Тема 2.3.: Задачи и средства трудового воспитания дошкольников.




План:

1. Основные направления работы педагогов по трудовому воспитанию дошкольников.

2. Цель и задачи трудового воспитания дошкольников.

3. Средства трудового воспитания:

а) собственная трудовая деятельность детей

б) ознакомление с трудом взрослых;

в) художественные средства.

1. Основные направления работы педагогов по трудовому воспитанию дошкольников.

В теории дошкольной педагогики к настоящему времени накоплено немало сведений о становлении и развитии тру­довой деятельности дошкольников, ее особенностях, о сред­ствах трудового воспитания, о методах ознакомления с тру­дом взрослых, образом труженика, о формах организации дет­ской деятельности и методике руководства ею. Это позволя­ет утверждать, что в отечественной педагогике разработана система трудового воспитания дошкольников.

Выделяют два основных направления работы педагогов по трудовому воспитанию дошкольников:

1 направление - знакомство с трудом взрослых (формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека)

Здесь возможны различные пути:

первый путь - это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения.

второй путь - непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

2 направление - организация труда детей (приобщение детей к доступной им трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд)

Правильная организация воспитателем трудового воспитания по обозначенным двум направлениям позволит сформировать у дошкольника ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результату.


2. Цель и задачи трудового воспитания дошкольников.

В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Основы трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Р.С. Буре выделяет следующие задачи трудового воспитания:

- воспитание в детях уважительного отношения к труже­нику и результатам его труда, желания подражать ему в сво­ей деятельности, проявлять нравственные качества. Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важнос­ти труда для общества.

- обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. Решение этой задачи должно привести к фор­мированию интереса к овладению новыми навыками, ощу­щению радости от своих умений, самостоятельности.

- воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивос­ти, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, раз­витию самостоятельности.

- воспитание нравственных мотивов деятельности, побуж­дающих включаться в труд при необходимости. Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда.

- воспитание гуманного отношения к окружающим: уме­ния и желания включаться в совместный труд со сверстни­ками, проявлять доброжелательность, активность и инициа­тиву, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.

Л.В. Куцакова выделяет следующие цели и задачи трудового воспитания. См. Схема № 1.

 

Схема № 1

 

На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач трудового воспитания: (см. Таблица № 1)

- помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений);

- развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).

Эти задачи решает педагог-практик.

Таблица №1. Классификация задач трудового воспитания

Ю.К. Бабанский В.И. Логинова В.Г. Нечаева
- воспитание отно­шения к труду; - воспитание отно­шения к людям тру­да; - формирование потребности тру­диться; - подготовка к вы­бору профессии - формирование отношения к труду; - воспитание по­требности трудить­ся; - усвоение трудо­вых знаний, уме­ний, навыков в ос­новных видах тру­да - формирование трудо­вых навыков и умений; - воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия; - воспитание нравствен­но-волевых качеств лич­ности; - овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых

Сегодня перед педагогом-исследователем стоят серьез­ные и ответственные задачи:

- разработки и эксперименталь­ной проверки содержания труда для детей разного возрас­та,

- разработки средств, методов и форм организации тру­да,

- изучения механизма влияния труда на развитие ребенка.

Именно этими вопросами наука всегда и занималась, и на сегодняшний день дала ответы на многие из них.

3. Средства трудового воспитания

Средством называется все то, что использует педагог в процессе движения к цели.

Средства трудового воспитания дошкольников должны обе­спечивать:

- формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых;

- о труженике, его отношении к делу;

- о важности труда в жизни общества;

- помощь в об­учении детей доступным им трудовым умениям;

-организа­цию разных видов труда с целью воспитания в процессе де­ятельности положительного отношения к труду и установле­ния доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

В дошкольной педагогике выделяют следующие средства трудового воспитания (См. Таблица №2)

Таблица №2

Средства трудового воспитания
а) Собственная трудовая деятельность детей Обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности. б) Ознакомление с трудом взрослых и вовлечение в процесс труда с взрослыми 1 вариант. В.И. Логинова, М.Ф. Крулехт считают, что ребенка необходимо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. Как результат сформируется представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых и сформируется уважение к труду   2 вариант. С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия проявляется в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. в) Художественные средства - художественная литература, - музыка, - изобразительное искусство.  

а) Собственно трудовая деятельностьдетей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. В процессе собственной трудовой деятельности дошкольники обучаются:

Ø конкретным тру­довым умениям и навыкам,

Ø знакомятся с целе­сообразной последовательностью действий (организации и планированию), необходимой для получения результата.

Ø и реальному приобщению к миру взрослых.

Процесс обучения умениям, формирования навыков не следует понимать как достижение ребенком механического овладения ими. Малышу должен быть понятен смысл совер­шаемых действий, их важность для себя или окружающих.

Содержание трудовых умений, которым обучаются до­школьники, очень несложно, не требует продолжительного времени для овладения ими. И все же вместе с умениями де­ти приобретают гораздо большее: у них формируется акку­ратность, воспитывается культура труда, появляются навыки его организации, самоконтроль, самооценка.

Собственная трудовая деятельность формируется в доступной трудовой деятельности: самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, ручном труде.

б) Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позво­ляет расширить представления ребенка о содержании дея­тельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Возможны различные пути ознакомления дошкольников с трудом взрослых:

первый путь - это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, имеют решающее значение в формирования у детей первоначальных представлений о роли труда в жизни общества;

второй путь - непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей. Организация практической трудовой деятельности детей, в процессе которой постепенно формируются их трудовые навыки и умения, воспитываются положительные нравственные качества.

Отечественной до­школьной педагогикой доказано, что ознакомление детей с трудом взрослых содержит большие возможности в решении задач трудового и нравственного воспитания. Дети получают знания не только о всевозможных профессиях, но и об от­ношении взрослых к своему труду, о важности труда в жизни общества.

Значение этих знаний выходит далеко за пределы обогащения представлений об окружающем мире или расши­рения словаря. Представления о различных сторонах трудовой деятельности взрослых служат основой воспитания у до­школьников уважительного отношения к труженику, интереса его работе; желания помогать взрослым, подражать их действиям. У детей появляется осознанное отношение к результатам труда, к вложенным в него усилиям; становятся доступ­ными нравственно-ценностные мотивы, побуждающие к деятельности, настойчивое стремление к получению результата.

Наблюдение за трудом людей является одним из мощных факторов социализации ребенка: ему становится доступным смысл моральных норм, регулирующих отношение к труду.

Ознакомление детей с трудом взрослых может проходить путем вовлечения их в трудовой процесс. Следует подчеркнуть, что такое уча­стие детей в труде ни в коем случае не может рассматривать­ся как средство получения дополнительного реального про­дукта: дошкольники лишь соучаствуют в доступных им тру­довых действиях в той мере, которая соответствует их воз­можностям.

Когда ознакомление с трудом происходит непосредствен­но в процессе деятельности и взрослый становится приме­ром для подражания, он, прежде всего, показывает свое по­ложительное отношение к порученному делу, предвосхищает радость, которую доставит людям будущим результатом, вы­ражает свою готовность включиться в выполнение задания, а в процессе действий многократно оценивает промежуточ­ные результаты, приводит примеры самоконтроля своих дей­ствий. Педагог с позиции партнера проявляет свою озабочен­ность качеством будущего общего результата; он предлагает помощь, обращается за помощью, демонстрируя образец от­ношения к партнерам по труду: радуется успеху, делает за­мечания в корректной форме, помогает разрешить начинаю­щийся спор, продолжая оставаться при этом партнером де­тей по деятельности.

в) Художественные средства трудового воспитания дошкольников

o Пословицы и поговорки (жанр фольклор)

o Народные и авторские сказки

o Произведения изобразительного искусства, благодаря которым дошкольник наглядно видит процесс труда и продукты его деятельности

o Теле-видео фильмы, презентации, мультимедиа на тему труда

o Музыка

С помощью данной груп­пы средств у детей формируются представления о содержа­нии труда, об отношении людей к труду, о том, как оценива­ют окружающие труд других людей и др. Эти средства слу­жат для воспитания социальных и нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека тру­диться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью худо­жественных средств можно вызвать у детей интерес к тру­ду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важ­ность и общественную значимость труда людей.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной муд­рости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и под­бодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза бо­ятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У ло­дыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не вос­принимается ребенком как нотация, и поэтому она эффек­тивнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством, при­знанием. В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), по­казан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Мар­шака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, люб­ви к своей профессии, самоотверженности и добросовест­ности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знамени­тых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человече­ства. С помощью художественного произведения можно сде­лать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомо­щи людей разных профессий. Вот, например, стихотворение Ю. Тувима «Все для всех»:

Каменщик строит жилища. Платье - работа портного. Но ведь портному работать Негде без теплого крова! Каменщик был бы раздетым, Если б умелые руки Вовремя не смастерили Фартук, и куртку, и брюки. Пекарь сапожнику к сроку Сшить сапоги поручает. Ну, а сапожник без хлеба Много ль нашьет, наточает? Стало быть, так и выходит: Все, что мы делаем, нужно. Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно

 

Читая детям художественные произведения о труде, вос­питатель решает сразу несколько важных обучающих и вос­питательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрос­лого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремить­ся, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную ли­тературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с орга­низацией собственной трудовой деятельности и деятельно­сти детей.

Средствомтрудового воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае - это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской), в другом - тихая, спокойная пере­дышка («Ужин трактористов» А.Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В.Тропинина). Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы на­учиться относиться к людям, которые трудятся, с уважени­ем, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные ра­боты на железной дороге» К. Савицкого и др. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в кар­тинную галерею или посмотреть репродукции дома и по­беседовать о содержании картин со своим ребенком.

К группе художественных средств трудового воспитания относятся видеофильмы, слайды. Например, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года», где содержание труда, его процесс вполне современ­ны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельском хозяйстве.

Помогает воспитанию желания трудиться музыка, ее используют как сопровождение труда детей. Музыкальные записи можно использовать и в группе, и на участке. Му­зыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и при­ятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе с детьми тихонечко поет спокойную песню и работает. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идет прямое обучение тру­довым действиям.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематичес­ки, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудо­вой деятельности дошкольников.

Глоссарий
  Основные направления работы педагога по трудовому воспитанию дошкольников 1 направление - знакомство с трудом взрослых (формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека) 2 направление - организация труда детей (приобщение детей к доступной им трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд)
  Средства трудового воспитания а) собственная трудовая деятельность детей, б) ознакомление с трудом взрослых; в) художественные средства.
  Пути ознакомления детей с трудом взрослых Происходит 2 путями: первый путь - это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; второй путь - непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.
  Художественные средства Пословицы и поговорки (жанр фольклор) Народные и авторские сказки Произведения изобразительного искусства, благодаря которым дошкольник наглядно видит процесс труда и продукты его деятельности Теле-видео фильмы, презентации, мультимедиа на тему труда Музыка

Вопросы и задания для повторения

1. Сравните педагогическую позицию разных авторов по трудовому воспитанию дошкольников, выявите в их взглядах общее и особенное?

2. Какие задачи стоят перед педагогом - практиком и педагогом - исследователем.

3. Назовите средства трудового воспитания дошкольника?

4. Какое воспитательное значение имеет обучение дошкольника собственной трудовой деятельности?

5. В чем сущность такого воспитательного средства, как - ознакомление дошкольника с трудом взрослых и вовлечение его в совместный с ними труд?

6. Назовите составляющие группы художественных средств по трудовому воспитанию дошкольников?

Основная литература:

1. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. Козлова С.А., Куликова Т.А., М.: Академия, 2009. – 416 с. С. 180-281; 199-204.

Дополнительная литература:

1. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 144 с. С. 4-7.

2. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с. С.11 – 12; 18 – 59

3. Логинова В., Мотирина Л. Формирование представления о труде взрослых//Дошкольное воспитание. - 1970. - №10. - С. 56-63.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: