СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 9




 

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Структурный функционализм

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения:

1. История развития направления. Основные школы в рамках структурного функционализма.

2. Функционализм Б. Малиновского. Методы и подходы. Теория потребностей. Изучение религиозных представлений в первобытном обществе.

3. Социальная антропология. Методы и подходы. Изучение социальных отношений в работах А.Р. Радклифф-Брауна. Исследования Э. Эванс-Причарда.

4. Французский структурализм. Изучение первобытного мышления в работах К. Леви-Строса.

5. Значение структурного функционализма в этнологии.

1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).

2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.

2. Основные идеи Ф. Ратцеля.

3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.

4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.

5. Культурно-историческая школа.

6. Гипердиффузионизм.

7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Пределы изучения культуры.

2. Моделирование в этнологических исследованиях.

3. Магия и миф в традиционном и современном обществе.

 

Литература:

Основная:

 

1. Бутинов Н.А. Леви-Стросс и проблемы социальной организации австралийских аборигенов // Этнография за рубежом. Историографические очерки. М., 1979. С.114-148.

2. Веселкин Е.А. Структурализм: претензии на философию (теоретические проблемы британского экологического структурализма) // Этнография за рубежом. Историографические очерки. М., 1979. С.88 -113.

3. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

4. Леви-Строс К.Структура мифов // Вопросы философии. 1970. № 7.

5. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

6. Леви-Строс К. Печальные тропики. М., 2000.

7. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

8. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998.

9. Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. М., 2004.

10. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 2005.

11. Никишенков А.А. Эдуард Э. Эванс-Причард и противоречия этнографического познания // ЭО. 1997. № 3. С. 126.

12. Островский А.Б. К. Леви-Строс о тотемизме как факторе своеобразия первобытного мышления // Этно-культурные процессы: методы исторического и синхронного изучения. М., 1982. С. 81-92.

13. Островский А.Б. Школа французского структурализма: вопросы методики // Советская этнография. 1988, №2. С. 33.

 

Дополнительная:

1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100-119.

2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.

3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.

4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.

6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.

7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

 

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 10

 

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Американская школа исторической этнологии

(Школа Боаса)

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения:

1. История развития школы исторической этнологии.

2. Вклад Ф. Боаса в развитие этнологии.

3. Изучение культурных ареалов в работах К. Уисслера.

4. Изучение природы культуры, учение о культурных моделях в работах А.Л. Крёбера.

5. Научное наследие американской школы исторической этнологии.

1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).

2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).

Темы эссе:

1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.

2. Основные идеи Ф. Ратцеля.

3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.

4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.

5. Культурно-историческая школа.

6. Гипердиффузионизм.

7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Релятивизм в этнологии.

2. Общее и особенное понятий «культурные регионы», «культурные ареалы» и «хозяйственно-культурные типы».

3. Шаблоны диффузии как инструмент анализа.

 

Литература:

Основная:

1. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.: Наука, 1979.

2. Боас Ф. Ум первобытного человека. М.;Л., 1926.

3. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

4. Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М.: Наука, 1991.

 

Дополнительная:

1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100-119.

2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.

3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.

4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.

5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.

6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.

7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.

 

 

ПЛАН



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: