Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.




Валентность – способность слова вступать в синтаксические связи с другими элементами. В лингвистику впервые ввел это понятие С. Д. Кацнельсон. Введенный термин “валентность” в западноевропейском языкознании относился только к глаголу и определял валентность как число актантов, которые может присоединять глагол. В современном языкознании развивается более широкое понимание валентности как общей сочетательной способности слов и единиц иных уровней (Лингвистический энциклопедический словарь).

Как известно, у слова есть внешняя сторона (звуковая) и внутренняя – его содержание (значение). Из каких мельчайших частиц состоит внешняя сторона слова? Это каждому ясно: из звуков (фонем). А из чего складывается лексическое значение слова? Мы знаем, что название, независимо от признака, положенного в его основу, становится знаком явления действительности со всеми его признаками. Получается, что слово все эти признаки хранит в своей “памяти”, как бы осознавая свою принадлежность к широкому кругу других названий. Но одновременно оно стремится ограничить себя от других слов, выявляя свою индивидуальность… Значение слова складывается из нескольких частичек (компонентов). А так как смысловая сторона слова называется еще и семантикой, то кратчайшие частички значения ученые называют семами (Подгаецкая И. М., Постникова И. И. “Необъятный мир слова”).


Контрольная работа № 4

 

 

Задание № 1 Составьте предложения со словом речь. Укажите подлежащее и сказуемое.

 

Речь чужая, стихотворная, диалектная, поэтическая, нейтральная, ораторская, образная, грубая, медленная, авторская, прямая, косвенная, развязная, диалогическая, уважительная, монологическая.

 

Задание № 2 Определите, какой звук, [Э] или [О], произносится в словах.

 

Желоб [ ] -жернов [ ]

жердочка [ ] - желчь [ ]

шерстка [ ] - акушер [ ]

маневр [ ]- новорожденный [ ]

опека [ ]- афера [ ]

никчемный [ ] - острие [ ]

Задание № 3 Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

 

1.Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

5. Успехами мы не блестим.

 

Задание № 4 Определите, какие выразительные средства употребляются в предложениях.

 

1. Робко месяц смотрит в очи, изумлен, что день не минул.

2. Осторожно месяц из калитки вышел.

3. Гвозди б делать из этих людей: крепче бы не было в мире гвоздей.

4. Стальной оратор дремлет в кобуре

5. Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?

Задание № 5 Образуйте форму слова, обозначающего противоположный пол.

Академик

аспирант

балерина

барон

генерал

директор

доктор

доцент

лаборант

поэт

продавец

прфессор

секретарь

стюардесса

 

Задание № 6 Перепишите, ставя существительные в нужном падеже единственного числа, Обозначьте склонение и падеж.

1) Сообщить о (постановка) (пьеса). Говорить о (пьеса) и времени её (постановка). 2) Быть на (открытие) (выставка), Рас­сказать о (выставка) и её (открытие). 3) Присутствовать при (бе­седа) (участница) (экспедиция). Обратиться к (участница) (экспе­диция) с вопросом. 4) Подниматься по (лестница) (башня). Побы­вать в (башня) (крепость). 5) Подойти к (окраина) (деревня). Гостить в (деревня). 6) Жить в (гостиница). Читать на (веранда) (гостиница). Уйти с (веранда). 7) Лечиться в (амбулатория) при (больница). Выписаться из (больница). 8) Встретиться на (лекция) в (музей). Возвратиться с (лекция).

9)Деревья в лёгком (иней). 10) Бродить по (отмель), видеть корабли на (рейд), вернуться из (гавань). 11) Присутствовать на научной (конференция), посвященной современной (живопись) и (архитектура). 12) Рассказывать о (трагедия) и (эпопея). 13) От­метить в (резолюция), (постановление) и (отчёт)

 

Задание № 7 Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте грамматическую ос­нову каждого предложения. Укажите виды придаточных.

1) Пусть душу согреет сознанье что мы ни на шаг ни на миг в суровые дни испытанья не сдали позиций своих. (Исак.) 2) Как билось сердце если нам случалось привет Москвы по радио поймать! (Л.-К.) 3) И равняясь встают на бумаге слова что полгода я в серд­це ревниво берёг. (Сурк.) 4) И те кто стране присягнули на вер­ность однажды не могут не смеют в пути оглянуться назад. (Сурк.) 5) Всё что нынче держим мы в руках мне с каждым днём становится дороже. (Исак.) 6) Цепи яблонь протянулись там где были пустыри. (Л.-К-) 7) Водой холодной обтирайся если хочешь быть здоров! (Л.-К.) 8) Всю ночь поют в пшенице перепёлки о том что будет урожайный год. (Исак.) 9) Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела. (Безым.)

 

Задание № 8 Определите стилевую принадлежность текста, укажите стилевые черты, выделите языковые особенности в лексике, морфологии, синтаксисе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: