Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.




В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование. Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII в. до конца 30-х годов XIX в., вместе с тем определил во многих направления пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образом художественного слова для современного читателя. Стремясь к концентрации живых сил русской национальной культуры речи, Пушкин, прежде всего, произвел новый, оригинальный синтез тех разных социально-языковых стихий, из которых исторически складывается система русской литературной речи. Это были: 1) церковнославянизмы; 2) европеизм; 3) элементы живой русской речи…(В.В.Виноградов «Очерки по истории русского литературного языка XVII – XIX вв.»)


Контрольная работа № 3

 

Задание № 1 Напишите, какое значение имеют устойчивые сочетания и выражения.

Образец: Перестань молоть языком! – Не говори лишнего!

Кто тебя за язык тянул, язык прикусить, с языка сорвалось, язык не повернется сказать, на языке вертится, подвиги Геракла, сизифов труд, ящик Пандоры, эзопов язык, засучить рукава, с распростертыми объятьями, пересчитать по пальцам, брать себя в руки, брать за горло.

 

Задание № 2 Определите, какой звук произносится в словах.

Темп [ ] - детектив [ ]

тенденция [ ] - кафе [ ]

кофе [ ] - компьютер [ ]

шинель [ ] - свитер [ ]

френч [ ] - резюме [ ]

юриспруденция [ ] -декада [ ]

крем [ ] - купейный [ ]

академия [ ] - бизнес [ ]

сессия [ ] - адекватный [ ]

декан [ ] - бутерброд [ ]

деканат [ ] - брюнет [ ]

 

Задание № 3 Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слов.

 

1. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

2. Он медленно перелистывал страницы буклета - путеводителя по дворцу.

3. Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег.

4. Правда и только правда - таков имидж писателя.

5. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее импонирует ее внешности.

6. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.

7. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

8. Радостное известие привело его в минорное настроение - он готов был запрыгать от счастья.

9. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

10. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других областях.

Задание № 4 Определите, какие выразительные средства употребляются в предложениях.

 

1. Горит восток зарею новой.

2. Откуда, умная, бредешь ты, голова?

3. А в комнате людей – за день не перечесть.

4. Мужичок с ноготок.

5. Мальчик с пальчик.

 

Задание № 5 Образуйте форму женского рода.

 

Армянин

бразилец

индиец

казах

китаец

кореец

поляк

турок

финн

черкес

 

Задание № 6 Прочитайте и запишите текст, вставьте недостающие знаки препинания. 1. Выберите из данного текста по 2—3 слова знаменательных частей речи и произведите их морфологический разбор.

2. Выпишите существительные по группам в зависимости от их лексико-грамматического значения: вещественные, конкретные, отвлеченные, собирательные.

— Посмотрим к какому разряду млек..питающ..х принад леж..т сия особа г..в..рил на следующ..й день Аркад…ю Базаров, поднимаясь вместе с ним по лес?ниц.. гостиниц.., в которой остановилась Одинцова. - Чу(?)ствует мой нос что тут что(то) (не, ни)ладно.

— Я тебе удивляюсь! — в..скликнул Аркадий.— Как? Ты, ты, Базаров, придерж..ваеш(?)ся той узкой морал.., которую...

— Экой ты чудак! — (не, ни)брежно перебил Базаров.— Разве ты (не, ни)знаеш?, что на нашем наречи.. и для нашего брата «не ладно» значит «ладно»? Пож..ва есть, значит. (Не, ни) сам (ли) ты с..годня говорил что она стра(н, нн)о вышла замуж(?). Хотя по мнению моему выйти за богатого стар..ка — дело (ни,не)чуть (не, ни)стран?ое, а, напротив благ…разумное. Я горо..ским толкам (не,ни)верю; но люблю думать как говорит нам образова(н, нн)ый губернатор, что они справедливы.

Аркадий (ни,не)чего (ни,не) отвечал и п..стучался в дверь но мера. Молодой слуга в ливре.. ввел обоих прият..лей в большую комнату меблирова(н,нн)ую дурно как все комнаты русских г..сти ниц но уставле(н,нн)ую цветами. Скоро п..явилась сама Одинцова в простом утре(н,нн)ем плать... Она казалась еще молож.. при свет.. весе(н,нн)его со?нца. Аркадий пр..дставил ей Базарова и с тайным удивлени..м заметил что он как(будто) сконфузился, между тем как Одинцова оставалась соверше(н,нн)о спокойною, (по)вчерашнему.

 

 

Задание № 7 Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунк­туацию при сочетании союзов. Составьте схемы 1,2, З и 4-го предложений.

1) Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпилина он вспомнил что когда она ещё только строилась ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. (К. С.) 2) Лещииский побе­жал за ними и когда был уже близко около шоссе услышал другой выстрел, (Н. О.) 3) Мы вступаем в открытое море но если хорошо приглядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море. (Пришв.) 4) Я присел под лиственницей чтобы закурить папиросу и пока дымок тихо вился надо мною отгоняя больших лесных комаров меня совершенно незаметно охватила внезапная сладкая и туманная дремота. (Кор.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: