) | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (2) | Самообслуживание в процессе одевания и раздевания (4) | Дежурства (3) |
Пятница | Самообслуживание в процессе умывания (3) | Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом (1) | Совместный труд детей и взрослых, ручной труд (2) | Дежурства (4) |
Планирование разных видов и форм трудовой деятельности
в средней группе
В средней группе детей делят на 5 подгрупп. Работа с каждой подгруппой проводится в месяц:
o самообслуживание в процессе одевания и раздевания—2 раза;
o самообслуживание в процессе умывания —2 раза;
o поручения, связанные с трудом в природе —2 раза;
o поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом—2 раза;
o ознакомление с трудом взрослых—4 раза (со всеми детьми);
o совместный труд детей и взрослых, ручной труд—2 раза.
Примерное планирование воспитательно-образовательной работы на месяц