Человек и его повседневное существование как объект философствования и художественного творчества в западноевропейском экзистенциализме.




Сложнейшие умонастроения человека современной эпохи были выражены в таком весьма влиятельном течении, как экзистенциализм («философия существования»). Экзистенциализм - возможно, наиболее популярное (наряду с психоанализом) философское течение нашего времени. Его название происходит от немецкого «existieren» и французского «exister» -существовать, и обращение не к выяснению сущности человека, а к его повседневному бытию. Экзистенциализм в противовес рационалистической философии взглянул на человека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки. Свобода, смерть, страх, одиночество -ведущие темы экзистенциализма. К экзистенциализму относят разных авторов, никогда не составляющих цельного и единого учения. В Германии это М. Хайдеггер и К. Ясперс, во Франции - Г. Марсель, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Экзистенциальные мотивы присутствуют в творчестве русского писателя Ф.М. Достоевского и философа Н.А.Бердяева. Философы - экзистенциалисты часто прибегали к изложению своих идей в собственно - литературной форме (романы, пьесы, эссе), хотя им не была чужда и определенная философская методология - так, все они в большей или меньшей степени опираются на феноменологию Э. Гуссерля. Как духовное течение экзистенциализм просуществовал с 20-х по 70-е гг. XX в.

Экзистенциализм означал (наряду с религиозной философией XX в.) решительный поворот философии к теме человека, к исследованию его внутреннего, духовного мира в ситуации отчуждения от общества. Особенностью экзистенциализма является также осмысление в нем негативных эмоционально-психологических состояний человека - скуки и тоски, разочарования, тревоги и страха, отчаяния, ужаса. Экзистенциализм явился выражением трагического умонастроения человека, волею судьбы оказавшегося в так называемой «пограничной ситуации» - на грани между жизнью и смертью, бытием и небытием. Мир неразумен и не поддается объяснению, он чужд и враждебен человеку. «Жизнь есть боль» - такова основная правда жизни, с точки зрения экзистенциальной философии. Человек одинок, ему неоткуда ожидать поддержки и помощи. С приходом человека в этот мир неотвратимо наступает его конфликт с ним, возникает чувство абсурда. Примечательно, что экзистенциализм в качестве основного для философии берет вопрос о самоубийстве, о том, стоит ли жить вообще.

Основной темой экзистенциализма стало существование человека в абсурдном (отчужденном, бесчеловечном) мире. Это философское течение возникло как реакция на кризис гуманизма, выражение глубоких социальных, политических и иных потрясений в современную эпоху. Иногда экзистенциализм называют «философией кризиса», которая выражает бытие одинокого человека, заброшенного потоком времени в бесчеловечной социальный мир.

Экзистенциализм полагает, что внешний предметный мир представляет собой неподлинное существование, суету сует и повседневность. Этот мир делает человека приниженным, обезличенным и даже выброшенным на обочину жизни. В таком социальном мире «Бог умер», и в нем уже нет прочного духовного стержня, на который можно было бы опереться. Идущие из глубины человеческой души стремление к счастью и отчаянная «жажда ясности» сталкиваются с «безмолвным неразумием мира». Понятие пограничной ситуации в экзистенциальной философии фиксирует трагический характер бытия человека в мире, лишенном разумного начала. Человек постоянно находится перед лицом смерти, и это делает его существование предельно обостренным и драматичным.

«Бытие» - одно из центральных понятий философии на протяжении ее истории. Обыденное мышление воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы. Но философия, воспользовавшись термином естественного языка «быть», придала ему категориальный статус, то есть перешла от вопроса о существовании мира «здесь» и «сейчас» к вопросу о вечных и всеобщих гарантиях такого существования. Решение такого рода вопросов предполагает умение мыслить, отвлекаясь от конкретных предметов, их признаков и свойств.

Для философии как особого рода мировоззрения важнейшим является вопрос о существовании и человека в нем. Ведь прежде чем о чем-то размышлять и высказываться, надо убедиться в его существовании. Существование - это фундаментальная характеристика любого предмета, события или явления. Вот почему понятие бытия является одним из самых древних и содержательных в истории философии. Оно возникло из стремления познать окружающий человека мир как единое и многоликое целое. С его помощью не только раскрывается убежденность человека в существовании мира и самого себя в нем, но и познаются коренные характеристики мироздания. Проблема бытия, его форм, общих характеристик и законов рассматривается в разделе философии, который называется онтологией, или теорией бытия. В онтологии, которая занимает особое место в системе философского знания, широкое применение находят такие философские понятия, как «бытие» и «небытие», «существование», «субстанция», «материя», «пространства» и «время», «мир», «сознание».

Бытие - это философское понятие, которое указывает на реальное существование объекта как важнейшее его свойство. Понятие бытия указывает на то, что объект есть и существует, имеет место, и наоборот, отсутствие бытия обозначается понятиями «небытие», «ничто», «пустота». Бытие во всех своих проявлениях - это сложная совокупность всего сущего, мир как единое и многообразное целое.

Основные черты экзистенциализма - обращенность к отдельной личности, восстановление и возвеличивание роли индивидуальности в общественном развитии. Главное внимание экзистенциалисты уделили наиболее важным, с их точки зрения, состояниям и чувствам человека, таким, как тревога, страх, совесть, забота, отчаяние, любовь.

К экзистенциализму относят разных авторов, никогда не составляющих цельного и единого учения: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П.Сартр.

Философы – экзистенциалисты часто прибегали к изложению своих идей в собственно – литературной форме(романы, пьесы, эссе), хотя им не была чужда и определенная философская методология- так, все они в большей или меньшей степени опираются на феноменологию Э.Гуссерля.

В центре внимания экзистенциализма - проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Одно из основных понятий данного философского направления - экзистенция. Понятие экзистенции как основы личности впервые было введено датским философом Кьеркегором, которого экзистенциалисты считают одним из своих предшественников. Экзистенция - центральное ядро человеческого «Я» как конкретной неповторимой личности; она несводима ни к перегниванию в психологическом смысле, ни к всеобщему мыслящему разуму. Экзистенция заключает в себе нерасчлененную целостность субъекта и объекта, недоступную рационалистическому мышлению, исходящему из противопоставления субъекта объекту. Человек осознает себя как экзистенцию, прежде всего в «пограничной ситуации» - перед лицом смерти, болезни, катастрофы. Свобода человека понимается в экзистенциализме как свобода выбора самого себя (Сартр), формирование себя своими действиями и поступками. Человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет, при этом свободный человек несет ответственность за собственный выбор. Экзистенциалисты описывают человеческое существование в терминах тревоги, заброшенности, отчаяния. Обсуждение проблем взаимодействия личности и социального целого приводит к понятию абсурда, к поиску путей изживания абсурда (Камю), к «прорыву мира объективации» (Бердяев). Традиционно в экзистенциализме выделяются атеистическое и религиозное направления.

 

Экзистенциализм - это интеллектуальная реакция на кризис гуманизма и острые социальные проблемы XX века. Позитивное значение этой философии состоит в том, что она утверждает веру в силы и возможности

человека, в его способность устроить социальный мир «по-человечески». Экзистенциализм - это гуманизм, философия доверия к человеку, философия надежды на него. Основным в этом течении является идея ответственности человека за мир, в котором он существует, страдает и борется. «Быть в пути» - в этом и состоит подлинное, хотя и нелегкое его призвание. Ни боль, ни страх, ни отчаяние не должны увести человека от ответственности перед Миром. Он может, а значит, и должен устроить свою жизнь разумно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: