Требование к курсовому проекту




Министерство образования и науки

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего образования

«Челябинский государственный университет»

Троицкий филиал

 

Н.В. Лежнева

Методические рекомендации по выполнению

курсового проекта в вузе

 

для направления 44.03.02 – «Психолого-педагогическое

образование»

 

Направленность (профиль)

Психолого-педагогическое сопровождение общего образования,

Профессионального образования, дополнительного образования

И профессионального обучения

 

 

Троицк 2018

Лежнева, Н. В. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта в вузе (для направления 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование») / Н.В. Лежнева. – Троицк: ТФ ФГБОУ ВО «ЧелГУ», 2018. – 40 с.

Особенности информационного общества предопределяют необходимость реформирования высшего образования. В современных условиях роль курсового проектирования, как самостоятельной творческой работы существенно повышается. Однако организация курсового проектирования нуждается в основательном методическом обеспечении. Данные методические рекомендации призваны частично решить эту проблему.

Методическое пособие предназначено для студентов направления «Психолого-педагогическое образование» и их научных руководителей.

 

© Челябинский

государственный

университет, 2018

Содержание

Введение……………………………………………………………  
1. Требование к курсовому проекту………………………………  
2. Выбор темы исследования………………………………………  
3. Структура курсового проекта…………..……………………..  
5. Руководство курсовыми проектами…………………………..  
6. Техническое оформление курсового проекта……………….  
7. Технологические аспекты выполнения курсового проекта….  
8. Работа с литературой……………………………………………  
12. Изложение изученного материала……………………………  
13. Оформление курсового проекта………………………………  
14. Защита курсового проекта……….……………………………  
15. Статистическая обработка экспериментальных данных……  
Заключение…………………………………………………………  
Приложения ……………………………………………….……….  
   
   
   

 

Введение

Подготовка педагога-психолога, способного мобильно и гибко, в режиме реально­го времени, откликаться на требования социума, изменения в экономичес­кой, образовательной, духовной сферах жизни общества, реализовывать свои профессиональные интересы, учитывая особенности образовательного уч­реждения, во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самосто­ятельной познавательной деятельности студента.

Выполнение за период обучения ряда самостоятельных научных работ, в том числе курсовых и дипломных ра­бот, отличающихся возрастающей степенью трудности, помогают студен­там овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятель­ности, определиться в своей психолого-педагогической позиции и сформировать уме­ние ее отстаивать и защищать. Но особенно важен первый курсовой проект, так как именно в рамках его выполнения складывается стиль научно-исследовательской деятельности студента. Обращение к психологической и педагогической наукам в рамках курсовой работы предполагает не только использование научных знаний, но и в определенной степени их производство. Такое умение составляет содер­жание методологической культуры педагога-психолога, то есть специфической для сферы образования культуры мышления, предполагающей знание педагогом определенных методологических норм, правил научного познания, а также умение их применять в процессе решения педагогических задач.

В стенах учебного заведения студенты делают первые шаги в овладе­нии основными исследовательскими подходами и умениями. Опыт руко­водства курсовыми работами показывает, что студенты ис­пытывают затруднения при их разработке и написании. Причины этого – в отсутствии специальной подготовки будущих педагогов-психологов к исследовательс­кой деятельности, а также в том, что нет единых требований к курсовым работам и проектам по психолого-педагогическому направлению.

Предлагаемые методические рекомендации по выполнению курсовых проектов помогут студентам в её подготовке, выполнении, оформлении и защите.

Требование к курсовому проекту

Для студентов направления 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование предусмотрено курсовое проектирование.

Курсовой проект – учебный проект, ограниченный предметной областью учебной дисциплины и дисциплин, логически предшествующих ей, направленный на решение задач, связанных с созданием продукции, предполагающий анализ проблемной ситуации, генерацию возможных путей ее разрешения, обоснование рационального варианта решения, выполнение экспериментальных и технологических работ.

Студент выполняет последовательно курсовые проекты (2 и 3 курс)

Темы курсовых и дипломных проектов, как правило, связаны между собой.

В результате выполнения курсового проекта в вузе студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педагогам-психологам необходимо:

- научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.;

- изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;

- грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современ­ной литературе на основе ее анализа;

- собрать, проанализировать и обобщить передовой опыт в области психологии, определенный темой исследования;

- оформить результаты теоретического исследования, согласно принятым требованиям.

Во время выполнения курсового проекта кроме перечисленного выше, студенту необходимо:

- выполнить экспериментальную работу, об­работать полученный эмпирический материал, проанализиро­вать, систематизировать, интерпретировать его, сделать вы­воды;

- оформить результаты экспериментального исследования, согласно принятым требованиям.

Выбор темы исследования

Темы курсовых проектов определяются и утверждаются на заседа­нии кафедры педагогики и психологии с учетом исследовательских интересов и по­требностей практической психолого-педагогической деятельности студентов.

Тематика курсовых проектов должна отвечать следующим требованиям:

1. Соответствовать задачам подготовки бакалавров по направлению психолого-педагогическое образование.

2. Отвечать потребностям современного общества.

3. Учитывать направление и проблематику современных психолого-педагогических исследований.

4. Приобщать студентов к работе над проблемами, которые иссле­дуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры педагоги­ки в целом.

5. Учитывать разнообразие интересов студентов в области психологической и педа­гогической теории и практики, а также результаты работы в сту­денческом научном обществе.

Темы курсовых проектов могут быть выбраны различными способами:

1. Преподаватель определяет тему курсового проекта студента, при­влекая студентов к разработке определенной проблемы в рам­ках своей исследовательской работы.

2. Студент выбирает тему, отражающую тот аспект воспитатель­но-образовательной, методической работы, который является при­оритетным направлением для филиала. Это даст возможность теоретически обосновать прово­димую практическую работу, проанализировать ее, способствовать ее распространению. Не менее интересно выбрать такую тему проекта, которая «западает» в вузе: проведенное исследование поможет преодолеть этот недостаток, пробел в учебной или воспитательной работе.

3. Студент выбирает тему, соответствующую его интересам. Опре­делению темы в этом случае содействуют приемы, помогающие са­мостоятельно выбрать тему исследования:

- просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделан­ных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

- выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных ис­следований, с использованием новых, более совершенных ме­тодов;

- проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;

- ознакомление со специальной литературой и периодическими педагогическими изданиями;

-консультации с ведущими учеными для выявления малоизу­ченных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

Выбирая тему, необходимо учесть, что современное исследова­ние в рамках курсового проекта носит междисциплинарный характер. Поэтому, выбрав, например, психологическую тему целесообразно завершить ее педагогическими рекомендациями, а в любой теме по педагогике, методике требуется психологическое обоснование.

Примерный перечень тем приведен в Приложении 1, однако точное повторение темы не приветствуется. Так как для каждого студента тема должна быть выбрана индивидуально с учетом уровня его подготовки и интересов.

Выбор тем курсовых проектов должен быть ориентирован на дипломный проект. В связи с этим в выборе тем курсовых и дипломных проектов активно участвует научный руководитель, который помогает студенту справиться с анализом большого объема информации, необходимого для выбора темы.

После того, как тема выбрана, согласована с научным руководи­телем и утверждена на заседании кафедры, составляется календар­ный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсового проекта. План облегчает контроль за ходом выпол­нения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовой проект.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: