В сфере социально-гуманитарного исследования могут и должны использоваться все философские и общенаучные методы. Конечно они здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом особенностей? познания и его предмета (общество, культура, личность).
Наблюдение, результаты которого зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентаций; простое – факты и события рассматриваются со стороны; соучаствующие – исследователь включается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри»; самонаблюдение (интроспекция) - осознанное систематическое наблюдение за действиями собственной психики с целью выявления ее особенностей; эмпатия – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, цели, проникновение в переживания других людей; этнометодология – понимание рез описания и наблюдений социальных явлений и событий.
Социальные эксперименты (объективно-определенные группы людей, с интересами которой приходится считаться); констит, формирующая, итоговая; социальная инженерия (Н.Поппер) – социальное проектирование.
Сравнительный метод: сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и другим параметрам (метод поперечных срезов); многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени – лонгитюдный метод.
- идиографический метод – описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий;
- диалог – вопросно-ответный метод;
- объяснение;
- ценностный – отнесение к ценностям;
- анализ документов – получение сведений о прошедших событиях (качественный и ком);
- методы опроса – основаны на высказываниях людей с целью выявления их мнений по каким-либо проблемам (анкетирование, интервью); метод экспертных оценок, метод групповых дискуссий;
- монографический метод – данная проблема или группа проблем тщательно и с многих сторон анализируется на одном социальном объекте→гипотетический вывод;
- биографический метод – метод исследования субъективной стороны общественной жизни индивида (личные документы);
- проективные методы – способ опосредованного изучения личных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности;
- тестирование – стандартизированные задания, результаты выполнения которых позволят измерить некоторые личностные характеристики;
- социометрия – применение математических средств к изучению социальных явлений (% подсчет);
- игровые методы – (психодрамы, социодрамы);
- иконография – сигтематическое изучение и описание изображений каких-либо сюжетов или лиц, истолкование их смысла, символики, характер особенностей.
Требуется разработка новой методологии гуманитарных наук.
|
2. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания
Кризис современной системы образования, являющийся составной часть глобального цивилизационного кризиса конца 20 века, в немалой степени обусловлен узко прагматическими установками, ориентацией на жесткое разграничение гуманитарных и естественных дисциплин. Следствием этого разграничения является не только фрагментарность видения реальности, но его деформация, что не позволяет людям адекватно реагировать на обостряющийся экологический кризис, девальвацию нравственных норм и духовных ценностей, калейдоскопичность смены технологий, нестабильность политической и экономической ситуаций.
|
Такое положение показывает, что сегодня судьбы цивилизации не могут определяться ни мудрейшими правительствами, ни международными организациями, ни учеными до тех пор, пока их действия не будут осознаны широкими слоями населения.
Искусственному размежеванию не более трехсот лет, и сейчас многие проблемы человечества могли бы быть решены на пути гармонизации частей изначально единой культуры, восходящей к Аристотелю, но на новом уровне развития.
Лидирующее место в культуре нашей эпохи, бесспорно, занимает наука. Научный метод, рожденный естествознанием, последние сто лет доминирует в духовном мире, проникая даже в науки о человеке и обществе. Ему мы обязаны триумфом техногенной цивилизации, приведшей не только к быстрому развитию экономической и социальной сфер общества, но и вызванный глобальный экономический кризис, отчуждение человека от природы, все большую дегуманизацию общества.
Сегодня становится очевидным необходимость привнесения в сферу науки нравственных, этических и даже эстетических категорий, столь характерных для древних традиций Запада и Востока в опыте единения человека с природой и космосом. А следовало бы перенять обыкновение ученых не отвергать, а гуманитариям переосмысливать ряд накопленных ранее истин, попытаться объяснить законы гармонии на языке более универсальном, чем язык субъективно-эмоциональных переживаний. Таким образом, мы приходим к необходимости формирования - с учетом знания современной науки - целостного видения мира, свойственного нашим предкам. Синтез мудрости древних цивилизаций, гуманитарных и естественных наук - это путь к новому пониманию природы, человека и общества.
|
В нашей культуре почва для переосмысления многих достижений гуманитарной, технической и естественнонаучной мысли была подготовлена работами русских космистов - Н.В. Федорова, Н.В. Тимофеева-Ресовского, В.И. Вернадского, А.А. Богданова, К.Э. Циолковского, П. Флоренского и других. Именно в русском космизме зародилась мысль о неизбежности возникновения противоречий между природой и разумом, если разум ставит себя над ней и призывает к покорению и преобразованию природы для своего сиюминутного блага.
В последнее десятилетие синтез гуманитарных и естественных наук начался спонтанно в силу логики развития самой науки, интеграции ее дисциплин, рассмотрения все более сложных систем в физике, химии, биологии, приближающихся по сложности поведения к живым организмам или их сообществам, моделирующим, как оказалось, также социальные и психические феномены. Кроме того, сейчас осознана принципиальная неустранимость роли человека как наблюдателя и интерпретатора эксперимента, т.е. актуален лишь целостный подход: природа и человек.
Это направление науки о сложном - синергетика, - опирающаяся на современные математические методы и являющееся далеко идущим обобщением дарвинизма, по существу, может быть названо "эволюционным естествознанием" в широком смысле. Синергетика - это наука о самоорганизации в неравновесных открытых системах различной природы, наука о законах рождения порядка из хаоса.
От Бытия к Становлению - вот, следуя И. Пригожину, ориентация новой научной парадигмы, в контексте которой акцент переносится с изучения инвариантов системы, положений равновесия на изучение состояний неустойчивости, механизмов возникновения нового, рождение и перестройки структур, самоорганизации.
Можно говорить о возникновении некого единого метаязыка естественника и гуманитария. Намечается понимание и встречное движение двух культур, возврат к единству на новом уровне осознания мира.
Этот процесс надо сознательно развивать, что приведет не только к примирению, но и взаимообогащению двух культур, так как одна представляет рациональный способ постижения мира, другая - диалектически дополненный - интуитивный, ассоциативно-образный. Диалектическое единство заключается в том, что ни одна из культур не самодостаточна (принцип дополнительности Бора) и, согласно знаменитой теореме К. Геделя, рано или поздно не сможет развиваться без привлечения методов другой, поскольку иначе каждая из них выродится в застывшую догму, либо в хаос абсурда.
Начинать, как всегда, надо с образования. И если необходимость гуманитарного цикла дисциплин для студентов-естественников не вызывала сомнений, эффективное преподавание естествознания гуманитариям сейчас становится возможным благодаря применимости новой научной парадигмы для обеих культур, осознанию универсальной роли метаязыка, синтезирующего язык философских категорий и синергетики, язык образов, ассоциаций и формальной логики, язык древних традиций Востока и Запада.
Итак, смена парадигмы, происходящая в науке, переход от ньютоновской к эволюционной, синергетической парадигме сейчас резонирует с потребностями культуры человечества в целом. Проблемы социума в большей степени связаны с укоренившимся линейным, детерминистским подходом к природе и технике, который был перенесен на общество и способствовал развитию позитивизма, потребительской идеологии, неумению предвидеть экологические и цивили-зационные кризисы.
В этой связи важной задачей является создание новых образовательных концепций преподавания естествознания, способных изменить официальную идеологию, дать один из ключей к пониманию механизмов потрясений в обществе, столь неустойчивом и бурно меняющемся в конце 20 в., сформировать адекватный менталитет социума.
Синергетическая концепция естественнонаучного образования гуманитариев и ее воплощение еще далеки от идеала, но важно, что процесс начался, и здесь очень важно не дискредитировать идею, не выходить к студентам с адаптированным изложением стандартного учебника физики, химии или биологии, что, наверняка, вызовет отторжение, а попытаться начать диалог двух культур, двух типов мышления, на который ориентируется синергетика.