План:
1. Основные направления работы педагогов по трудовому воспитанию дошкольников.
2. Цель и задачи трудового воспитания дошкольников.
3. Средства трудового воспитания:
а) собственная трудовая деятельность детей
б) ознакомление с трудом взрослых;
в) художественные средства.
1. Основные направления работы педагогов по трудовому воспитанию дошкольников.
В теории дошкольной педагогики к настоящему времени накоплено немало сведений о становлении и развитии трудовой деятельности дошкольников, ее особенностях, о средствах трудового воспитания, о методах ознакомления с трудом взрослых, образом труженика, о формах организации детской деятельности и методике руководства ею. Это позволяет утверждать, что в отечественной педагогике разработана система трудового воспитания дошкольников.
Выделяют два основных направления работы педагогов по трудовому воспитанию дошкольников:
1 направление - знакомство с трудом взрослых (формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека)
Здесь возможны различные пути:
первый путь - это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения.
второй путь - непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.
2 направление - организация труда детей (приобщение детей к доступной им трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд)
Правильная организация воспитателем трудового воспитания по обозначенным двум направлениям позволит сформировать у дошкольника ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результату.
|
2. Цель и задачи трудового воспитания дошкольников.
В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
Основы трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Р.С. Буре выделяет следующие задачи трудового воспитания:
- воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества.
- обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности.
|
- воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности.
- воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда.
- воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.
Л.В. Куцакова выделяет следующие цели и задачи трудового воспитания. См. Схема № 1.
Схема № 1
На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой можно выделить две группы задач трудового воспитания: (см. Таблица № 1)
- помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений);
- развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).
Эти задачи решает педагог-практик.
Таблица №1. Классификация задач трудового воспитания
Ю.К. Бабанский | В.И. Логинова | В.Г. Нечаева |
- воспитание отношения к труду; - воспитание отношения к людям труда; - формирование потребности трудиться; - подготовка к выбору профессии | - формирование отношения к труду; - воспитание потребности трудиться; - усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда | - формирование трудовых навыков и умений; - воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия; - воспитание нравственно-волевых качеств личности; - овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых |
Сегодня перед педагогом-исследователем стоят серьезные и ответственные задачи:
|
- разработки и экспериментальной проверки содержания труда для детей разного возраста,
- разработки средств, методов и форм организации труда,
- изучения механизма влияния труда на развитие ребенка.
Именно этими вопросами наука всегда и занималась, и на сегодняшний день дала ответы на многие из них.
3. Средства трудового воспитания
Средством называется все то, что использует педагог в процессе движения к цели.
Средства трудового воспитания дошкольников должны обеспечивать:
- формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых;
- о труженике, его отношении к делу;
- о важности труда в жизни общества;
- помощь в обучении детей доступным им трудовым умениям;
-организацию разных видов труда с целью воспитания в процессе деятельности положительного отношения к труду и установления доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.
В дошкольной педагогике выделяют следующие средства трудового воспитания (См. Таблица №2)
Таблица №2
Средства трудового воспитания | ||
а) Собственная трудовая деятельность детей Обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности. | б) Ознакомление с трудом взрослых и вовлечение в процесс труда с взрослыми 1 вариант. В.И. Логинова, М.Ф. Крулехт считают, что ребенка необходимо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. Как результат сформируется представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых и сформируется уважение к труду 2 вариант. С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия проявляется в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. | в) Художественные средства - художественная литература, - музыка, - изобразительное искусство. |
а) Собственно трудовая деятельностьдетей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. В процессе собственной трудовой деятельности дошкольники обучаются:
Ø конкретным трудовым умениям и навыкам,
Ø знакомятся с целесообразной последовательностью действий (организации и планированию), необходимой для получения результата.
Ø и реальному приобщению к миру взрослых.
Процесс обучения умениям, формирования навыков не следует понимать как достижение ребенком механического овладения ими. Малышу должен быть понятен смысл совершаемых действий, их важность для себя или окружающих.
Содержание трудовых умений, которым обучаются дошкольники, очень несложно, не требует продолжительного времени для овладения ими. И все же вместе с умениями дети приобретают гораздо большее: у них формируется аккуратность, воспитывается культура труда, появляются навыки его организации, самоконтроль, самооценка.
Собственная трудовая деятельность формируется в доступной трудовой деятельности: самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, ручном труде.
б) Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Возможны различные пути ознакомления дошкольников с трудом взрослых:
первый путь - это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, имеют решающее значение в формирования у детей первоначальных представлений о роли труда в жизни общества;
второй путь - непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей. Организация практической трудовой деятельности детей, в процессе которой постепенно формируются их трудовые навыки и умения, воспитываются положительные нравственные качества.
Отечественной дошкольной педагогикой доказано, что ознакомление детей с трудом взрослых содержит большие возможности в решении задач трудового и нравственного воспитания. Дети получают знания не только о всевозможных профессиях, но и об отношении взрослых к своему труду, о важности труда в жизни общества.
Значение этих знаний выходит далеко за пределы обогащения представлений об окружающем мире или расширения словаря. Представления о различных сторонах трудовой деятельности взрослых служат основой воспитания у дошкольников уважительного отношения к труженику, интереса его работе; желания помогать взрослым, подражать их действиям. У детей появляется осознанное отношение к результатам труда, к вложенным в него усилиям; становятся доступными нравственно-ценностные мотивы, побуждающие к деятельности, настойчивое стремление к получению результата.
Наблюдение за трудом людей является одним из мощных факторов социализации ребенка: ему становится доступным смысл моральных норм, регулирующих отношение к труду.
Ознакомление детей с трудом взрослых может проходить путем вовлечения их в трудовой процесс. Следует подчеркнуть, что такое участие детей в труде ни в коем случае не может рассматриваться как средство получения дополнительного реального продукта: дошкольники лишь соучаствуют в доступных им трудовых действиях в той мере, которая соответствует их возможностям.
Когда ознакомление с трудом происходит непосредственно в процессе деятельности и взрослый становится примером для подражания, он, прежде всего, показывает свое положительное отношение к порученному делу, предвосхищает радость, которую доставит людям будущим результатом, выражает свою готовность включиться в выполнение задания, а в процессе действий многократно оценивает промежуточные результаты, приводит примеры самоконтроля своих действий. Педагог с позиции партнера проявляет свою озабоченность качеством будущего общего результата; он предлагает помощь, обращается за помощью, демонстрируя образец отношения к партнерам по труду: радуется успеху, делает замечания в корректной форме, помогает разрешить начинающийся спор, продолжая оставаться при этом партнером детей по деятельности.
в) Художественные средства трудового воспитания дошкольников
o Пословицы и поговорки (жанр фольклор)
o Народные и авторские сказки
o Произведения изобразительного искусства, благодаря которым дошкольник наглядно видит процесс труда и продукты его деятельности
o Теле-видео фильмы, презентации, мультимедиа на тему труда
o Музыка
С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания социальных и нравственных чувств и отношений.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов, вознаграждается любовью, богатством, признанием. В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий. Вот, например, стихотворение Ю. Тувима «Все для всех»:
Каменщик строит жилища. Платье - работа портного. Но ведь портному работать Негде без теплого крова! Каменщик был бы раздетым, Если б умелые руки Вовремя не смастерили Фартук, и куртку, и брюки. | Пекарь сапожнику к сроку Сшить сапоги поручает. Ну, а сапожник без хлеба Много ль нашьет, наточает? Стало быть, так и выходит: Все, что мы делаем, нужно. Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно |
Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.
Средствомтрудового воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае - это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской), в другом - тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А.Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В.Тропинина). Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в картинную галерею или посмотреть репродукции дома и побеседовать о содержании картин со своим ребенком.
К группе художественных средств трудового воспитания относятся видеофильмы, слайды. Например, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года», где содержание труда, его процесс вполне современны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельском хозяйстве.
Помогает воспитанию желания трудиться музыка, ее используют как сопровождение труда детей. Музыкальные записи можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе с детьми тихонечко поет спокойную песню и работает. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идет прямое обучение трудовым действиям.
Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
№ | Глоссарий | |
Основные направления работы педагога по трудовому воспитанию дошкольников | 1 направление - знакомство с трудом взрослых (формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека) 2 направление - организация труда детей (приобщение детей к доступной им трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) | |
Средства трудового воспитания | а) собственная трудовая деятельность детей, б) ознакомление с трудом взрослых; в) художественные средства. | |
Пути ознакомления детей с трудом взрослых | Происходит 2 путями: первый путь - это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; второй путь - непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей. | |
Художественные средства | Пословицы и поговорки (жанр фольклор) Народные и авторские сказки Произведения изобразительного искусства, благодаря которым дошкольник наглядно видит процесс труда и продукты его деятельности Теле-видео фильмы, презентации, мультимедиа на тему труда Музыка |
Вопросы и задания для повторения
1. Сравните педагогическую позицию разных авторов по трудовому воспитанию дошкольников, выявите в их взглядах общее и особенное?
2. Какие задачи стоят перед педагогом - практиком и педагогом - исследователем.
3. Назовите средства трудового воспитания дошкольника?
4. Какое воспитательное значение имеет обучение дошкольника собственной трудовой деятельности?
5. В чем сущность такого воспитательного средства, как - ознакомление дошкольника с трудом взрослых и вовлечение его в совместный с ними труд?
6. Назовите составляющие группы художественных средств по трудовому воспитанию дошкольников?
Основная литература:
1. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. Козлова С.А., Куликова Т.А., М.: Академия, 2009. – 416 с. С. 180-281; 199-204.
Дополнительная литература:
1. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 144 с. С. 4-7.
2. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с. С.11 – 12; 18 – 59
3. Логинова В., Мотирина Л. Формирование представления о труде взрослых//Дошкольное воспитание. - 1970. - №10. - С. 56-63.