Соотношение чувственного и рационального в гуманитарном познании и творчестве, роль воображения.




Познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.

Формы чувственного отражения: Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов (ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения). Л.Фейербах: Ощущения - это субъективный образ объективного мира. зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже от его жизненного опыта.

Восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта.

Представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти. Это абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали. На уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, как воображение - способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности. Представление стоит как бы на рубеже, на перепутье между чувственным отражением и абстрактным мышлением.

Роль и место чувственного отражения в познавательном процессе: 1. органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению, дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта. 2. регулирование предметной деятельности обеспечивается прежде всего с помощью чувственных образов (образность, непосредственная данность его образов и их яркость).

Мышление - это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Это отражение опосредованное - опосредуется чувственностью, ее образами. Мышление обобщает, схватывает общее в объектах, и потому оно связано с абстрагированием, отвлечением от второстепенного в объектах. Формы мышления.

Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия. Понятия - это итог работы мысли, и средства мышления.

Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. Связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей.

Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Два класса – индуктивные (выведение общего положения из ряда частных фактов), дедуктивные (из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие).

Творчество - вид чел. деятельности, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Важную роль в творчестве играют воображение и интуиция. Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и логическом виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение.

Интуиция - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискурсии. Занимает важное место в познании, сообщает ему новый импульс и направление движения. Под интуицией (догадка) понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть вещей. Разновидности: чувственную и интеллектуальную. Бывает технической, научной, обыденной, врачебной (спецификации деятельности субъекта). Свойство: непосредственность. (не опирается на логическое доказательство), внезапность и неосознанность. Условиям формирования и проявления интуиции: 1) основательная профессиональная подготовка субъекта, глубокое знание проблемы; 2) поисковая ситуация, состояние проблемности; 3) действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи; 4) наличие подсказки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: