По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Неофункционализм
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. История развития функционального подхода в этнологии. Структурный функционализм как теоретическая парадигма в американской социологии в сер. XX в.
2. Теория действия, общая теория систем и эволюция человеческого общества в работах Т. Парсонса.
3. Концепция универсальной модели культуры и эволюции социальной структуры в работах Д.П. Мёрдока.
4. Парадигма функционального анализа социальных явлений Р.К. Мертона.
1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).
Темы эссе:
1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
5. Культурно-историческая школа.
6. Гипердиффузионизм.
7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Экологический подход в этнологических исследованиях.
2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.
3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?
Литература:
Основная:
1. Мердок Дж.П. Социальная структура. М., 2003.
2. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. № 2-4.
3. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
4. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2002.
5. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.
Дополнительная:
1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100-119.
2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.
ПЛАН
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 14
По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Отечественная этнология (этнография)
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Накопление этнографических знаний в России в XII –XVII вв.
2. Роль Великих Географических экспедиций и этнографических научных обществ в расширении этнографических знаний XVIII – первой половине XIX в.
3. Развитие этнологии (этнографии) во второй половине XIX – нач. XX в.
4. Разработка этнической проблематики в отечественной этнологии.
5. Концепция хозяйственно-культурных типов, изучение локальных вариантов ХКТ
6. Развитие этнической экологии.
7. Современные проблемы и направления исследований в отечественной этнологии.
1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).
Темы эссе:
1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
5. Культурно-историческая школа.
6. Гипердиффузионизм.
7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Экологический подход в этнологических исследованиях.
2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.
3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?
Литература:
Основная:
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.
2. Басилов В.Н. Традиции отечественной этнографии // Этнографическое обозрение. 1998. № 2.
3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
4. Дубова Психологические аспекты этнической экологии // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 77-99.
5. Козлов В. И. Основные проблемы этнической экологии // СЭ. 1983. № 1.
6. Козлов В.И., Ямсков А.Н. Этническая экология // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 86-107.
7. Козлов В.И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его экологические аспекты // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 14-43.
8. Комарова О.Д. Демографические аспекты этнической экологии Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 44-77.
9. Культура жизнеобеспечения и этнос / С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян. Ереван, 1983.
10. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. М., 1989.
11. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.
Дополнительная:
1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100-119.
2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.
ПЛАН