СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 11




 

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Американская этнопсихологическая школа

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения:

1. История развития американской этнопсихологической школы.

2. Изучение национального характера, понятие «основная личность» в работах А. Кардинера.

3. Этнопсихологические исследования Р. Бенедикт.

4. Этнопсихологические исследования М. Мид.

5. Изучение проблем аккультурации.

6. Общий вклад этнопсихологической школы в развитие этнологии.

1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).

2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.

2. Основные идеи Ф. Ратцеля.

3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.

4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.

5. Культурно-историческая школа.

6. Гипердиффузионизм.

7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Релятивизм в этнологии.

2. Общее и особенное понятий «культурные регионы», «культурные ареалы» и «хозяйственно-культурные типы».

3. Шаблоны диффузии как инструмент анализа.

 

Литература:

Основная:

 

1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979.

2. Белик А.А. Психологическое направление в этнологии США // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 190.

3. Бенедикт Р. Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998.

4. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.

5. Лурье С.В. Психологическая антропология. М., Екатеринбург, 2003.

6. Рощин С.К. Личность в понимании культурной психологии или психологической антропологии // Этнография за рубежом. Историографические очерки. М., 1979. С.23-47.

7. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

8. Этнография за рубежом. М., 1979.

9. Этнология в США и Канаде. М., 1989.

10. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.: ИНИОН, 1991.

 

Дополнительная:

1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100-119.

2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.

3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.

4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.

6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.

7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

 

 

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 12

 

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Американская культурно-эволюционная школа

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Основные направления исследования в рамках американской культурно-эволюционной школы.

2. Теория культуры и концепция эволюции культуры в работах Л. Уайта.

3. Концепция многолинейной эволюции Д.Х. Стюарда.

4. Экологические аспекты эволюции культуры в работах М. Харриса и М. Салинса.

5. Интерпретативная антропология К. Гирца.

1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).

2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.

2. Основные идеи Ф. Ратцеля.

3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.

4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.

5. Культурно-историческая школа.

6. Гипердиффузионизм.

7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Экологический подход в этнологических исследованиях.

2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.

3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?

 

 

Литература:

Основная:

 

1. Аверкиева Ю.П. Историко-философские взгляды Лесли А. Уайта (1900-1975) // Этнография за рубежом. Историографические очерки. М., 1979. С.48-69.

2. Веселкин Е.А. Культурная антропология в США: теория и действительность // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 3-24.

3. Елфимов А.Л. Клиффорд Гирц: итерпретация культур (Рецензия) // ЭО. 1992. № 3. С. 144.

4. Козлов В.И., Ямсков А.Н. Этническая экология // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С. 86-107.

5. Маркарян Э.С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США // Этнология в США и Канаде. М., 1989. С.15-61.

6. Работы Лесли Уайта по культурологии: (Сб. переводов). М., 1996.

7. Шандыбин С.А. Постмодернистская антропология и сфера применимости ее культурной модели // ЭО. 1998. № 1. С. 14.

8. Этнография за рубежом. М., 1979.

 

Дополнительная:

1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100-119.

2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.

3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.

4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.

6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.

7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

 

 

ПЛАН



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: