СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1
По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Этнология как наука
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Этнология в системе социогуманитарных наук.
2. Изменение представлений об объекте и предмете исследований.
3. Виды источников в этнологии.
4. Методы сбора материалов и исследований в этнологии.
5. На материалах этнографической монографии (любой) рассмотреть источники и методы исследования, использованные в работе.
1. Способы проверки степени достоверности материалов полевых опросов.
2. Методика составления вопросников и анкет для полевых исследований.
3. Генеалогические данные как источник для изучения этнической истории.
4. Роль вещественных источников в этнологических исследованиях.
Темы эссе:
Определить тип и вид различных источников, к примеру:
- выписки из метрических книг XIX в.,
- выписки из брачных обысков XIX в.,
- выписки из книг похозяйственного учета населения XX в.,
- данные материалов переписи 19-20 вв.,
- экспедиционные фотографии с изображениями элементов материальной культуры,
- аудиозаписи беседы с информантом.
Дать характеристику информационным возможностям представленных источников, определить, в исследовании каких проблем эти источники могут быть применены.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. На материалах этнографической монографии (любой) рассмотреть источники и методы исследования, использованные в работе.
Литература:
Основная:
1. Громов Г. Методика этнографических исследований. М., 1966.
2. Итс Р.Ф. Ведение в этнографию. Л., 1974.
Дополнительная:
3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.
|
4. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.
5. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.
ПЛАН
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2
По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Теория этноса. Этногенез. Этнические и этносоциальные процессы
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Формы идентичности, этапы их становления.
2. Факторы трансформации идентичности.
3. Значение этничности в идентификации человека.
4. Факторы этнической истории.
1. В рамках системно-статистического подхода дать характеристику основных компонентов этноса:
2. этнос как популяция,
Темы эссе:
3. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,
4. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. проявление и формы использования этнического языка,
2. формы и нормы стереотипов поведения (быта),
3. проявление и закрепление этнической идентичности,
4. психологические особенности, модели жизнедеятельности.
Литература:
Основная:
1. Громов Г. Методика этнографических исследований. М., 1966.
2. Итс Р.Ф. Ведение в этнографию. Л., 1974.
3. Дополнительная:
4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.
5. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.
6. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.
|
ПЛАН
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3
По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Этническая культура
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1.. Системно-компонентный анализ этнической культуры
2. Функции этнической культуры
3. Традиции и инновации в культуре
4. Преемственность культурных традиций. Виды культурного наследия и типы культурного наследования.
1. расселение этноса с этнически окрашенной инфраструктурой,
2. хозяйственно-производственная сфера,
3. социальная стратификация, социальные институты,
Темы эссе:
1. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,
2. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Культура как этнический маркер.
2. Значение семейной и праздничной обрядности в культуре.
3. Обряды перехода: структура, функции, семантика.
4. Обряд, обычай, ритуал в культуре.
Литература:
1. Основная:
2. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // ЭО. 1993. № 4.
3. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Спб., 1993.
4. Знаковые функции культуры. М., 1991.
5. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1969. 229 с.
6. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2.
Дополнительная:
1. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. 284 с.
2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
|
3. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.
4. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.
5. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.
ПЛАН
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4
По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Классификация народов мира
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Критерии классификации народов мира.
2. Географическая классификация народов мира.
3. Этнолингвистическая классификация народов мира.
4. Антропологическая классификация народов мира.
5. Хозяйственно-культурная классификация народов мира.
1. расселение этноса с этнически окрашенной инфраструктурой,
2. хозяйственно-производственная сфера,
3. социальная стратификация, социальные институты.
Темы эссе:
1. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,
2. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Формирование и развитие языка.
2. Языковые универсалии как показатель общности человеческого мышления.
3. Этапы процесса расообразования.
4. Ландшафт и культура: взаимодействие и преобразование.
5. Особенности природопользования в традиционной и индустриальной культуре.
Литература:
Основная:
1. Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1974.
2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1974.
Дополнительная:
1. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.
2. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1978.
3. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.
ПЛАН