По дисциплине «Русский язык и культура речи»
студентов заочной формы обучения
для специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Челябинск
ОДОБРЕНА на заседании предметно-цикловой комиссии «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» | Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» |
Председатель предметно-цикловой комиссии Е.А.Соколова | |
Составитель: Е.А. Соколова | преподаватель предметно-цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Челябинского юридического колледжа |
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….. | |
Контрольная работа № 1………………………………………………………. | |
Контрольная работа № 2……………………………………………………… | |
Контрольная работа № 3……………………………………………………… | |
Контрольная работа № 4……………………………………………………… | |
Контрольная работа № 5……………………………………………………… | |
Контрольная работа № 6……………………………………………………… | |
Контрольная работа № 7……………………………………………………… | |
Контрольная работа № 8……………………………………………………… | |
Контрольная работа № 9……………………………………………………… Контрольная работа № 10…………………………………………………….. | |
Информационное обеспечение…………………………………………………. |
Пояснительная записка
Контрольная работа составлена на основе рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» и является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» и едина для всех форм обучения.
|
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен:
Знать/понимать
- наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка;
- языковые единицы разных уровней и их функционирование в речи;
Уметь
- владеть речевыми навыками и умениями;
- владеть орфографической и пунктуационной грамотностью.
Целью контрольной работы является проверка теоретических знаний и практических умений студентов.
Задания контрольной работы направлены на проверку уровня знаний по всем разделам языка.
Вариант контрольной работы определяется по последней цифре студенческого билета, если номер студенческого билета оканчивается «0», то студент выполняет вариант № 10.
Например:
Номер студенческого билета | Номер выполняемого варианта |
№ 111 | Первый |
№ 112 | Второй |
№ 113 | Третий |
№ 114 | Четвертый |
№ 115 | Пятый |
№ 116 | Шестой |
№ 117 | Седьмой |
№ 118 | Восьмой |
№ 119 | Девятый |
№ 120 | Десятый |
Правила выполнения контрольной работы
При подготовке к выполнению контрольной работы студентам следует повторить теоретический материал, изложенный в лекционном курсе;
|
Критерии оценок
Контрольная работа оценивается по пятибалльной системе.
5 баллов – работа выполнена по стандартной или самостоятельно разработанной методике в полном объеме, без ошибок, с подробными пояснениями, сделаны полные аргументированные выводы, аккуратно оформлена.
4 балла – работа выполнена по стандартной методике, без ошибок, даны недостаточно полные объяснения, сделаны выводы.
3 балла – студентом выполнено не менее 50% задания.
2 балла – студент не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), не раскрыто основное содержание вопросов, имеются грубые ошибки в освещении вопроса и т. д., а также выполнена не самостоятельно.
Контрольная работа № 1
Задание № 1 Напишите сочетания только со словом язык; только со словом речь; сочетания с обоими словами. Например: специальная речь, общий язык, общая речь; сигнальный язык.
Специальный, общий, сигнальный, культурный, разговорный, научный, смешанный, политический, общепринятый, тайный, непонятный, поэтический, индивидуальный, особый, точный, технический, родственный, национальный, письменный, детский, профессиональный.
Задание № 2 Определите место ударения в словах
Альтернатива, агентство, алкоголь, аргумент, агент, блокировать, вероисповедание, договор, декларация, документ, документы, заговор, заем, звонить, исподволь, конвоировать, конфисковать, менеджмент, наотмашь, не правы, нормировать, наложить, озлобленный, опека, оптовый, осведомиться, обеспечение, пломбировать, претензия, подростковый, понявший, принудить, соболезнование, третировать, усугубить, ходатайствовать, хаос, эксперт.
|
Задание № 3 Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слов.
1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.
2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом
3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.
4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.
5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.
6. Интерьер нашей улицы очень красивый.
7. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.
8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.
9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.
10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.
Задание № 4 Определите, какие выразительные средства употребляются в предложениях.
1. Глаза как звезды.
2. Слово крошкой в руках улеглось.
3. Белей, чем горы снеговые.
4. Не ветер бушует над бором.
5. Так летом глыба снеговая, цветами радуги блистая, висит, прохладу обещая, над беззаботным табуном.
Задание № 5 Определите способ образования слов. Разберите слова по составу.
столетие
коневодческий
отсебятина
водопроводчик
стогометатель
чернобурка
домовладелица
законодательный
косогор
железнодорожник
зернохранилище
газоснабжение
Задание № 6 Спишите, объясните правописание падежных окончаний -е, -и у существительных.
На песчаной отмел.., от березовой рощ.., в моей тетрад.., на звание интересной книг.., в большом здани.. консерватори.., назовите по имен.., был в библиотек.., служил в арми.., ходил в щи нел.., ра..сказ..вал о ра..ведк.., новое здани.., подошел к главной площ..д.. столиц.., подош..л к площадк.., на обложк.. тетрад.., на первой страниц.. книг.., на нижн.. ветк.. зеленой ел.., на нижней нетв.., упала с ветк.., участв..вал в соревн..вани.., в чемпионат.., был в школ.., в театр.., на улиц.., гулял на нол.. в город.., был в планетари.., летал в исб.., плавал в мор.., нуждался в хлеб.., в сол.., В кушань.., в питани.., думал об интересн.. м мест.., забыл о груст.., о непри..зн.., о грустном извести.., от недел.. к недел.., сила в об..единени.., весь в поз..лот.., на родной сторовк.., нахо дился на дерев.., стоял у знамен.., поведал о капитан.., о своей гореч.., лежал на палуб.., рисовал с картинк.., вне себя от ра дост.. был в Румыни.., любовь к Родин..
