Министерство образования и науки
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего образования
«Челябинский государственный университет»
Троицкий филиал
Н.В. Лежнева
Методические рекомендации по выполнению
курсового проекта в вузе
для направления 44.03.02 – «Психолого-педагогическое
образование»
Направленность (профиль)
Психолого-педагогическое сопровождение общего образования,
Профессионального образования, дополнительного образования
И профессионального обучения
Троицк 2018
Лежнева, Н. В. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта в вузе (для направления 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование») / Н.В. Лежнева. – Троицк: ТФ ФГБОУ ВО «ЧелГУ», 2018. – 40 с.
Особенности информационного общества предопределяют необходимость реформирования высшего образования. В современных условиях роль курсового проектирования, как самостоятельной творческой работы существенно повышается. Однако организация курсового проектирования нуждается в основательном методическом обеспечении. Данные методические рекомендации призваны частично решить эту проблему.
Методическое пособие предназначено для студентов направления «Психолого-педагогическое образование» и их научных руководителей.
© Челябинский
государственный
университет, 2018
Содержание
Введение…………………………………………………………… | |
1. Требование к курсовому проекту……………………………… | |
2. Выбор темы исследования……………………………………… | |
3. Структура курсового проекта…………..…………………….. | |
5. Руководство курсовыми проектами………………………….. | |
6. Техническое оформление курсового проекта………………. | |
7. Технологические аспекты выполнения курсового проекта…. | |
8. Работа с литературой…………………………………………… | |
12. Изложение изученного материала…………………………… | |
13. Оформление курсового проекта……………………………… | |
14. Защита курсового проекта……….…………………………… | |
15. Статистическая обработка экспериментальных данных…… | |
Заключение………………………………………………………… | |
Приложения ……………………………………………….………. | |
|
Введение
Подготовка педагога-психолога, способного мобильно и гибко, в режиме реального времени, откликаться на требования социума, изменения в экономической, образовательной, духовной сферах жизни общества, реализовывать свои профессиональные интересы, учитывая особенности образовательного учреждения, во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности студента.
Выполнение за период обучения ряда самостоятельных научных работ, в том числе курсовых и дипломных работ, отличающихся возрастающей степенью трудности, помогают студентам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей психолого-педагогической позиции и сформировать умение ее отстаивать и защищать. Но особенно важен первый курсовой проект, так как именно в рамках его выполнения складывается стиль научно-исследовательской деятельности студента. Обращение к психологической и педагогической наукам в рамках курсовой работы предполагает не только использование научных знаний, но и в определенной степени их производство. Такое умение составляет содержание методологической культуры педагога-психолога, то есть специфической для сферы образования культуры мышления, предполагающей знание педагогом определенных методологических норм, правил научного познания, а также умение их применять в процессе решения педагогических задач.
|
В стенах учебного заведения студенты делают первые шаги в овладении основными исследовательскими подходами и умениями. Опыт руководства курсовыми работами показывает, что студенты испытывают затруднения при их разработке и написании. Причины этого – в отсутствии специальной подготовки будущих педагогов-психологов к исследовательской деятельности, а также в том, что нет единых требований к курсовым работам и проектам по психолого-педагогическому направлению.
Предлагаемые методические рекомендации по выполнению курсовых проектов помогут студентам в её подготовке, выполнении, оформлении и защите.
Требование к курсовому проекту
Для студентов направления 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование предусмотрено курсовое проектирование.
Курсовой проект – учебный проект, ограниченный предметной областью учебной дисциплины и дисциплин, логически предшествующих ей, направленный на решение задач, связанных с созданием продукции, предполагающий анализ проблемной ситуации, генерацию возможных путей ее разрешения, обоснование рационального варианта решения, выполнение экспериментальных и технологических работ.
|
Студент выполняет последовательно курсовые проекты (2 и 3 курс)
Темы курсовых и дипломных проектов, как правило, связаны между собой.
В результате выполнения курсового проекта в вузе студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педагогам-психологам необходимо:
- научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.;
- изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;
- грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;
- собрать, проанализировать и обобщить передовой опыт в области психологии, определенный темой исследования;
- оформить результаты теоретического исследования, согласно принятым требованиям.
Во время выполнения курсового проекта кроме перечисленного выше, студенту необходимо:
- выполнить экспериментальную работу, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его, сделать выводы;
- оформить результаты экспериментального исследования, согласно принятым требованиям.
Выбор темы исследования
Темы курсовых проектов определяются и утверждаются на заседании кафедры педагогики и психологии с учетом исследовательских интересов и потребностей практической психолого-педагогической деятельности студентов.
Тематика курсовых проектов должна отвечать следующим требованиям:
1. Соответствовать задачам подготовки бакалавров по направлению психолого-педагогическое образование.
2. Отвечать потребностям современного общества.
3. Учитывать направление и проблематику современных психолого-педагогических исследований.
4. Приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры педагогики в целом.
5. Учитывать разнообразие интересов студентов в области психологической и педагогической теории и практики, а также результаты работы в студенческом научном обществе.
Темы курсовых проектов могут быть выбраны различными способами:
1. Преподаватель определяет тему курсового проекта студента, привлекая студентов к разработке определенной проблемы в рамках своей исследовательской работы.
2. Студент выбирает тему, отражающую тот аспект воспитательно-образовательной, методической работы, который является приоритетным направлением для филиала. Это даст возможность теоретически обосновать проводимую практическую работу, проанализировать ее, способствовать ее распространению. Не менее интересно выбрать такую тему проекта, которая «западает» в вузе: проведенное исследование поможет преодолеть этот недостаток, пробел в учебной или воспитательной работе.
3. Студент выбирает тему, соответствующую его интересам. Определению темы в этом случае содействуют приемы, помогающие самостоятельно выбрать тему исследования:
- просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);
- выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных исследований, с использованием новых, более совершенных методов;
- проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;
- ознакомление со специальной литературой и периодическими педагогическими изданиями;
-консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.
Выбирая тему, необходимо учесть, что современное исследование в рамках курсового проекта носит междисциплинарный характер. Поэтому, выбрав, например, психологическую тему целесообразно завершить ее педагогическими рекомендациями, а в любой теме по педагогике, методике требуется психологическое обоснование.
Примерный перечень тем приведен в Приложении 1, однако точное повторение темы не приветствуется. Так как для каждого студента тема должна быть выбрана индивидуально с учетом уровня его подготовки и интересов.
Выбор тем курсовых проектов должен быть ориентирован на дипломный проект. В связи с этим в выборе тем курсовых и дипломных проектов активно участвует научный руководитель, который помогает студенту справиться с анализом большого объема информации, необходимого для выбора темы.
После того, как тема выбрана, согласована с научным руководителем и утверждена на заседании кафедры, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсового проекта. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовой проект.