По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Американская этнопсихологическая школа
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. История развития американской этнопсихологической школы.
2. Изучение национального характера, понятие «основная личность» в работах А. Кардинера.
3. Этнопсихологические исследования Р. Бенедикт.
4. Этнопсихологические исследования М. Мид.
5. Изучение проблем аккультурации.
6. Общий вклад этнопсихологической школы в развитие этнологии.
1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).
Темы эссе:
1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
5. Культурно-историческая школа.
6. Гипердиффузионизм.
7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Релятивизм в этнологии.
2. Общее и особенное понятий «культурные регионы», «культурные ареалы» и «хозяйственно-культурные типы».
3. Шаблоны диффузии как инструмент анализа.
Литература:
Основная:
1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979.
2. Белик А.А. Психологическое направление в этнологии США // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 190.
3. Бенедикт Р. Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998.
4. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
5. Лурье С.В. Психологическая антропология. М., Екатеринбург, 2003.
6. Рощин С.К. Личность в понимании культурной психологии или психологической антропологии // Этнография за рубежом. Историографические очерки. М., 1979. С.23-47.
7. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
8. Этнография за рубежом. М., 1979.
9. Этнология в США и Канаде. М., 1989.
10. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.: ИНИОН, 1991.
Дополнительная:
1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100-119.
2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.
ПЛАН
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 12
По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Американская культурно-эволюционная школа
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные направления исследования в рамках американской культурно-эволюционной школы.
2. Теория культуры и концепция эволюции культуры в работах Л. Уайта.
3. Концепция многолинейной эволюции Д.Х. Стюарда.
4. Экологические аспекты эволюции культуры в работах М. Харриса и М. Салинса.
5. Интерпретативная антропология К. Гирца.
1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).
Темы эссе:
1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
5. Культурно-историческая школа.
6. Гипердиффузионизм.
7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Экологический подход в этнологических исследованиях.
2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.
3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?
Литература:
Основная:
1. Аверкиева Ю.П. Историко-философские взгляды Лесли А. Уайта (1900-1975) // Этнография за рубежом. Историографические очерки. М., 1979. С.48-69.
2. Веселкин Е.А. Культурная антропология в США: теория и действительность // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 3-24.
3. Елфимов А.Л. Клиффорд Гирц: итерпретация культур (Рецензия) // ЭО. 1992. № 3. С. 144.
4. Козлов В.И., Ямсков А.Н. Этническая экология // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 86-107.
5. Маркарян Э.С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С.15-61.
6. Работы Лесли Уайта по культурологии: (Сб. переводов). М., 1996.
7. Шандыбин С.А. Постмодернистская антропология и сфера применимости ее культурной модели // ЭО. 1998. № 1. С. 14.
8. Этнография за рубежом. М., 1979.
Дополнительная:
1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100-119.
2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.
ПЛАН