Задание № 7 Прочитайте высказывания писателей и ученых. Выполните задания:
1. два-три высказывания по вашему выбору сделайте цитатами, добавляя свои слова и располагая их или перед высказыванием, или в начале его, или в середине, или в конце таким образом, чтобы ясно было, где ваши слова, а где слова писателя, ученого, и чтобы легко было читать текст с цитатой. Знаки препинания расставьте, как при прямой речи.
2. Изложите содержание высказываний в виде косвенной речи с заменой местоимений и личных форм глагола (там, где это необходимо).
1. Перечитываю «Войну и мир». Это уже в третий раз, и с каждым разом это произведение Толстого кажется мне все более великим, и новые стороны все продолжают выступать там, где прежде внимание скользило равнодушно. Теперь, в моем почти болезнен ном настроении, великая, правдивая, спокойная эпопея действует на меня глубоко умиротворяющим образом, как сама природа. Никто не писал с такой захватывающей правдой... Это — широко, свободно, искренно, правдиво. Какое изумительное обилие образов, какая волна жизни, эти образы одухотворяющая. (В. Короленко.)
2. Благодаря своей искренности, Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я в первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня. (Л. Толстой.)
З....Спешу в нескольких словах изложить мое мнение о драме «Гроза». Язык действующих лиц, как в этой драме, так и во всех произведениях Островского, давно всеми оценен по достоинству, как язык художественно-верный, взятый из действительности, как и самые лица, им говорящие. (И. Гончаров.)
4. Академик д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и пре красном» пишет: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело... Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо».
Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.
Мировая практика банковской деятельности показывает, что одним из наиболее перспективных и пользующихся быстрорастущим спросом ее видов является финансирование инвестиционных проектов.
Методы проектного финансирования стала использоваться в начале 80-х годов XX века для описания и характеристики определенных типов финансовых и коммерческих операций, которые давали возможность инициаторам инвестиционных проектов снизить затраты по погашению долгов, уменьшить риски, связанные с эксплуатацией оборудования, установить долгосрочные отношения с поставщиками сырья и полуфабрикатов, пользоваться поддержкой финансовых организаций, включая прямую или опосредованную бюджетную поддержку.
Существует несколько определений проектного финансирования: финансирование инвестиции, при котором источником погашения задолженности являются «потоки денежной наличности» («cash flow»), генерируемые в результате реализации самого инвестиционного проекта; финансирование, при котором кредитор оценивает, во-первых, потоки наличности и объем предполагаемых поступлений для определения перспектив возврата предоставленных средств, и, во-вторых, активы предприятия (или иной экономической единицы), служащие обеспечением кредита.
Контрольная работа № 2
Задание № 1 Напишите, какое значение имеют устойчивые сочетания и выражения.
Образец: Перестань молоть языком! – Не говори лишнего!
Собака на сене, держать язык за зубами, что на уме, то и на языке, держать язык, положить дело под сукно, белая ворона, подсадная утка, блудный сын, не робкого десятка, одного поля ягода.
Задание № 2 Определите место ударения в словах.
Августовский, агент, безудержный, блокировать, боязнь, давнишний втридорога, гладильный, генезис, двоюродный, дефис, добыча, донельзя, досуг, дремота, деспот, жестоко, завидно, заем, звонит, значимость, закупорит, звонишь, заржаветь, иконопись, импульс, исповедь, коклюш, кремль, кичиться, красивее, камбала, квашение, кухонный, маркетинг, мельком, менеджмент, маневры, наголо, стричь, наискось, ненависть, пасквиль, переданный, перистые облака, плесневеть, поручни, ракурс, средства, статуя, случай, согнутый, тяжба, форум, холеный, хаос, центнер, экскурс.
Задание № 3 Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слов.
1. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи.
2. Данный вопрос не входит в нашу миссию
3. Базаров - молодой человек с захудалым лицом.
4. Стихотворение Симонова "Жди меня" стало бестселлером.
5. Крылов - удобный катализатор добра и зла.
6. Мы испытываем летаргию по прошлому.
7. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.
8. Именно из-за таких регулярных возмездий, которые обрушиваются на головы мужиков, жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.
9. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.
10. Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву.
Задание № 4 Определите, какие выразительные средства употребляются в предложениях.
1. Бродяга-ветер.
2. Серебряная береза.
3. Жадно глядит, несется сверкая.
4. Живой труп.
5. Все флаги в гости будут к нам.
Задание № 5 Образуйте названия жителей города.
Киров
Кострома
Кривой рог
Курск
Минводы
Мурманск
Нижний Новгород
Омск
Пенза
Псков
Задание № 6 Поставьте данные имена существительные в творительном падеже. Найдите разницу в окончаниях. Сформулируйте правило.
Поэт А. С. Пушкин, город Пушкин, композитор А. П. Бородин, Поле Бородино, писатель А. П. Чехов, город Чехов, А. И. Герцен, Чарльз Дарвин, стремя, мать, путь, сосед, время.
Задание № 7 Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктуацию при сочетании союзов. Составьте схемы 1,2, З и 4-го предложений.
1) Солнце взошло и хотя на небе не было ни единого облачка но цвет его был странный белесоватый в зените и серый ближе к горизонту. (Аре.) 2) Илья Ильич при всей своей кротости не боится поддать ногой в рожу обувающему его Захару и если он в своей жизни не делает этого с другими то единственно потому что надеется встретить противодействие которое нужно будет преодолеть. (Добр.) 3) Ей попробовали рассказать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было точно передать того что он сказал. (Л. Т.) 4) Нет такой мысли которую человек не мог бы заставить себя выразить ясно и убедительно для другого и всегда досадую когда встречаю фразу: Нет слов выразить. Вздор! Слово всегда есть да ум наш ленив да вот ещё что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же сколько в собственные. (Н.)