По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: История становления этнологии как науки. Эволюционная школа сер. XIX – нач. XX в.
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Предпосылки формирования эволюционной школы. Основные этапы развития эволюционизма.
2. Изучение первобытных верований.
3. Изучение семейно-брачных отношений, эволюции форм семьи и брака.
4. Периодизация первобытной истории человечества. Этапы развития хозяйства народов мира.
5. Основные методы исследования в эволюционизме.
6. Вклад эволюционизма в развитие этнологии.
Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
1. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).
Темы эссе:
1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
5. Культурно-историческая школа.
6. Гипердиффузионизм.
7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Отличия «первобытного» человека от «цивилизованного» в работе Г. Спенсера.
2. Определение культуры в работе Э.Б. Тайлора. Пережитки в культуре.
3. Классификация магии в работе Д. Фрэзера. Триада «магия-наука-религия».
4. Практическое задание
|
5. Определить особенности эволюции и перспективы развития социокультурной коммуникации (коммуникационные линии, формы и средства связи, знаковые системы, субъекты коммуникации и пр.).
6. Определить особенности эволюции и перспективы развития добрачного взаимодействия молодежи (группы, формы и условия общения, установки, стереотипы восприятия и пр.).
Литература:
Основная:
1. Морган Л.Г. Древнее общество. М.; Л., 1936.
2. Спенсер Г. Основания социологии // Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.
3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Дополнительная:
1. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
2. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1998.
3. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
ПЛАН
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6
По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Расистское направление
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Предпосылки формирования расизма. Идеологические, «научные», бытовые основания развития расистских идей.
2. Расовая классификация Ж.А. Гобино.
3. Идеи О. Аммона и Ж.В. де Ляпужа о факторах социального развития и истории.
4. Идеи Л. Вольтмана.
5. Идеи Х. Чемберлена.
6. Расизм в поле научной и общественной мысли кон. XIX – нач. XX в. Критика расизма
Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
1. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).
|
Темы эссе:
1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
5. Культурно-историческая школа.
6. Гипердиффузионизм.
7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Отличия «первобытного» человека от «цивилизованного» в работе Г. Спенсера.
2. Определение культуры в работе Э.Б. Тайлора. Пережитки в культуре.
3. Классификация магии в работе Д. Фрэзера. Триада «магия-наука-религия».
4. Практическое задание
5. Определить особенности эволюции и перспективы развития социокультурной коммуникации (коммуникационные линии, формы и средства связи, знаковые системы, субъекты коммуникации и пр.).
6. Определить особенности эволюции и перспективы развития добрачного взаимодействия молодежи (группы, формы и условия общения, установки, стереотипы восприятия и пр.).
Литература:
Основная:
1. Марков Г.Е. Коричневая тень над немецкой этнологией // Этнографическое обозрение // 1996. № 4.
2. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
Дополнительная:
1. Темы для обсуждения
2. Научные критерии выделения рас.
3. Альтернативные расовые классификации (арийская, лемурийская, атлантическая, тибетская). Основания их несостоятельности в науке.
4. Исторические корни расизма.
ПЛАН