По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Классификации народов мира.
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
Географическая классификация.
1. Расы и расовые признаки. Антропологическая классификация.
2. Хозяйственно-культурная классификация.
3. Лингвистическая классификация.
1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).
Темы эссе:
1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
5. Культурно-историческая школа.
6. Гипердиффузионизм.
7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Экологический подход в этнологических исследованиях.
2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.
3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?
Литература:
Основная:
7. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.– М., 1973.
8. Итс Р.Ф. Введение в этнографию.– Л., 1991.
9. Козлов В.И. О классификации этнических общностей // Исследования по общей этнографии.– М., 1979.
10. Народы и религии мира: Энциклопедия.– М., 1999.
11. Садохин А.П. Этнология: Учебник.– М., 2000.
|
12. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник.– М., 2000.
13. Токарев С.А. История зарубежной этнографии.– М., 1978.
14. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры.– М., 1971, 1985.
15. Этнография: Учебник.– М., 1982.
Дополнительная:
1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100-119.
2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.
ПЛАН
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 17
По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Народы Украины и Крыма.
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Славянские народы: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи и словаки), южные славяне (болгары, сербы).
2. Германские народы (немцы, австрийцы, шведы).
3. Романские народы (молдаване, румыны).
4. Тюркские народы (гагаузы, поволжские и крымские татары, караимы, крымчаки).
5. Финно-угорские народы (эстонцы и венгры).
6. Греки, армяне, евреи, цыгане, корейцы.
1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).
|
Темы эссе:
1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
5. Культурно-историческая школа.
6. Гипердиффузионизм.
7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Экологический подход в этнологических исследованиях.
2. Адаптация как социокультурный процесс. Адаптация как основная функция культуры.
3. Культурный полиморфизм или культурная унификация?
Литература:
Основная:
1. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.– М., 1973.
2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию.– Л., 1991.
3. Козлов В.И. О классификации этнических общностей // Исследования по общей этнографии.– М., 1979.
4. Народы и религии мира: Энциклопедия.– М., 1999.
5. Садохин А.П. Этнология: Учебник.– М., 2000.
6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник.– М., 2000.
7. Токарев С.А. История зарубежной этнографии.– М., 1978.
8. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры.– М., 1971, 1985.
9. Этнография: Учебник.– М., 1982.
Дополнительная:
1. Островский А.Б. Исследование первобытного мышления в западно-европейской социальной антропологии // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 100-119.
2. Радклифф-Браун А.Р. Структура и функции в примитивном обществе. М., 2001.
3. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983.
4. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
5. Эванс-Причард Э. Нуэры. М., 1985.
6. Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература. 2003.
7. Эванс-Причард Э. Теории примитивной религии. М., 2004.
Методические рекомендации составлены
_________________к.и.н., доцентом У. К. Мусаева
Утверждены на заседании кафедры (название)
Протокол № ______ от ____ _________ 20____ г.
Заведующий кафедрой ____________к.и.н., доц. Сейдалиев Э. И.