IV. Предлагаемая структура профессиограммы для основных специальностей (направлений) подготовки.




Раздел 6

Методические рекомендации по использованию в портфолио достижений студента, аспиранта профессиограмм по профессиям ФДПП

Н.Н. Пачина, Е.В. Черных, И.И. Мясникова

I. Разработка профессиограммы необходима:

1. Для профессионального информирования пользователей о профессиональной подготовке, переподготовке, дополнительном образовании, повышении квалификации.

2. Для профессионального самоопределения всех желающих освоить ту или иную профессиональную деятельность.

3. Для разработки учебно-методической документации: для детализации компетенций в разработке паспорта компетенций.

4. Для разработки портфолио достижений студента.

II. Основными пользователями профессиограммы являются:
1. Профессорско-преподавательский коллектив университета.

2. Студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по соответствующему направлению подготовки (специальности);

3. Абитуриенты на этапе профессионального самоопределения.
4. Объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

III. Чем будет отличаться предложенная схема профессиограммы от разработанных ранее?

1. Использование компетентностного подхода.

2.Отражением специфики профессиональной подготовки студентов ЕГУ им.И.А. Бунина.

3.Представлением профессий, которые можно осваивать параллельно.

Ключевые понятия: профессия, должность, специальность, квалификация, направление подготовки, профиль, компетенция.

Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы.

Специальность (от лат. specialis — особый, особенный, species — род, вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии https://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Специальность/

Квалификация (от лат. qualis — какой по качеству и facio — делаю), 1) степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы 2) Характеристика определённого вида работы, устанавливаемая в зависимости от её сложности, точности и ответственности https://slovari.yandex.ru/

Должность совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте.

Направление подготовки – совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки.

Профиль – совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержании.

Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Тип профессии указывает на то, с кем или с чем человек имеет дело в своей профессиональной деятельности (предмет труда).

Класс профессии указывает на степень сложности и требуемой квалификации человека, определяет характер труда. Все профессии условно делятся на два класса: алгоритмический (исполнительский) и творческий (эвристический).

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту.

Профессиональная ориентация – комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии.

Профессиональное самоопределение – выбор профессии человеком.

IV. Предлагаемая структура профессиограммы для основных специальностей (направлений) подготовки.

1. Наименование специальности (ей) и/или направления (ий), по которым ведется подготовка с указанием шифра, квалификации (степени), формы и продолжительности обучения. Название факультета, на котором осуществляется данная подготовка.

2. Презентация профессии. Тип и класс профессии. Содержание деятельности. Условия труда. Медицинские противопоказания. Виды деятельности (по ФГОС/ГОС).

3. Специфика профессиональной подготовки студентов с указанеием блока основных изучаемых дисциплин, курсовых работ, факультативных дисциплин, дипломной тематики.

4. Освоение дополнительных профессий (указать рекомендуемые специальности ФДПП).

5. Требуемый уровень профессиональных компетенций, перечень системообразующих компетенций (знаний, умений, навыков), а также:

· качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности;

· качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.

6. Трудоустройство и перспективы карьерного роста:

· учреждения, предприятия, организации

· повышение квалификации;

· магистратура (указать соответствующие направления);

· аспирантура (указать соответствующие специальности).

 

Основные документы для разработки профессиограммы: ФГОСтретьего поколения, карта профессий (тип и класс профессий), Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования».

https://www.edunion.ru/page.html?region=1&sid=&page=27 https://www.labor.ru/index.php?id=1413 Департамент труда и занятости населения города Москвы.

В связи с тем, что в данной схеме профессиограммы необходима информация о специальностях ФДПП, то для них мы разработали следующую структуру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: